ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные концепции власти.Власть - отношения, в которых воля и действие одних господств над волей и действиями др Мотивы подчиненных могут быть основаны на заинтересованности в цели, на авторитете властвующего и т.д. Мотивы большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Властные отношения объективно присущи обществен жизни. "Власть" означает право и возможн одних повелевать и управлять др., способность и возможность одних осущ-ть свою волю по отношению к др используя при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва. отличительные признаки полит.власти: • верховенство, обязательное решение для общ-ва и др. видов власти •всеобщность т.е. публичность • легальность • моноцентричность • широчайший спектр средств для реалиэац власти Теологическая концепция (Августин) – по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Биологическая (Марсель, Ницше) – представители этой концепции власть рассматривают как механизм обуздании человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими. Бихевиористская (Мерриам, Лассуэла, Кетлин) – представители этой концепции выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия полит.сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе. Психоаналитическая – власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Так, американский психоаналитик Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождае-мый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах. Мифологическая (Дюги) – обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывают им свою волю и достигают желаемых целей. Т.о. естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В современных обществах использовался миф об «общественной воле», кот.должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных». Структурно-функциональная (Парсонс) – власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). Власть, по Парсонсу, предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей. Конфликтологическая теория власти (Маркс, Энгельс, Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экон. неравенством, местом и ролью класса в экон. системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экон. господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство. Дуалистическая концепция (Дюверже) – выделяются два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство может выражаться в таких формах, как физическое насилие, экон. принуждение, давление. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|