Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Содержательный модуль 2




Основные направления зарубежной консультативной и терапевтической психологии

План подготовки к практическому занятию № 1

Тема 1. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании (4 часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Каковы принципиальные характеристики психодинамического направления в консультативной психологии и психотерапии?

2. Определите основную область деятельности (предмет) психолога, работающего в психодинамической парадигме.

3. Сформулируйте специфику классического (ортодоксального) психоанализа в трактовке психологических проблем и способов работы с ними.

4. Охарактеризуйте основные психологические защитные механизмы, описанные З. Фрейдом, и объясните их функциональное своеобразие.

5. Сформулируйте основные понятия аналитической психологии К. Юнга.

6. Определите структуру личности по К.Юнгу.

7. Раскройте психотехнику в аналитической психотерапии.

8. Раскройте особенности индивидуальной психологии А. Адлера. Охарактеризуйте психотехнику в аналитической психотерапии А. Адлера.

9. Дайте характеристику гуманистическому психоанализу Э. Фромма

10. Сформулируйте специфику нейрофрейдизма (Г. Сэлливен, К. Хорни, Э. Берн).

11. Каковы истоки и кто является зачинателем поведенческого направления в консультировании и психотерапии?

12. Прокомментируйте понятие “личность” в поведенческой психологии.

13. Дайте характеристику основных рабочих понятий поведенческой парадигмы в консультировании и психотерапии.

14. Раскройте особенности бихевиористического направления Дж. Уотсона, Э. Торндайка.

15. Охарактеризуйте фундаментальное правило поведенческой психологии – стимул-реакция.

16. Раскройте особенности понимания личности в бихевиоральной психологии Г. Айзенка.

17. Дайте характеристику консультативного и психотерапевтического процесс бихевиорального направления.

18. Назовите новейшие направления поведенческой психотерапии и кратко охарактеризуйте собственное видение их специфики.

Проблемная ситуация «Случай с Женькой» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.195-201)

Вопросы для обсуждения:

1. Из возрастной психологии известно, что мелкое воровство, особенно относящееся к небольшим суммам денег, составляет поведенческую норму, в частности, в подростковом возрасте, когда складывается потребность в автономии.

2. Герой рассказа принадлежит к возрастной группе младших школьников. Можете ли вы сформулировать наиболее вероятный мотив кражи денег данным ребенком?

3. Допускаете ли вы, что мать просто забыла дать Жене денег “на завтрак” и он подчинился вначале одному мотивационному вектору, а затем, по инерции, другому (мотив — “иметь”)?

4. Согласны ли вы с объяснением мотива и цели своего поступка самим ребенком?

5. В чем, на ваш взгляд, заключается суть психотерапевтической работы с Женькой? Ситуативной? Глубинной?

6. Ваше видение возможной психотерапевтической работы с семьей Женькиных родителей.

Проблемная ситуация «Когда мама влюбилась» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С. 247-254)

Вопросы для обсуждения:

1. Изложите ваше понимание описанной ситуации.

2. Обоснуйте ваш выбор психотерапевтической парадигмы в возможной психотерапевтической работе с Еленой Николаевной.

3. Обоснуйте ваши предположения о соматизации психологии у Аленки в связи с лживым поведением матери.

4. Что, на ваш взгляд, может означать большая занятость отца Аленки на работе, помимо его увлеченности делом?

5. Дайте возможные варианты объяснения психологических причин влюбленности Аленкиной мамы.

6. Уместен ли в данной ситуации вопрос об ответственности жены и матери за собственные чувства? Аргументируйте ответ.

7. Насколько приемлем в проработке данной проблематики трансактный анализ?

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 296 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1998. – 540 с.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб: Братство, 1994. – 223 с.

4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 335с.

5. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.:Наука, 1991.– 456 с.

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.:Республика, 1994.– 415 с.

8. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 336 с.

План подготовки к практическому занятию № 2

Тема 2. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи (2 часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Назовите основных представителей когнитивного направления в консультировании и психотерапии.

