Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дуниловская Казанская икона Божьей Матери




Летом 2013 года с православной эколого-географической экспедицией «Югра» мы проводили исследование деревни Дунилово и других примыкающих населенных пунктов. Во время одной из поездок нам рассказали о чудотворном образе Дуниловской Казанской Божьей Матери, местночтимой святыне Вологодской области, история обретения которой очень интересна. Согласно Синаксарю, икона явилась в 1677 г. «близ Андагских починков», в устье речки Дуниловки, впадающей в реку Юг. В праздник апостолов Петра и Павла ее в лучах света среди сухих веток и сучьев, прибитых течением к берегу, нашел рыбачивший близ того места Диомид Крохалевский, «государев крестьянин», приписанный к Кичменгскому Городку. Диомид установил икону в высеченную им в стволе дерева нишу. Вскоре вместе с сыновьями он поставил на месте явления образа одноглавую восьмигранную деревянную часовню, крытую осиновым лемехом, и туда впоследствии поместил икону. До нашего времени часовня не сохранилась.

Весть об обретении иконы облетела округу. Священники приходили на место явления и проводили молебны перед чудотворным образом, который исцелял многих больных из окрестных деревень. Неподалеку от часовни стало возникать поселение, получившее название Дунилово. Сын Диомида, Никита, после смерти отца в течение 20 лет жил возле часовни как монах-отшельник. В настоящее время на этом месте установлен деревянный крест с закрепленным на нем луком и с натянутой тетивой, как на гербе Вятки.

Икона (размер 62,5x37,3 см) состоит из двух частей: в верхнем регистре – образ Божьей Матери типа «Казанская» с предстоящими пророком Илией и архистратигом Михаилом, в руках у которого изображены скипетр и держава. В нижнем регистре – изображение святого Николая Чудотворца (без Евангелия и благословляющей десницы), по сторонам от которого в круглых медальонах изображены епископ Амафунтский Тихон и преподобномученица Параскева Пятница.

Во второй половине 19 века по заказу никольского купца А. П. Рыжкова и на его средства великоустюгскими мастерами был изготовлен серебряный оклад иконы весом около 2,5 кг, который имел эмалевые поля и драгоценные камни в венцах. В начале 21 века оклад восстанавливали в мастерской Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

Даже при советской власти при храме до 30-х годов сохранялась монашеская община. До своего ареста там проживал на покое епископ Никольский Варсонофий (Вихвелин). Когда храм перед войной разорила безбожная власть, верующие спасли икону. Только чудом можно объяснить, что это им удалось: когда икону доставали из киота, она вдруг выпала из рук святотатца (вырвалась) и упала в щель между стеной и полом. Церковь закрыли, решив забрать икону утром, – куда, мол, денется… а ночью верующие извлекли образ из-под пола (достала ее маленькая девочка, больше никто не смог бы пролезть) и спрятали. Несколько раз приезжали из Никольска большевики, пытались искать, но безуспешно. Ее прятали по дворам, в подпольях и даже под навозом, лишь бы не нашли. Икона ни разу не ночевала две ночи подряд в одном доме. Однажды пришли с обыском в ту избу, где находился образ. Хозяйка, не растерявшись, сунула святыню в детскую зыбку – и все обошлось: младенца поднимать посовестились.

Старожилы нам рассказали, что, когда проходил праздник явления иконы, от районного центра, по дороге до храма, местные жители вставали на посты, чтобы успеть доложить о приближении большевиков

В 60-е − 70-е годы стало легче: новый председатель хоть и был коммунистом, но уважал религию. Порой предупреждал, что едут искать икону: спрячьте, мол, понадежнее. Бывало, сам просил: «Бабы, помолитесь перед вашей иконой, чтобы дождик пошел, засохнет ведь все!» − и молились, и выпадал дождь. В 90-е годы икона находилась (вся в рушниках) в доме одной бабушки. Перед ней стоял ящичек с песком для зажигаемых свечей. Икона со временем закоптились, лики на ней только угадывались. Получилось так, что одна из бабушек из благих побуждений решила почистить икону речным песком. В итоге лики оказались полустертыми.

Отец Ефрем и отец Сергий Колчеев возобновили церковное почитание иконы. Дуниловский храм освободился от спортзала и был передан церковной общине. Его ремонтировали всем миром, и с 1992 года икону установили в переднем приделе.

Когда отец Сергий стал настоятелем Казанской церкви в Никольске, возобновилось паломничество на Петров день (12 июля) к чудотворной иконе.

Сначала он ходил один, затем к нему присоединились другие паломники из соседних районов и областей. Сейчас из Никольска на специальных носилках в Дунилово несут копию иконы. Носилки настолько тяжелы, что их держат четыре человека. Примерно за 3 км до конца пути (весь путь – 40 км) никольчан встречает небольшой крестный ход дуниловцев.

На месте встречи иконы почитатели святыни встают на колени, над ними проносят образ Царицы Небесной в ознаменование идущей благодати. Затем путь лежит через красивый Дуниловский бор и старое Дунилово, пересекает крошечную речку Дуниловку, далее − по пойменному лугу и через подвесной мост на Юг-реке.

В каменной церкви Богоматери служат перед копией явленной иконы. Деревянная церковь до недавних пор была в запустении и имела неприглядный вид. Сейчас же в этой церквушке одним из уроженцев Дуниловского сельского поселения сделан косметический ремонт.

У паломников стало традицией останавливаться на отдых в старом Дунилове. В доме одной верующей и благочестивой семьи находится картина, изображающая явление Дуниловской иконы Богородицы. Какой-то, видимо, местный художник изобразил ночной лес на берегу реки, сияющую на дереве икону и рыбаря, стоящего перед Царицей Небесной на коленях. Живопись (скорее всего, начала 19 века) потемнела от времени. Картина висит на кухне в углу в простой деревянной раме под стеклом.

Явление икон служило сюжетом и для церковной литературы. Устное предание записывалось или в местной летописи, или отдельным сказанием. Известность иконы Дуниловской Казанской Богоматери вышла за пределы Никольского уезда. Еще до революции она, как «явленная и чудотворная», была внесена в список известной книги «Жизнеописание и чудеса Пресвятой Богородицы».

Необычность явленных икон заключалась в том, что было неизвестно, откуда они появились. Например, первую икону Казанской Богоматери будущий патриарх Гермоген, по внушению свыше, откопал на свалке мусора. Туровецкая Одигитрия явилась на пихте. Дуниловская – приплыла по реке. Вспоминается замечательное стихотворение Н.Гумилева «Старые усадьбы», где есть такие строки:

Порою крестный ход и пение,

Звонят во все колокола,

Бегут – то значит, по течению

В село икона приплыла.

Отец Сергий предполагал, что икона по реке могла приплыть из Тихоновой пустыни. Село Тихон и сегодня есть в соседней Костромской области. Возможно, после закрытия Тихоновой пустыни в 18 веке монахи и «отправили» икону-реликвию по реке. Недаром на ней изображен Тихон Амафунтский. Мощи отца-основателя Тихонской обители и сейчас находятся под разрушенной церковью. Отец Сергий намеревался совершить туда паломничество через дебри и чащи.

Ночная кража чудотворной иконы 23 августа 2002 года омрачила церковную жизнь в Никольске. Видимо, грабители-святотатцы не местные, действовали по наводке. Для «страховки» они украли не только оригинал, но и фотокопию иконы. Это говорит о заказном характере преступления. По неофициальным источникам, икона найдена, но на данный момент не возвращена в церковь.

«Это нам знак дает Господь, - говорил отец Сергий. – Все наши прихожане молятся о возвращении чудотворного образа. Но ведь это не только из-за чего-то произошло, но и для чего-то… Кого-то, может быть, Господь так к Себе приведет, кого-то заставит задуматься над своей жизнью. В Казанской церкви подобный случай тоже был, сразу после ее открытия. Тогда воры тоже взломали замок, вынесли шесть икон. Мы тоже всем приходом молились о возвращении, и вскоре три больших образа нашли неподалеку от города, на Анхимовской дороге. Стояли себе на обочине. А через два года три другие иконы вернулись, кто-то подбросил их к церкви в мешке. Может, совесть замучила, может, еще что…».

«Может быть, и Дуниловская икона вернется?» – спрашивают прихожане отца Сергия. Если есть что-то святое в наших душах, вернется!

Катичева Анна, студентка БОУ СПО ВО

"Белозерский индустриально-педагогический колледж",

научный руководитель: Рогозина Г.М.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных