Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта. Этика и ответственность психолога-консультанта.




С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

· жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

· ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

· наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

· индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

· никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

· клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей.

13. Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи.

Фрейд: сущность психоанализа как терапии – оценка сексуальности и Эдипова комплекса; учение о вытеснении.

Человека делает счастливым удовлетворённая потребность (та, что не была удовлетворена в детстве и удовлетворилась сейчас). Поведение человека регулируется Б., ПР, С.

Психодинамика – поведение психодетерминировано, а не случайно. Источник невроза – конфликт между ИД и Супер – Эго.

консультирование – процесс; в котором участвуют пациент, консультант (независимый аналитик), терапевт. Консультанта приглашают, когда процесс стоит на месте, нет динамики, т. к. он смотрит по иному, шире, стоит вне процессов переноса и контрпереноса.

Психоаналитическое консультирование предназначено для решения частной психологической проблемы, направлено на повышение психологической компетентности человека.

Главная цель психоанализа - выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен из­меняться и решать проблемы.

Один из продуктивных путей проникновения в мировоззрение клиента-это распознание его повторяющихся эмоциональных и поведенческих сте­реотипов. Задача психолога - научиться распознавать повторяющиеся пат­терны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механиз­мов. Эти механизмы действуют на подсознательном уровне. Различают пер­вичные, или примитивные защиты (примитивная изоляция, отрицание, все­могущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепле­ние, проективная идентификация и др.) и зрелые, или вторичные защиты (вытеснение, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактивное образовние, идентификация и др.). Приведем описание наиболее важных защитных механизмов:

—вытеснение (помещение в подсознание материалов жизненного опыта, проявляющееся в упорном забывании чего-то, нежелании осознавать ка­кие-то неприятные факты);

—отрицание (отказ признать травмирующую реальность);

—проекция (отказ замечать негативные черты которые приписываются другим, в себе самом);

—реактивное формирование (поведение человека противоположно его бессознательным желаниям);

—замещение (перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом);

—сублимация (десексуализация, то есть перенос сексуальной энергии в более приемлемые области деятельности - в художественную, спортивную, интеллектуальную);

— фиксация (задержка на одной стадии развития, чаще всего в детстве);

—рационализация (псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, признание которых грозило бы потерей самоуважения);

— регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития);

— перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, трансформация в головную боль);

— идентификация (бессознательный перенос на себя качеств, присущихдругому человеку) и др.

Тем не менее, психоаналитическая консультация направлена на осознание, инсайт, сущностью которого является понимание функционирования Оно, Я и Сверх-Я. Оно- инстинктивный полюс личности, его содержа­ние является подсознательным, частично наследственным и врожденным, а частично приобретенным и подавленным. Сверх-Я-жо все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. Он о неподконтрольно, Сверх-Я само олицетворяет конт­роль. Я служит буфером и проводником между Сверх-Я и Оно, то есть между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем стра­стей и желаний. Усилить Я можно путем сообщения клиенту его функций бу­фера между сознанием и подсознанием. Я оперирует на сознательном, пред-сознательном и подсознательном уровнях человеческого опыта. При консуль­тировании его влияние заметно на сознательном уровне.

Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоции­рования, лежащей в основе многих техник психоанализа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных