Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Содержательный модуль 3




Психологическое консультирование в школе

План подготовки к практическому занятию № 1

Тема. Применение психодиагностических методик при консультировании (2 часа).

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Раскройте цель использования в консультировании психодиагностических методик.

2. Перечислите и охарактеризуйте требования к психодиагностическим методикам, используемых в консультировании.

3. Охарактеризуйте диагностический опросник как «пусковое» коммуникативное средство, как средство сбора дополнительной информации о клиенте.

4. Дайте характеристику работы психолога в применении диагностических методик.

5. Раскройте коммуникативную структуру ситуации консультирования. Назовите методики включенного наблюдения.

6. Дайте характеристику методике ведения записей во время психологического консультирования.

7. Раскройте особенности личностной и профессиональной рефлексии психолога в психологическом консультировании на ситуацию взаимодействия с клиентом.

8. Составьте программу психодиагностического обследования по следующему случаю: Мама Андрея (13 лет) обратилась за помощью к школьному психологу: «У него очень сложный характер, не могу подобрать подход. Учится очень плохо, практически с 1 класса… Ругаем его до тех пор, пока не начнет что-нибудь делать. В школе дисциплина не самая плохая. Репетиторов не хочет, говорит, что не хочет, чтобы за него деньги платили.

Водила его к психиатру, те сказали, что он нормаль­ный, что надо его к вам вести. Ваши студенты занима­ются с детьми, может, и с ним кто бы взялся? Он же все время молчит, в школе встанет на уроке и молчит. До школы был активный. Все со школы нача­лось— ругали его, ругали…

Когда уехали от дедушки и бабушки, он очень тос­ковал. Год назад узнал, что у него есть настоящий пала, ковырялся в документах… Общался с отцом, он ему очень не понравился. Со вторым мужем у него хоро­шие отношения, они вместе многое делают, он его не Ругает за «двойки», считает, что он умный парень, а учеба — не главное в жизни. И мне говорит, что при­учит его к труду, но трудом не наказывают… Он (сын. — А. Г.) ничего не говорит, ничем не поделится, его ха­рактер похож на отцовский — у него тяжелый харак­тер, уже с малолетства по тюрьмам, сейчас третий раз сидит…

Раньше-то муж его бил за учебу, сейчас поумнел, не бьет… Сын ходит на информатику, там его хвалят, никто же не знает, что у него одни двойки. Со школой ничего, наверное, не выйдет, надо начинать все снача­ла…»

2 Проанализируйте возможности применения следующих методик во время интервью.

Методика (Дом, Дерево, Человек) — проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Бухом в 1948 г Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей; возможно групповое обследование.

Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, чело века. Затем проводится детально разработанный опрос Объекты рисования, по мнению автора методики, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты, а каждый рисунок — своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребно­стях, уровне психосексуального развития и т. д. С помощью этого теста можно определить и уровень интеллектуальной развития человека.

Методика Жиля, тест-фильм — проективная методика исследования личности, опубликована Р. Жилем в 1959 г. И пред назначена для обследования детей.

Стимульный материал состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети и взрослые. Ребенку нужо выбрать себе место за столом среди других членов семьи.

Завершается обследование опросом, в процессе которой уточняются интересующие психолога данные. Систему личностных отношений можно рассмотреть по двум переменным:

• показатели конкретно-личностных отношений с членами семьи;

•показатели, характеризующие особенности самого ребен­А: любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению с другими людьми; стремле­ние к уединению; социальная адекватность поведения. Методика «завершение предложения», группа проектив­ных методик, которые исследуют личность. Предложения формируются таким образом, чтобы стимулировать обследу­емого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личнос­ти. Обработка полученных данных может быть как качествен­ной, так и количественной, принцип вербального завершения используется также в методиках типа завершения истории. Допускается групповое обследование.

Личностные олросники — направлены на измерение особенностей личности. Опросники могут быть разде­лены на:

опросники черт личности;

опросники типологические;

опросники мотивов;

опросники интересов;

опросники ценностей;

опросники установок.

Основные проблемы использования личностных опросников связаны с возможностью фальсификации ответов, а так­же со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и разли­чий в понимании вопросов обследуемыми.

Психологические автобиографии — получение сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути личности, отношении к пережитому и особенностях антиципации.

Словесный ассоциативный тест — стимульный матери­ал состоит из списка слов, при прочтении которых обследуе­мому требуется как можно быстрее произнести первое при­шедшее на ум слово. Фиксируется время реакции и другие особенности поведения. Интерпретация результатов определяется теоретическими взглядами исследователя.

10. Как вы думаете, на каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующие цитаты из художественных произведений:

1. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось»

(И.Анненский)

2. «За жирными коровами следуют тощие, за тощими — отсутствие мяса» (Г. Гейш)

3. «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»

(А. Ахматова)

4. «Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности и страсти» (А. Ахматова)

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.

2. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

5. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.

6. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

Планподготовки к практическому занятию № 2.

Тема. Диагностические пробы при консультировании младших школьников (2 часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте проблемы психической депривации, деформации психического развития, несоответствия физиологического и психического развития возрастной норме и другие проявления дизонтогенеза.

2. Определите детерминанты развития личности при психологическом консультировании.

3. Назовите проблемы, связанные с физиологическими и психологическими изменениями, новообразованиями при поступлении ребёнка в школу.

4. Охарактеризуйте проблемы адаптации и дезадаптации при переходе в новые возрастные периоды.

5. Раскройте проблемы изменения и коррекции ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте.

6. Раскройте особенности использования в психологическом консультировании рисуночных «диагностических проб».

7. В чем состоят особенности интерпретации детских рисунков при их анализе.

Проблемная ситуация № 1: В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 8 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с Аням консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Проблемная ситуация № 2:

За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает».

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

2. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход, - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 272 с.

3. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е издание. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с.

4. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

6. Мэй Р. Проблема тревоги. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 432 с.

7. Сатикова С.В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №4. – С. 25 – 32.

8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

Планподготовки к практическому занятию № 3.

Тема. Психологическое консультирование подростков и старших школьников (2часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Раскройте особенности психологического консультирования подростков и старших школьников.

2. Раскройте особенности применения психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников.

3. Охарактеризуйте ситуацию развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка).

4. Назовите особенности психологического консультирования при неустойчивости эмоционально-волевой сферы подростка.

5. Перечислите информативные диагностические методики при консультировании трудного подростка.

6. В чем могут возникнуть осложнения в процессе профессионального самоопределения старших школьников?

Проблемная ситуация № 1: Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с Аням консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Проблемная ситуация № 2: На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с Аням консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

2. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход, - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 272 с.

3. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е издание. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с.

4. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

6. Мэй Р. Проблема тревоги. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 432 с.

7. Сатикова С.В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №4. – С. 25 – 32.

8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных