Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






САМОВНУШЕНИЕ, ЙОГА И ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ




Современные методы лечебного самовнушения при всем их многообразии имеют древние и в большинстве своем общие истоки. К таким истокам прежде всего относитсядревнеиндийская система йоги с ее эмпириче­скими находками.

Примерно во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северную Индию вторглись племена, которые называли себя арийцами (благородными). Полагают, что именно арийцы создали самую древнюю индийскую литературу — «Веды». Основные литературные, этни­ческие и религиозные концепции «Вед» сконцентри­рованы в «Упанишадах» — тайных знаниях, которые передавались от учителя к ученику. Известно более 120 «Упанишад», последние из которых были созданы в XV—XVI вв. н. э.

В IV—II вв. до н. э. был создан древнеиндийский эпос «Махабхарата», заложивший основу философии йоги.

Большая заслуга в систематизации йоги принадлежит древнеиндийскому философу и врачу Патанджали. В своей книге «Йога-Сутра» (II в. до н. э.) он излагает основные философско-этические принципы йоги, а также практические приемы медитации. Именно его считают основоположником йоги.

Значение слова «йога» соответствует его санскритско­му корню «Йюдж», что означает «запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинировать», а в более широком смысле — «заставить себя сосредоточиться, мобилизо­ваться».

Йога — широкое понятие, которое включает в себя и цель, и средства ее достижения. Прежде всего йога — древнеиндийская философская система. Главное в ней — учение о самосознании. Путем самосознания, согласно йоге, человек может достичь «освобождения», то есть способен освободить свое индивидуальное сознание (ду­шу) от влияния условий материальной жизни и слить его с абсолютным знанием (богом). Самосознание достигается путем сосредоточения, при котором «созерцающее созна­ние теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать себя».

 

Методика достижения «освобождения» через йогу, по Патанджали, содержит 8 основных ступеней, которые расположены в строго определенном порядке и дополня­ют друг друга. Это йама (воздержание), нияма (культура питания, труда и отдыха), асана (поза), пранаяма (конт­роль над дыханием), пратьяхара (удаление чувств), дхарана (концентрация внимания), дхъяна (созерцание), самадхи (сосредоточение).

Йама включает в себя 5 «внешних» заповедей: не убивай, не лги, не смущайся, блюди целомудрие, не жалей богатства. Заповедь «не убивай» толкуется широко и включает в себя требование не есть мясо, рыбу, яйца и т. д., не курить, не пить спиртное. Указанные моральные ограничения играют роль своего рода «социальной защи­ты», способствуют эмоциональной уравновешенности йога.

Нияма содержит 5 «внутренних» заповедей: очище­ние, скромность, умеренность, декламацию очищающих изречений (молитвы), смирение.

А саны — специфические позы. Существует около 500 асан: для медитации и релаксации, для укрепле­ния тела, для очищения пищеварительной системы и т. д.

Пранаяма — упражнения по йоговскому дыханию. Выделяют 4 фазы дыхания: вдох (пурака), задержка (кумбхака), выдох (речана), пауза после выдоха. Большое значение придается задержке дыхания, во время которой, по мнению йогов, в организм поступает жизненная энер­гия — прана. Прана поступает не только через воздух, но и через пищу, поэтому йоги прожевывают пищу очень медленно.

Пратьяхара — «негативная» концентрация, по­средством которой достигается физическое и психиче­ское расслабление. При глубоком расслаблении (ре­лаксации) достигается выключение работы органов чувств.

Дхарана — активная концентрация внимания на объекте (внешнем или внутреннем). Упражнение счита­ется освоенным, если внимание на предмете удерживает­ся не менее 12 секунд.

Д х ь я н а — процесс проникновения в сущность объ­екта сосредоточения. Если концентрация внимания на

 

объекте удерживается в течение 144 секунд, что равно 12 дхаранам, считается, что дхьяна достигнута.

С а м а д х и достигается, если концентрация внима­ния на объекте удерживается 1728 секунд (12 дхьян, или 144 дхараны). Йоги считают, что в состоянии самадхи происходит полное проникновение в объект концентра­ции. В этот момент йог не в состоянии разграничивать свою личность и объект.

Первые 4 ступени ориентированы главным образом на психологическую и физическую подготовку; последние 4 — на тренировку психических процессов.

Последние 3 ступени (дхарана, дхьяна и самадхи) являются этапами медитации. Переход от одного этапа к последующему не нуждается в применении специальной техники. Он связан только с увеличением глубины кон­центрации на объекте.

В зависимости от использования специфических тех­ник существуют различные виды системы йоги: мантра-йога, хатха-йога, лайя-йога, раджа-йога.

В м а н т р а - й o г e концентрация осуществляется на определенных словах и выражениях (мантрах), которые при непрерывном повторении (джапа) оказывают опреде­ленное воздействие на состояние центральной и вегета­тивной нервной системы.

Основу х а т х а-й о г и («силовая йога», «йога против воли») составляют асаны и пранаяма.

Йоги считают, что существует связь эмоционального состояния человека с позой и тонусом мускулатуры. Используя мышечную систему как наиболее поддающу­юся волевому контролю, путем многолетней тренировки нервно-мышечных процессов йоги приобретают навыки самовоздействия на эмоционально-волевую сферу. При этом одни асаны действуют на организм подобно релаксантам, транквилизаторам, другие — подобно стимулято­рам.

Определенные асаны приводят к расслаблению мышц грудной клетки, что снижает усилия при дыхании. Поэтому асаны предшествуют пранаяме. Йоги считают, что существует прямая связь между дыханием и психическим состоянием, и придают этой связи боль­шое значение. Считается, что нормализация ритма дыхания приводит к психической релаксации. И на-

 

оборот, психическая релаксация приводит к урегули­рованию ритма дыхания. Оптимальным соотношением циклов вдоха, задержки и выдоха йоги считают соотношение 1: 4: 2.

Л а й я - й о г а — система саморегуляции, цель кото­рой — пробуждение «латентной» энергии вегетативной нервной системы. Основной техникой системы является медитация. Объектами концентрации могут быть специ­фические слова (мантры), геометрические фигуры (янтры), картины (даяты),

По мнению йогов, в основании позвоночника на­ходится жизненно важный центр — муладхара, в котором хранится нервная энергия (кундалини), ре­гулирующая висцеральные функции организма. Сим­волом кундалини является змея, свившаяся в спи­раль. Пробуждение и освобождение кундалини дости­гается путем психической концентрации на центре муладхара.

Р а д ж а - й о г а является системой этико-философских принципов и религиозных норм, а также правил медитирования. В раджа-йоге используются процедуры и техни­ки, аналогичные лайя-йоге, но объекты концентрации связаны с высшими проявлениями сознательной деятель­ности человека. Считают, что с помощью раджа-йоги создается мост между сознательными и бессознательными психическими процессами.

Йоги уверены, что, прежде чем практиковать раджа-йогу, необходимо обязательно освоить практику хатха-йоги и лайя-йоги.

С помощью медитации йоги способны изолировать себя от внешнего мира. С углублением медитации йог теряет чувство реальности и не может отличить свой внутренний мир от внешнего.

Согласно раджа-йоге, внешний мир является только грубой формой мира внутреннего. Йог ничего не получает от общества и ничего ему не дает. Он достигает состоя­ния абсолютной изоляции (кайвалья), которая является целью его социального существования.

Центральным методом самовнушения в восточных учениях являетсямедитация.

Слово медитация происходит от греческого медомой («о чем-либо размышлять»). Ему соответствует сан-

 

скритский термин дхьяна («размышление», «углубле­ние»).

С позиции древнеиндийской психологии бодрству­ющее сознание человека имеет три возможных состо­яния:

1) неспособность сосредоточиться на одной мысли (со­стояние, противоположное медитации);

2) навязчивая мысль, мотив, образ (непроизвольная медитация);

3) способность произвольно сосредоточиться на чем угодно и не думать о том, что мешает в данный момент (медитация).

Иначе говоря, медитация — это всякое сосредоточение мысли, всякая концентрация внимания на чем бы то ни было.

Патанджали учил: «Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете. Непрерывное тече­ние познавания этого предмета есть дхиана... Когда оно, отвергая образы, отражает только их смысл, — это самад-хи» (цит. по С. Вивекананда, 1906).

Человек может размышлять над какой-то житейской или научной проблемой, может быть охвачен какой-то идеей, но это не есть медитация. Под медитацией обычно подразумевают искусственно созданную ситу­ацию, в которой человек специально занят самосовер­шенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических особенностей, размышляя (медитируя) над им же созданными искусственными об­стоятельствами .

Можно провести аналогию со спортом и обычным физическим трудом. Специальные физические упражне­ния могут более эффективно развивать физическую силу и мышцы, чем повседневный физический труд.

Точно так же специальная практика медитации может усиливать наши психические возможности более значительно, чем повседневное функционирование пси­хики. Если при медитации внимание концентрируется на физиологических процессах тела, то это может привести к их изменению, как при аутогенной тре­нировке.

В процессе медитации у йога возникает иллюзия, что он сливается со всем мирозданием, достигает высоких

ступеней интуитивного прозрения, с помощью которого он осознает скрытую суть вещей.

С современных позиций медитация является одной из форм ауто гипнотизации, а состояние измененного созна­ния, достигнутое в результате медитации, представляет собой гипнотический транс.

Техника медитации йогов связана с такими понятия­ми, как янтры и мантры.

Я н т р ы. Уже первобытный человек пытался материлизовать свои представления о мире в виде на­скальных рисунков. В последующем, созерцая их, он вызывал у себя адекватные эмоциональные пережи­вания. Сначала это были изображения реальных об­разов (людей, зверей, деревьев), а потом — их сим­волов. В этом отношении верха совершенства достигла египетская символика.

Известно, что изображения разнообразной формы и цвета оказывают различное влияние на психическое со­стояние человека. Так, зигзагообразная линия с острыми углами создает впечатление резкого изменения, накопле­ния и разряда энергии, вызывает у человека чувство напряженности, тревоги. Наоборот, S-образная кривая называется линией грации и формирует чувство гармо­нии, успокоения. Закругленные линии можно назвать легкими, ломаные — твердыми. Фигуры с радиально расходящимися прямыми создают иллюзию излучения, квадрат связывают с представлением завершенности, круг — с космической бесконечностью и абсолютной

гармонией.

Ряд геометрических фигур на рис. 1 подобран по принципу возрастания иллюзии излучения. Эти фигуры считаются священными почти во всех религиях и явля­ются основными элементами в изображении так называ­емых чакр в системе лайя-йоги.

Разное психическое воздействие оказывают фигуры

Рис. 1. Основные элементы чакр

 

симметричные и несимметричные, уравновешенные и не­уравновешенные.

На рис. 2 изображены два диска, один из которых уравновешен относительно центра-квадрата, а другой — нет.

Концентрация внимания на фигуре со сбалансиро­ванным центром (уравновешенная фигура) вызывает

Рис. 2. Сбалансированная и несбалансированная фигуры

у человека чувство успокоения, а концентрация на несбалансированной фигуре — чувство дискомфорта, напряжения.

Определенное влияние на психическое состояние ока­зывают и различные цвета. Например, красный цвет возбуждает, а фиолетовый успокаивает. В. X. Кандинский отмечал, что желтый цвет концентрирует внимание, а синий и красный рассеивают. Он же утверждал, что оранжевый цвет порождает прилив энергии, амбицию и стремление к триумфу.

Художники знают, что ярко-красный, ярко-желтый и оранжевый — «теплые» цвета, а светло-синий, салатовый и голубой — «холодные». Взаимодействия цветов еще более усиливают влияние на эмоции. Так, например, золотисто-желтый цвет и цвет морской волны взаимно усиливают эмоциональную уравновешенность, а сочета­ние золотисто-желтого и огненно-красного цветов дейст­вует противоположно.

Эффект воздействия формы и цвета на психическое состояние человека лежит в основе практики лайя-йоги. Медитация здесь проводится посредством концентрации внимания на реальных или воображаемых графических изображениях — янтрах (рис. 3).

В качестве объектов концентрации при медитации также часто используются чакры (рис. 4).

 

Рис. 3. Шри-янтра

Муладхара Свадхистхана

Вишудха Аджна

Рис. 4. Чакры

 

М а н т р ы. Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное и суггестивное воздействие человеческой речи определя­ется не только содержанием информации, но и зависит от выразительности, громкости, музыкальности произнесен­ных слов. Зависимость силы воздействия человеческой речи от ее структуры — увлекательная и еще мало разработанная область знаний.

Слова, смысл которых конкретен (блеск, сеет, ночь, тепло, сладко и т. д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следовательно, в результате, потому что и т. п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его сугге­стивное воздействие. Если мы хотим сформировать образ какого-то человека, то нужно говорить не о человечестве вообще, а о конкретных качествах конкретного человека.

Суггестивное воздействие речи повышают такие ее качества, как мягкость и сила голоса, паузы, использо­вание эффекта неожиданности.

На эмоциональное состояние человека оказывает вли­яние не только смысл и интонация речи, но и определен­ное звукосочетание слов. Такие слова, как монотонный, флаг, дрожжи, Владивосток, звучат мягко, а слова роса, роза, пробуждаю, трава, рассвет звучат твердо, стимули­руют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интересно, что звук «р» присутствует в слове «крас­ный» почти во всех европейских языках.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Со­гласные делятся на твердые и мягкие. Гласные получа­ются при озвученном выдохе и характеризуются высотой основного тона и сопровождающих его обертонов. Послед­ние принято называть формантными тонами. Самый высокий формантный тон у звука «и», самый низкий — у звука «у».

При воздействии словом важно не только его смысло­вое содержание, но и звуковая структура. Так, например, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвер­дить экспериментом. Предложите испытуемому назвать воображаемыми словами («ла», «лау», «ли») три одина­ковые по форме, но различные по величине фигуры.

 

Обычно для самой маленькой фигуры выбирается назва­ние «ли», а для самой большой — «лау». Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» — рас­слабленности, мягкости, теплоты.

Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассоциируются с мрачным, темным. Доми­нирование звуковой символики над содержанием понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые.

Разрыв содержательных связей в структуре мышления происходит в просоночном состоянии, а также во время медитации. Первоначально в сознании всплывают не свя­занные друг с другом эпизоды. Внутри каждого эпизода существует логическая связь. При более глубокой меди­тации появляются отдельные, не связанные друг с другом фразы, а потом происходит их распад. При глубокой степени медитации происходит распад слов, причем в сознании остаются лишь краткие, ритмизированные зву­косочетания. Вероятно, поэтому некоторые авторы (В. А. Налимов, 1989) называют людей, практикующих медитацию, «психонавтами».

Речь освобождается от понятийного содержания при выраженных аффектах (крик, рев). Наоборот, в воскли­цаниях (ax! ox! их!) содержится сильный эмоциональный компонент. Восклицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой понятийной нагрузки, кроме представления об определенном эмоциональном состоянии.

У каждого человека с определенным восклицанием обычно связаны определенные эмоции. Если вы произне­сете такое восклицание несколько раз подряд, то можете вызвать соответствующее эмоциональное состояние. Ин­тересно, что аналогичные воздействия наблюдаются и при произнесении любого слова. В этом специфическом воз­действии звукосочетаний на психику человека и заложе­на тайна воздействия мантр.

Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древ­ности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмысленных, слов широко распространено в

 

практике народной медицины, культовых обрядов, при­суще стрессовым ситуациям. В таком воздействии бес­смысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздействует не смыс­ловая нагрузка, не информация, а звукосочетание.

Мантры можно придумывать самому. Предположим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спокойным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и при­думайте словосочетание, соответствующее в данный мо­мент вашему душевному состоянию. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.

Техника медитации. Упражняясь в медитации, следу­ет соблюдать следующие правила.

1. Помещение для медитации должно быть тихим, теплым и уютным. В последующем медитировать можно в любой обстановке.

2. Медитация должна выполняться натощак или через 1—2 часа после еды, лучше утром (до завтрака) и вечером (перед ужином).

3. Не следует проводить тренировок, если вы чувствуете себя нездоровым или эмоционально пере­возбуждены.

4. Во время медитации не сопротивляйтесь мыслям, спонтанно возникающим в сознании; пусть они исчезнут сами.

5. Не превращайте медитацию в «идею фикс».

6. Медитацией следует заниматься 40—45 минут 3—4 раза в неделю.

Поза. Для тех, кто занимается хатха-йогой, реко­мендуется использовать позу «лотос» или «полулотос». Остальные могут медитировать в положении сидя на стуле с удобной спинкой, позволяющей выпрямить позво­ночник, или лежа на спине.

Расслабьте руки, лицо, ноги, все тело. Подождите 2—3 минуты до полного расслабления. Закройте глаза.

 

Концентрация на собственном т еле. Зай­мите медитативную позу. Сконцентрируйте внимание на своем теле: «Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... мои руки и ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они расслаблены полностью... чувствую свои голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую свои бед­ра... мои бедра расслаблены... все мое тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое тело расслаблено... чувствую свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца лица расслаблена... я все больше и больше рас­слабляюсь...»

Произнесение фраз происходит медленно, с одновре­менной активной концентрацией на частях тела. Со вре­менем, в ходе тренировок, глубина мышечного расслаб­ления увеличивается.

На определенном этапе медитирующий как бы превра­щается в постороннего наблюдателя собственной мысли­тельной деятельности. В сознании появляются самые различные реальные или фантастические картины. Необ­ходимо отстраниться от эмоциональных - переживаний этих картин и следить за ними как бы со стороны, наподобие зрителя, смотрящего фильм.

При углублении медитации картины начинают все быстрее сменять друг друга. Происходит распад мысли­тельного процесса. При настойчивой тренировке можно добиться глубокого транса.

Концентрация на позе. Все внимание направь­те на правую руку. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые испытываете в руке. Переместите руку и снова сконцентрируйтесь на изменившихся ощущениях. Те­перь концентрируйте внимание на позе тела. Ощутите его пространственную конфигурацию. Представьте, что вы совершаете различные действия — плаваете, ныряете, танцуете, берете финиши, выполняете гимнастические упражнения, наносите удары, защищаетесь. Эта медита­тивная техника являлась основой подготовки в древних восточных боевых искусствах и используется сейчас в дзюдо, каратэ, конфу, айкидо и др.

Концентрация на дыхании. Примите меди­тативную позу. Расслабьте тело. Сконцентрируйтесь на дыхании. Не меняйте естественного ритма дыхания, а

 

только следите за ним. Дыхание можно мысленно сопро­вождать фразами: «Я чувствую свой вдох... чувствую свой выдох...» и т. д. Простота упражения только кажущаяся. При тренировках вы столкнетесь с ограничением возмож­ностей удерживать свое внимание на дыхании.

Возникают периоды рассеянности со сменой картин и мыслей. В процессе регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации становятся все более продолжительными и устойчи­выми. Медитирующий начинает ощущать внутреннюю стабильность и гармонию своих эмоциональных реак­ций. Это упражнение является основной техникой в практике дзен. Сконцентрировав свое внимание на дыхании, можно повторять примерно следующие ме­дитативные фразы:

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Грудная клетка расслаблена... (один дыхательный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Мое тело расслаблено... (один дыхательный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Я чувствую покой и расслабление... (один дыхатель­ный цикл)

Я вдыхаю...

Я выдыхаю...

Приятное ощущение... (вдох)

Приятное ощущение... (выдох)

Приятно дышать... (вдох)

Приятно дышать... (выдох)

Я чувствую тепло... (вдох)

Я чувствую тепло... (выдох)

Все расслаблено... (вдох)

Все расслаблено... (выдох)

Спокойствие и тишина... (вдох)

Спокойствие и тишина... (выдох)

Упражнение представляет собой модификацию буд­дийской медитативной техники.

Медитация на мантрах. Принимается опреде­ленная поза, в которой можно находиться длительное

 

время, не испытывая физических неудобств. Тело полно­стью расслабляется. Медитирующий успокаивается и ритмизирует дыхание» концентрирует взгляд на опреде­ленной точке или закрывает глаза. В этом состоянии полного расслабления начинается непрерывное мыслен­ное повторение мантры (процесс джапа).

Непрерывная концентрация на мантре является ис­ключительно трудным процессом. Через некоторое время после начала медитации внимание непроизвольно рассе­ивается» место мантры занимают посторонние мысли или картины.

Потом концентрация снова фокусируется на мантре и процесс джапа продолжается. Для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имею­щие понятийного смысла» но спсобные создавать оп­ределенный психический фон. В древней практике лаяЙ-йоги используются звуки санскритского языка» смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:

1) анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;

2) енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг, зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, чевт, шенг;

3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.

Каждую мантру нужно тренировать отдельно в тече­ние продолжительного времени. Достаточно выбрать 2—3 мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует запол­нению сознания нейтральным содержанием, освобожда­ющим его от следов предшествующей психической дея­тельности, и вхождению в транс.

Медитация на янтрах. Примите мидитативную позу, расслабьтесь. Мысленно представьте круг. тре­угольник, прямоугольник, звезду и другие простые гео­метрические фигуры, сноп лучей. Попытайтесь зафик­сировать те специфические эмоциональные состояния, которые они у вас вызывают. В дальнейшем по мере тренировки попытайтесь зафиксировать внимание только на одной из фигур.

 

Медитация на чакрах. Техника представляет собой эффективное средство воздействия на вегетативную нервную систему (лайя-йога).

В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает техни­ку, предназначенную для стимулирования вегетативной нервной системы. Она состоит из следующих этапов.

1. Концентрация на чакре муладхара. Нужно сконцен­трировать воображение на спирали кудалини (символ потенциальной нервной энергии), которая излучает крас­ный цвет.

2. Концентрация на чакре совершается одновременно с мысленным произнесением мантры «ханг». Воображе­ние фокусируется на спирали кундалини, которая начи­нает постепенно нагреваться и излучать тепло. Одновре­менно она медленно раскручивается и поднимается вверх по позвоночнику. Последовательно она проходит через все чакры и достигает теменной области — чакры сахасрара.

3. Воображение направляется на сегмент спирали, находящейся между чакрами муладхара и анахапга. Ме­дитирующий представляет, что эта часть спирали излу­чает огненно-красный свет.

4. Далее воображение концентрируется на сегменте спирали между чакрами аджна и вишудха; спираль из­лучает бело-красный свет.

5. Наконец, воображение концентрируется на оконча­нии спирали в чакре сахасрара. Спираль раскалена добе­ла, здесь сосредоточена огромная энергия, которую медитирующий может контролировать.

Давно существуют попытки найти связь между чакра­ми и центрами вегетативной нервной системы. Однако все они пока безуспешны. Следует согласиться с мнением болгарского исследователя Н. Петрова (1986), который считает, что различные интерпретации кундалини, допу­скающие существование нематериальных проводников биоэнергии, а также чакр как центров, контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь наивности и мета­физики.

Медитация на мантрах и янтрах в качестве средств самовнушения издавна используется в восточных религи­ях. Однако нельзя считать религиозные культуры перво­источником медитативных техник. По всей вероятности, способность человека к медитации возникла в глубокой

 

древности. Не случайно еще у первобытного человека появилась потребность в ритмах и танцах, примитивных песнях, предметах культа. Посредством концентрации внимания на этих ритмах и предметах культа первобыт­ный человек формировал у себя психический настрой, возбуждая себя или успокаивая.

Мантры лежат в основе песенного творчества многих народов, помогают преодолевать тяжелый физический труд. Вполне естественным считается вхождение в транс во время танцев, в основе которых лежит ритм, или в процессе строевой подготовки солдат. Короткие команды, хождение строевым шагом, бесчисленные повороты нале­во, направо, кругом, беспрекословное выполнение, каза­лось бы, нелепых приказов... Потом приказ: «В атаку! > Люди поднимаются и идут на смерть. Все это — звенья одной цепи.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (МЕТОД ШУЛЬЦА)

Аутогенная тренировка — это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотиче­ского транса (высшая ступень).

Создателем метода аутогенной тренировки по праву считаютИоганса Генриха Шульца, ему же принадлежит и термин «аутогенная тренировка». Временем создания метода считают 1932 г., однако корни его рождения уходят в далекое прошлое (см. предыдущий раздел).

После учебы в Познани, Геттенгене и Бреслау Шульц некоторое время занимался исследовательской и препо­давательской работой в институте психологии им. Пауля Эрлиха во Франкфурте, где (будучи по профессии дерма­тологом) он читал лекции по психотерапии. Через неко­торое время Шульц получил диплом невропатолога и занял место главного врача санатория «Белый олень» под Дрезденом. В 1924 г. он переехал в Берлин, где были написаны основные его труды (более 400), в том числе монография «Аутогенная тренировка — сосредоточенное саморасслабление» (1932), формально давшая начало ме­тоду аутогенной тренировки.

Шульцу еще при жизни посчастливилось быть свиде­телем «победного шествия» аутогенной тренировки. В 1961 г. был создан Интернациональный координацион-

 

ный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии (USAT), куда вошел и представитель СССР. Особо широкое распространение аутогенная трени­ровка получила в Германии, США, Канаде.

Ученый успел даже написать предисловие к 13-му изданию своей книги, вышедшему в 1970 г. В нем Шульц с тревогой писал: «Широкое распространение метода при­вело к тому, что, к сожалению, к нему «примазались» и шарлатаны: один священник обещает детям легкие пути к самообладанию, различные «институты психологии» рассылают проспекты, отмечая мимоходом, что их руко­водители имеют ученые степени и звания, и тому подо­бное. Даже коллеги издают без конца «Сборники упраж­нений» для самостоятельных занятий без врачебного контроля». Между тем почти за 40 лет до этого в преди­словии к первому изданию своей известной книги Шульц писал: «Настоятельно предупреждаем читателей, не име­ющих отношения к медицине, о недопустимости исполь­зования нашего метода самостоятельно или с посторонней помощью без врачебного контроля; так как по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека, ее необходимо осущест­влять под медицинским наблюдением».

Умер Шульц 27 сентября 1970 г. в возрасте 86 лет.

В СССР аутогенная тренировка систематически стала изучаться примерно с середины 50-х годов (А. М. Свядощ, М. С. Лебединский, Г. С. Белов, А. С. Ромен и др.). Этому методу посвящены монографии А. С. Ромена (1970), А. Г. Панова, Г. С. Беляева, В. С. Лобзина, И. А. Копыловой (1980), В. С. Лобзина и М. М. Ре­шетникова (1986) и др.

Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим (Лобзин, Решетников, 1986). В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружае­мых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн), пси­хофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релак­сации (Джекобсон), а также рациональная психотерапия (Дюбуа).

 

Основной заслугой Шульца является прежде всего то, что он освободил учение йоги от распространенной интер­претации или от налета мистицизма.

Предложенная Шульцем методика аутогенной трени­ровки в отличие от ее многочисленных модификаций называется классической и делится на 2 ступени: 1-я, или начальная (АТ-1), и 2-я, или высшая (АТ-2).

Техника АТ-1. Перед началом тренировки с пациента­ми проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механиз­мы воздействия на организм тех или иных упражнений. Сам Шульц, например, считал, что при значительном расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры возни­кает особое состояние сознания, позволяющее путем са­мовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные функции организма. Умело проведенная беседа, сопровождаемая демонстрацией эффективности отдельных упражнений, а также пациентов, добившихся путем тренировки позитивных результатов, способствуют успеху дальнейшего лечения. В беседе подчеркивается, что мысленное повторение формул самовнушения должно проводиться спокойно, без излишней концентрации вни­мания и эмоционального напряжения. Полезно с самого начала ознакомить больного с планом тренировок.

Сеансы самовнушения проводятся 3—4 раза в день. Первые 3 месяца длительность каждого сеанса не превы­шает 1—3 минуты, затем время их несколько увеличива­ется (АТ-2), но не превышает 30 минут. На всем протя­жении лечения тренировки должны проводиться под наблюдением врача. С этой целью не менее 1 раза в неделю проводятся сеансы групповой тренировки. На первом этапе лечения необходимо овладеть 6 упражнени­ями. На тренировку каждого требуется примерно 10—15 дней. После этого наступает 2-й этап лечения (АТ-2), который длится на менее б месяцев. Полный курс ауто­генной тренировки рассчитан на 9—12 месяцев.

Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья — на коленях, ноги удобно расставлены).

Упражнение 1: вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (1 раз);

«моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «я спокоен»

 

(1 раз). После 4—6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках... в обеих ногах... во всем теле. Каждое упражнение должно начи­наться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

Упражнение 2: вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «тело тяжелое» (1 раз); «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). В последующем внушение тепла распростра­няется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: «Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое».

В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяже­сти и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

Упражнение 3: регуляция ритма сердечной дея­тельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спо­коен». Затем последовательно вызывается ощущение тя­жести и тепла в теле. Пациент кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5—6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Предвари­тельно пациенту рекомендуется научиться мысленно счи­тать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельно­сти.

Упражнение 4: регуляция дыхания. Использует­ся примерно следующая формула самовнушения: «Я спо­коен... мои руки тяжелые и теплые... мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично... Я дышу спокойно, глубо­ко и равномерно». Последняя фраза повторяется 5—6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокой­но».

Упражнение 5: влияние на органы брюшной по­лости. Больному предварительно разъясняется локализа­ция и роль солнечного сплетения в нормализации функ­ции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1—4, а затем мысленно 5—6 раз повторяют формулу: «Солнечное спле­тение теплое... оно излучает тепло».

Упражнение 6: вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описан-

 

ные в упражнениях 1—5. Затем 5—6 раз пациент мыс­ленно повторяет: «Мой лоб прохладен».

По мере освоения упражнений формулы самовнуше­ния могут сокращаться: «Спокоен... Тяжесть... Тепло... Сердце и дыхание спокойны... Солнечное сплетение теп­лое... Лоб прохладный».

После выполнения упражнения пациентам рекомен­дуется спокойно отдыхать в течение 1—2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погру­жения. Для этого дают себе мысленную команду:

"Согнуть руки (2—3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на вдохе открыть глаза".

Приведенные 6 упражнений низшей ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздейство­вать на вегетативную нервную систему и вегетовисцеральные функции организма.

Техника АТ-2. К высшей ступени аутогенной трени­ровки Шульц относил упражнения, цель которых заклю­чается в тренировке процессов воображения (со способно­стью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний.

В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

Упражнение 1: медитация на цвете. После испол­нения б упражнений низшей ступени пациент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины... зе­леный луг... синий цветок. Во время упражнений пациент должен стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.

Упражнение повторяется до тех пор, пока пациент не научится визуализировать цветные образы.

Упражнение 2: медитация на образе определен­ного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправ­ленном вызывании определенных цветовых представле­ний. Одновременно тренируются ассоциации цвет — ощущения. Например, фиолетовый — чувство покоя, черный — печаль, тревога и т. д.

Упражнение 3: медитация на образе. Цель упраж­нения — научиться произвольно визуализировать конк­ретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза,

 

человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

Упражнение 4: медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образ­ных эквивалентов таких абстрактных понятий, как сво­бода, надежда, радость, любовь и т. п. Образные эквива­ленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у вторых — с морем, у третьих — с бескрайней степью.

Упражнение 5: медитация на эмоциональном со­стоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на соб­ственные переживания. Шульц в качестве примера пред­лагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус вообра­жения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возни­кают при их созерцании.

Упражнение 6: медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом — на знакомом человеке. Основная задача упражнения со­стоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъек­тивных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы « нейтральными ».

Упражнение 7: «ответ бессознательного». Овла­дев способностью к визуализации образов, пациент сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интер­претируются. Наиболее часто задаются такие вопросы:

«Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я дол­жен себя вести в конкретной ситуации?».

Лутэ, соавтор Шульца по 6-томному руководству «Аутогенная терапия» (1969), предлагает после аутоген­ной медитации (высшая ступень аутогенной тренировки по Шульцу) дополнительные упражнения по аутогенной модификации и аутогенной нейтрализации.

Упражнения по аутогенной модифика­ции включают в себя специальные упражнения для внутренних органов (аналогичные упражнения по методу Клейнзорге — Клюмбиеса) и формулы-намерения. Паци-

 

ент не просто задает себе вопрос, как в 7-м упражнении АТ-2, а медитирует какую-либо формулу-намерение. На­пример: «Я не принимаю ни одной капли алкоголя, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах» в ситуации приглашения выпить или: «Я просыпаюсь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» при энурезе и т. п.

Упражнения по аутогенной нейтрализа­ции включают в себя аутогенное отреагирование и ауто­генную вербализацию.

При аутогенном отреагировании (по Лутэ) больной, например, неврозом, задает себе вопрос: «В чем при­чина моего заболевания?». Ответ он получает в визуализированых образах, которые потом интерпретиру­ются. Обычно наблюдается «послойное» вскрытие психотравмирующих причин: вначале вскрываются «по­верхностные», а в конце — «глубокие» элементы причины заболевания.

Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее нейтрализации и выздоровлению. Иногда процесс «вос­произведения» психотравмирующих причин завершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсис ).

Модификацией описанной методики Лутэ является «Аутогенная терапия памяти», предложенная В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986).

Авторы считают, что в ряде случаев болезненные пе­реживания и невротические нарушения связаны с про­шлым пациента, «актуально присутствующим в его со­знании в виде мучительных воспоминаний». Сами па­циенты избегают рассказывать об этих неприятных вос­поминаниях. В подробных случаях психотерапевт разъ­ясняет больному, что именно мучительные воспоминания являются причиной болезненных ощущений, которые могут пройти только после многократного образного их воспроизведения, выполненного как можно детальнее, с представлением обстановки, времени действия и ситуа­ции. Воспоминания обязательно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии аутоген­ного погружения. Если во время вербализации пациент начнет плакать, врач не должен прерывать его и прибе­гать к утешению. Отреагирование болезненных воспоми­наний приводит к их нейтрализации и улучшает состоя­ние больного.

 

В настоящее время появилось большое количество модификаций методики Шульца. Остановимся коротко лишь на некоторых из них.

Модификация Клейнзорге — Клюмбиеса. В 1965 г. переведена на русский язык монография X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса «Техника релаксации», где изложены основные положения методики «направленной трениров­ки органов».

Авторы рекомендуют формировать специальные ле­чебные группы по сходным психосоматическимсиндромам (стенокардия, бронхиальная астма, функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта и т. д.).

В отличие от классической методики Шульца авторы большое значение придают синдромологически ориенти­рованным узкоспециализированным комплексам трени­ровки. Авторы выделяют следующие группы комплексов.

«Покой» (соответствует первому стандартному уп­ражнению АТ-1 по Шульцу). Группа комплексов направ­лена на достижение «телесного покоя». Используется методика прогрессирующей релаксации по Джекобсону. Показания: эмоциональные нарушения, расстройства сна.

«Сосуды». Образные представления акцентируются на ощущение тепла. Показания: нарушения перифериче­ского кровообращения, артериальная гипертензия.

«Сердце». При выполнении упражнения целена­правленно вызываются ощущения тепла в левой руке, а затем в области сердца. Возможен следующий вариант самовнушения: «Мое сердце бьется спокойно и равномер­но. Я едва чувствую свое сердце, приятное тепло струится от левой руки в левую половину груди. Сосуды левой руки расширяются. Через сердце струится тепло. Совершенно самостоятельно, совершенно спокойно работает мое серд­це». Показания: стенокардия, функциональная невроген-ная аритмия.

«Легкие». Тренировка направлена прежде всего на ритмизацию дыхания. Это обеспечивается мысленным счетом временных интервалов фаз вдоха, паузы и выдоха.

Авторы рекомендуют следующую формулу самовну­шения: «Я совершенно спокоен, совершенно спокоен. Легко и свободно струится воздух, прохладный и освежа­ющий воздух. Дышится совершенно спокойно, без моего

 

участия, самопроизвольно. Так прекрасно струится воздух, свободно, свободно и легко. Я совершенно спокоен. Совершенно спокоен».

Показания: бронхиальная астма, хронические пневмо­нии, психогенные нарушения ритма дыхания.

«Живот». Произвольное самовнушение тепла в от­дельных органах брюшной полости — в области желудка, печени, кишечника. Перед упражнением больному нужно подробно объяснить анатомическое расположение орга­нов в брюшной полости.

Показания: хронические гастриты и гепатиты, спасти­ческие колиты, дискинезии желчного пузыря и т. д.

«Голова». Упражнение является модификацией 6-го стандартного упражнения по Шульцу. Формула самовнушения может быть несколько расширена: «Я совершенно спокоен.... Моя голова свободная и легкая... Лоб приятно прохладен. Я чувствую, как прохлада окутывает всю голову... Голова становится легкой... думается легко... Я могу сосредоточиться на каждой мысли...» Иногда ощущение прохлады в области лба усиливают головные боли, головокружение. В этих случаях авторы рекомендуют самовнушение тепла в области лба.

Показания: вазомоторные нарушения мозгового кро­вообращения, мигрень, синдром Меньера.

Психотоническая тренировка по Мировскому — Шогаму. Обычно аутогенная тренировка направлена на рас­слабление, успокоение и в конечном итоге на транквили-зирующий эффект.

Методика К. И. Мировского и А. Н. Шогама рассчита­на на противоположный, стимулирующий эффект. Тре­нировка начинается непосредственно со специализиро­ванных мобилизующих (активирующих) упражнений. Релаксирующий этап тренировки резко сокращен или совсем исключен. Авторы предлагают формулы самовну­шения примерно такого содержания: «Плечи и спину охватывает легкое познабливание, будто приятный осве­жающий душ. Все мышцы становятся упругими. Я — как стальная пружина. Все готово к борьбе!» Такой мобили­зующей формуле предшествует формула покоя: «Я совер­шенно спокоен. Ничто и никто не отвлекает. Я совершен­но спокоен».

 

Показания: гипостеническая форма астении, артери­альная гипотензия.

Введение в методику аутогенной тренировки тонизи­рующих упражнений послужило основой для примене­ния ее в спортивной практике (Н. В. Алексеев, А. Т. Фи­латов), на производстве (А. С. Ромен, Л. П. Гримак, X. И. Алиев, Н. А. Лайша).

Появились такие понятия, как «психомышечная тре­нировка», «психогенная саморегуляция» (ПСР), «психорегулирующая тренировка» (ПРТ), «психофизическая тренировка» (ПФТ), «эмоционально-волевая подготовка» (ЭВП), «психосоматическая гимнастика» (ПСГ) и т. д.

Психомышечная тренировка (ПМТ) по Алексееву(1979). В основе ПМТ лежат следующие элементы:

— умение расслабиться;

— способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь, представить содержание формул самовнушения;

— умение удерживать внимание на избранном объек­те;

— умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.

Обучение проводят в форме гетеротренинга. Чаще при­меняют в спортивной практике.

Вначале достигается последовательное расслабление различных групп мышц, начиная с рук. На вдохе мышцы медленно напрягаются. Затем следует задержка дыхания, во время которой мышечное напряжение удерживается. На выдохе мышцы быстро расслабляются. Это упражне­ние сопровождается словесной формулой: «Мои руки... (вдох)... расслабляются (выдох), мои руки... (вдох)... теп­леют (выдох)».

Таким образом, уже на первом занятии объединяется тренировка в мышечной релаксации с тренировкой вызы­вания ощущения тепла.

После освоения упражнения для рук тренирующийся переходит к мышцам лица, шеи, ног, туловища.

Следующее упражнение заключается в тренировке об­щей релаксации всего тела. Формула самовнушения:

«Я... (вдох)... расслабляюсь и успокаиваюсь (выдох)».

Занятия завершаются формулами: «Состояние глубокого покоя», «весь мой организм отдыхает», «я

 

отдохнул и успокоился», «самочувствие хорошее». Ос­новная цель упражнения состоит в развитии способ­ности «входить в состояние контролируемой дремоты» и одновременно «концентрировать внимание на задан­ном ощущении».

После освоения начальных упражнений ПМТ (первая ступень) спортсмены овладевают приемами самовнуше­ния, направленного на преодоление чувства предстарто-вого волнения, чувства боли при травме, обучаются при­емам аутоактивизации, тонизации и мобилизации в нуж­ный момент своих психических и физических возмож­ностей.

При подготовке к предстоящим соревнованиям ис­пользуются образные представления:

— «боевой» готовности;

— идеального выполнения упражнения;

— ситуации, в которой выступление было удачным.

Сходные упражнения используются и при психоген­ной саморегуляции на производстве и в экстремальных условиях (А. С. Ромен, 1986; X. М. Алиев, 1990;

Н. А. Лайша, 1990 и др.).

Аутогенная тренировка и обратная биологическая связь. Сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной биологической связи (ОБС) является одним из перспективных направлений в психотерапии, о чем сви­детельствует большое число работ последних лет (Лобзин, Решетников, 1986; Surwit et al., 1982; Lacroiz, 1983 и др.). Особенно эффективно сочетание AT с биологически обратной связью при лечении психосоматических заболе­ваний.

Любое эмоциональное состояние, психическое напря­жение проявляется в изменениях показателей вегетовисцеральных функций организма. Волнение, страх, тревога сопровождаются ускорением пульса, повышением арте­риального давления, изменением температуры тела, на­пряжением поперечно-полосатой мускулатуры. Утомле­ние, астения обычно сопровождаются артериальной гипоксемией; раздражительная слабость — нарушением ритма дыхания и т. п. (рис. 5, 6).

Стоит у больного неврозом или психогенной депрес­сией затронуть в беседе так называемый «больной пункт», как тут же выявляются яркая игра вазомоторов лица,

 

Рис. 5, Оксигемограмма (а) и пневмограмма (б) в состоянии покоя и при дозированной физической нагрузке у больного гиперстенической формой неврастении (читаются справа налево). Стрелками показаны начало и конец физической нагрузки (80 при­седаний в минуту)

 

40 39 Зв 57 56 35 J4 55 52

Рис. 6. Оксигемограмма (а) и пневмограмма (б) при дозированной физической нагрузке у больного гипостенической формой не­врастении. Обозначения те же, что на рис. 5

Л 52 % 95

51 30 95

29 26 27 26 25 24 25 22 21 20

Состояние покоя беседа на тены Состояние покоя

Рис. 7. Оксигемограмма (а) и пневмограмма (б) больного с реактивной депрессией при беседе с ним на тему о скрываемой психотравме (сопротивление). Обозначения те же, что на рис. 5

груди, гипергидроз, тахикардия (рис. 7). Факт изменения вегетовисцеральных функций организма при определен­ных эмоциональных состояниях известен давно. Эта за­висимость висцеральных и психических функций явля-

 

ется предметом серьезных исследований в клинике и физиологии (кстати, именно на этой зависимости основан «детектор лжи»).

Понятие биологическая обратная связь применимо только в тех случаях, когда обеспечивается предъявление информации о состоянии физиологических функций для того же субъекта, который генерирует данную физиоло­гическую информацию.

Другими словами, говорить об обратной биологиче­ской связи можно только изучая взаимосвязь физиологи­ческих и психических функций у одного и того же человека.

Научившись регистрировать тончайшие изменения физиологических процессов и используя обратную связь, можно в конечном итоге научиться самоуправлять непро­извольными физиологическими процессами.

На этом принципе основана методика аутогенной тре­нировки в сочетании с ОБС.

В. С. Лобзин и М. М. Решетников (1986) рекомендуют применять AT в сочетании с ОБС в 4 этапа.

Первый этап. Проводится обучение базисным упражнениям АТ-1 с использованием специальной ап­паратуры для получения и регистрации динамики физиологических процессов в процессе сеанса. С этой целью может быть использован оксигемограф, элект­ромиограф, пнеймограф, аппараты для регистрации АД, ЭКГ, ЭЭГ и т. д. В практике достаточно исполь­зовать один из этих приборов. Мы в своей прак­тике использовали полиграф, позволяющий одновре­менно на одной ленте регистрировать оксигемограмму, частоту и глубину дыхания, пульс и артериальное давление.

Второй этап. Под контролем информации, по­лучаемой от приборов, осуществляется постоянный переход к замене сигналов обратной связи собственны­ми ощущениями пациента. Например, снижение арте­риального давления, урежение пульса и дыхания со­провождается каким-то ощущением, сугубо индивиду­альным для данного субъекта. Затем в процессе ауто­генной тренировки, производя самовнушение только этого ощущения, можно добиться снижения АД, урежения пульса и дыхания. Еще более сложные соче­

 

тания различных оттенков ощущений могут возникнуть при анализе ЭЭГ.

Третий этап. Происходит усвоение приемов само­регуляции. Применение приборов ограничивается только контрольными замерами.

Четвертый этап. Лечебные приемы саморегуля­ции проводятся только под контролем собственных ощу­щений.

Сочетанное применение ОБС и лечебных методов, ба­зирующихся на самовнушении, несомненно, является перспективным и нуждается в дальнейшем изучении.

 

Часть 2

ПСИХОАНАЛИЗ

И НЕДИРЕКТИВНАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных