Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и основные характеристики социальной зрелости личности.




В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, кото- рое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни.

Достижение этапа зрелости социального и психического развития не озна­чает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое пове­дение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Именно с социального и психического развития человека и начинается отсчет вэтапа зрелости проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена).

ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Прежде всего, ответим на вопрос, всегда ли взрослый человек (по крайней мере к концу юношеского периода) достигает того уровня зрелости психики, который бы обеспечил базис для дальнейшего развития его социальных от­ношений с миром?

Сначала рассмотрим важнейшие атрибуты индивидуально­психологической зрелости. На основе анализа литературы по этим вопросам, | а также наших собственных исследований к ним можно отнести способности: |

• к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизнен­ных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную инфор­мацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности (заметим сразу, что в условиях обучения проявление этой способности может тормозиться не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной мето­дики обучения);

• к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии во­преки различным обстоятельствам и внутреннему социально не мотиви-(рованному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);

• к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных дейст- | вий и их результатов (предполагающему готовность личности к «нор­мальному мысленному раздвоению» на «Я-исполнителя» и «Я- контролера»;

• к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосоз­нания и объективной непредвзятой оценки своих мыслей, действий, по­ступков»;

• «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, на­ращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объ­ективность оценки;

• к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных