Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консультирование подростков




 

Подростковый возраст называют критическим (в широком смысле слова). Статистика свидетельствует, что количество обращений за психологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами (детей). Резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен как самоубийство подростков, юношей и девушек.

Этот период жизни выделяется также с точки зрения особенностей психологического консультирования благодаря тому обстоятельству, что сам подросток впервые становится клиентом: он может обратиться в психологическую консультацию лично, поставив или не поставив об этом в известность своих родителей.

Консультируя подростков, возрастной психолог-консультант исходит, в том числе, из психологических нормативных задач возраста. Они противоречивы, и это важно учитывать. К этим задачам обычно относят:

· Отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости.

· Профессиональное самоопределение (получение профессии или выбор направления дальнейшего обучения)

· Преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»).

· Новый виток социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений.

· Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адаптация к этому новому состоянию (обретение друга противоположного пола).

· Попытки осознания своего предназначения, экзистенциальный анализ своей судьбы.

Говоря более коротко, психологические задачи подростка связаны прежде всего с самоопределением в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.

Центральное новообразование раннего юношеского возраста — это самоопределение. В качестве главного признака этого явления обычно выделяют потребность юноши (девушки) занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое место и назначение в жизни).

Для этого возраста типичны поиск понимания в общении, постоянная готовность к контактам, потребность получить «подтверждение» со стороны другого.

Соответственно проблемы могут касаться:

ü взаимоотношений в группе сверстников;

ü взаимоотношений с лицами противоположного пола;

ü взаимоотношений с родителями;

ü взаимоотношений с учителями;

ü вопросов осознания собственной личности;

ü трудностей в учебе;

ü а также содержать просьбу помочь найти выход в какой-либо затруднительной ситуации.

Опыт консультирования родителей и подростков показывает, что если детей до 12 лет родители совершенно спокойно приводят в консультацию и они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, то подростки в ситуации консультирования, инициатива которого исходит от их родителей, чувствуют себя «не у дел». Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность выполнения ими психодиагностических процедур оставляв! желать лучшего.

Как правило, на первичный прием приглашается родитель, обратившийся в консультацию по телефону. Кроме типичного анализа жалобы одного родителя (локус, самодиагноз и т.п.) важно, придет ли второй родитель, придет ли сам подросток, что они скажут по поводу обращения.

 

В связи с этим возможны несколько вариантов работы

Вариант. Оба родителя и подросток идут на консультацию. Родители говорят о трудности понимания взрослеющего ребенка. Здесь можно проводить совместное семейное консультирование.

В. В. Столин и А. А. Бодалев приводят следующий пример.

В консультацию обратились родители в связи с нарушениями в поведении 17-летнего сына (приходит домой поздно, друзья на учете в милиции, не хочет учиться, з больнице поставлен диагноз — шизофрения). Первоначальная причина обращения, объединяющая семью, — «снимите диагноз». В доверительной атмосфере консультирования она очень быстро уступила место взаимным обвинениям в непонимании, неуважении, неприятии... Благодаря слаженной работе двух психологов, постоянно поддерживающих доброжелательную атмосферу, члены семьи объединились с ними в группу под лозунгом: «Ничего страшного, будем разбираться». Консультантам необходимо было следить за равными эмоциональными вкладами каждого из участников в общий процесс и, змпатически слушая каждого, переводить его слова на «язык чувств» для остальных. После взаимного сведения счетов на этапе осознания семейного мифа («наш сын болен») была использована техника «семейной скульптуры»18, где каждый член семьи мог и показать другим, как он видит ситуацию в семье, и увидеть ее глазами других. Использовались также психодраматические игры с обменом ролями, позволяющие почувствовать себя на месте другого человека и отреагировать собственные обиды. В результате работы родители смогли убедиться в абсолютной нормальности сына. То, что раньше называлось ими ненормальным — агрессия, нежелание общаться — оказалось обычной защитной реакцией человека подросткового возраста на давление родителей... (Ремшмидт, 1994).

 

2 вариант. Подросток и родители готовы прийти, но основная проблема заключается не в их взаимоотношениях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т.д.). На следующую за первой беседой встречу приглашается один подросток — для консультирования и диагностики. Задачи консультанта — выяснить, насколько обоснованы жалобы и принять решение о том, какая требуется работа (например, группа общения, индивидуальное консультирование или психотерапия). Родители могут быть привлечены для работы в параллельной родительской группе, либо консультироваться отдельно от ребенка.

Вариант. Родитель жалуется, что не понимает ребенка.

Сообщает, что ребенок придет, но под другим предлогом, например якобы для помощи в выборе профессии. То есть родителю трудно честно сказать подростку, зачем он должен консультироваться. Наблюдается утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем, выясняя причины амбивалентных чувств к ребенку, уточняя характер недовольства родителя и, постепенно завоевывая доверие ребенка, переориентировать его на работу с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консультирование, обучать основам разрешения конфликтов и т.п.

 

Вариант. Родитель проецирует на ребенка только собственные проблемы (страхи и т.п.). Следовательно, необходима работа с родителем.

Вариант. Полная потеря контакта и взаимного доверия.

Подросток не идет в консультацию ни под каким предлогом. Он воспринимает как преследователей родителей и остальных взрослых (в т.ч. консультанта) тоже. Важно понять, что лежит в основе (возможно, снова речь дол» на идти прежде всего о проблемах самого родителя — супружеской неудовлетворенности, отсутствии любви к ребенку, собственном самоутверждении и т.д.). Консультирование может пойти примерно по такой схеме: а) клиент рассказывает об «ужасных деяниях» по,п ростка, всячески его обвиняя. Консультант ему сочувствует; б) наконец, высказавшись, клиент обращаете за советом: «Что же делать?». Консультант может ответить: «Давайте посмотрим, а что вы делали?». Начинается этап совместного анализа поведения родителей, и целей и способов достижения воспитательного эффект (могут быть использованы психотерапевтические приемы: например, гештальтистский «пустой стул»); в) н заключительном этапе происходит «вскрытие» чувств клиента, возникших во время консультирования. Через несколько встреч у клиента, как правило, наступает осознание некоторых собственных проблем, он начинает искать их причины. Параллельно меняются и отношения с подростком. Они становятся менее импульсивными и жесткими.

Вариант. Без предварительной беседы клиент приходит на прием вместе с подростком, Консультант должен быстр оценить ситуацию и выбрать тактику поведения.

В.В.Бодалев и А.А.Столин приводят 2 примера:

Клиентка приводит с собой 15-летнюю дочь. Войдя в кабинет, психолог видит, что мать и дочь сидят рядом, на лицах приветливые улыбки. Консультант принимает решение беседовать вместе.

Другая мать с дочерью, также 15-летней. Видно, что девочка насторожена, на лице презрительно-высокомерное выражение. Мать не может найти себе места, готова взорваться. Психолог просит мать подождать в коридоре и разговаривает сначала с дочерью, а потом с мамой, При этом поведение девочки резко меняется, она не ожидала теплого участия к себе и сама готова прийти еще раз.

 

Может быть использована парадоксальная техника «от сыла» клиента: психолог заявляет, что не намерен работать с подростком. Нередко в таких случаях у подростка появляется интерес к консультации.

Работая с юношами и девушками, консультанты должны рассчитывать на то, чтобы такой клиент сам принял решение об обращении за помощью. Однако, например, в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. Подобное возможно и в социальной работе.

Тем не менее, если заинтересованность психолога подлинна, проявляется в тактичной, а не в принудительной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. Так как для молодого человека проблемы могут оставаться неосознаваемыми, необходимо научиться видеть эти проблемы, чувствовать, понимать их.

В ряде случаев консультант должен обеспечить психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных жизненных отношениях, — психолог-консультант принимает на себя роль посредника, содействует восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, передается близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам.

Консультант может выступать и в роли тренера, способствуя развитию навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания. В данном возрасте также актуальна профконсультация.

В основе работы с юношами и девушками должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диалог, который рассматривается как важнейший фактор раз­вития. Необходимо затем перевести его в диалог внешний.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных