Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ




ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

По мере роста масштабов использования научно-технических достижений в сельскохозяйственном производстве необходимость грамотного учета природной составляющей существенно возрастает. Научно-техническая революция повысила значимость квалифицированного труда как источника материального богатства, но не может устранить природу как источник естественных сил и вещественных элементов производства. Земля по-прежнему остается матерью богатства. Органическая связь сельскохозяйственного производства с естественными процессами сохраняется. И это закономерно. «Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы»*.

При организации производства в сфере агропромышленного комплекса важно сочетать использование научно-технических достижений с принципами природосообразности. Необходима «экологизация» сельского хозяйства. Еще в 70-х — начале 80-х гг. XX в. в областных системах земледелия был выделен самостоятельный раздел «Охрана природы», где были рассмотрены особенности использования удобрений и применения пестицидов, рекультива­ция нарушенных промышленностью земель, организация водоохранных зон рек, предотвращение загрязнения среды отходами.

Основой целенаправленных агроэкологических исследований явилась «Комплексная программа научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе СССР», содержащая обстоятельный раздел «Воспроизводство природных ресурсов и охрана окружающей среды», нормативные материалы [«Типовое положение о районном агро­промышленном объединении» и «Типовое положение об областном, краевом и республиканском (АССР) агропромышленном объединении», «Указания по разработке системы земледелия и землеустройству колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий РСФСР» и др.].

Немаловажную роль в осуществлении природоохранной работы в сфере сельскохозяйственного производства играет Всероссийское общество охраны природы (ВООП) — старейшая общественная природоохранная организация страны. Президиум Центрального Совета общества постоянно ориентировал сельские организации на решение конкретных задач по охране природы. Регулярно проводились рейды по охране и рациональному использованию земель, по охране малых рек, различные конкурсы, операции «Биощит» и др. Был подготовлен цикл лекций по вопросам охраны природы в сельском хозяйстве, издана серия тематических плакатов, снят ряд документальных кинофильмов. ВООП инициировало разработку комплексных планов охраны природы в хозяйствах. Такие планы получили достаточно широкое распространение. По инициативе Горьковской (ныне Нижегородской) организации ВООП, например, в области систематически проходили научно-практические конференции «Сельскохозяйственное производство и охрана окружающей среды».

Определенным этапом в развитии процесса экологизации, в формировании его научных основ явилась Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы охраны природы в Нечерноземной зоне в связи с интенсификацией сельскохозяйственного производства» (Брянск, 1983 г.), проводившаяся по инициативе и под эгидой ВНИИ природы, ВООП, научных и общественных организаций г. Брянска. Многие идеи и предложения, высказанные участниками конференции, актуальны и сегодня. В 1989 г. под эгидой советс­кой ассоциации «Экология и мир» состоялась Всесоюзная конференция «Экология и сельское хозяйство». Экологические проблемы агропромышленного комплекса обстоятельно обсуждались на Всероссийском съезде по охране природы (Москва, 1995 г.).

Базовым документом, определяющим основные требования к природоохранной работе в сельском хозяйстве, является Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). В этом нетрудно убедиться, прочитав названия статей Закона: «Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве», «Экологические требования при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ», «Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве», «Охрана окружающей природной среды от вредного биологического воздействия», «Разработка и реализация проектов, существенно влияющих на окружающую природную среду».

Статья 46 Закона «Экологические требования в сельском хозяйстве» гласит:

«1. Предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных послед­ствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причишющих вред здоровью человека.

2. Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно- защитные зоны и очистные сооружения, исюточающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окру­жающей природной среды, санитарно- эпидемиологического надзора».

Большое значение имеет предусмотренный Законом экономический механизм охраны окружающей природной среды (статьи 15...24). Он включает планирование и финансирование природоохранных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязнителей, размещение отходов и т. д.; предоставление налоговых и кредитных льгот при осуществлении различных эффективных мер по охране природы; возмещение вреда, причиняемого загрязнениями.

В апреле 1996 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Согласно Концепции переход к устойчивому развитию тесно связан с последовательным и целенаправленным решением экологических проблем, с обеспечением экологической безопасности общества.

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Охране подлежит весь природный комплекс, а не отдельные элементы природы; меры охраны должны быть взаимосвязаны. Природоохранные мероприятия подразделяются на научные, технические и технологические, организационные, правовые, пропагандистские, образовательные.

Для объективной оценки возможности отрицательного влияния сельскохозяйственного производства на природную среду необходимо дифференцировать вероятные воздействия в зависимости от отраслевой специализации.

Широкое развитие земледелия связано прежде всего с уничтожением природной растительности и изменением биологического круговорота веществ и водного режима на значительной территории. Влияние земледелия на окружающую природную среду проявляется в следующем:

- уничтожение природной растительности на больших площадях и замена ее полевыми или плантационными культурными растениями немногих видов;

- превращение природных биогеоценозов в агроценозы;

-превращение бесплодных почв и малопродуктивных природных экосистем в высокопродуктивные земледельческие угодья посредством мелиораций (не исключена, однако, и противоположная ситуация);

- уничтожение природных местообитаний животных;

-деградация почвенного покрова в условиях его нерационального использования (водная и ветровая эрозия почвы, истощение почв, засоление и осолонцевание почв, заболачивание почв, загрязнение почв избыточными дозами удобрений и пестицидов);

-изменение радиационного и водного баланса обширных территорий, ведущее к изменениям климата;

- изменение гидрологического режима территорий (усиление поверхностного стока, истощение грунтовых вод и падение их уровня, повышение уровня грунтовых вод при орошении, усиление седиментации в руслах рек, что приводит к накоплению в водоеме органических и минеральных осадков);

-загрязнение поверхностных и грунтовых вод удобрениями, пестицидами, водорастворимыми солями, отходами производства;

-загрязнение атмосферы (при внесении удобрений и пестицидов с помощью авиации, при выделении азотистых соединений удобрений из почвы в атмосферу путем денитрификации);

-образование бросовых земель; развитие процессов опустынивания.

Направления воздействия животноводства на природную среду:

-уничтожение природной растительности на больших пространствах и опус­тынивание вследствие перегрузки пастбищ;

- деградация природной растительности на пастбищах;

- выбивание растительности и эрозия почвенного покрова вокруг колодцев, на трассах перегонов и т. п.;

-загрязнение поверхностных вод отходами животноводства близ боен и перерабатывающих предприятий, при стойловом содержании скота, при водопое на природных водоемах и реках.

Целесообразные направления рационального использования природно-ресурсного потенциала и охраны окружающей природной среды в сфере сельскохозяйственного производства могут быть представлены целевыми программами, планами, комплексными схемами, экологическими паспортами. Главное —не форма подачи материалов, а их содержание, обосновашюсть возможности практической реализации выработанных предложений.

Исходя из концептуальных положений об охране природы в сельском хозяйстве, высказанных профессором И. П. Лаптевым, необходимые разработки желательно вести по следующему алгоритму.

1.Природно-экономические особенности хозяйства

1.1.Экономическая характеристика и перспективы развития.

1.2.Население (численность, распределение).

1.3. Сельскохозяйственные угодья и другие земли (площади, их соотношение и использование, антропогенное воздействие на земли, развитие эрозионных процессов).

1.4 Леса (характеристика, естественное воспроизводство, прямое и косвенное использование, антропогенное воздействие).

1.5. Водоемы (общая характеристика, характер и объем прямого и косвенного использования, антропогенные воздействия на водоемы и на воду).

1.6. Рыбные ресурсы (состав ихтиофауны, рыбохозяйственная характеристика видов, способы и объем использования, антропогенные воздействия).

1.7. Полезные ископаемые (характеристика, размер запасов и их использование, антропогенные воздействия).

1.8. Наземные животные (состав, охотохозяйственная характеристика видов, их использование, антропогенные воздействия).

1.9.Общая характеристика реализуемых мер по рациональному использованию, охране, воспроизводству и улучшению природного комплекса.

2. Прогноз антропогенных изменений природного комплекса и их влияния на развитие хозяйства

Изменения, обусловленные воздействием на территории хозяйства.

Изменения, обусловленные воздействием с соседних территорий.

Экономическая оценка антропогенных изменений, влияние их на темпы и направление развития хозяйства.

Оценка влияния антропогенных изменений на условия жизни населения, его здоровье.

2.5. Генеральное направление рацио­нального использования, охраны, воспроизводства и улучшения природного комплекса хозяйства в интересах его устойчивости и ускорения развития.

Система мер комтексной охраны природы на территории хозяйства

Атмосфера: сохранение и создание зеленых насаждений в населенных пунктах, вдоль дорог; постройка очистных сооружений; усовершенствование технологических процессов; рационализация сети дорог близ населенных пунктов; регулирование движения автотранспорта.

Водоемы: охрана и посадка водозащитных лесных насаждений; строительство очистных сооружений; усовершенствование технологии и введение оборотного водоснабжения на производствах; предотвращение смыва удобрений и пестицидов в водоемы; регламентация движения водного транспорта и предотвращение загрязнения им во­доемов; создание прудов для водоснабжения, поения скота и рекреационных целей.

Полезные ископаемые: рациональное размещение мест добычи общераспространенных полезных ископаемых; рекультивация мест добычи; контроль за выполнением мер охраны прроды предприятиями по добыче полезных ископаемых.

Почвы: меры по экономному использованию земель под застройку, дороги и для других целей; предотвращение разрушения и уничтожения почвы в ходе строительных работ и освоения целинных участков; меры по предотвращению загрязнения почвы агрохимикатами, сточными водами; комплекс мер по предотвращению эро­зии почв и ликвидации ее последствий; насаждение полезащитных лесных полос, мелиорация почв, обводнение пастбищ, искусственный экономный полив природными и сточными водами; меры по улучшению структуры почвы и предотвращению ее уплотнения (выпасаемые животные, транспорт, отдыхающие).

Луга и пастбища: рациональное выделение лугопастбищных угодий, меры по повышению их продуктивности; предотвращение перевыпаса на пастбищах (организация загонной пастьбы), особенно в лесах и на склонах; предотвращение загрязнения агрохимикатами и возбудителями заболеваний животных и человека.

Леса: создание оптимальной лесистости и наиболее целесообразное размещение лесов и кустарников, ведение правильного лесного хозяйства и организация рациональной лесоэксплуатации; противопожарные меры, защита лесов от лесных вредителей и чрезмерной рекреационной нагрузки, от повреждения агрохимикатами; система мер по охране и рациональному использованию угодий дикорастущих растений; насаждение лесов и создание полезащитных, водозащитных лесных полос, организация местных лесозаказников и рекреационных участков.

Болота: пути рационального (прямого и косвенного) использования болот; меры по охране болот — аккумуляторов воды и регуляторов стока; меры по предотвращению заболачивания тер­ритории, выделение болот для осушения.

Насекомые: меры по охране мест обитания основных опылителей диких растений и сельскохозяйственных культур (создание микрозаказников и т. п.); охрана рыжих лесных муравьев.

Рыбы: охрана от вредных антропогенных воздействий мест нереста; борьба с загрязнением важнейших рыбохозяйственных водоемов; спасение молоди из «отшнуровавшихся» (отделившихся от основного) водоемов; регулирование любительского лова и борьба с браконьерством; предотвращение заморов рыбы, зарыбление естественных водоемов и прудов, разведение ценных рыб.

Птицы: сохранение мест гнездования насекомоядных птиц, введение в лесные полосы и зеленые насаждения в населенных пунктах кустарников; развешивание в лесах, лесонасаждениях, садах и парках скворечников и синичников; проведение зимней подкормки птиц; борьба с весенними палами в местах гнездования птиц, проведение сенокошения и уборки зерновых от центра участка к его краям; сохранение основных мест обитания полезных для сельского хозяйства и промысловых птиц; борьба с разорением гнезд, отловом птиц для продажи и с браконьерами; создание местных заказников и «участков покоя»; обеспечение выполнения правил охоты.

Звери: сохранение мест обитания промысловых животных; меры по обеспечению выполнения правил охоты; выделение и охрана местных заказников и «участков покоя»; заселение угодий ондатрой и другими ценными животными; меры по спасению зверей в период половодья, подкормки зимой, борьба с раскопкой нор, посадка кормовых растений; мероприятия по предотвращению гибели животных на сельскохозяйственных угодьях.

3.12. Памятники природы: организация их выявления и учета; передача на сохранение.

3.13 Организация работы по рациональному использованию, охране и воспроизводству, улучшению природных ресурсов; внесение предложений в вышестоящие органы о необходимых мерах по предотвращению вредного влияния на природу хозяйства со смежных территорий, а также вредного влияния предприятий областного и республиканского подчинения, расположенных на землях хозяйства.

Исходными материалами для разработки системы природоохранных мероприятий служат: соответствую­щие законы Российской Федерации; приказы, распоряжения, инструкции, различные нормативные документы Минсельхозпрода РФ; постановления и рекомендации местных органов власти; приказы, распоряжения, инструкции, различные нормативные документы по охране недр, атмосферы, водных и земельных ресурсов, по вопросам лесного, охотничьего и рыбного хозяйства, издаваемые Госкомитетом РФ по охране окружающей среды, Госкомитетом РФ по земельной политике, Федеральной службой лесного хозяйства России и т.д.; картографические и статистические сведения о рассматриваемой территории; рекомендации научных учреждений региона; литературные источники; предложения местных организаций ВООП, Общества охотников и рыболовов и др.

Накоплен большой объем информации, позволяющий решать экологические задачи разной сложности, оценивать реально складывающуюся экологическую ситуацию и тенденции ее развития. Эту информацию должны использовать руководители и специалисты аграрного сектора.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных