Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия это наука или мировоззрение




Философия – это мировоззрение. Философские вопросы - это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. И даже когда философ критикует разум, делает это он с помощью разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики.Рациональным (и новейшим) построением человеческого духа является и наука. Научное и философское знание во многом совпадают (требованием к обоснованности, доказательности выдвигаемых ими положений). Но есть и различие. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.

65. «Дважды в одну реку не войдешь»

Гераклит же, по-моему, имел в виду вообще другое.Он хотел сказать, что вода в реке всёвремя течет, меняется, потому, войдя еще раз в ту же реку, ты, на самом деле, попадешь в другую воду. Здесь акцент делается на том, что мы воспринимаем данную реку, как один и тот же объект, а он всё время меняется. То же самое касается и любого другого объекта/явления/процесса, который (-ое) мы воспринимаем, как нечто статичное и неизменное. Вот о чем, на мой взгляд, говорил Гераклит. И, собственно, изречение его, судя по Википедии, звучало вообще примерно так: "На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды". Современное значение фразы (поговорки?) "нельзя дважды войти в одну реку" как-то не совпадает со значением только что приведенного изречения, не находите?

60. Як, на Ваш погляд, позв'язані поняття «необхідність» і «свобода»?

Соотношение исторической закономерности и сознательной деятельности людей нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи, который раскрывается в категориях необходимости и свободы.

Историческая необходимость - это то, что закономерно вытекает из действия объективных законов развития общества. Она влияет на действия, поступки людей, которые, в дальнейшем, обратно влияют (как положительно, так и отрицательно) на эту необходимость, открывая пути для расширения своей свободы.

Свобода есть продукт исторического развития человечества. Действия объективных законов человек избежать не может. Свобода не значит противопоставление субъекта этим законам или "освобождение" от них. Такой путь к свободе является иллюзорным. Реальная свобода достигается путем познания и использования необходимости. Свобода человека, как подчеркивал Ф. Энгельс, заключается не в воображаемой независимости от законов природы и общества, а в познании их и умении использовать в своей деятельности.

Овладение естественной необходимостью реализуется в развитии производительных сил. их прогресс можно интерпретировать как постепенный процесс освобождения человечества от покорения стихийным силам природы, т.е. расширение свободы общества по отношению к природе. Отношение к природе всегда опосредованное определенной форме общественных отношений, законам общественного развития. Свобода общества определяется степенью овладения этими законами, их пребывания под сознательным контролем, преодоление господства социальной стихии. По мере развития общества, его производительных сил и производственных отношений свобода расширяет свои границы, господство человека над природными и общественными процессами усиливается.

В живой и неживой природе отсутствуют примеры абсолютной свободы, свободы от всего, от любой зависимости. Еще сложнее и многограннее является социальное содержание понятия свободы. Анализируя его, необходимо подходить всегда конкретно исторически. Человек как часть природы и общества всеми своими действиями вплетается в разнообразные отношения с природой и обществом, государством и нацией, классом и партией, трудовым коллективом и семьей. Поэтому при определении свободы личности естественно возникают вопросы: свобода от чего и от кого, а также свобода для чего и для кого? Свобода в чем?

Для понимания свободы важное значение имеет познание необходимости. Одной из особенностей взаимосвязи свободы и необходимости является то, что необходимость выступает основным элементом свободы, ее объективным содержанием. Характеристика свободы как познанной необходимости составляет сущность ее гносеологического аспекта. Однако свободу нельзя сводить только к необходимости. Достижение свободы связано не только с познанием действительности, но и с активной практической деятельностью человека. Историческая необходимость, в отличие от необходимости в природе, реализуется в деятельности людей. Необходимость ограничивает свободу деятельности и вместе с тем утверждает ее.

Существование необходимости в реальном мире создает условия для сознательной деятельности человека, для выбора. Человек в процессе и в результате своей деятельности познает необходимость не только природы, но и человеческого общества. В результате познания необходимости в материальном мире лицо направляет свою деятельность в соответствие с ней. В процессе практической деятельности наше познание необходимости может корректироваться, дополняться, уточняться и т.д.. За счет этого происходит расширение нашей свободы, которая необходима нам для развития. Чем полнее мы познаем природные и общественные явления, собственную природу, потребности, идеалы и проч., Тем эффективнее используем свои силы, тем более широкой свободы приобретаем.

64. в здоровом теле – здоровый дух.

Смысл выражения: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье. Иными словами, у тех людей, кто умеет поддерживать свое физическое состояние на должном уровне, и душевное здоровье должно быть в полном порядке - ведь, предполагается, что этот человек умеет позаботится о себе в полной мере.

Выражение может использоваться и как девиз человека, который старается не только развивать свои физические способности, но и думает о нравственном, духовном развитии - ведь это не менее важно, чем иметь отменные физические данные!

 

Познай самого себя

Значение - каждый должен изучить самого себя, чтобы понять смысл жизни, выработать правильное отношение к ней.

Сократовская установка на самопознание, т. е. превращение проблемы человека и "человеческих дел" в главную проблему философии, ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой теоретической мысли, сохранила свою остроту и стала весьма актуальной в век научно-технической революции. Во всяком случае она невольно приходит на ум в связи о дискуссиями, развернувшимися за последнее время вокруг проблем "Человек — наука техника", "Наука, этика, гуманизм". Эти дискуссии перекликаются с сократовским пониманием основной задачи философии и ценности знания вообще. Неудивительно поэтому, что они нередко сопровождаются

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных