ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Партийные системы и их характеристика.Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы. При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс. Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д. Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений. По политическому весу выделяются четыре типа партий: · мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; · партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; · доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест; · миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов. Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы. Выделяются партийные системы: · основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970–1980-х годах); · с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса; · основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.
34. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь: причины и особенности. В конце 1980-х — начале 90-х гг. в политической жизни Республики Беларусь шло формирование демократических политических институтов. В конце 1990 г. в СССР был принят Закон «Об общественных объединениях», благодаря которому и начался период многопартийности. Современный период развития партийной системы Беларуси определенным образом связан с периодом возникновения политических партий Беларуси конца ХIХ-начала XX вв. Так, еще в 1903 г. возникла Белорусская социалистическая Громада. Действовали комитеты РСДРП, Партия эсеров (социалистов-революционеров), Еврейская СДРП, Партия «Бунд», В период 1917-1925 гг. в Беларуси действовали 22 партии. 9 из них были национальными, 3 — буржуазными, 6 — мелкобуржуазными и 4 — социалистическими. В конце 1980-х, как и в начале XX в., белорусские партии и другие объединения формировались внутри национально-культурного белорусского движения. Социальную базу новых объединений составила творческая белорусская интеллигенция, часть студенчества и рабочих, которых объединяли общие культурные интересы. Многие современные партии начали политический путь в различных неформальных группировках, возникших во второй половине 1980-х годов. Главное внимание было уделено экологическим и национально-культурным проблемам. В период 1988-1991 гг. появляются первые политизированные объединения и группы, формируются первые политические партии и движения. Политизированность неформальных объединений привела к возникновению общественно-политического движения Белорусский народный фронт «Адраджэнне» в 1989 г. Фактическими дублерами БНФ в начале 1990-х гг. были Белорусский христианско-демократический союз и Национально-демократическая партия. Они не смогли стать реальными политическими силами. Второе направление возникновения политических партий в Беларуси — демократические идеи без акцента на национальном возрождении. В 1987 г. был создан дискуссионный клуб «Современник», куда входили экономисты, журналисты, философы. Идеологическая направленность — критика советского политического строя. Данная организация имела контакты с представителями «Демократической платформы КПСС». В 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Белоруссии (ОДПБ) — первая официально зарегистрированная партия в Белоруссии. В 1991 г. создано (а зарегистрировано в 1992 г.). Движение за демократические реформы. В 1994 г. создана Гражданская партия, которая в 1995 г. объединилась с ОДПБ в Объединенную гражданскую партию. Третье направление возникновения политических партий - партии-лобби, защищающие интересы определенных социальных групп. В 1991 г. возникает Белорусская крестьянская партия, выступавшая за радикальные реформы в сельском хозяйстве. К третьей группе относились Аграрная партия, Партия народного согласия, Белорусский научно-промышленный конгресс (партия директоров). Четвертая группа — это экологические партии: Белорусская партия зеленых, Белорусская партия «Зеленый мир», Белорусская экологическая партия. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года составила правовую основу для деятельности политических партий в Беларуси. 4 октября 1994 года был принят Закон Республики Беларусь об общественных организациях. 5 октября 1994 года — Закон Республики Беларусь о политических партиях. Развитие партийной системы Беларуси шло волнообразно: в 1991 г. было зарегистрировано 5 партий, в 1992 - 6, в 1993 — 6, в 1994 — 16. К началу парламентской избирательной кампании 1995 г. было зарегистрировано 34 партии и более 2000 объединений. В 1998 г. была зарегистрирована 41 политическая партия. В начале 1999 г. был издан Декрет Президента «О мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений». Согласно Декрету произошла перерегистрация политических партий; была повышена «планка» для регистрации партии с 500 до 1000 основателей; партии должны иметь региональные подразделения не менее, чем в четырех областях Беларуси. Политические партии Беларуси на современном этапе: 3. Коммунистическая партия Белоруссии (левая); 3. Белорусская патриотическая партия (левая); 3. Аграрная партия (социал-демократическая); 3. Партия «Беларуская сацыял-дэмакратычная Грамада» (содиал-демократическая, социал-либеральная); 3. Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ»; 3. Белорусская политическая партия «Зеленых»; 3. Партия Белорусского Народного Фронта (право-консервативная); 35. Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции. В самом общем виде общественное движение можно определить как “совместное стремление людей к реализации общей цели” (Е. Вятр). Общественное движение - это совместная деятельность граждан, преследующих общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства. Характерные черты общественных движений: • многочисленность • широкая социальная база • организационная и идейная аморфность • нестабильность ориентации и состава • стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений обычно относят к 19 веку. В их становлении и развитии можно выделить ряд стадий: 1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идёт о возникновении определённого социального беспокойства по поводу той или иной нерешённой проблемы. 2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению. 3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выходит на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих. 4. Стадия развёрнутой деятельности. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы. 5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. Возможен ряд вариантов развития событий: или окончательная ликвидация движения, или его бюрократизация и переход в новое состояние, или возрождение на новой основе. Окончательная остановка существования движения возможна только после того, как полностью исчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению. Общественные движения следует отличать от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Характерные черты общественных организаций: • Наличие разветвлённого аппарата • Наличие чёткой структуры • Устава • Постоянного членства • Централизованного руководства Динамика развития общественных организаций берёт своё начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Чётких определённых границ между организациями и общественными движениями провести практически невозможно. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Поэтому можно говорить о том, что общественные организации и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: • участие в образовании государственных структур • участие в обсуждении и принятии политических решений • представление и защита интересов граждан • осуществление социального контроля • формирование общественного мнения и т.д. По деятельности общественных организаций и движений власть может судить о настроениях в обществе. Посредством участия в данных общественных объединениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством, донося свои требования. Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют группы давления (лобби) - компактные структуры, которые отстаивают особый (узкий) интерес, действуют в интересах своих членов. Они создаются не для получения власти, а для целенаправленного воздействия на властные институты с целью удовлетворения собственных интересов путём принятия нужного им решения. Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определённым группам законопроект. По целям: • Общественные движения неполитического характера, т.е. которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе • Общественные движения политического характера, которые пытаются изменить существующие условия или укрепить их путем влияния на правительство или путем борьбы за власть По социальной принадлежности: • Рабочее • Крестьянское По отношению к существующему строю: • Консервативные • Реформаторские По способам и методам действий: • Насильственные • Ненасильственные По половозрастному признаку: • Движения молодежи • Движения детей По профессиональному признаку: • Объединения врачей • Объединения ученых • Объединения военных По способам и методам: • Альтернативные движения По основным целям и сферам деятельности: • Антивоенные • Экологические • Женские В последнее время заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Можно выделить несколько наиболее популярных, которые ставят перед собой общечеловеческий характер и имеют международный характер(экологические, антивоенные. правозащитные). Для них характерны расширение социальной базы, высокая степень активности, широкие масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании и выдвижении требований, широкий спектр позиций участников, отсутствие строгой организации и возможность несогласованных действий, неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии и отказ от традиционных парламентских форм борьбы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|