2. Какова определяющая идея, лежащая в основе когнитивно-ориентированной психотерапии?

3. Обрисуйте основную схему анализа поведения клиента в концепции А. Эллиса.

4. Охарактеризуйте консультативный и психотерапевтический процесс когнитивного направления, позицию психолога.

5. В чем смысл когнитивной психотерапии А. Бека?

6. Раскройте особенности психологической помощи при эмоциональных расстройствах.

7. Каковы особенности психотехники в реальностной психотерапии и консультировании?

8. Охарактеризуйте в общих чертах направление когнитивной психотерапии.

9. Каковы, на ваш взгляд, исторические и философские предпосылки возникновения гуманистической психологии и психотерапии?

10. Назовите основные направления гуманистической парадигмы (“третьей силы”) в консультативной психологии и психотерапии.

11. Каковы, на ваш взгляд, главные идеи, лежащие в основе экзистенциальной психотерапии?

12. Охарактеризуйте основные понятия экзистенциальной парадигмы в консультативной психологии и психотерапии.

13. Расскажите об основных принципах работы с клиентом в русле концепции К. Роджерса?

14. Перечислите и охарактеризуйте психотехники в концепции К. Роджерса.

15. Раскройте основные понятия и положения гештальт-терапии.

16. В каком отношении находятся гештальт-психология и гештальт-терапия?

17. Опишите основные техники в гештальт-терапии.

18. Дайте характеристику трансперсональной психотерапии и концепция С. Грофа.

Проблемная ситуация «Три встречи» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.195-201)

Вопросы для обсуждения:

В рассказе “Три встречи” явно просматриваются техники психотерапевтической работы, применяющиеся в НЛП и в гештальт-терапии.

1. Укажите конкретные высказывания, отражающие применение этих техник.

2. Какие действия с семантикой высказываний клиентки осуществлял психолог-психотерапевт?

3. В чем, на ваш взгляд, состояла проблема клиентки?

4. Насколько, на ваш взгляд, было бы уместно в этом конкретном случае применение поведенческих техник (например, релаксационных)?

5. Как бы вы оценили степень уместности обсуждения с клиенткой вопроса о конфиденциальности и об оплате услуг в данной конкретной ситуации? Предложите свои варианты.

6. В русле какой психотерапевтической парадигмы завершилась личностная работа с Татьяной Николаевной?

Проблемная ситуация „Лера”(Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.195-201)

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте ваше видение наиболее вероятной в описанном случае психотерапевтической парадигмы и направления, использованных автором.

2. Какие другие парадигмы или психотерапевтические техники могли бы предложить в данном случае вы?

3. Потребовалась ли вам для этого дополнительная информация о личности клиентки или достаточно указанной в рассказе?

4. Видите ли вы возможные дальнейшие направления психотерапевтической работы в отношении главной героини рассказа?Какие?

5. Кто, помимо Леры, нуждается в психотерапии из упомянутых в рассказе персонажей?

6. Каковы шансы и вероятность успеха семейной психотерапии в данном случае?

7. Могли бы вы предложить свой вариант инициирования подобной работы с персонажами рассказа?

8. Организовать конференцию по проблеме интерпретации одного сна, где каждая группа подробно анализирует его в контексте выбранного направления (психоанализ, аналитическая психология, гештальт-подход и др.)

9. В mini-группах подробно представить интерпретацию выбранных снов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 335 с.

2. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопр. Психологии. — 1990, №6. — С. 9—16.

3. Васьковская С. В., Горностай П. П. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – К.: Наукова думка, 1995. – 128 с.

4. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Соцветие, 1992. — 336 с.

5. Литвак М. Е. Из ада в рай: Избранные лекции по психотерапии: Учеб. пособие. – Ростов-на- Дону: Феникс, 1997. – 448 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

7. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.

8. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психолог. – 1994. – № 6. – С. 121 – 127.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных