Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 3 страница




Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

• социальное обслуживание на дому;

• полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

• стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и т.д.;

• срочное социальное обслуживание;

• социально-консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от среднего дохода человека.

Система социального обслуживания поделена на два основных сектора – государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания. Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая устанавливает группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения и т.д.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Особое внимание в этом Законе уделяется обеспечению занятости инвалидов. Помимо федеральных законов социальным работникам необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

45. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

В комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте инвалидов значительное место отводится медико-социальному направлению.

Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида, и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите.

В задачу медико-социального специалиста входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи и адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях).

Медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и формирующихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения.

При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье.

Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения и т.д.

46. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАБОТЫ ОБ ИНВАЛИДАХ

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без соответствующих органов управления. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального собрания РФ имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: Комитет по труду и социальной политике, Комитет по делам ветеранов. Комитет по охране здоровья, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

Помимо государственных органов управления имеются и ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы, служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.

В системе социального обеспечения действуют управления, отделы, секторы, которые назначают пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т.д. Это – окружные, муниципальные, районные управления.

Управленческие функции по делам инвалидов выполняют также органы министерств обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.

Современная система оформления инвалидности и инвалидных дел нуждается в коренной перестройке. Она может быть сведена к минимуму учреждений: поликлиника (со МСЭКом) – муниципальный собес (с набором социальных служб) – магазин (аптека, завод по изготовлению специальных приборов и приспособлений). В обеспечении инвалидов должен действовать принцип – минимум инстанций, максимальное сосредоточение функций в одном месте. Еще один управленческий аспект – организаторская работа с инвалидами. Необходимы спортивные мероприятия с участием инвалидов, фестивали и выставки творческих работ инвалидов. Проведение таких мероприятий – поле приложения труда социальных работников.

47. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся.

Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах. Отделение временного пребывания осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания. В отделении социальной помощи на дому осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе). Служба срочной социальной помощи предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия».

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Решается эта задача по-разному. В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, т.е. увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию).

48. СОЦИАЛЬНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Попечительство над пожилыми людьми – одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. В общем случае попечительство устанавливается: 1) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечительства; 2) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности: 3) над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Формы попечительства весьма разнообразны. Главной же формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.

Кроме того, следует учитывать деятельность учреждений социально-медицинского обслуживания пожилых людей в полустационарных условиях.

В домах-интернатах общего типа (т.е. для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов предусмотрено медицинское обслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера, в частности трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Трудовая занятость реализуется в лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.

Сегодня расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. Теперь в дома-интернаты поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода. Помощь на дому позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме, отодвигает сроки их переселения в дома для престарелых. Надомные услуги, гарантированные государством, в последние годы и в нашей стране становятся все более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом: помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг; помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

49. ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНОСТИ

Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики. Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще до конца не оформленных условиях государственности. Нужны совместные решения всех государств СНГ (или двусторонние соглашении между Россией и бывшими союзными республиками). Часть таких соглашений уже заключена.

Разработана долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты (жилье, транспорт медицинское обслуживание, культурная сфера и т.д.). рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.

Учитывая особое положение беженцев-бездомных. государственная политика занятости РФ предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.

Для решения жилищной проблемы российские экономисты считают возможным и необходимым привлекать денежные средства населения. Здесь три пути.

1. Введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади, расположением жилья.

2. Расширение жилищно-строительной кооперации.

3. Содействие индивидуальному жилищному строительству, получение жилья за счет ипотеки.

Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера в России уже сейчас, сегодня, оказывают бездомным конкретную помощь, как-то: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и др.

Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы – это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

50. СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Социальная служба – это предприятие, учреждение, организация и отдельные юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум учреждений для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи):

б) центр социальной помощи семье и детям:

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница:

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц сограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

• воспитательно-профилактическая.

• реабилитационная;

• оздоровительная;

• досуговая;

• информационно-консультативная.

• содействие занятости;

• социальная поддержка молодого поколения Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах – ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

51. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ В РОССИИ

Социальный работник обращается к социологическим аспектам миграции. Содержание его деятельности может изменяться в зависимости от вида миграции, условий бывшего и нынешнего пребывания мигранта, мотивов и целей миграции, социальной структуры потока мигрантов. Вынужденная миграция или добровольная, законная или незаконная, внешняя или внутренняя, трудовая или социальная, межрегиональная, сельско-городская, возвратная и невозвратная – каждый из видов по-своему влияет на жизнь людей, требуя соответствующего подхода социального работника.

Социальная работа с вынужденными мигрантами предполагает учет степени и характера их дезинтегрированное™ и выработку технологий преодоления такого положения.

Наиболее разрушительна дезинтеграция, вызываемая опасностью для жизни людей в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, войн, этно-территориальных конфликтов). Это не обходится без психологических травм; особенно болезненно потом проходит реинтеграция. В 90-е гг. XX в. такая миграция стала настоящим массовым бедствием для Балкан, Кавказа, Закавказья. Повлияли также войны в Афганистане, распад СССР, вывод российских войск из Восточной Европы, Прибалтики, конфликты в Таджикистане. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев хлынули в различные районы России из Северной Осетии, Ингушетии, Чеченской Республики, а также Казахстана, Центральной Азии и Прибалтики. К такой масштабной миграции государственная власть и социальные службы оказались не готовы.

Вынужденная миграция и сопутствующая ей в той или иной мере маргинализация (особенно при экстренной миграции) обостряют проблемы со здоровьем, вызывая тяжелые стрессовые состояния, влекут за собой часто бездомность, безработицу, бедность, состояние безысходности, что подчас приводит к суициду. Возникают серьезные проблемы социально-культурного и социально-психологического характера при адаптации мигрантов в новой среде, требующие помощи социальных работников.

Довольно велика социально-экономическая миграция (межрегиональная и сельско-городская). За 1990-е гг. она составила около 11 млн человек. Большинство из них переехало из сельской местности и малых городов в крупные города, из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири в центральные и южные районы страны. Это объясняется свертыванием производства, особенно в сельских регионах, сокращением строительства жилья, постоянными проблемами с завозом на Север топлива и продовольствия, падением уровня благосостояния и благоустройства на Севере и Востоке страны. Не снижается поток трудовых иммигрантов, особенно сезонных, из стран СНГ (Украины, Молдавии, Азербайджана, Таджикистана), а также Китая, Вьетнама, КНДР и Южной Кореи.

52. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ

Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности правового положения вынужденных мигрантов в России.

Реинтеграция мигрантов предполагает учет ряда правовых аспектов при получении визы, вида на жительство, регистрации места пребывания и жительства, оформлении статуса беженца или вынужденного переселенца, приобретении гражданства. Имеются и российские особенности. Помимо правового статуса «беженца» после распада СССР был введен и специфический правовой статус «вынужденного переселенца», что объяснялось последствиями распада СССР. Первый статус могут получить иностранные граждане, второй – граждане России, вынужденные переехать из одного региона России в другой или вынужденно возвратившиеся в нее из иностранного государства, а также оказавшиеся в подобной ситуации иностранцы (лица без гражданства), живущие постоянно в России. Но для граждан бывшего СССР и некоторых других категорий мигрантов по Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.) определялся упрощенный порядок приобретения гражданства России, постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и места жительства распространялись на граждан бывшего СССР, прибывающих из СНГ и Балтии. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (2002 г) изъял упрощенные процедуры, причинив немало страданий мигрантам, идентифицировавшим себя с Россией.

Несовершенство закона привело к принятию поправок в 2003-2005 гг.

Немало проблем возникло и в применении законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», в том числе связанных с ущемлением прав иммигрантов в зависимости от обстоятельств переезда из других стран. Россия нуждается в трудоспособных иммигрантах из СНГ, особенно высококвалифицированных, знающих русский язык и близких по культуре россиянам. Но если такой иммигрант приезжает в Россию добровольно, желая стать ее гражданином, то он, в отличие от беженцев и вынужденных переселенцев, не имеет прав на социальную помощь.

Правовой аспект пребывания и реинтеграции мигрантов затрагивает объективный и субъективный моменты. Первый – это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации служб, подготовки социальных работников, создания необходимой инфраструктуры. Второй – это поддержание достоинства конкретного человека, попадающего в трудные обстоятельства маргинализации и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе.

53. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ

Действующая Концепция государственной миграционной политики России определяет систему основных принципов и приоритетов для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в сфере регулирования миграционных процессов и интеграции мигрантов.

Теория и методика социальной работы должны учитывать миграционную привлекательность, миграционную емкость, популяционную емкость территории, этносоциальную структуру регионов России. Такой учет позволил бы на научной основе рассчитать квоты приема мигрантов, средства для работы с ними, программы работы. Игнорирование таких показателей может вызвать определенные социальные осложнения, в том числе увеличение безработицы, криминализацию, этническую конфликтность, «размывание» национально-государственной идентичности).

Предстоит совершенствовать механизмы охраны и защиты прав мигрантов. В Федеральной программе действий в области прав человека предусматривается материальная помощь мигрантам, коммуникативная и информационная поддержка (создание обществ, учреждение массовых газет, освещение проблемы миграции населения), а также реализация социальных программ юридической подготовки и переквалификации (с особым упором на права человека) социальных работников, работников миграционных служб. Необходимо совершенствование законодательной базы и поэтапное расширение учреждений социальной защиты и социального обслуживания специализации социономов для работы с мигрантами.

Необходимо учитывать этнические и климатические особенности региона, в который переселяются мигранты. Необходимо сочетание индивидуальной, семейной, групповой, этноориентированной социальной работы с социальным административным планированием.

Сотрудничество с миграционными службами и службами занятости помогает в вопросах идеологии, трудоустройства, профессиональной ориентации, в профессиональной адаптации мигрантов.

В Федеральной миграционной программе на 2006-2010 гг. предусмотрены миграционные амнистии, более детальный учет потребностей регионов в рабочей силе, а также подготовка и переподготовка специалистов по миграции, в том числе изучение культур различных миграционных контингентов.

54. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СМЯГЧЕНИЮ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего речь идет о таких, которые бы способствовали ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных выше.

В последние годы в России проблеме отклоняющегося поведения уделялось определенное внимание. Издан ряд законов и нормативных актов. В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Они выполняют функции контроля поведения людей в различных сферах общественной жизни, в том числе касающейся отклоняющегося поведения. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, партии, общественные организации и движения, суд. семья, образование, культура.

Различные социальные институты по-разному оказывают влияние на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся моральные нормы, привычки, традиции, ценности, идеалы, общественное мнение и т.д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство, общественные организации, школа и другие образовательные учреждения) – более активно, т.е. решающим образом воздействуют на сознание и поведение людей.

Среди этих институтов в последние годы особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. В этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно указать на следующие:

• адресность профилактической и другой работы;

• повышение эффективности использования выделяемых средств:

• наступательный, опережающий характер работы;

• усиление контроля за детьми, подростками, не посещающими школу, недопущение незаконного исключения детей из образовательных учреждений, в частности;

• дополнительную оплату труда специалистов, работающих с лицами и группами девиантного поведения;

• развитие социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;

• организацию в целом здорового досуга населения особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.

В качестве одного из главных направлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными формами отклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые бы обеспечили всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения.

55. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

Современное российское общество крайне дифференцированно по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация достигла невиданного размаха.

Среди малоимущих, прежде всего частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Сейчас главными методами регулирования уровня жизни населения являются:

Индексация. Как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает что индексация осуществляется двумя способами: 1) путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время (раз в год, раз в квартал); 2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан. Индексации не подлежат доходы от собственности.

Компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоев и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.

Оказывая материальную помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи. В каждом случае требуется адресный подход к решению вопросов оказания социальной помощи.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:

• льготное налогообложение:

• предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);

• пособия на детей и по безработице, пенсии и др Развитие отечественной благотворительности в социальной поддержке малоимущих приобретает важнейшее значение. Различные благотворительные организации, фонды, промышленные предприятия коммерческие и некоммерческие структуры выделяют немалые средства на организацию бесплатного питания малоимущих, для обеспечения их одеждой, обувью, средствами передвижения, продуктами питания, организацию медицинских услуг, содержание домов для ветеранов труда, оказание надомной помощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных