Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 4 страница




Камерно-вокальная музыка – одна из главных областей творчества композитора. Новаторство в области вокальной мелодики, музыкально-речевой интонации, в развитии самобытного русского речитатива. Галерея «музыкальных портретов» современников. Тонкая ирония, язвительная насмешка, злой сарказм, сатира, юмор. Значение творчества Даргомыжского для русской музыки XIX – XX веков.

Музыкальные примеры:

  1. А.А. Алябьев. Романсы и песни - «Соловей», «Иртыш», «Два ворона», Кабак», «Нищая»;
  2. А.Е. Варламов. Романсы и песни – «Красный сарафан», «На заре ты её не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий»;
  3. А.Л. Гурилев. Романсы и песни – «Матушка-голубушка», «Колокольчик»;

4. М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» (увертюра, «Марш Черномора» из IV д.);

5. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (фрагменты);

6. М.И. Глинка. Симфонические произведения – «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия»;

7. М.И. Глинка. Вокальные произведения – «Не искушай», «Ночь осенняя», «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Венецианская ночь», «Попутная песня», «Жаворонок», «Не пой, красавица, при мне»;

8. А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка» (фрагменты);

9. А.С. Даргомыжский. Вокальные произведения – «Свадьба», «Шестнадцать лет», «Старый капрал», «Мельник», «Юноша и дева», «Червяк», «Титулярный советник».

Тема 5.10. «Золотой век» русской музыкальной культуры

Общественно-политическая жизнь России в 60-х годах XIX века. Подъем передовых сил общества, рост национального самосознания, социальные перемены. Могучий взлет русской музыкальной культуры. Коренное изменение форм музыкально-концертной жизни России. Открытие консерваторий (1862 - Петербург, директор А. Рубинштейн; 1866 - Москва, директор Н. Рубинштейн), создание Бесплатной музыкальной школы (1862 - Петербург, руководитель М. Балакирев), Русского музыкального общества (1859 - Петербург, основатель А. Рубинштейн). Взаимодействие русской музыкального искусства с музыкальными культурами других народов царской России. Признание русской музыки за рубежом. Жанровое разнообразие творчества русских композиторов. Формирование ряда творческих школ и направлений, организация различных центров музыкальной жизни. «Новая русская музыкальная школа» (кружок «Могучая кучка») – её творческие принципы, новаторство.

М.А. Балакирев – глава «Могучей кучки» и основатель Бесплатной музыкальной школы. Интерес композитора к фольклору. Симфонические сочинения – важная часть наследия Балакирева. Тяготение к программности, симфонизму. Неоценимость вклада творческой деятельности композитора в русскую музыкальную культуру.

А.П. Бородин (1833 - 1887). Удивительная разносторонняя личность. Широта размаха творчества композитора, ученого, педагога. Многогранность содержания произведений Бородина. Ведущая мысль творчества – богатырская мощь русского народа, защитников родины. Эпичность, сочность музыки композитора. Интерес к древней истории России. Органическая связь с русским народным музыкальным творчеством.

Жизненный и творческий путь композитора. Бородин – симфонист. Тяготение к программности, к стройным классическим формам. Симфония № 2 («Богатырская») – начало эпического симфонизма в русской музыке. Близость и различия симфонизма Бородина с бетховенским.

Опера «Князь Игорь» - историческая народная музыкальная драма, продолжающая принципы эпической оперной драматургии, идущих от Глинки. Своеобразие и исключительная свежесть музыки оперы. Характеристика оперных персонажей и драматургическое развитие конфликтов. Значение творчества Бородина для русской музыкальной культуры.

М.П. Мусоргский (1839 - 1881). Гениальный художник-реалист, раскрывший в музыке идею народности, гневный обличитель общественных пороков. Попытки композитора к сближению музыки по её общественной роли с современной передовой литературой, к приобщению музыкального искусства к великому делу освободительной борьбы. Новаторство в области музыкального языка (традиции Даргомыжского). Большая глубина сложных психологических переживаний героев Мусоргского. Стремление к большим историческим обобщениям. Песенность музыкального языка (влияние мелодического стиля Глинки). Связь интонационных истоков мелодики композитора с крестьянской народной песней.

Жизненный и творческий путь композитора. Фортепианное творчество Мусоргского – сюита «Картинки с выставки». Тяготение к программности, к живописно-колористическим, звукоизобразительным приёмам. Оригинальность замысла и средств выразительности.

Оперное творчество Мусоргского (5 опер). Народные музыкальные драмы («Борис Годунов», «Хованщина»). Опера «Борис Годунов» - новый этап в развитии мирового оперного искусства. Отражение в опере передовых освободительных идей 60-70-х годов XIX века, трагических противоречий государственного строя. Правдивая обрисовка внутреннего мира отдельных персонажей, сложности жизни целого народа. Своеобразие музыкальной драматургии. Психологическая роль вокальной и оркестровой музыки оперы. Значение творчества композитора в развитии русской и зарубежной музыки.

Н.А. Римский-Корсаков (1844 - 1908). Крупнейший русский композитор. Гуманизм, народность творчества Римского-Корсакова. Музыкально-эстетические воззрения, понятия «прекрасного», сочетание реализма с романтизмом в музыкальном наследии композитора (интерес к русскому эпосу, сказке). Особенности стиля – связь с фольклором, с традициями русских композиторов, творческая эволюция. Грандиозность наследия.

Жизненный и творческий путь композитора. Симфоническое творчество – жанровое разнообразие, особенности оркестровки, тяготение к программности. «Шехеразада» - одна из ярчайших страниц «русской музыки о Востоке». Мастерство звукоизобразительности, красочной гармонии, богатое разнообразие мелодики, цветовое слышание музыки.

Оперное творчество – главная часть наследия Римского-Корсакова (15 опер). Богатство образного содержания и жанровой принадлежности. Любовь к русскому народу, природе (опера «Снегурочка»). Опера-былина «Садко». Раскрытие патриотической идеи в эстетическом аспекте. Особенности драматургии (былинный принцип). Яркость музыкального колорита фантастических сцен (сложная система лейтмотивов, «гамма Римского-Корсакова), богатство оттенков лиризма в характеристике главных героев. Значение творчества композитора в развитии русской музыкальной классики.

П.И. Чайковский (1840 - 1893). Величайший русский композитор, новатор. Гениальность дара Чайковского – отражение процессов внутренней жизни человека, обращение к кардинальным вопросам бытия. Демократизм творчества. Связь с реалистической эстетикой искусства. Основные черты творчества Чайковского (лиризм, психологизм, драматизм, синтез «личного» и народного). Мелодика композитора – связь с городским бытовым романсом и народной песней. Разносторонность творческой деятельности.

Жизненный и творческий путь композитора. Фортепианное творчество – связь с традициями отечественной и зарубежной культуры. П.И. Чайковский – реформатор балета, основоположник русской хореографической драмы, симфонизированных танцевальных поэм. Обращение к фантастическим сюжетам («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).

Многогранность симфонизма композитора (лирика, народность, юмор, драматизм, трагизм). Симфония как «лирическая исповедь души». Взаимодействие симфонической музыки композитора с оперным жанром (сюжетность развития, конфликтность образов). Симфония № 4 – идейно-образное, чисто психологическое содержание симфонии; близость народнической идеологии 60-70-х годов XIX века и идеям бетховенского симфонизма.

Вокальное творчество Чайковского – преобладание лирики, лирико-философских тем. Синтез песенности, ариозности и декламационности.

Оперное наследие композитора (10 опер). Чайковский – создатель оперной лирико-психологической драмы. Опера «Евгений Онегин» - поворот к оперному реализму. Своеобразие трактовки литературного первоисточника, оперной драматургии («лирические сцены»). Глубина и сложность внутреннего мира главных героев. Органическое взаимодействие вокального и инструментального начал. Роль народных и бытовых сцен в драматургии оперы. Значение творчества композитора для мирового искусства XIX –XX веков.

Музыкальные примеры:

  1. М.А. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь»;
  2. М.А. Балакирев. Увертюра на темы трёх русских песен;

3. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты);

4. А.П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»), си минор;

5. А.П. Бородин. Романс «Спящая княжна»;

6. М.П. Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»;

7. М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина» (вступление «Утро на Москве-реке»);

8. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (фрагменты);

9. М.П. Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти»;

10. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» («Сцена Весны с птицами» и «Ария Снегурочки» из пролога; «Шествие царя Берендея» из II д.; «Сцена в заповедном лесу» и «Третья песня Леля» из III д.);

11. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (фрагменты);

12. Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»;

13. П.И. Чайковский. Концерт № 1, си-бемоль минор для фортепиано с оркестром (фрагмент);

14. П.И. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («Баркарола», «Осенняя песнь», «На тройке»);

15. П.И. Чайковский. Фрагменты из балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»;

16. П.И. Чайковский. Симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта» (фрагмент);

17. П.И. Чайковский. Симфония № 1, соль минор (фрагменты I и II частей);

18. П.И. Чайковский. Симфония № 4, фа минор;

19. П.И. Чайковский. Симфония № 6, си минор (фрагменты I и IV частей);

20. П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (фрагменты);

21. П.И. Чайковский. Романсы – «Средь шумного бала», «Мы сидели с тобой», «День ли царит» и др.

Тема 5.11. Отечественное музыкальное искусство конца XIX – XX веков

Рубеж XIX – XX веков – огромные исторические сдвиги в общественно-политическом развитии России, рост освободительного движения, обострение политической борьбы. Влияние исторической обстановки в России на все области художественной культуры. Расширение сети отделений музыкального общества, рождение новых организаций (беляевский кружок, Частная опера С.И. Мамонтова). Подъём и высокий художественный уровень русской оперы, инструментального исполнительства. Развитие музыкально-критической, публицистической и научно-исследовательской деятельности. Собирание и изучение народно-песенного творчества (Н.Е. Пальчиков, Ю.Н. Мельгунов, П.П. Сокальский).

Начало XX века – обострение революционной борьбы. Идеалистические философские представления. Появление различных группировок («Мир искусства»), направлений (символизм, модернизм). Московский оперный театр С.И. Зимина, научная деятельность Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева. Увеличение количества концертных организаций. Развитие музыкальной фольклористики на научной основе (Е.Э. Линёва, А.М. Листопадов). Поиски новых путей, форм, выразительности музыкального языка.

А.К. Лядов (1855 - 1914) – талантливый композитор, педагог, дирижер. Национальный характер музыкального языка, любовь к народному творчеству. Светлое жизнерадостное мироощущение музыки Лядова. Воплощение жанрово-характерного народного начала, сказочной фантастики, задорной шутки, юмора, иронии в инструментальном творчестве (симфонические «Сказочные картинки», фортепианные миниатюры). Вклад творчества композитора в область музыкального искусства.

И.Ф. Стравинский (1882 - 1971) – одно из самых видных и самых сложных явлений музыкального искусства XX века. Влияние отечественной и зарубежной художественной культуры на творчество композитора, образно-стилистическое многообразие наследия. Интерес к древнейшему и современному русскому фольклору, к ритуальным обрядовым образам, к балагану, к лубку (балетное творчество русского периода). Принципы музыкальной эстетики Стравинского («театр представления»), особенности музыкального языка. Значение творчества композитора в истории мировой музыкальной культуры.

А.Н. Скрябин (1872 - 1915) – крупнейший композитор конца XIX – начала XX века, выдающийся пианист. Сложность творческого облика композитора. Протест против косности, духовного застоя, порабощения человеческой личности. Тяготение к грандиозным концепциям, воплощение интимных лирических переживаний. Образные сферы творчества Скрябина. Новаторство композитора в области гармонии: синтез цвета и музыки.

Краткая биографическая справка. Фортепианное творчество как отражение творческих поисков композитора. Жанровое разнообразие, тяготение к миниатюре (прелюдии, этюды). Симфоническое наследие Скрябина. Особенности симфонической драматургии композитора, влияние его идеалистических теорий и индивидуалистического мироощущения («Поэма экстаза», «Прометей»). Развитие оркестровых средств. Значение творчества Скрябина для мировой музыкальной культуры XX века.

С.В. Рахманинов (1873 - 1943). Разносторонность музыкального дарования, многогранность творческого облика Рахманинова. Сложность разнообразных настроений в музыке композитора (мужественная сила, мятежный пафос, образы глубокого душевного покоя, нежный чистый лиризм, острый драматизм и т.д.). С.В. Рахманинов – выразитель романтических тенденций. Лирический характер музыки, связь с народной песней, городской музыкальной культурой, древнерусским культовым пением. Мастерство мелодии широкого дыхания, любовь к колокольным звучаниям.

Жизненный и творческий путь композитора. Фортепианное творчество как наиболее важная и обширная область в наследии композитора. Обращение к крупным и малым формам. Подлинная симфоничность, тонкая поэтичность, психологическая углубленность Концерта № 2, до минор.

Вокальное творчество - завершение истории русского классического романса дореволюционного периода, лирическая исповедь Рахманинова. Роль фортепианного сопровождения. Значение творческого наследия композитора для русской художественной культуры.

Отечественная музыкальная культура в советский период. Массовая песня. Музыкальная культура России после Октябрьской революции; развитие музыкальной самодеятельности, пропаганда классического наследия и народного творчества. Отражение нового содержания в музыке – строительство социализма, революционная героика. Поиски новых выразительных средств. Развитие жанра балета, оперы, симфонии, кантаты, оратории. Выражение глубокой идейности, глубокой человечности, патриотизма, интернационализма. Развитие музыкальной культуры в союзных республиках.

Советская массовая песня в годы гражданской войны, в 20 – 30-е годы, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Песенное творчество В. Захарова, И. Дунаевского, А. Александрова, А. Новикова, В. Соловьева-Седого, Дм. и Дан. Покрасс, М. Блантера, Т. Хренникова, А. Пахмутовой, Я. Френкеля, С. Туликова, А. Островского и др.

С.С. Прокофьев (1891 - 1953) – гениальный композитор-новатор, пианист, дирижер. Жизнерадостный, светлый характер музыки композитора. Сложность эволюции стиля. Разнообразие содержания музыки Прокофьева (эпос и лирика, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм). Жанровое многообразие творчества, тяготение к драматическому искусству.

Жизненный и творческий путь композитора. Фортепианная музыка – традиционность жанров и форм, особенности исполнительского стиля («ударность», токкатность). Необычность острохарактерных мелодических линий, смелость тембровых сочетаний, мощность динамических эффектов.

Симфоническое творчество – связь с образным миром сценических и ораториальных произведений Прокофьева. Симфония № 7, до-диез минор – мудрая лирическая сказка о жизни.

Кантатно-ораториальное творчество. Кантата «Александр Невский» - утверждение героико-эпической национальной темы, своеобразие подхода к русской истории.

Сюжетное и жанровое разнообразие балетного творчества. Продолжение классических традиций русского балета. Балет «Ромео и Джульетта» - новаторская трактовка хореографии и музыки.

Оперное творчество композитора – реформаторское завоевание музыкального театра. Нетрадиционность сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной драматургии, гибкость и точность вокальной декламации. Значение творчества Прокофьева для русской и зарубежной музыкальной культуры.

Д.Д. Шостакович (1906 - 1975) – крупнейший композитор современности. Глубина, богатство образного содержания музыки. Основная тема творчества – богатый внутренний мир человека, борьба против насилия и зла. Широкий диапазон творчества композитора. Шостакович – великий симфонист эпохи XX века. Новаторство и опора на традиции русской музыкальной классики. Разнообразие типов мелодии, патетическая декламационность.

Жизненный и творческий путь композитора. Симфоническое творчество – продолжение линии симфонизма Чайковского. Симфония № 7, До мажор («Ленинградская») – поэма о борьбе и грядущей победе. Обращение к программности в симфоническом жанре - симфония № 11, соль минор («1905»).

Инструментальное творчество. «Двадцать четыре прелюдии и фуги» Шостаковича – «музыкальное приношение» Баху, многообразие образного и эмоционального строя цикла. Ораториальное творчество. Оратория «Песнь о лесах». Влияние музыкального наследия композитора на развитие русского и мирового музыкального искусства.

А.И. Хачатурян (1903 - 1978) – выдающийся композитор, педагог, общественный деятель. Претворение в подлинно национальной музыке Хачатуряна армянского народного мелоса, связь с русской классической и современной музыкой. Темпераментность, оптимизм, красочность музыкального творчества композитора. Синтез тонально-ладовой системы европейской и восточной музыкальных культур.

Жизненный и творческий путь композитора. Жанровое разнообразие творчества. Тяготение к симфоническим и камерно-инструментальным жанрам. Хачатурян – мастер оркестрового колорита. Концерт ре минор для скрипки с оркестром – отражение картин жизни Армении, жизнеутверждающие и яркие образы народа Востока.

Балетное творчество – новый этап в хореографическом искусстве, преобладание светлых, оптимистических образов. Широкое общественное признание творчества Хачатуряна.

Музыкальные примеры:

  1. А.К. Лядов. Фортепианные миниатюры – «Музыкальная табакерка», «Бирюльки», «Про старину»;
  2. А.К. Лядов. Симфонические произведения – «Кикимора», «Волшебное озеро»;
  3. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» (фрагменты);
  4. И.Ф. Стравинский. «Симфония псалмов» для хора и симфонического оркестра;

5. А.Н. Скрябин. Фортепианные произведения – Прелюдии op. 11 (№ 5, Ре мажор, № 10, до-диез минор), Ноктюрн Ре-бемоль мажор для левой руки, op. 11 № 2;

6. А.Н. Скрябин. Симфония № 3, до минор («Божественная поэма») – фрагменты частей;

7. А.Н. Скрябин. «Поэма экстаза»;

8. С.В. Рахманинов. Фортепианные произведения – «Элегия», Прелюдия до-диез минор (op.3 №2), Прелюдия № 5, соль минор (op.23 №5);

9. С.В. Рахманинов. Концерт № 2, до минор для фортепиано с оркестром;

10. С.В. Рахманинов. Вокальные произведения – «Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», «Сирень», «Весенние воды», «Не пой, красавица, при мне»;

11. С.В. Рахманинов. «Рассказ Старика» из оперы «Алеко»;

12. С.В. Рахманинов. «Всенощное бдение» (№12, «Славословие великое»);

13. песни советских композиторов (по выбору);

14. С.С. Прокофьев. Фортепианные произведения – «Наваждение», «Сказки старой бабушки» (№2 и №3), «Токката»;

15. С.С. Прокофьев. Концерт № 3, До мажор для фортепиано с оркестром (фрагменты);

16. С.С. Прокофьев. Симфония № 1, Ре мажор («Классическая») – (фрагменты частей);

17. С.С. Прокофьев. Симфония № 7, до-диез минор;

18. С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк» (фрагменты);

19. С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»;

20. С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» (фрагменты);

21. С.С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (фрагменты);

22. Д.Д. Шостакович. Симфония № 7, До мажор («Ленинградская»);

23. Д.Д. Шостакович. Симфония № 11, соль минор («1905») – (фрагменты частей);

24. Д.Д. Шостакович. Фортепианные произведения - «Двадцать четыре прелюдии и фуги» (на выбор), «Три фантастических танца»;

25. Д.Д. Шостакович. Концерт № 1, до минор для фортепиано с оркестром (фрагменты);

26. Д.Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах» (фрагменты частей);

27. Д.Д. Шостакович. Романс из кинофильма «Овод»;

28. А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром, ре минор;

29. А.И. Хачатурян. Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (фрагменты);

30. А.И. Хачатурян. Балет «Спартак» (фрагменты);

31. А.И. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты).

 

Тема 5.12. Музыка великих композиторов для детей

Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Для детей созданы оперы и балеты, песни, инструментальные пьесы.

Многие композиторы сочиняли произведения для своих родных малышей, а также посвящали свои произведения детям своих родственников и друзей. Например, И.С. Бах, обучающий музыке своих детей, писал для них различные пьесы («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»). Появление «Детского альбома» П.И. Чайковского обязано общению композитора с детьми его родной сестры и воспитанником брата.

В музыке для детей у композиторов самых разных стилей проглядывают общие черты:

- яркая, почти зримая образность;

- ясность музыкального языка;

- чёткость музыкальной формы.

Мир детства в музыке светел. Если в нём проскальзывает лёгкая грусть, печаль, то она быстро сменяется радостью. Часто композиторы создавали для детей музыку на фольклорной основе. Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой профессиональной детской музыки.

Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, были распространены колыбельные песни. Детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В средние века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни «Птички все слетались к нам», «Ты, лиса, гуся стянула», «Прилетела птичка», «Петрушка - чудная трава». Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника. Главные особенности музыкального языка: гармонический характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная).

Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборнике народных песен XVIII в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени («Зайчик, ты, зайчик», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду» и др.).

Музыкальный детский мир обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки. Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики XVIII - начала XIX в.

Великий И.С. Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

Й. Гайдн – родоначальник классической симфонии — написал симфонию «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.

Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Л. ван Бетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.

В 1-й пол. XIX в., с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность. Во 2-й пол. XIX в. появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыки: сб. М. А. Мамонтовой «Детские песни на русские и малороссийские напевы» (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фортепианные пьесы для начинающих пианистов. К детской аудитории обращались Р. Шуман, Ж. Бизе, К. Сен-Санс, А.К. Лядов, А.С. Аренский, Б. Барток, С.М. Майкапар и другие композиторы.

Французский композитор Ж. Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки (1871). Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.

Другой французский композитор — К. Сен-Санс — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.

Немецкий композитор Р. Шуман создал фортепианный цикл пьес «Альбом для юношества», расположенных по принципу «от простого к сложному», «Детские сцены».

Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», П.И. Чайковский создал «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыку к сказке «Снегурочка».

Еще один цикл пьес можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская». Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.

К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».

Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси — М. Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).

Выдающийся русский композитор А.К. Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.

В конце XIX в. были написаны первые оперы для детей: «Кот, козёл и баран» и «Музыканты» Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); «Коза-дереза» (1888), «Пан Коцький» (1891) и «Зима и весна, или Снежная красавица» (1892) Лысенко. Музыкальный язык этих опер прост, пронизан интонациями русских и украинских песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи - «Снежный богатырь» (1906), «Красная шапочка» (1911), «Кот в сапогах» (1912), «Иванушка-дурачок» (1913); А. Т. Гречанинова - «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), «Кот, Петух и Лиса» (1924); Б. В. Асафьева - «Золушка» (1906), «Снежная королева» (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - «Ёлка» (1900), «Сказка о Принцессе и Короле-лягушке» (1908).

Среди произведений западноевропейской детской музыки: «Детские народные песни» И. Брамса (1887). Для детей писал Б. Барток («Маленькому словаку», 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фортепиано; в 1908 -1909 четыре тетради учебного репертуара для фортепиано «Детям»). В пьесах Бартока использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фортепианные картинки, продолжающие традиции Шумана и Чайковского. В 1926 - 1937 г. Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фортепиано «Микрокосмос». Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер («Шесть песен для детей на слова Б. Брехта», ор. 53; «Детские песни» на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).

В XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз К. Дебюсси сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».

Детской музыкой много занимался английский композитор Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен «В пятницу после обеда» (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди английских школьников. Для исполнения детьми в сопровождении арфы написан цикл «Обрядовые рождественские песни» (ор. 28, 1942, на тексты из старой англ. поэзии). Лучшие из песен - «Морозная зима», «О, мой милый» (колыбельная), канон «Этот младенец». Известность получил «Путеводитель» по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) - своеобразное произведение, знакомящее слушателя с современным симфоническим оркестром. В детском музыкальном спектакле «Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу» Б. Бриттена (1949) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют специальную «Песню для публики». Состав оркестра - струнный квартет, ударные и фортепиано в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена «Ноев ковчег» (1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для профессиональных музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей: в оркестре - орган, фортепиано, ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных