ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конкретные формы уклонения от тезиса.1. Потеря тезиса - оратор не может раскрыть тему и освещает менее значимый вопрос или не понял тему. 2. «Лоскутное одеяло» - в одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько малосвязанных вопросов, при этом каждая проблема более-менее четко формулируется, но практически не аргументируется. 3. «Утопленный тезис» - у оратора есть единая основная мысль, но он не может донести ее до аудитории. Тезис либо совсем теряется, либо воспринимается как 2 разных тезиса. Основная мысль должна быть четко видна в речи. 4. Ассоциативный тип построения речи - у выступающего вообще нет тезиса. Риторика трактует тезис как основную мысль речи – в каждой речи может быть только 1 такая мысль и только 1 тезис. Логика понимает тезис как мысль, нуждающуюся в доказательстве (может быть много). Тезисы – высказывание главных мыслей произведения. Главное – не подменять риторическое понимание тезиса логическим, в рамках риторического анализа. Принципы риторического деления тезиса Если речь не сводится к простой реплике, раскрывает несколько взаимосвязанных мыслей, то необходимо деление тезиса на смысловые части. Оно позволяет выяснить взаимосвязь и соотношение идей, т.е. придать речи стройную форму. Все мысли в речи должны быть связаны так, чтобы предыдущая мысль содержала в себе зачатки последующей. Между мыслями должна прослеживаться четкая связь, которая позволит воображению слушателей воспринять вашу речь в целостности. На этапе замысливания речи необходимо произвести деление речи на составляющие части. Логическое деление понятия всегда совершается 1 способом в соответствии с признаком, положенным в основании деления. Риторическое деление может быть произведено многими способами. После формулировки тезиса задумываемся «почему это так», что нужно сказать слушателям, чтобы они согласились с этим утверждением. Каждое полученное таким образом суждение может быть подробным образом рассмотрено и разделено на более мелкие по значению суждения. Сколько частей необходимо иметь в речи? Зависит от ситуации и аудитории, характера самого тезиса. В эпидеиктических речах задается желанием автора. В убеждающих и призывающих речах кол-во и состав подтезисов очень часто задается необходимостью воздействия на аудиторию. Подтезисы, полученные в результате деления тезиса называются подтезисами 1 уровня, в рез-те подтезиса 1 ур-ня - 2 ур-ня. В результате этого получается план-конспект. Степень его сложности зависит от интеллектуального уровня аудитории, чем выше – тем сложнее. Важно следить, чтобы каждая формулировка плана-конспекта была суждением, а не заголовком или вопросом. План-конспект составляется для себя. Из названий отдельных пунктов должно быть в общих чертах ясно, что автор хочет сказать здесь, а из всего плана-конспекта – общее содержание речи. Все формулировки должны быть соразмерны и находиться в правильном соподчинении. План-конспект речи важно отличать от композиции речи. На этапе деления тезиса как таковой речи еще нет, оратор вырабатывает для себя смысловой каркас будущей речи – задача стратегическая. На этапе расположения имеются все необходимые части речи, которые необходимо расположить - задача тактическая. Лекция. 10.10.11 Специфика риторической аргументации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|