ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и основные характеристики социальной зрелости личности.В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, кото- рое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни. Достижение этапа зрелости социального и психического развития не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое поведение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Именно с социального и психического развития человека и начинается отсчет вэтапа зрелости проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена). ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Прежде всего, ответим на вопрос, всегда ли взрослый человек (по крайней мере к концу юношеского периода) достигает того уровня зрелости психики, который бы обеспечил базис для дальнейшего развития его социальных отношений с миром? Сначала рассмотрим важнейшие атрибуты индивидуальнопсихологической зрелости. На основе анализа литературы по этим вопросам, | а также наших собственных исследований к ним можно отнести способности: | • к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную информацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности (заметим сразу, что в условиях обучения проявление этой способности может тормозиться не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной методики обучения); • к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему социально не мотиви-(рованному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.); • к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных дейст- | вий и их результатов (предполагающему готовность личности к «нормальному мысленному раздвоению» на «Я-исполнителя» и «Я- контролера»; • к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и объективной непредвзятой оценки своих мыслей, действий, поступков»; • «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, наращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объективность оценки; • к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|