Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Партийные системы и их характеристика.




Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы оп­ределенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством де­путатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономичес­кие, национальные, религиозные, идеологические различия порож­дают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:

а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

По политическому весу выделяются четыре типа партий:

· мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

· партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

· доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;

· миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.

Выделяются партийные системы:

· основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консерватив­ная партия Великобритании в 1970–1980-х годах);

· с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;

· основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных пра­вительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.


 

34. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь: причины и особенности.

В конце 1980-х — начале 90-х гг. в политической жизни Республики Беларусь шло формирование демократических политических институтов. В конце 1990 г. в СССР был при­нят Закон «Об общественных объединениях», благодаря которому и начался период многопартийности.

Современный период развития партийной системы Бе­ларуси определенным образом связан с периодом возник­новения политических партий Беларуси конца ХIХ-начала XX вв. Так, еще в 1903 г. возникла Белорусская социали­стическая Громада. Действовали комитеты РСДРП, Пар­тия эсеров (социалистов-революционеров), Еврейская СДРП, Партия «Бунд», В период 1917-1925 гг. в Беларуси действовали 22 партии. 9 из них были национальными, 3 — буржуазными, 6 — мелкобуржуазными и 4 — социалисти­ческими.

В конце 1980-х, как и в начале XX в., белорусские пар­тии и другие объединения формировались внутри нацио­нально-культурного белорусского движения. Социальную базу новых объединений составила творческая белорусская интеллигенция, часть студенчества и рабочих, которых объединяли общие культурные интересы. Многие совре­менные партии начали политический путь в различных не­формальных группировках, возникших во второй полови­не 1980-х годов. Главное внимание было уделено экологи­ческим и национально-культурным проблемам.

В период 1988-1991 гг. появляются первые политизиро­ванные объединения и группы, формируются первые по­литические партии и движения. Политизированность не­формальных объединений привела к возникновению об­щественно-политического движения Белорусский народ­ный фронт «Адраджэнне» в 1989 г. Фактическими дублера­ми БНФ в начале 1990-х гг. были Белорусский христианско-демократический союз и Национально-демократиче­ская партия. Они не смогли стать реальными политически­ми силами.

Второе направление возникновения политических пар­тий в Беларуси — демократические идеи без акцента на национальном возрождении. В 1987 г. был создан дискусси­онный клуб «Современник», куда входили экономисты, журналисты, философы. Идеологическая направленность — критика советского политического строя. Данная органи­зация имела контакты с представителями «Демократиче­ской платформы КПСС». В 1990 г. была создана Объеди­ненная демократическая партия Белоруссии (ОДПБ) — первая официально зарегистрированная партия в Белорус­сии. В 1991 г. создано (а зарегистрировано в 1992 г.). Движе­ние за демократические реформы. В 1994 г. создана Граж­данская партия, которая в 1995 г. объединилась с ОДПБ в Объединенную гражданскую партию.

Третье направление возникновения политических пар­тий - партии-лобби, защищающие интересы определен­ных социальных групп. В 1991 г. возникает Белорусская кре­стьянская партия, выступавшая за радикальные реформы в сельском хозяйстве. К третьей группе относились Аграр­ная партия, Партия народного согласия, Белорусский на­учно-промышленный конгресс (партия директоров).

Четвертая группа — это экологические партии: Бело­русская партия зеленых, Белорусская партия «Зеленый мир», Белорусская экологическая партия.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года составила правовую основу для деятельности политиче­ских партий в Беларуси. 4 октября 1994 года был принят Закон Республики Беларусь об общественных организаци­ях. 5 октября 1994 года — Закон Республики Беларусь о поли­тических партиях.

Развитие партийной системы Беларуси шло волнооб­разно: в 1991 г. было зарегистрировано 5 партий, в 1992 - 6, в 1993 — 6, в 1994 — 16. К началу парламентской избира­тельной кампании 1995 г. было зарегистрировано 34 пар­тии и более 2000 объединений. В 1998 г. была зарегистриро­вана 41 политическая партия.

В начале 1999 г. был издан Декрет Президента «О мерах по упорядочению деятельности политических партий, про­фессиональных союзов и других общественных объедине­ний». Согласно Декрету произошла перерегистрация по­литических партий; была повышена «планка» для регист­рации партии с 500 до 1000 основателей; партии должны иметь региональные подразделения не менее, чем в четы­рех областях Беларуси.

Политические партии Беларуси на современном этапе:

3. Коммунистическая партия Белоруссии (левая);

3. Белорусская патриотическая партия (левая);

3. Аграрная партия (социал-демократическая);

3. Партия «Беларуская сацыял-дэмакратычная Грамада» (содиал-демократическая, социал-либеральная);

3. Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ»;

3. Белорусская политическая партия «Зеленых»;

3. Партия Белорусского Народного Фронта (право-кон­сервативная);

35. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.

В самом общем виде общественное движение можно определить как “совместное стремление людей к реализации общей цели” (Е. Вятр). Общественное движение - это совместная деятельность граждан, преследующих общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства. Характерные черты общественных движений:

• многочисленность

• широкая социальная база

• организационная и идейная аморфность

• нестабильность ориентации и состава

• стихийность и спонтанность действий

Появление общественных движений обычно относят к 19 веку. В их становлении и развитии можно выделить ряд стадий:

1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идёт о возникновении определённого социального беспокойства по поводу той или иной нерешённой проблемы.

2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению.

3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выходит на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. Стадия развёрнутой деятельности. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы.

5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. Возможен ряд вариантов развития событий: или окончательная ликвидация движения, или его бюрократизация и переход в новое состояние, или возрождение на новой основе. Окончательная остановка существования движения возможна только после того, как полностью исчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению.

Общественные движения следует отличать от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Характерные черты общественных организаций:

• Наличие разветвлённого аппарата

• Наличие чёткой структуры

• Устава

• Постоянного членства

• Централизованного руководства

Динамика развития общественных организаций берёт своё начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Чётких определённых границ между организациями и общественными движениями провести практически невозможно. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Поэтому можно говорить о том, что общественные организации и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции:

• участие в образовании государственных структур

• участие в обсуждении и принятии политических решений

• представление и защита интересов граждан

• осуществление социального контроля

• формирование общественного мнения и т.д.

По деятельности общественных организаций и движений власть может судить о настроениях в обществе. Посредством участия в данных общественных объединениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством, донося свои требования. Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют группы давления (лобби) - компактные структуры, которые отстаивают особый (узкий) интерес, действуют в интересах своих членов. Они создаются не для получения власти, а для целенаправленного воздействия на властные институты с целью удовлетворения собственных интересов путём принятия нужного им решения. Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определённым группам законопроект.

По целям:

• Общественные движения неполитического характера, т.е. которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе

• Общественные движения политического характера, которые пытаются изменить существующие условия или укрепить их путем влияния на правительство или путем борьбы за власть

По социальной принадлежности:

• Рабочее

• Крестьянское

По отношению к существующему строю:

• Консервативные

• Реформаторские

По способам и методам действий:

• Насильственные

• Ненасильственные

По половозрастному признаку:

• Движения молодежи

• Движения детей

По профессиональному признаку:

• Объединения врачей

• Объединения ученых

• Объединения военных

По способам и методам:

• Альтернативные движения

По основным целям и сферам деятельности:

• Антивоенные

• Экологические

• Женские

В последнее время заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Можно выделить несколько наиболее популярных, которые ставят перед собой общечеловеческий характер и имеют международный характер(экологические, антивоенные. правозащитные). Для них характерны расширение социальной базы, высокая степень активности, широкие масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании и выдвижении требований, широкий спектр позиций участников, отсутствие строгой организации и возможность несогласованных действий, неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии и отказ от традиционных парламентских форм борьбы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных