Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как избавиться от нежелательных эмоций и вызвать желаемые




 

Негативные эмоции, как мы уже знаем, для нас важны не только кратковременным душевным дискомфортом, но и в еще большей мере своими отдаленными стойкими негативными последствиями. Откуда же берутся эти эмоции и почему они могут наносить вред? Ведь природа устроила организм человека целесообразно, с огромным запасом прочности, приспособив его для долгой и здоровой жизни! Так-то оно так, да только природа-матушка рассчитывала совсем на другой образ жизни. Не могла она предвидеть грядущий рост цивилизации и культуры, оторвавших человеческое существование от природных корней, от биологического естества, превративших для современного человека многие эмоции из средства выживания в дикой природе в инструмент саморазрушения.

Еще в 20-е годы прошлого столетия американский физиолог, доктор медицинских наук, почетный член РАН У. Кэннон в своей теории эмоций назвал их «реакциями борьбы или бегства» («fight-or-flight»). Такие эмоции, как, например, гнев или страх, биологически оправданны, полезны. Они подготавливают организм, чтобы выжать все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. Происходит так называемая симпатическая активация – в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышается артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток и повышается уровень сахара в крови – все для того, чтобы лучше обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, развить максимальное мышечное усилие (сильнее ударить или быстрее убежать). Этот механизм, унаследованный нами от далеких предков, работает одинаково и у животных, и у человека. Но если неандертальцу, одетому в звериные шкуры и вооруженному каменным топором, этот механизм помогал одолеть в бою врага-иноплеменника или ускользнуть от свирепого хищника и спасти свою жизнь, то нашему современнику в костюме и при галстуке, вооруженному лишь телефоном да шариковой ручкой, он создает одни лишь проблемы, ибо вступает в противоречие с правилами жизни современного общества. Ведь в большинстве ситуаций проявить физическую агрессию против лица, вызвавшего негативную эмоцию, против собеседника, увы, нельзя. Да и быстрые ноги не помогут в решении сегодняшних проблем. Человек, сидящий за столом в офисе, столкнувшись с неприятной информацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, чтобы обеспечить мышцы энергией. И мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… действия-то и не происходит. Физиологические же сдвиги, эта неизрасходованная, невостребованная подготовка к несовершившемуся действию, остаются.

Исходя из вышесказанного, рецепт безвредного для здоровья эмоционального выражения звучит так: назад к природе, но цивилизованным образом, не допуская эмоциональной несдержанности и разболтанности. Необходимо находить компромисс между выплескиванием эмоций и их сдерживанием, придерживаясь золотой середины и тщательно прорабатывая с помощью методов психологической саморегуляции остаточные проявления сдержанных эмоций. После того как в конкретной ситуации проработаны телесные проявления эмоции и осознаны глубинные причины ее возникновения, у человека часто возникает не только чувство освобождения, но и ощущение, что им исправлена сделанная ранее ошибка. Ведь с точки зрения психотехники отрицательная эмоция – это просто ошибка, эмоциональная реакция на неправильно представляемую ситуацию. По крайней мере, в условиях современного образа жизни биологический смысл отрицательных эмоций, их целесообразность для нашего организма в подавляющем большинстве ситуаций повседневной жизни давно утеряны.

А поскольку неотработанные эмоции запечатлеваются в теле, человек жалуется на сердце, на гипертонию, а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки застывшего напряжения или повышенного мышечного тонуса.

На языке клинической диагностики подобные очаги мышечного гипертонуса именуются фибромиалгией, или болезненными мышечными уплотнениями. Последние же, в свою очередь, в зависимости от их расположения могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства: нарушения ритма сердца, загрудинные боли, изжогу… А дальше за счет физиологических механизмов обратной связи замыкается порочный круг, в котором участок хронически повышенного мышечного тонуса, в свою очередь, служит генератором очага застойного возбуждения в коре головного мозга.

В тесной связи с подобными феноменами находятся и так называемые мышечные зажимы, описанные еще великим русским режиссером и теоретиком театра, создателем системы актерского искусства, знатоком эмоций К. С. Станиславским. И эти мышечные уплотнения влияют и на наше настроение, вызывая, казалось бы, беспричинную тоску, или тревогу, или раздражительность. Ведь еще в прошлом веке русский физиолог И. М. Сеченов, создатель российской физиологической школы, рассуждая о причинах эмоций, писал о «темном мышечном чувстве». Мышечное напряжение как спутник болезней описывалось и американским психологом, основоположником теории релаксации Е. Джейкобсоном. В самом деле, как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, измотанным, уставшим! Не случайно складывались народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как тяжесть с плеч», «взвалить ношу», «надеть хомут на шею» – это тяжесть не только в переносном смысле, это и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.

Более того, постоянное сдерживание эмоций, их экспрессивных проявлений, груз которых оседает в теле человека в виде участков мышечного напряжения, или телесных эквивалентов эмоций, приводит к постепенному образованию мышечного «панциря». Этот невидимый для окружающих барьер, с которым его обладатель не расстается ни днем ни ночью, способствует механизации душевной жизни и постепенному заключению характера в панцирь под воздействием общественных стереотипов (вспомним чеховского «Человека в футляре»). Образно говоря, в мышцах остается вся информация о пережитых человеком стрессах.

Вследствие того что в мышце сохраняются участки остаточного, хронического напряжения, происходит сбой циклического чередования периодов ее напряжения и расслабления, природного физиологического «маятника». В результате при движениях некоторым мышцам приходится выполнять двойную работу, преодолевая не только силу тяжести, но и сопротивление противостоящих им напряженных мышц-антагонистов. Со временем у человека формируется нарушенный двигательный стереотип, расстраиваются тонкие механизмы согласования деятельности различных мышц во время движения. Мозг привыкает к их постоянному напряжению и как бы забывает естественные навыки ненапряженных, пластичных движений, усвоенные в детстве.

При этом необходимо помнить: когда мы говорим, что эмоции запечатлеваются в теле, с физиологической точки зрения мы имеем в виду, что они хранятся в головном мозге. Но при этом следы эмоций проецируются на тело как на своеобразный экран. Существование же застойных очагов возбуждения в мозге приводит к определенным трофическим изменениям в области их телесных проекций, особенно в мышцах. Воздействуя на них, можно по цепочкам обратной связи воздействовать и на мозговые очаги. На этом принципе основана так называемая телесно-ориентированная психотерапия, популярная за рубежом и начинающая завоевывать признание в нашей стране. В ее арсенале существует большое число методов, сочетающих физическое лечение с психологической разгрузкой и основанных именно на работе с мышцами, снятии мышечных спутников эмоций и устранении заболеваний внутренних органов.

Как же мы привыкли выражать накопленные эмоции? Для людей определенного психологического склада легче всего «разрядиться» за счет других (подчиненных, членов семьи и т. д.), перенеся на них свое раздражение, но это не всегда приносит облегчение. Для людей же сдержанных, хранящих чувства в себе, этот способ неприемлем. Традиционные в нашей культуре способы – алкогольный, парильно-саунный, азартно-преферансный, комбинированный – имеют свои минусы. Не говоря уже о недавно привнесенном, но распространяющемся в молодежной среде психохимическом (употребление психоактивных веществ, приводящих к формированию болезненной зависимости). Главной причиной систематического употребления подобных веществ, представляющих собой яд для мозга, служит стремление использовать их для снятия стресса. И конечно, элементарное неумение справляться со стрессами иным путем.

Итак, откуда берутся негативные эмоции, мы выяснили. Но для того чтобы уметь бороться с ними, крайне важно представлять механизмы их развития и формирования. И прежде чем продолжить разговор, ответьте на такой вопрос. Когда человек поднимается по лестнице, у него поднимается кровяное давление. А может быть, благодаря тому, что поднимается давление, он и способен подняться по лестнице? Но причем здесь эмоции? А вот причем.

Согласно современной психологии и психофизиологии, вызванные эмоциями физиологические изменения и связанные с ними ощущения происходят раньше, чем эмоция становится осознанной. Другими словами, сначала мы реагируем на возникшую ситуацию автоматически, инстинктивно. И это происходит настолько быстро, что наше сознание не успевает отреагировать. И только потом мы осознаем эти ощущения и на их основании узнаем собственные эмоции.

Наши эмоции – это условные рефлексы, функционирующие на неосознаваемом уровне. Именно механизм эмоциональной реакции срабатывает автоматически, а уже ее результат осознается человеком. Если человек фокусирует внимание на механизме эмоциональной реакции, он может рассказать о своих эмоциях так: я волнуюсь, я злюсь и т. д. Если же не осознает, то эмоции образуют некоторый фон, на котором и протекает его деятельность и от которого напрямую зависит его функциональное состояние.

Развитие эмоции происходит как снежный ком, который ширится, растет и начинает захлестывать весь организм. Первоначально «пожар» эмоции загорается в мозге, в его глубинных структурах. Отсюда он перекидывается на другие области мозга, имеющие отношение к подсознанию, одновременно отражаясь на мышцах, внутренних органах, выбросе в кровь гормонов. Затем, когда эмоция распространяется дальше, захлестывая все области мозга, когда сигналы от напряженных мышц и растревоженных внутренних органов по каналам обратной связи, как специфическим, связанным с отдельными участками тела («вот сердце заныло… вот в висках застучало… вот в животе заурчало… в глазах потемнело…»), так и неспецифическим (немотивированная тревожность), поднимаются до уровня сознания, мы наконец-то замечаем, осознаем свое чувство. И здесь, уже на уровне сознания, эмоция может продолжать расти, когда человек привязывает к этим ощущениям привычный стереотип – боится собственного страха, сердится на собственную раздражительность, словом, уже на уровне сознания сам себя взвинчивает, разжигает, находится в состоянии повышенной эмоциональной готовности.

Вот и получается, что проявление эмоциональных реакций становится похоже на проявление условных рефлексов, которым человек обучился в раннем детстве и которые усвоились достаточно прочно, перейдя на уровень навыка.

Так что же, получается, управлять эмоциями человек не может? Нет, может. Но учится он этому в более или менее зрелом возрасте, когда привыкает брать эмоции под контроль. Одни это делают автоматически, не задумываясь над процессом обучения. Другие – осознанно, обучаясь контролировать эмоции. О таких людях говорят: это сильная личность. Но в любом случае используется один и тот же механизм – психофизиологическая реакция расслабления.

Возникает логичный вопрос: может ли обычный человек научиться контролировать свои эмоции? Посмотрите вокруг. В большинстве своем люди привыкли к собственной раздражительности, вспыльчивости и или ищут оправдания такому поведению, или кичатся им, заявляя, что у них такой характер и менять себя они не собираются.

На самом же деле избавиться если не от самих негативных эмоций, то от вызванных ими внутренних неприятных ощущений, болезненных последствий вполне реально. Наш организм самой природой создан так, что в нем имеется своеобразный биологический маятник, благодаря которому его состояние периодически меняется: на смену реакции напряжения, или стрессу, приходит реакция расслабления, или покой. В борьбе и непрерывном чередовании этих противоположностей достигается нормальное состояние. Соответственно, имеется в нашем организме заранее запрограммированный той же природой физиологический ответ, противоположный стрессовой реакции, – реакция релаксации.

И хотя реакция напряжения в первую очередь связана с напряжением мышц, обеспечение мышечной работы вовлекает в напряженную деятельность весь организм, все его основные органы и системы. Вот почему, если стрессовая реакция повторяется часто или организм пребывает в состоянии постоянного стресса, последний оказывает повреждающее действие на самые разные органы и приводит к развитию многочисленных заболеваний.

Вроде бы все здесь просто и понятно, все, как говорится, разложено по полочкам. Чтобы извлекать из стресса только пользу, используя его как движущую силу, и застраховаться от возможных негативных последствий, надо всего-навсего в нужный момент включать реакцию релаксации и снимать напряжение. Но не обольщайтесь: книжное знание еще не гарантия того, что вы в действительности сможете это сделать. И потому наша задача – научиться использовать эту теоретическую схему на практике, в повседневной жизни, чтобы вовремя переключаться от стрессовой реакции к реакции расслабления. При этом наиболее важными контролирующими параметрами, – а это именно то, чем можно управлять, – для нас будут напряжение/расслабление мышц и дыхание. Это и есть то подручное средство, которое с успехом можно применять для того, чтобы не только научиться снимать стресс, но и со временем научиться контролировать свои эмоции.

Конечно, мы можем научиться осознавать преимущественно внешние эмоциональные проявления и непосредственно воздействовать только на них. Но это именно то чувствительное звено в развитии эмоции, на которое можно повлиять, чтобы затормозить ее в зародыше. Для этого необходимо:

Остановить волну эмоции на уровне сознания. Подумайте: когда мы замечаем в себе эмоцию, чувство, мы замечаем всего лишь внутренние ощущения. Примите это как предупредительный сигнал вашего подсознания. Оно хочет или предостеречь от возможных неприятностей, или помочь мобилизовать внутренние резервы, или просто обратить внимание на что-то важное, что иначе вы могли бы просто не заметить. Подумайте, что волноваться и переживать по этому поводу бессмысленно. Наоборот, заметив связанные с эмоциями ощущения, можно как бы отделиться от них, наблюдать за ними как бы со стороны, а затем нейтрализовать их. Но прежде чем избавиться от неприятных ощущений, постарайтесь проанализировать их истинную причину, которая далеко не всегда лежит на поверхности. Очень часто обстоятельства, вызвавшие бурную эмоцию, являются лишь поводом, намеком на истинные причины. Используйте эту возможность, чтобы разобраться в своих проблемах.

Выработать систему раннего оповещения о происходящих в организме изменениях, связанных с эмоциями. Как мы уже упоминали, первоначальные, ранние изменения состояния мышц и внутренних органов в момент подъема эмоциональной волны по каналам обратной связи доходят до подсознания. На уровне сознания мы замечаем эти изменениягораздо позже, когда эмоции становятся достаточно сильными. Научиться замечать эти изменения раньше, перенести «сторожевой пункт» из подсознания в сознание – значит получить возможность своевременно гасить негативные эмоции. Как этого добиться? Развивать, тренировать навыки самонаблюдения, самоосознания. Для этого применяются достаточно простые упражнения, которые мы будем обсуждать дальше. И запомните: лучше чувствовать собственный организм – значит лучше к нему относиться.

Выработать навык нейтрализации отрицательной эмоции по принципу «клин клином вышибают», т. е. при помощи состояния покоя/расслабления или противоположной эмоции. Для этого нужно научиться произвольно создавать такое состояние инструментов эмоции – мышц (с помощью расслабления мышц туловища и конечностей, а также мимических) и внутренних органов (с помощью самонаблюдения, осознанного дыхания), которое характерно для покоя или положительных эмоций.

Вот этим мы с вами и займемся.

 

Упражнение «Как вызвать в самом себе большое искреннее чувство»

 

Для этого упражнения вам понадобится зеркало. Разместите его перед собой, расположив его так, чтобы видеть лицо и плечи. Посмотрите внимательно на свое лицо, как будто изучаете его впервые. Обратите особое внимание на симметричность левой и правой половин лица. Если выражения этих половинок не стыкуются, постарайтесь их согласовать. Дело в том, что их асимметрия часто свидетельствует о наличии внутренних конфликтов и депрессивных состояний. Затем переходите к мимическому выражению эмоций. Попробуйте сначала внешне изобразить различные эмоциональные состояния, соответствующие базовым – радость, печаль, гнев, страх, – каждое не менее пяти минут. Чтобы облегчить себе задачу, можете вспоминать соответствующие эпизоды из жизни. Произносите вслух реплики, соответствующие воображаемой ситуации, при этом внимательно следите, как меняется звучание вашего голоса. Если какие-либо внешние или внутренние ограничения мешают вам сделать это, можете попробовать произнести их мысленно, проговаривая про себя: важно представлять именно диалог, как бы разговаривая со своим отражением. Следите также за внутренними ощущениями. Наблюдайте за своим лицом, внимательно отслеживая изменения мимики, выражения глаз до тех пор, пока не почувствуете, увидите, услышите – словом, убедитесь, что вжились в нужное состояние. Можете поэкспериментировать, чтобы найти наиболее легкий для вас, обходящий внутренние ограничения вариант подобной работы. Можете попробовать закрыть глаза и мысленно представить зеркало и свое отражение в нем. Можете найти партнера, который будет выслушивать вас, подсказывать и направлять ваше внимание.

Суть упражнения. Помимо художественно– артистического аспекта, свойственного близким к психотерапии техникам актерского мастерства, упражнение имеет аспект физиологический. Ощущения, поступающие в мозг от лицевых (мимических) мышц, а также наблюдение выражения лица в зеркале – обратная лицевая связь – являются одними из важнейших психофизиологических механизмов эмоций. Поэтому особое внимание при выполнении упражнения необходимо обращать именно на эту обратную связь, или синхронность изменения ощущений на лице и отдаленных ощущений, связанных с эмоциями, в других участках тела.

 

Упражнение «Клин клином вышибают»

 

Усовершенствованная версия предыдущего упражнения, несколько приближенная к реальной жизни: выработка навыка смены отрицательной эмоции противоположной. Используйте опыт, полученный при выполнении предыдущего упражнения. Выберите одну положительную эмоцию, вживание в которую в предыдущем упражнении удалось вам легче всего. Вызовите неприятную эмоцию, и как только ощутите, что неприятные чувства начнут вас наполнять, вызовите положительную эмоцию. Проделайте это несколько раз подряд; постепенно вам удастся ускорить темп. Проработайте подобным образом различные отрицательные эмоции.

 

Усложненный вариант упражнения «Клин клином вышибают»

 

Находясь в спокойном, уравновешенном состоянии, представьте некоторую волнующую вас ситуацию, ожидаемую в будущем, – не только повторяя привычные словесно оформленные мысли, но и представляя соответствующие эпизоды в виде мысленных зрительных образов, представляя себя поочередно в роли актера или зрителя виртуального театра. Замечая проявления тревоги, других негативных эмоций, вспомните свои ранее отрепетированные положительные эмоции. Добившись нормализации эмоционального состояния, вернитесь к представлению эпизодов воображаемого спектакля, на этот раз выступая в роли режиссера и драматурга, меняя по собственному усмотрению сценарий происходящего действия – так, чтобы это удовлетворяло вас в наибольшей степени. При этом можете представлять себя не в роли непосредственного участника происходящих на мысленной «сцене» событий, а наблюдать за ними как бы со стороны – из зрительного зала или с режиссерского места. Запомните соответствующее собственное внутреннее состояние и вспоминайте его в дальнейшем, при реальных событиях, связанных с мысленно отрепетированными вами сценами.

Суть упражнения. Техника мысленной репетиции направлена на события, которые ожидаются в будущем. Таким же образом можно мысленно репетировать и прошлое, соответственно его перестраивать и совершенствовать. В психотерапии подобные техники носят название реимпринтинга (изменение личной истории) и т. п. При этом изменение отношения человека к собственному прошлому помогает ему изменить как свое самочувствие в настоящем, так и поведение в будущем.

Это полезно для снятия тревоги, фобий, расширения репертуара поведенческих навыков. Подобная техника помогает также избавляться от привычных негативных мыслей, вследствие которых человек разжигает отрицательные эмоции.

В повседневной жизни эта техника может оказать действенную помощь в нормализации эмоционального состояния в экстренной ситуации, если навык вызывания желательной эмоции доведен до автоматизма. Для этого приятная эмоция должна быть ассоциирована с конкретными привычными воспоминаниями, становящимися рефлекторными «якорями» (мыслями, образами, ощущениями), позволяющими «заякорить» нужное состояние прочно и глубоко, чтобы потом восстановить его достаточно быстро в необходимый момент.

 

Упражнение «Марионетка»

 

Это упражнение желательно повторять в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, как будто ваше собственное Я, контролирующее мысли, движения и эмоции, находится вне тела. При этом тело живет и движется чисто механически, как автомат, управляемый извне. Можете представить, что ваше Я наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые кнопки – эмоциями. При этом как телесные, так и душевные движения становятся отстраненными от вашего Я, переживаются как нечто искусственное, как будто это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощенные их психологической составной частью, отделенные от переживаний (в этом и заключается эффект диссоциации), чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем вернитесь в собственное тело (ассоциируйтесь с ним), чтобы в прямом смысле вновь ощутить полноту переживаний.

Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке накала эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации, разделения осознавания своего тела и осознавания собственного Я. Так, как будто некоторое время, обычно несколько минут, тело и сознательное Я живут сами по себе: тело отдыхает от собственного Я, а наше Я – от тела. А после короткого отдыха они вновь объединяются.

Впрочем, и здесь необходимо избегать крайностей. Можно отдохнуть от эмоций на время, но не стоит пытаться забыть о них навсегда.

Суть упражнения. К сожалению, порой люди стремятся вычеркнуть эмоции из своей жизни – так, чтобы действовать всегда расчетливо и жить бесстрастно, руководствуясь лишь голосом рассудка. Если человек слишком долго находится в диссоциированном состоянии, вытесняет эмоциональные ощущения, как бы забывает о собственном теле и его эмоциональной жизни, это может породить душевную черствость и эмоциональную глухоту, на психологическом языке именуемую алекситимией. И здесь в очередной раз мы убеждаемся в том, что крайности вредны: как избыток эмоций, так и их недостаток приводят к болезням. Если в первом случае срыв происходит быстро и человек замечает его связь с перенесенным стрессом, то во втором все происходит как будто скрыто, исподволь. Болезнь оказывается отложенной и развивается по мере накопления вытесненных, «замороженных» эмоций, которые «мстят» отторгающему их сознательному Я в форме разнообразных психосоматических симптомов.

Решение проблемы заключается в том, чтобы найти ту «золотую середину», или динамическое, подвижное нейтральное состояние, которое позволяет человеку мирно уживаться с собственными эмоциями, сохранять душевное равновесие.

 

Упражнение «Знакомство с собой»

 

Упражнение предназначено для тренировки умения фиксировать свои ощущения. Это простейший навык наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, собственное тело – кисть правой руки (для левшей наоборот).

Для разминки проделайте ряд несложных движений, которые подготавливают «материал» для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, – их просто нельзя не заметить.

Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой пятнадцать-двадцать встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, или как бы накачивая нечто в пространство между ладонями и имитируя работу насоса.

Энергично потирайте ладони одну о другую до появления ощущения интенсивного тепла.

Сильно и быстро не менее десяти раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущения утомления в мышцах кисти.

Потрясите пассивно висящую кисть.

Теперь – внимание и еще раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте все внимание на внутренние ощущения – все внешнее при этом как бы на время перестает для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения.

1. Вес. Чувствуете ли вы в кисти тяжесть или легкость?

2. Температура. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло?

3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но все же весьма часто): сухость или влажность; пульсация; покалывание; ощущение прохождения электрического тока; чувство ползания мурашек, мороз по коже; онемение (обычно в кончиках пальцев); вибрация; мышечная дрожь.

Может быть, вы почувствуете, что ладонь излучает некоторую энергию. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, оно пригодится вам в дальнейшем.

Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю. Наблюдайте за ним со стороны. Представьте, что ваше тело ожило и движется независимо от вашего желания. (Нередко наблюдается непроизвольное сгибание пальцев, подъем, «всплывание» рук, а иногда и более развернутые движения.) Продолжайте наблюдать за ощущениями неотрывно, как бы погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от окружающего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, ибо ощущения никогда не остаются неизменными; важно только удерживать, концентрировать на них внимание, чтобы заметить эти изменения. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять упражнение достаточно долго – не менее восьми-десяти минут, а если хватит терпения, и дольше.

Суть упражнения. Если выполнение этой задачи – пристального наблюдения за ощущениями в течение столь долгого времени – оказывается трудновыполнимым из-за того, что ваше внимание отвлекается на посторонние мысли, используйте следующий прием. Для того чтобы сосредоточить внимание на нужном материале и предотвратить наплыв мешающих мыслей, займите сознание непрерывным мысленным проговариванием – словесным описанием ваших ощущений. Не пытайтесь при этом анализировать, интеллектуализировать ваш чувственный опыт; просто говорите о том, что ощущаете; при этом снимается препятствующий самонаблюдению излишний интеллектуальный контроль.

 

Усложненный вариант упражнения «Знакомство с собой»

 

Попробуйте продолжить осознавание телесных ощущений на фоне какой-либо активной деятельности – это может быть сначала простая монотонная деятельность наедине с собой. При этом обычно телесное состояние остается относительно стабильным с незначительными и мимолетными изменениями. Следующий шаг – проделать то же самое в процессе общения. Любое живое, эмоциональное общение будет сопровождаться заметными изменениями телесно-эмоциональных ощущений. Когда вы начнете их замечать, то сможете обсудить эти ощущения с собеседником. И во многих случаях обнаружите закономерность, кажущуюся поначалу удивительной: ваши эмоциональные телесные ощущения оказываются одинаковыми с собеседником, как будто его ощущения зеркально отражаются в вашем теле или у вас общее ощущение, одно на двоих. Сделав наблюдение подобных ощущений привычным, выработав соответствующий навык – примерять эмоциональное состояние другого человека, замечать и анализировать возникающие при этом ощущения, – вы сможете сделать общение с окружающими более эффективным.

Суть упражнения. Описанные телесные ощущения в психотерапии известны как эмоциональный телесный резонанс. В основе синхронизма телесных ощущений партнеров по общению (собеседников, психотерапевта и клиента, целителя и пациента) лежит общий механизм синхронизации их эмоционального состояния. Это инстинктивная способность человека интуитивно чувствовать состояние собеседника – проявление социального инстинкта. Активизация подобных безусловно-рефлекторных механизмов в процессе общения представляет временный возврат человека к естественному, природно-инстинктивному функциональному состоянию – проявление эволюционной регрессии.

 

Подобное взаимодействие возникает между людьми в процессе любого действительно значимого для них эмоционального общения, хотя большей частью не осознается. Целенаправленное же наблюдение подобных отраженных ощущений, попадание их в сферу осознавания связано с возникновением в процессе общения людей взаимного коммуникативного транса, на фоне которого сохраняется их вербальный, словесный контакт. Сознательное создание такого легкого, поверхностного трансового состояния и лежит в основе психологических технологий эффективного общения. Усовершенствовать подобный психотехнический навык коммуникации помогает прием телесного отзеркаливания – подражания жестам, мимике, позе тела, дыханию собеседника, темпу и интонациям его речи (согласованным с ритмикой дыхания) и т. п. Возникающие со стороны собеседника ответные проявления зеркальности служат внешними индикаторами раппорта – присоединения к другому человеку – наряду с его внутренним индикатором, телесным резонансом. Следующим шагом является переход к целенаправленному влиянию на собеседника, или его ведению в желаемом направлении. В частности, если, замечая дискомфортное отраженное ощущение, вы сможете смягчить или устранить его с помощью приемов телесной саморегуляции, описанных далее, то состояние вашего собеседника может измениться аналогичным образом вслед за вашим благодаря невербальной обратной связи.

В народной медицине, целительстве, традиционных духовных практиках те же коммуникативные психотехники играют роль основы интуитивной диагностики (прочувствовать состояние пациента на себе или представить его образно, визуально) и невербальной психокоррекции. При этом если очистить подобные традиционные психотехники от налета мистики, оказывается, что целитель и его пациент во время соответствующих ритуалов и трансовых процедур ведут себя как дети, поскольку поведение ребенка, особенно в плане общения, ближе к естественному, инстинктивному и в то же время древнему, изначальному.

В плане саморегуляции, формирования навыков эмоциональной компетентности особенно важным является наблюдение телесных ощущений, связанных с эмоциями. Необходимо подчеркнуть: чем больше эмоция осознается, тем в большей мере при прочих равных условиях человек может ею управлять.

 

Упражнение «Вкус еды, или Еда со вкусом»

 

Данное упражнение, на первый взгляд представляющееся удивительно простым, на практике может оказаться неожиданно сложным. Это во всех смыслах слова «вкусное» задание связано с приемом пищи. Да-да, с обычным завтраком, обедом или ужином.

Заключается оно в том, чтобы не просто принимать пищу, а делать это осознанно и со вкусом. Иными словами, все время неотрывно наблюдать за собственными вкусовыми ощущениями, не допуская посторонних, отвлекающих мыслей. В полном соответствии с известным каждому с детства воспитательным нравоучением: «Когда я ем, я глух и нем». Только на этот раз молчание должно быть не только внешним, но и внутренним. Поглощать еду при этом следует также внимательно, медленно, без спешки, тщательно ее пережевывая, буквально смаковать каждый кусок, каждый глоток. Стараться почувствовать вкус пищи полностью, как это делают гурманы и дегустаторы. Так, чтобы в дополнение к простому ощущению вкуса почувствовать сначала еще и удовольствие вкуса, а затем вкус удовольствия. И конечно, запомнить соответствующее состояние.

Суть упражнения. Как только эти образные выражения станут для вас представляться конкретными наборами телесных ощущений, из вашей жизни уйдет (если она в ней была) проблема переедания и лишнего веса. Соответствующий навык сенсорного осознавания, непрерывного наблюдения ощущений с отвлечением от словесно оформленных мыслей является базовым для всех последующих упражнений. По сути, он представляет собой навык создания поверхностного телесного (кинестетического) транса. Или, если хотите, умение жить с удовольствием. Соответствующая техника осознавания ощущений в дальнейшем может применяться не только во время еды, но и в процессе иной деятельности, связанной с отдыхом и получением удовольствия.

 

Ну а для того, чтобы это удовольствие усилить и сделать эффективным инструментом защиты от стресса, нужно еще немного над ним поработать – приложить воображение, фантазию.

 

Упражнение «Дайте волю своей фантазии»

 

В основе этого упражнения лежат серьезные вещи, именуемые в физиологии синестезией (явлением восприятия, когда при раздражении одного органа чувств вследствие распространения возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств), а в некоторых психотерапевтических практиках – работой с субмодальностями (категория НЛП, в которой разрабатываются представления о типах людей с точки зрения их мироощущения и восприятия информации). Тем не менее не относитесь поначалу к выполнению этого упражнения слишком серьезно. Пусть оно представляется чем-то наподобие детской игры.

Это помогает раскрепостить сознание и сосредоточиться на ощущениях хотя и обычных, но в то же время привычно не замечаемых, игнорируемых. Тем самым достигается особое состояние сознания, дающее в том числе полноту осознавания собственного тела.

Так, сосредоточьте внимание на каком-либо внутреннем ощущении (это может быть ощущение в правой ладони или в любом другом участке тела). Теперь попробуйте поиграть с этим ощущением, дать волю своей фантазии. Смелее задействуйте воображение! Попробуйте представить это ощущение вне вашего тела. Представьте, какие оно могло бы иметь цвет, форму, размеры, вес, плотность, температуру. Попробуйте представить, какой могла бы быть фактура поверхности, если бы вы могли потрогать ее – гладкой или шероховатой. Попробуйте также представить, какие могли бы быть с ним связаны запахи, вкус, звуки. В вашем внутреннем представлении ощущение может даже иметь свой голос, вы можете как бы поиграть с ним в вопросы и ответы. (При этом не забывайте, что это только ваша внутренняя реальность, голос вашего собственного подсознания. Не делайте далеко идущих выводов.)

Суть упражнения. В этом упражнении отрабатываются не только навыки наблюдения за ощущениями, но и основы умения управлять ими, так как с точки зрения физиологии выявление деталей ощущений при их представлении в виде зрительных или звуковых образов (или других модальностей) позволяет как бы задействовать другие участки мозга, тем самым используя его резервы для управления своим самочувствием и настроением. При этом важно не заставлять свой организм насильно выдавать ожидаемый результат – желаемое телесное ощущение, зрительный или слуховой образ, – не подталкивать упирающееся подсознание, а мягко попросить его и терпеливо дождаться. Как вы сможете убедиться, результат не заставит себя долго ждать. Иначе говоря, добиться цели в общении с собственным организмом можно и должно, не прикладывая усилий.

 

Упражнение «Уставшая рука»

 

Упражнение предназначено для развития мышечного чувства, запоминания ощущения расслабления мышцы.

Примите удобную позу сидя или лежа. Закройте глаза, чтобы сосредоточить внимание на внутренних ощущениях, отключившись от всего внешнего, постороннего. Поднимите правую руку на уровень плеч. Начните быстро и сильно, изо всех сил сжимать и разжимать кулак до тех пор, пока не почувствуете, что рука устала и нет сил продолжать. Симметрично положите обе руки на колени. Наблюдайте за ощущениями в них. Постарайтесь заметить разницу ощущений в правой и левой кисти. При этом в первую очередь обратите внимание на следующие ощущения, характерные для расслабления мышцы:

1) вес – почувствуйте, насколько правая кисть тяжелее, чем левая;

2) температура – почувствуйте, насколько правая кисть теплее.

Постарайтесь запомнить ощущения тяжести и тепла – они вам еще пригодятся в дальнейшем. Понаблюдайте за ними как бы с разных сторон, сравнивая с известными, привычными ощущениями (рука устала, как после тяжелой работы; тепло, как будто лежишь в горячей ванне…). Подобным образом поработайте с ощущениями пять-шесть минут. Затем, сохраняя теперь уже привычные ощущения в кисти, переходите непосредственно к выполнению следующего упражнения.

В дальнейшем, когда вы освоите полную процедуру расслабления и будете использовать ее в повседневной жизни для отдыха и снятия стресса, каждый раз начинайте расслабление с выполнения этого упражнения (будет достаточно двадцати-тридцати секунд), используя его как «ключ» (или «якорь», или условно-рефлекторный сигнал) для входа в состояние расслабления.

И еще одно практическое замечание. Если вы в последующем будете выполнять процедуру расслабления среди дня, а после этого вам необходимо будет вернуться к обычной деятельности, то перед выходом из состояния расслабления не забудьте как бы стряхнуть с себя чувство тяжести. Лучше всего для этого напрячь все мышцы тела, как бы потягиваясь, одновременно с медленным глубоким вдохом, затем на секунду задержать дыхание на высоте мышечного напряжения и потом с резким выдохом сбросить напряжение, открыть глаза и встать с мягкого кресла.

Суть упражнения. Чем более интенсивных ощущений тяжести и тепла вы сумели добиться, тем лучше. Ощущения эти являются показателем тех физиологических изменений, которые происходят в организме во время выполнения упражнения. Чувство тяжести физиологически связано с расслаблением мышц, снижением мышечного тонуса (при этом изменяется состояние находящихся в мышцах и сухожилиях рецепторов, которые посылают в мозг непрерывный поток импульсов, сигнализирующих о состоянии мышц). Тем самым снижение мышечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу, позволяя ему отдохнуть. Эффект наблюдается двукратный: как уменьшение импульсации, идущей от мышц к коре полушарий головного мозга, так и неспецифической – от мышц к системе мозга, поддерживающей его кору в бодрствующем состоянии. А это, в свою очередь, приводит к особым – так называемым измененным – состояниям сознания, играющим для человека целительную роль.

Чувство же тепла связано с расширением кровеносных сосудов, что способствует нормализации артериального давления. И еще: если, несмотря на добросовестную работу, вместо тяжести приходят другие ощущения – ну что же, и это допустимо. Руки могут, к примеру, стать легкими, вплоть до полной невесомости, и даже начать подниматься вверх. (Особенно часто это наблюдается у людей, склонных к постоянному мышечному напряжению.) Главное – почувствовать изменение веса в любой форме, заметить разницу ощущений в правой и левой руках и научиться впоследствии ее контролировать.

Релаксация оказывает глубокое воздействие на психическое состояние человека в целом.

Глубокое мышечное расслабление полезно также тем, что оно приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым действием и стимулирующих центры удовольствия мозга. Подобная активация естественного механизма удовольствия не только дает приятные ощущения отдыха, но и может рассматриваться как профилактика специфического стрессового расстройства – синдрома дефицита удовольствия, бича современного общества.

 

Упражнение «Мысленное движение – пальцы рук»

 

Во время выполнения данного упражнения совершайте движение только в мысленном представлении, в воображении, не наяву, в то же время получая мышечный отклик, связанный с движением, – соответствующее телесное ощущение.

Правая кисть лежит на коленях ладонью вверх. Для контроля положите ладонь левой руки поверх правой. Закрыв глаза, мысленно представьте правую кисть, наблюдайте за ощущениями в ней. Начинайте представлять, как пальцы правой кисти сжимаются в кулак, одновременно чуть-чуть сгибая их на самом деле и напрягая мышцы кисти. Левая ладонь чувствует небольшое давление со стороны пальцев правой. Расслабляйте правую кисть, одновременно чуть сильнее прижимая левую ладонь к правой. Повторяйте и воображаемое, и действительное движения пальцев, но теперь реальное движение совершайте с еще меньшей амплитудой, по-прежнему контролируя его левой ладонью. Повторяем все снова с меньшей амплитудой, продолжая уменьшать ее до тех пор, пока левая ладонь не перестанет воспринимать незначительное, неощутимое движение пальцев правой. В вашем мысленном представлении и в ощущениях пальцев правой кисти ощущение движения и напряжения сохранится.

 

Упражнение «Мысленное движение»

 

Упражнение предназначено для того, чтобы запомнить последовательность расслабления различных групп мышц и соответствующие мысленно представляемые движения. Необходимые движения для каждой группы мышц представлены в таблице 3.

Примите удобное для расслабления положение (сидя или лежа). Закройте глаза, чтобы сосредоточить внимание на внутренних ощущениях. Дышите в медленном темпе. Проделайте движения, задаваемые таблицей для данной группы мышц, не менее восьми-десяти раз. Сначала выполняйте движения в полном объеме с максимальным усилием, напрягая мышцы, затем постепенно уменьшайте степень мышечного напряжения и амплитуду движений до едва заметных, в то же время запоминая ощущения в соответствующих группах мышц. Затем проделайте их только в мысленном представлении. Потренируйтесь не менее пятнадцати-двадцати минут, работая с отдельными мышечными группами. Затем соберите воедино все отработанные навыки, проделайте процедуру расслабления полностью, сверху донизу, от головы и рук к ногам. Для каждой мышечной группы повторяйте мысленное движение несколько раз, добиваясь все более отчетливых ощущений расслабления (тепло, тяжесть или легкость, «растворение»).

После того как все перечисленные в таблице мышечные группы будут в достаточной мере расслаблены, понаблюдайте за общим ощущением расслабления. Постарайтесь в полной мере ощутить на себе силу земного притяжения. Представьте, что тяжесть как будто наваливается на все тело, придавливает его. Возникает ощущение, что вы не владеете собственным телом, не можете пошевелить ни рукой, ни ногой, словно мозг еще не научился этого делать, как у новорожденного ребенка. Продолжая аналогию с ребенком, можете представить все тело мягким и податливым. Представьте, что даже косточки как будто сделались мягкими, еще не пропитанными кальцием, как у ребенка в утробе матери. Затем можно представить, что руки и ноги… увеличиваются в размере, удлиняются, становятся объемнее, затем то же самое происходит с шеей. Кстати, на фоне глубокого расслабления чувство тяжести может смениться легкостью, невесомостью. Побудьте немного в этом состоянии, не торопитесь выходить из него, отдыхайте в нем. Когда решите вернуться, не забудьте совершить активизирующий выход.

 

Таблица 3

Краткая схема мышечного расслабления

 

Таким образом, вы освоили важнейший навык антистрессовой саморегуляции – навык релаксации.

Это не только удобный способ за короткое время отдохнуть и отключиться от неприятных мыслей и переживаний, но и, что еще более важно, универсальная защита от стресса. Ведь во время выполнения упражнения происходит не только расслабление мышц, но и автоматическое включение важнейшего рефлекторного антистрессового механизма – реакции релаксации. Соответственно, применяется данная психотехника при любых стрессах, как внезапных, острых, так и хронических, в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни. Все последующие упражнения и процедуры осуществляются на базе релаксации.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных