Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели воспитания в зарубежной педагогике




В отличие от отечественной педагогики, всегда характери­зовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, запад­ная педагогика придерживается курса умеренности, практич­ности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике раз­витых стран? Судя по обилию теоретико-философских плат­форм, они не могут совпадать между собой. Каждая педагоги­ческая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим до­казать необходимость прагматического воспитания и предло­жить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населе­ния цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно — сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя пред­видеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и мно­гогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объ­единять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа обще­ства без революционных преобразований. «Школа может со­здать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы


I


• •• ушсствить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепен­но изменили бы характер взрослого общества»1.

Не противоречат ли эти положения основной методологи­ческой установке Дьюи о природной, генетической уникаль­ности личности с ее врожденными способностями, которые мо!уг лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка — исходная в прагматической педагогике. «Ис­тинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, р.тшитие свойств и способностей, с которыми человек появля-1- н-я на свет»2.

Соединив исходные посылки об уникальности человека и I панной цели его воспитания — подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие прак­тического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего раз-пития опыта. «Воспитание — это рост, — пишет Д. Дьюи, — и оно не подчинено никакой внешней цели. Оно — сама цель».

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, на­правленной на достижение своих жизненных целей. Эта уста­новка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивиду­альных качеств поведения личности. Хорошая цель — та, кото­рая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с требованиями извне и заключает в себе предпосылки для кон­струирования тех поведенческих установок, которые соответ­ствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей вос­питания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повсе­дневные проблемы, а главное — указывает, как лучше приспо­собиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максималь­ное развитие рациональной автономной личности, понимание

1 Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. — М., 1922. — С. 52.

2 Дьюи Дж., Дьюи Э. Школа будущего. — М., 1922. — С. 6.


I


ею того, что разумно в определенных условиях, — вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой по­знания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать зна­ния, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Вос­питание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полез­ные дела» (М. Уорнок). «Главная цель образования, — пишет известный американский педагог Р.хФинли, — готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выво­ду, что генеральную цель воспитания прагматическая педагоги­ка видит в самоутверждении личности.

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании ин­теллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманско­го педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направле­ние на развитие познавательно-ценностной ориентации (со§ш-11Уе-(1еуе1ортета1 уаше есшсиШт) личности. Находясь в значи­тельной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг ут­верждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволя­ющей анализировать, объяснять и принимать решения по важ­ным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача — развивать у каждого способность к самостоятельным суждени­ям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманиста­ми, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р. Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль ис­тины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существова­ния. «Воспитание — это разнообразные виды становления,


формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в вос­питании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, при­надлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование — это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть про­цесс формирования его самого», — пишет один из представи­телей экзистенциалистской концепции воспитания — К. Коудд.

Основное внимание в экзистенциалистских концепциях вос­питания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий че­ловека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать мораль­ный выбор, обосновать его — одна из центральных задач науч­ной методологии воспитания.

В 50—60-х годах в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целе-полагания, среди которых видное место занимают взгляды не­мецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его уче­ния служит концепция нравственного воспитания. Основу для нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов ус­матривает в простых нормах нравственности, которые остаются неизменными, как бы ни различались между собой этические системы. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых доброде­телей, которые во всех этических и политических системах со­ставляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели — доверие, надежда, благодар­ность, — заложенные в природе человека, составляют, по Боль-нову, ядро той системы добродетелей, которая должна форми­роваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обсто­ятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скром­ность, внимание к жизни другого человека, готовность ему по­мочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам.

Педагогика неотомизма, как мы уже знаем, выступает за формирование богобоязненной личности. Согласно учению пе-дагогов-неотомистов, необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека — теле и душе, но главное — душа, следова-


тельно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Только опираясь на христианскую этику, можно вое питать в ребенке истинные добродетели, сделать людей нрав­ственными, убедить их, что существуют ценности, превышаю­щие материальное благополучие. Задачи воспитания определя­ются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь — вечный, неизменный и наиболее устой­чивый социальный институт.

Чтобы человек мог состояться как личность, процесс его обучения должен быть органично связан с нравственным вос­питанием, с формированием у молодого поколения таких мо­ральных качеств, которые помогали бы занять достойное место в обществе, самостоятельно делать моральный выбор, опреде­лять линию поведения, свою жизненную позицию.

Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. В качестве главной цели воспитания они выдвигают задачу формирования «управ­ляемого индивида». Управляемый индивид — это хороший гражданин, «процветающий и поддерживающий систему, при­нимающий права и обязанности демократического общества, патриот своей общины, штата, государства, мира». Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственно­сти и дисциплине в процессе труда. Учебные заведения должны строго следить за соблюдением принятого распорядка работы, воспитывать привычку к упорному труду, к решению сложных задач, чтобы «каждый смог в будущем соответствовать занима­емому в обществе месту». Воспитание в технократическом обще­стве уподобляется социальному механизму, с помощью которо­го в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности индустриального и постиндустриального общества.

А как на практике?

Лицо любой школы в принципе определяется постановкой главных целей, иными словами, возлагаемой на нее соци­ально-педагогической миссией. Процитируем дословно, как официально формулируются основные цели западногерман­ской гимназии: «Гимназия дает общее фундаментальное об­разование для научных занятий. Тем самым создаются не-


^


обходимые предпосылки для подготовки по другим профес­сиям с повышенными интеллектуальными требованиями. Преподавание определяется этой задачей на всех ступенях, но в особенности на старшей ступени гимназии».

Эти слова уже сами по себе снимают немало вопросов. Каждый гимназист старшей ступени (с XI по XIII класс) для успешного окончания гимназии должен пройти курс обуче­ния по двум профилирующим предметам (по шесть часов в неделю). Выбор здесь предоставлен самому ученику, но есть и обязательное условие: одним из профилирующих предме­тов обязательно должен быть иностранный язык, математи­ка или дисциплина естественнонаучного цикла, например физика, химия или биология.

Интересна система оценки знаний. Высшая оценка — 1, низшая — 6. Каждой оценке соответствует определенное количество баллов, с учетом так называемой «тенденции оценки». Например, баллы 15/14/13 отражают отличную оценку — 1; 12/11/10 соответствуют хорошей оценке — 2; 09/08/07 говорят о том, что ученик занимается удовлетвори­тельно; 06/05/04 отражают оценку 4; 03/02/01 соответствуют оценке 5; наконец, 00 сигнализирует о полном отсутствии знаний по предмету и означает оценку 6. При аттестации оценки выставляются только в баллах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных