ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тоталитарный режим.1. отсутствие принципа разделения властей. Вся полнота власти в руках узкой группы людей или единоличного лидера. 2. полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, вмешательство государства в сферу частной жизни. 3. права и свободы личности значительно ограниченны 4. господствует одна политическая партия или движение 5. господствует одна идеология, преследование за инакомыслие. 6. экономика под полным контролем государства. Например, Советский Союз в период культа личности Сталина. Крайним проявлением тоталитарного режима является фашистский режим: 1. государственный аппарат достигает огромных размеров и строится по принципу пирамиды, во главе которой стоит единоличный лидер с неограниченными возможностями. 2. права и свободы человека максимально ограниченны 3. фашизм опирается на массовый, физический и идеологический террор. Например, Германия. Идеологическим предшественником идеи тоталитаризма считают древнегреческого философа Платона, который в своем труде «Государство» описывает проект идеального государства, которое строится на основе разделения всего общества на три касты, слоя: правители, (мудрецы), стражи (воины), трутни (крестьяне-ремесленники). Правители всем управляют, стражи – защищают страну и ведут войны, у стражей предполагается общность имущества, жен, детей. Трутни занимаются ремеслом и возделыванием земли. Идеи социалистов – утопистов Томас Мор («Утопия»), Томазе Кампанелла («Город солнца»). Каждый из них описывает идеальное устройство общества, построенное на уравнительном распределении, отсутствии частной собственности и справедливом правлении выборных органов. Система органов упрощенна, примитивна, правители наиболее уважаемые люди. Государство контролирует все сферы жизни общества, вплоть до написания песен и стихов. Господствуют идеи коллективизма, уравнительного распределения. Человек рассматривается не как личность, а как часть общества.
ТЕМА 5: «Государство в политической системе общества». I. Политическая система, понятие виды. II. Гражданское общество. III. Государство и политические партии. Государство и церковь. Государство и трудовые коллективы. I Политическая система общества – система государственных и общественных организаций, участвующих общественно-политической жизни страны, отражающих интересы различных социальных групп, влияющих тем или иным образом на государственную власть. Признаки политической системы: 1. система взаимосвязи и взаимодействия государственных и негосударственных организаций и объединений. 2. политическая система обусловлена экономическими процессами, протекающими в обществе и в первую очередь, формами собственности. 3. в политической системе участвуют различные социальные институты, отражающие интересы различных слоев, классов, групп. 4. в политическую систему входят организации, осуществляющие власть, либо борющиеся за осуществление государственной власти, либо влияющие на ее осуществление. Структура политической системы: А) государство - центральный элемент политической системы. Б) негосударственные политические объединения: политические партии, общественно - политические движения В) около политические организации (не осуществляющие государственную власть, не борющиеся за ее осуществление, но влияющие на нее): профсоюзные, религиозные, кооперативные и др., осуществляющие свою деятельность в производственной, социально-бытовой и других сферах общественной жизни, но так или иначе влияющих на осуществление государственной власти и борьбу за нее. Политическая система это не только совокупность организаций, но и: 1 политические отношения между организациями и объединениями и их политической деятельностью. 2 политические нормы и традиции, регулирующие политические отношения, в первую очередь - нормы права. 3 политическое сознание, включая идеологические и психологические аспекты политической системы. Основной главный элемент политической системы – государство, т.к.: - государство универсальная и единственная организация, которая способна организовывать общественные отношения, общественную жизнь на уровне всего общества. - государство выступает единственным официальным представителем всего народа, объединенного признакам территории и гражданства. - единственный субъект, который является носителем государственного суверенитета. - государственная власть обеспеченна специальными средствами принуждения, вооруженными подразделениями. - государство обладает монополией на правотворчество, государство выступает законодателем. - государство обладает специальным набором материальных ценностей: государственная собственность, деньги, валюта, золотой запас. - государство выступает важнейшим интегрирующим (объединяющим) фактором. Именно в государстве сосуществуют противоборствующие слои и классы, государство объединяет и реализует общие интересы. В политической системе общества можно выделить следующие подсистемы: 1. институциональную (систему организаций и объединений) 2. нормативную (систему политических норм) 3. идеологическую (система взглядов, чувств, представлений и идей). 4. информационную (система политических коммуникаций, информационного обмена). II Гражданское общество – общество, основанное на уважении личности, личных свобод и интересов, организованное и развивающееся в соответствии с общепризнанными принципами, базирующееся на признании равенства всех форм собственности, высшим благом, в котором является право и закон. Признаки гражданского общества: 1. экономическая основа гражданского общества – разнообразие и равенство всех форм собственности. 2. Социально-экономическая основа общества – свобода труда и предпринимательской деятельности, их правовое обеспечение. 3. Уважение и незыблемость прав и свобод личности гражданина, их правовое обеспечение. 4. Идеологическая основа: свобода творчества, свобода мысли, свобода политических и религиозных мировоззрений. 5. политическая основа: государственная власть, но действующая только в рамках права. Открытость и гласность государственной власти. 6. Информационная основа – обеспечение права на доступ к информации и права защиты от информации. 7. Свобода индивидов: а) социальная – может принадлежать к различным социальным группам (семейным, трудовым, сословным); б) экономическая: может быть собственником и предпринимателем; в) политическая: может избирать и быть избранным. Может быть защищенным от произвола государственных органов. 8. Плюрализм в обществе: а) экономический: различные формы собственности, виды производственной и предпринимательской деятельности; б) политический: различные партии и объединения, представляющие интересы различных слоев общества; в) культурный: различные религиозные, национальные традиции и взгляды. Можно выделить пять основных систем гражданского общества, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой, составляя единую систему гражданского общества: 1. Экономическая система – это в первую очередь, отношения собственности, производства материальных и нематериальных благ, отношения распределения, обмена и потребления. 2. Социальная система – совокупность людей и их объединений. Это человек, семья, коллективы людей и большие социальные общности (нация, народ, класс). 3. Политическая система – организации и объединения людей, осуществляющих, борющихся или влияющих на государственную власть, а также политические отношения, политические нормы. 4. Духовно-культурная система - отношения между людьми, обществом и государством, складывающиеся по поводу культурных и духовных благ. Это образование, наука, культура, религия и т.д., а так же учреждения участвующие в этих отношениях. 5. Информационная система – отношения по общению, обмену и иному обороту информации между людьми на уровне индивидов, мелких групп и всего общества. Они касаются и деятельности средств массовой информации и распространения информации по электронным сетям. III Политическая партия – это организованная группа людей, зарегистрированная в установленном законом порядке, в соответствии с законами государства; организация, обладающая структурным единством, имеющая членство, четко выстроенные партийные органы и принятые в установленном порядке корпоративные, нормативные документы. Основной целью любой политической партии является борьба за государственную власть и осуществление государственной власти. Выделяют следующие виды партий: 1 По признаку обладания властью: - правящие, - оппозиционные. 2 По идеям, которые лежат в основе партийной политики: - либеральные, - коммунистические, - социал-демократические… 3 По отношению партии к государственной политике: - правые, - левые, - центристские. 4 По методам, которые использует политическая партия для захвата государственной власти: - партии, действующие в рамках закона, - партии, использующие неправовые методы. В современной политической системе роль политической партии заключается в продвижении своего представителя в высшие органы государственной власти через систему выборов. Политические партии имеют программу, в которой излагаются действия партии, которые она совершит, если придет к власти. Программа – план партии, который предлагается избирателям. В нашей стране существует возрастная роль партий при осуществлении государственной власти, т.к. при выборах в государственную думу граждане голосуют не за конкретных людей, а по партийным спискам, т.е. непосредственно депутатов назначает сама партия. Гражданин выбирает партию, а партия выбирает депутата. В работе политических партий в государственных органах широко распространяется такой институт как лабирование. Лабирование – способ продвижения интересов определенных узких групп за определенную выгоду для политической партии. Государство и церковь. Назначение государства и права как общественных институтов заключается в организации общественной жизни, в упорядочивании общественных отношений, в эффективном управлении общества. Соответственно, государство и право организуют экономическую, политическую, частично культурную и другую светскую общественную жизнь. Религия и церковь сфера духовной жизни, сфера веры. Поэтому в идеале названные институты никоим образом пересекаться не должны. Исключения могут составлять только те отношения, которые связанны с благотворительной деятельностью, борьба с сектами, организация благотворительных учреждений (ночлежки для бездомных). Государство и церковь: в религии все равны, самые «грязные» политики играют на религиозном, национальном самосознании, это не входит в сферу государства. Но исторически формы взаимодействия государства и церкви следующие: - тесное сотрудничество, взаимодополняемость и даже сращивание государственного и церковного аппарата. Церковь участвует в осуществлении государственных функций, а государство участвует в церковной деятельности. Пример: Средневековая Европа, священная инквизиция: церковь судит и карает преступников, а государство помогает церкви ловить их. - государство борется с церковью, либо из-за предпочтения как - то одной религии осуществляет гонение на церковные институты остальных религий, либо в государстве господствует атеистическая идеология. - разделение государства и церкви (в чистом виде не существует никогда), но в наиболее приближенном виде это современное государство. Государство и трудовые коллективы. Трудовые коллективы сами по себе наименьшим образом влияют на осуществление государственной власти. Но трудовые коллективы могут создавать специальные организации, представлять их интересы – профсоюзы. Профсоюзы могут создаваться по профессиональному признаку (профсоюз преподавателей), территориальному признаку (профсоюз работников г. Екатеринбурга) и по иным признакам (профсоюз одного предприятия ГАЗПРОМ, на всей территории РФ, разных профессий)- по признаку принадлежности к организации или отрасли. Крупные профсоюзы могут влиять на осуществление государственной власти путем проведения общественных акций, иной пропагандистской деятельности, путем участия в предвыборной компании. Профсоюз может выполнять роль и экономического рычага воздействия на государственную власть (например, забастовка). Профсоюзы – это также еще голоса избирателей. Негативная сторона деятельности профсоюзов заключается в том, что их всегда пытаются взять под контроль преступные группировки.
ПРАВО ТЕМА 1. I. Подходы к пониманию права. II. Понятие и признаки права. III. Сущность права. Право и закон. IV. Принципы права. V. Функции права. I Правопонимание – процесс и результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, оценку права и отношение к нему. Право можно познавать, как: 1 Право в целом, как абстрактное понятие, как общественное явление. 2 Право конкретного общества и государства (правовая система). 3 Отрасль, институт права (гражданское право). 4 отдельные правовые нормы. Правопонимание зависит от: - исторических условий, которые влияют на структуру и направленность права; - от культурных и политических условий, в которых находится субъект правопонимания (ученый, исследователь); - от идеологических, нравственных, философских оснований, из которых исходит субъект. Теорий прав множество. Основные теории права: Теологическая. Право исходит от бога, возникает в силу божественной воли. Право – Богом данное искусство добра и справедливости. Представители: Ф. Аквинский, А. Аврелий. Теория естественного права. Представители: Сократ, Демокрит, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Спиноза. Суть: люди обладают от природы некоторым комплексом прав, которые возникают у каждого с рождения уже в силу того, что он – человек, и не зависит от того, закрепляет ли государство эти права в своих законах или нет. Возникает это право от Бога или от природы. Вольтер: «Естественное право самой природой вписано в сердце человека». Гоббс: «Законы природы неизменны и вечны». По его мысли неизменными являются естественные права, которые являются таковыми и в силу природных законов, и в силу истинного разума, и в силу морали. Позитивизм и нормативизм. Представители: Ганс Кельзен, Шершеневич. Право исходит от государства, оно создано государством. Право – структурированная логическая система, состоящая из норм различной юридической силы. Строится по принципу пирамиды, во главе которой находится главная норма (основной закон, конституция). Все нормы взаимосвязаны и изложены в законах, издаваемых государством, которое обеспечивает эти нормы. Марксистская теория. Представители: Маркс, Энгельс. Право есть продукт классовых противоречий. Право возникает вместе с государством как система нормативного регулирования, обусловлена экономическими отношениями и возникновением частной собственности. Право предназначено для защиты интересов правящего класса. Определение права: возведенная в закон воля правящего класса. Социологическая теория. Представители: Эрмих, Паунд, Муромцев. Право – само общественное отношение, которое складывается эмпирически (опытным путем), практически, в ходе общественной жизни, человеческой жизнедеятельности. Эти правила поведения вырабатывает само общество, люди в процессе своего развития. Право – определенный общественный порядок. Психологическая теория. Представитель: Петражицкий. Суть: право обусловлено психикой людей, их восприятием и переживанием окружающего мира, общества других людей. Право обусловлено эмоциями, оно возникает в виде личных, интуитивных норм, т.е. правопсихическая реальность, правовые эмоции. А позитивное право, т.е. право, изданное государством реально лишь на столько, на сколько отражено в сознании индивида, насколько им воспринимается, переживается. II Право-универсальная система регулирования общественных отношений, обусловленная природой общества, обладающая нормативностью, формальной определенностью и обеспеченностью государственным принуждением. Признаки права: 1. Право есть система норм. Нормативность. Норма - правило поведения; мера чего-либо, т.е. определенность. С помощью права определяется возможность или обязанность. Нормативность обозначает главное назначение права – быть регулятором, организатором общественных отношений. Нормативность предполагает также общий характер права его общеобязательность, т.е. нормы права регулируют общественные отношения в целом, применимы к однотипным отношениям, возникающим в разное время и между разными субъектами. 2. Интеллектуально-волевой характер. Право-следствие и проявление воли и сознания людей. Право формируется как осознанный механизм регулирования, как продукт не только экономических и других закономерностей развития общества, но и как продукт разума. Право имеет волевой характер: -в основе права – лежат социально-правовые притязания конкретных субъектов. -право устанавливается волевыми действиями народа и государства. -право функционирует (исполняется) через волевую деятельность конкретных людей, государственных органов и др. субъектов права. 3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право-единственная социальная норма, обеспеченная государством. Этот признак не предполагает обязательное государственное принуждение, речь идет о гарантии. За счет государственной гарантированности право действенно, работоспособно. В случае нарушения права следует наказание. 4. Формальная определенность права. Этот признак означает: - нормы права закреплены в письменных актах, они четко и определенно сформулированы. - нормы права закреплены в официальных документах, имеющих необходимые реквизиты и формы, изданных государством и подлежащие единообразному толкованию, принятые в установленном законом порядке. 5. Системность. Право есть не только совокупность норм. Это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, институтов и отраслей. Форма системы права - система законодательства, состоящая из упорядоченной и иерархичной совокупности нормативно-правовых актов. Право организует, упорядочивает, само организованно в определенную логическую систему. III Сущность права заключается в его организующей роли, в том, что право регулирует и упорядочивает общественные отношения. Философы изначально давали определение права как меры свободы, поскольку возможность действовать определенным образом реальна только тогда, когда она определена, зафиксирована, очерчена. (Немецкий философ Фихте: попытался на уровне голой абстракции вывести право. Существует «Я», которое изначально обладает двумя стремлениями: желанием познать, желанием иметь, захватить. «Я» начинает реализовывать свои желания, сталкивается с тем, что он не один, есть много других «Я», у каждого такие же желания. Одно «Я» уничтожает другое «Я» в процессе борьбы, познать что-то вообще невозможно: начинаем придумывать признаки - ограничиваем любое явление. Суть в том, что, чтобы определить себя, «Я» должен признавать и других. «Я», определяют взаимную свободу друг для друга). Свобода одного человека начинается там, где заканчивается свобода другого человека. Право есть мера свободы.
Следующая сущностная сторона права. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|