Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие о дидактике




Дидактика как педагогическая теория обучения

План:

1. Понятие о дидактике

2. Основные категории дидактики

3. Дидактика и частные методики

4. Движущие силы процесса обучения.

5. Функции процесса обучения

Понятие о дидактике

Дидактика (от греч. didactios - поучающий и didasko - изучающий) - педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика должна дать ответ на два общих вопроса: «чему учить?» и «как учить?».

Объектом дидактики является процесс обучения во всем его объеме и аспектах.

Предметом дидактики является связь преподавания (деятельность учителя) и учения (познавательная деятельность ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

- описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

- разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Функции дидактики:

Теоретическая - описательная, диагностическая, прогностическая;

Практическая - нормативная, инструментальная (дает инструмент для деятельности педагога).

Термин «дидактика» впервые ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке, назвавший курс своих лекций «дидактикой» или искусством обучения.

Фундаментальную научную разработку дидактики осуществил Я.А. Коменский. В 1632 г. он написал на чешском языке свою «Великую дидактику», которую в 1633 — 1638 гг. перевел на латинский язык и которая в 1657 г. была опубликована в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». В своей работе он рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактические принципы, организацию классно-урочной системы обучения, разработал систему учебной работы соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей. Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет определенное научное значение до настоящего времени.

Большой вклад в разработку дидактики внесли такие известные педагоги, как Г. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев.

Во 2-й половине 19 века целостную дидактическую систему создал К.Д. Ушинский, который разработал ряд вопросов развития мышления в процессе обучения, формирования мотивов, побуждающих школьников к учению, проблемы сочетания преподавания и самостоятельной деятельности учащихся.

Каптерев П. Ф. главную цель обучения видел в развитии активности и самодеятельности школьника. Движущими силами учебного процесса считал саморазвитие и самосовершенствование.

Немало сделано в этом направлении учеными 20 века — С.Т. Шацким, М.А., Даниловым, Л.В. Занковым, М.Н. Скаткиным, которые разработали концепцию обучения как существенного источника непрерывного умственного развития учащихся в процессе сознательного усвоения основ наук, социального опыта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных