Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Делают ли силы зла добро?




Видно, что от Воланда и Ко страдают обычно те, кто этого так или иначе «заслужил», с точки зрения читателя; мера «наказания» не всегда соответствует проступку, по человеческим меркам – но странно было бы ожидать от нечистой силы «взвешенности» её: чего ради она должна об этом заботиться? Само то, что силы зла как будто карают за грехи, уже странно.

Попадает, впрочем, и по вроде бы невиновным, но не очень опасно (тот же Римский или бухгалтер Варьете); иногда это чему-то их учит (Иванушку Бездомного, например; хотя и за ним можно исчислить грех – самоуверенного невежества, конъюнктурности)… Не всегда совпадает мнение читателя и видимое представление автора романа о том, что и насколько серьёзным грехом можно считать,– но в целом действия нечистой силы не вызывают полного неприятия (хотя подозрительны спящие «мёртвым сном» чекисты… или, по мнению автора, идти на такую службу – уже преступление?)

Булгаков заставил нечисть заниматься несвойственным ей делом?

Но ведь Воланд и Ко вроде и не ставят перед собой такой задачи – карать грешников. Они явились в Москву устроить бал – ну и посмотреть заодно, какие сейчас москвичи. Они просто устраняют тех, кто им как-то мешает, да развлекаются по-своему… Видимо, дело в том, что мешают им по большей части как раз люди непорядочные, стремящиеся урвать не своё? Берлиоз и Лиходеев жили в хорошей квартире, которая понадобилась Воланду – а такую квартиру они имели именно от грехов своих, как показывает автор. Конечно, мешали Воланду люди из Органов, которых очень не любил Булгаков, и не только он. Могарыч и Латунский нагадили Маргарите и Мастеру – надо же вступаться за своих. А развлекаясь – не студенческую же столовку и не булочную нечисти было интересно громить и жечь; и ясно, что при погроме писательского ресторана и валютного магазина (что явно увлекательней) попадало по людям, прикормленным властью, неправедно денежным…

Так что в основном просто вроде так удачно всё совпадает: то, что человек грешен (а в какой-то степени грешен почти каждый), и то, что он страдает от нечистой силы.

Конечно, Булгаков следит за тем, чтобы так «совпадало». У профессора Преображенского (из «Собачьего сердца»), например, тоже была большая квартира – но автор «наводит» Воланда не на него, а на людей непорядочных; и не допускает в своём романе того, чтобы всерьёз попало, даже случайно, по совсем невиновным.

Есть моменты, где автор отчётливо показывает, что Воланд – сила зла.

Он собирает у себя на балу в качестве гостей отъявленных негодяев.

Он так реагирует, когда на «глобусе» его гибнут мать и ребёнок: «Вот и всё,– улыбаясь, сказал Воланд,– он не успел нагрешить. Работа Абадонны безукоризненна».

Но, с другой стороны, видно, что Воланду не нравятся жулики (Босой, Лиходеев, буфетчик, Могарыч…) – а дьявол должен бы им только радоваться.

Неоднозначно его отношение к милосердию. Он возмущается тем, что оно «пролезает в самые узенькие щелки», даже в его спальню; но глядя на москвичей в Варьете, отмечает как положительное: «И милосердие иногда стучится в их сердца…» Говорит Маргарите о милосердии к Фриде: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди... Но просто какой смысл в том, чтобы сделать то, что полагается делать другому, как я выразился, ведомству? Итак, я этого делать не буду, а вы сделайте сами» (Глава 24. Извлечение мастера).

«Ведомство» Воланда – мрак, он дух зла; но в нём нет лютой ненависти к «свету», добру. Явно он не дьявол христиан. У него своя роль – и необходимая – в системе мира по Булгакову. Ведь в ней, похоже, больше некому карать грешников – но это необходимо, иначе несправедливо, неправильно как-то – Воланд же говорит: «Всё будет правильно, на этом построен мир».

Не видно у Булгакова, что бог – творец мира – как-то вмешивается в происходящее в нём. Возможно, он создал некую систему его, с разными «ведомствами», далее функционирующую по заданным им законам – что похоже на бога теистов.

А Иешуа не может карать «добрых», хотя заблудших людей; он может только учить своей истине, показывать личный пример следования ей и, видимо, награждать ему следующих светом.

 

Похоже, Булгаков хотел предельно развести добро и зло.

Иешуа – абсолютное добро, он не может карать, ибо это значит делать зло злым.

И Воланд творит зло двух видов:

1) Кара дурным как наказание им, зло правильное. Воланд делает это как бы не намеренно, так получается – но это нужно для удовлетворения человеческого чувства справедливости: не должны грешники быть безнаказанны! И в этом смысле он «совершает благо».

2) Зло как злодейство – нельзя же лишить силу зла его привычных функций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных