Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по проведению социологического опроса




Опрос является одним из самых распространенных методов социологических исследований. Опрос предполагает получение ответа на вопросы, задаваемые социологом. Особенность этого метода заключается в том, что источником информации является словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о мыслях и оценках респондента тех или иных сторонах действительности, о мотивах его поведения.

Различают четыре разновидности опроса:

анкетирование - письменный заочный опрос;

интервью - устная беседа, визуальный опрос;

социометрический опрос;

экспертный опрос, который предполагает получение ответов от компетентных по исследуемой проблеме лиц.

Как форма самостоятельной работы студентов предлагается самостоятельная подготовка и организация анкетирования по предложенной проблематике.

Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения с его помощью достаточного объема эмпирической информации в короткий срок. Заполняется анкета самими респондентами.

Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и по форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловливаются конструированием и редакцией вопросов. Это выдвигает высокие требования к их формулировке. Вопросы классифицируются по определенным признакам: по содержанию, функциям, структуре, форме.

По содержанию все вопросы, которые задаются, подразделяются на две большие группы: вопрос о фактах и событиях и вопрос об оценках и мыслях по поводу этих событий. В первую группу входят вопросы о поведении и продуктах деятельности респондента, а также социально-демографические вопросы о личности респондента, например, вопрос типа: “Как часто за последний год вы пользовались библиотекой для подготовки к занятиям?”. Ко второй группе относятся вопросы типа: “Как Вы оцениваете качество преподавания специальных дисциплин в университете?”.

Каждый из этих двух блоков вопросов имеет свои особенности. Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне ответить на заданные вопросы. Нередки случаи, когда респонденты отказываются давать оценку тем или иным событиям, отвечать на вопрос о мотивах поведения.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов – отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов – уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его другая словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, “сломать лед”.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. У закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Возможные ответы должны вычерпывать объем опроса, включая позитивные, негативные варианты ответов, а также ответы типа не “знаю”, “тяжело ответить”, другие ответы.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов: 1) “да” – “нет”; 2) альтернативные, которые допускают выбор одного ответа из перечня возможных; 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Пример закрытого вопроса.Какая форма самостоятельной работы при подготовке к занятиям по социологии Вам наиболее интересна:

1. чтение специальной литературы;

2. пересмотр периодики по данной тематике;

3. самостоятельное проведение опроса;

5. ничего из вышеперечисленного;

6. тяжело ответить?

По форме различают вопросы прямые и косвенные (непрямые). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В косвенных вопросах ситуация задается, предусматривается. Пример прямого вопроса: “Устраивает ли Вас ваша теперешняя работа?” Пример того же вопроса, но сформулированного косвенно: “Допустим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?” Преимущество косвенных вопросов заключается в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций. Разновидностью непрямых вопросов являются безличные вопросы.

При подготовке опросника нужно исходить из таких правил формулировки вопросов:

- вопрос должен отвечать целям и задачам исследования;

- каждый вопрос должен быть логически самостоятельным, отдельным;

- формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому стоит избегать узкоспециальных терминов. Вопрос должен быть согласован с уровнем интеллектуального развития респондентов, направлен на менее всего подготовленных.

- не следует задавать слишком длинных вопросов;

- стоит стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали интерес к исследуемой социологами проблеме;

- вопрос не должен предполагать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально;

- должен быть соблюден баланс возможных позитивных и негативных ответов. В противном случае вопрос может вселить респонденту направленность ответа. Например, при измерении степени удовлетворенности работников разными сторонами трудовой ситуации нужно предусмотреть одинаковое число вариантов удовлетворенности и недовольства: “вполне удовлетворенный”, “в основном удовлетворенный” и “не удовлетворенный”, “не совсем удовлетворенный”. Стоит также предусмотреть вариант, когда опрашиваемый не может сделать определенную оценку: “тяжело ответить”.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, стоит руководствоваться целью исследования, предусматривать результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вступительной, основной и паспортички. Вступительная часть - это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты. В основной части содержатся вопросы о фактах, мотивах, оценках и мнениях респондентов. Последняя часть анкеты включает вопросы о социодемографических и биографических данных респондента.

Анкетирование стоит применять при изучении оценки хода изменений в трудовых коллективах, причин текучести кадров, эффективности бригадной формы организации труда, отношения к труду, психологического климата в коллективе и по ряду других проблем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных