Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фазы развития психодрамы.




Первая фаза состоит из трех стадий:

1) постепенное раскрепощение двигательной активно­сти участников;

2) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

3) фокусировка членов группы на конкретной теме.

Если это одно из первых занятий, режиссер должен использовать период разминки для создания необходимой эмоциональной атмосферы, необходимой для вовлечения всех членов группы в психодраму. Одновременно режис­сер в качестве обратной связи узнает от участников груп­пы, кто из них хочет сегодня активно участвовать в психодраме, какие темы или проблемы их волнуют.

Можно еще раз напомнить участникам группы, что во время психодраматического действия они должны быть максимально спонтанны, раскрыты, говорить все, что хотят или думают, не опасаясь оказаться в глазах участ­ников группы или чересчур наивными, или чересчур смелыми.

Вторая фаза — психодраматическое действие. Вы­бирается протагонист. Выслушиваются его замысел, те­ма, которые могут быть положены в основу психодрама­тического действия. После того как тема одобрена, про­тагонист выбирает для постановки сценария «вспомога­тельных» Я. Далее осуществляется то, что называется собственно психодраматическим действием.

Протагонист с помощью «вспомогательных» Я разыг­рывает намеченную тему, стараясь больше импровизиро­вать, быть спонтанным, естественным, открытым.

Роль режиссера при разыгрывании представления до­статочно сложна: с одной стороны, он должен не мешать естественному развитию сценария, с другой — направ­лять его по нужному руслу, ведущему в конечном итоге к катарсису и инсайту.

Морено так говорил о роли режиссера в процессе психодраматического действия: «Мы не должны разру­шать стены, мы просто должны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, какая из них открыта».

Третья фаза — последующее обсуждение. Жела­тельно, чтобы в обсуждении психодраматического дейст­вия участвовали не только режиссер, протагонист и дру­гие задействованные в представлении лица, но и вся группа.

Методика психодрамы. Наиболее часто в ходе психо­драматического действия используются такие методики, как монолог, двойник, обмен ролями, отображение.

Монолог — это речь действующего лица сценария, чаще всего протагониста, в которой он выражает свои

мысли и чувства как аудитории, так и самому себе. Монолог позволяет действующему лицу взглянуть на свои переживания как бы со стороны, что позволяет более глубоко исследовать реакции участников представления на ими же создаваемую сценическую ситуацию. Методика монолога особенно эффективна при исследовании проти­воречий между явными и скрытыми чувствами протаго­ниста.

Двойник, или второе Я, — участник, способный в любой момент заменить протагониста. Если протагонист не может развить действие дальше, то двойник помогает ему. Иногда психодраматическое действие строится так, что двойник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль как бы его «внутреннего голоса». В этом случае важна как можно более полная идентификация двойника и протагониста.

В некоторых группах участники поочередно вступают в действие, становясь то протагонистом, то двойником, то «вспомогательным» Я.

Может существовать несколько вариантов двойников:

«бесцветный» двойник подтверждает или только несколь­ко усиливает чувства протагониста; «иронический» двой­ник дополняет роль протагониста в ироническом и юмо­ристическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы; «страстный» двойник усиливает чув­ства протагониста, делая их более яркими и понятными. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

Обмен ролями: протагонист на время меняется ролями со «вспомогательным» Я. Эта методика по­зволяет, с одной стороны, понять затруднения прота­гониста, помочь ему более точно выразить свой за­мысел, а с другой — дает возможность «второму» Я показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней.

Например, при разыгрывании сцены ссоры между супругами, где роль протагониста исполняет жена, а «вспомогательного» Я — муж, их просят поменяться ролями. В таком случае психодраматическое действие может принять совсем другое направление, помочь разре­шить конфликт и найти адекватную форму поведения в той или иной ситуации.

 

 

Отображение тесно связано с методикой обмена ролями. Режиссер просит протагониста временно отойти на «задний план» и понаблюдать, как дублер играет его собственную роль.

Методика отображения помогает протагонисту осо­знать, как его воспринимают другие, открыть новые резервы для самораскрытия. Кроме того, отображение в качестве обратной связи помогает протагонисту изменить свои неправильные суждения или поведение.

Опытный режиссер выборочно применяет различные методики, управляет с их помощью развитием психодра­матического действия, усиливая и углубляя катарсис и инсайт.

Описанные методики не исчерпывают всего сцениче­ского арсенала режиссера, исполнителей и аудитории.

В психодраматическом действии могут быть исполь­зованы такие методики, как «проекция будущего» (протагонист проигрывает ситуации, которые могут произойти в будущем); «свечи» (любой член группы на короткое время становится протагонистом); «разго­воры за спиной» (протагонист садится спиной к аудито­рии и слушает впечатления участников группы о своей игре) и т. д.

Следует отметить, что техника и методика психодрамы используются в различных психокоррекционных груп­пах, например в группах встреч, трансактного анализа, тренинга умений, гештальт-терапии.

Удачное сочетание принципа здесь и теперь и возмож­ностей ролевой игры делают психодраму интересной и полезной. В терапевтических целях психодрама наиболее часто применяется при алкоголизме и наркоманиях, при девиантных формах поведения, при различного рода по­граничных нервно-психических расстройствах (неврозы, психопатия).

Упражнение1: «Ролевая игра».

Группу делят пополам, образуя два круга, один внутри другого. По сигналу психотерапевта участники внешнего круга движутся в одну сторону, участники внутреннего — в другую. По команде все участники останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. Находящиеся но внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем круге — роль безбилетных пассажиров. Участники спонтан­но играют свои роли в течение 3 минут, а затем еще в течение 2 минут делятся с партнером своими мыслями и чувствами. По команде психо-

терапевта группа снова начинает движение по кругу и по сигналу останавливается. Снова происходит выбор партнеров. На этот раз уча­стники, составляющие внутренний круг, играют роль покупателей, а участники внутреннего круга — продавцов магазина. Через 3 минуты участники прекращают игру и делятся впечатлениями.

Упражнение 2: «Монолог с двойником».

Кто-то из участников группы вступает в центр круга и произносит монолог. Говорить нужно о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Желательно не «произносить речь», а спонтанно излагать вслух свои мысли. При этом можно свободно двигаться по комнате, представляя, что в ней никого нет.

Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встает позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его мимику, жесты, движения. Не мешайте течению основного монолога, копируйте только невербальное поведение протагониста. Че­рез несколько минут пусть вас заменит другой участник.

Упражнение 3: «Семья».

Один из участников добровольно вызывается создать «живую кар­тину» своей семьи.

Выберите из группы участников, которые чем-то схожи с вашими членами семьи. Включите всех, кто жил с вами, пока вы росли.

Создайте сцену, которая изображает фрагмент из жизни вашей семьи («За столом», «На веранде» и т. п.). Расскажите каждому участ­нику о том члене своей семьи, которого он изображает. Не забудьте включить в семью себя.

Можно ограничиться «живой картиной». Упражнение будет более продуктивным, если вы возьмете на себя роль протагониста и разыграете сцену из жизни вашей семьи.

После проигрывания сцены обязательно поделитесь своими чувст­вами со всеми участниками группы.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ГРУППЫ ТРЕНИНГА УМЕНИЙ)

Общие положения

Если психокоррекционные группы, описанные в предыдущих разделах главы, базируются так или иначе на психоанализе, то группы тренинга умений в большей степени ориентированы на бихевиоризм, т. е. в основе их лечебного воздействия лежит поведенческая психотера­пия.

Понятие поведенческая терапия впервые ввели в прак­тику независимо друг от друга Арнольд Лазарус и Ганс Айзенк в конце 50-х годов.

В нашей стране большее распространение получил термин условно-рефлекторная терапия.

 

Бихевиористские законы «научения» в свою очередь зиждятся на таких широкоизвестных в физиологии поня­тиях, как сочетанные рефлексы В. М. Бехтерева, услов­ные рефлексы И. П. Павлова, оперативное обусловлива­ние Баррхуса Фредерика Скиннера.

Еще в 1917 г. В. М. Бехтерев предложил для лечения конверсионных проявлений истерии (параличи, «слепо­та», «глухота» и др.) вырабатывать сочетанные рефлексы «парализованной» конечности на индифферентный свето­вой или звуковой раздражитель в сочетании с болевым (удар электрическим током). Он отмечал, что если у больного истерией удастся вызвать рефлекторное движе­ние «парализованной» конечности на индифферентный раздражитель, то паралич исчезает. Примерно так же можно вызвать условно-рефлекторную реакцию на све­товой раздражитель у больных с истерической «слепо­той» или же звуковой — у больных с истерической «глухотой».

В 1929 г. Н. В. Контарович применил условно-рефлек­торный метод лечения алкоголизма. В основу метода было положено сочетание приема алкоголя с болевой дозой тока. Однако метод оказался малоэффективным. Вскоре группа авторов (Контарович, 1929; Случевский и Фрикен, 1933) стали применять для лечения алкоголизма сочета­ние приема алкоголя с введением апоморфина.

Апоморфин, введенный под кожу, вызывает тошноту и рвоту независимо от того, что выпил перед этим пациент: алкоголь или воду. Поэтому при условно-рефлекторной терапии (УРТ) алкоголизма действие апоморфина на больного должно скрываться, а сам больной должен быть убежден, что тошноту и рвоту у него вызывает не апоморфин, а алкоголь. Если же больному становится известно рвотное действие апоморфина, то отвращение возникает к лечебной процедуре, а не к приему алкоголя (Свядощ, 1982; Кондрашенко, Скучаревский, 1983).

В 1938 г. была опубликована монография американ­ского физиолога и психолога Баррхуса Фредерика Скин­нера «Поведение организмов». В 1958 г. издана книга австрийского психотерапевта Джозефа Вольпе «Психоте­рапия реципрокным торможением». Эти труды послужи­ли мощным толчком для развития поведенческой психо­терапии.

Вольпе считал, что основным проявлением невроза являются немотивированные тревога и страх. Невроз исчезает, если «научить» больного подавлять эти симпто­мы. На основании такого предположения Вольпе разра­ботал один из наиболее распространенных в настоящее время методов поведенческой терапии — метод система­тической десенсибилизации.

В схематическом изложении суть метода заключается в следующем. Больного с навязчивыми состояниями и фобиями вначале обучают методу прогрессивной релакса­ции по Джекобсону (см. с. 98—100). Далее на основании расспроса врач выясняет у пациента характер его болез­ненных переживаний (страх закрытых или открытых помещений, страх сойти с ума или заболеть раком, боязнь острых предметов и т. д.) и составляет перечень условий и обстоятельств, способствующих развитию этих болез­ненных состояний, в порядке нарастания силы их психотравмирующего воздействия.

Например, у больного выявляется страх высоты — гипсофобия. Психотерапевт составляет «иерархическую шкалу» — перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у больного страх, начиная от слабого до сильновыражен­ного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и проходящих автомашин под балконом... Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуальные для больного детали.

Больному предлагается вызвать у себя представление волнующих его сцен, начиная с менее значимых. Если представление вызывает у больного сильную эмоциональ­ную реакцию, то оно тут же прекращается, а волнение купируется мышечной релаксацией. Если же вызванное больным представление не сопровождается волнением и страхом, то он переходит к следующему, более актуаль­ному для него представлению.

Первую ситуацию больной представляет себе 15—20 секунд. Затем следует представление успокаивающего характера и посредством метода Джекобсона достигается релаксация. Так, переходя от ситуации к ситуации по «иерархической шкале», пациент достигает самой волну­ющей и учится купировать ее релаксацией. Посредством

 

тренировок можно достичь такого результата, когда пред­ставление о высоте у больного с гипсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из «лаборатории» в реальную действительность.

Существуют варианты этой методики, при которых используются слайды, специальные видеозаписи, а для усиления релаксации применяются различные лекарст­венные средства.

При методике «фединг» (затухание) в качестве стиму­ляторов воображения сначала используются слайды с изображением объекта или ситуации фобии, а вслед за этим слайды, вызывающие успокоение.

При методике «иммерсии* объекты фобии демонстри­руются без последующей релаксации или введения успо­каивающих средств.

В 1928 г. Dunlop высказал парадоксальное на первый взгляд предположение, что от дурной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. Этот метод получил название метода негативного воздей­ствия. В основе его лежит принцип угасания, разработан­ный школой И. П. Павлова, согласно которому условный стимул без подкрепления ведет к исчезновению (угаса­нию) условного рефлекса.

Больному с заиканием рекомендуют 15—20 раз сознательно повторить слово, на котором он спотыка­ется. Если больной сказал слово «з-з-з-здравствуйте», то его просят многократно повторить это слово, обя­зательно заикаясь. Больному с навязчивой рвотой при еде предлагают по 15—20 раз подряд вызывать у себя представление о том, что он ест и его тошнит. Больному с навязчивым движением предлагают созна­тельно по 10—15 минут повторять это движение (цит. по А. М. Свядощу, 1982).

Франкль (Frankle, 1966) разработал оригинальную ме­тодику поведенческой психотерапии, получившей назва­ние «парадоксальной интенции» (интенция — намере­ние).

Больному предварительно объясняют смысл предпола­гаемого лечения, а затем предлагают делать то, чего он боится. При этом больной должен не просто имитировать свои фобии, а делать это с чувством юмора, как бы высмеивая самого себя. Например, больному с кардиофо-

бией Франкль предлагал: «Постарайтесь умирать каждый день 3 раза. Три раза вызывайте у себя паралич сердца и умирайте. Повторяйте: «Хочу умереть» и выходите при этом на улицу, чтобы умереть». Больному с сифилофобией можно предложить три раза в день заражаться си­филисом, а больному с лиссофобией каждый день «схо­дить с ума».

Метод оперативного обусловливания направлен на изменение поведения пациента, научение его новым на­выкам или отказ от нежелательных прежних навыков с помощью поощрения и наказания («жетонная» система, удары током и др.).

Поведенческая терапия имеет в своем арсенале много практически ценных методик. Кроме уже упомянутых систематической десенсибилизации, парадоксальной ин­тенции, оперативного обусловливания сюда можно отне­сти методики социального тренинга, или моделирования, тренинг уверенности в себе и др.

В последние годы поведенческая психотерапия все чаще практикуется в групповом варианте.

Причинами, заставившими представителей бихеви­ористской школы обратиться к групповой форме пси­хотерапии, послужили не только финансовые сообра­жения или соображения экономии времени, но главным образом понимание того, что поведение и чувства индивидуума находятся в тесной зависимости от ок­ружения, дающего его поведению и чувствам либо положительную, либо отрицательную оценку. Поэтому процессы учения, переучивания и отучивания значи­тельно интенсифицируются в условиях психокоррекционной группы. Это становится особенно ясным, когда человек пытается овладеть умением вести раз­говор, назначать свидание, вступать в интимные отно­шения, разрешать конфликтную ситуацию.

Говоря о группах тренинга умений, Рудестам подчер­кивает: «Присутствие или отсутствие людей может вли­ять на поведение, группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в которой можно определить и практиковать социальные умения» (Рудестам, 1990).

В последние годы отмечается повышение интереса к когнитивным (от англ. cognition — знание) факторам

 

(оценка, установка, убеждения). Это привело к созданию нового направления — поведенческо-когнитивной тера­пии (Эллис, 1962; Рудестам, 1990).

Наиболее часто поведенческая терапия практикуется в однородных в синдромологическом и нозологическом отношении группах. Описаны хорошие результаты систе­матической десенсибилизации фобий, психической импо­тенции, фригидности.

В последние годы широкое распространение получили группы тренинга уверенности в себе. Именно с этой целью чаще всего и формируются группы тренинга умений.

Группы тренинга умений включают такие компонен­ты, как учебная модель, постановка цели, измерение и оценка.

Учебная модель. Группа тренинга умений занимает промежуточное положение между учебной и психокорригирующей группами. Члены группы рассматриваются скорее не как больные, а как лица, пожелавшие приоб­рести определенные умения, навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь, исправить имеющиеся личност­ные недостатки.

Весь жизненный период человека можно условно раз­делить на отдельные этапы (детство, подростковый воз­раст, юность, зрелость, старость). На каждом из этих этапов он приобретает определенные навыки, необходи­мые ему для адаптации и дальнейшего развития.

Одним из критических этапов развития личности является подростковый возраст. Приобретение умений в области межличностных отношений, формирование определенных стереотипов поведения в этом возрасте особенно актуальны. Имеются исследования (Личко, 1983; Кондрашенко, 1988 и др.), свидетельствующие о том, что акцентуация характера и девиантные формы поведения встречаются более чем у 60 процентов подростков.

В этих случаях групповой подход как один из методов коррекции характера и поведения приобретает особо важ­ное значение.

Постановка цели. Целью группы тренинга умений является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для обще­ства в целом. Такая группа является своего рода лабора-

торией для формирования и освоения нормальных жиз­ненных умений.

К основным видам жизненных умений, которым обу­чают в группе, относятся управление эмоциями, плани­рование своего ближайшего и отдаленного будущего, при­нятие решений, родительские функции, коммуникатив­ные умения, уверенность в себе.

В отличие от других психокоррекционных групп, группы тренинга умений довольно жестко структуриро­ваны, а их руководители активно руководят группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое задание.

Измерение и оценка. Задачи группы тренинга умений обычно сводятся к решению двух основных проблем:

1) избыток чего-то (много курит, пьет много спиртного, несдержан, испытывает навязчивый страх);

2) недостаток чего-то (недостаток сна, контактов, уве­ренности в себе).

Эти проблемы и связанные с ними поведение и эмоци­ональные реакции могут оцениваться и измеряться в количественном отношении — в шкалах, баллах, физио­логических показателях (частота пульса, дыхания, уро­вень насыщения крови кислородом и т. д.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных