Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие государственного и муниципального кредита




 

Одним из способов мобилизации денежных средств в финансовую систему РФ является кредит. Слово «кредит» произошло от латинского creditum – ссуда, долг, credere – верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок»[833]. В современном русском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие»[834]. С точки зрения экономической теории кредит – это движение ссудного капитала, включающее в себя мобилизацию свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности и срочности[835].

Таким образом, кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Часто упоминают также принцип платности и некоторые другие принципы, однако они характерны не для всех видов кредита. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается в основном в форме процента.

Кредит может быть государственным, муниципальным, банковским, коммерческим, валютным, экспортным, товарным и т.д. [836] Кредитные отношения являются одними из основополагающих отношений в любой экономике, в том числе и в российской. Государство также использует кредит для привлечения денежных средств, как и хозяйствующие субъекты. При этом применяется особый вид кредита – государственный (муниципальный) кредит. Он значительно отличается от всех остальных видов кредита.

Государственный и муниципальный кредит можно рассматривать с экономической и правовой точки зрения.

С экономической точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Государство направляет привлеченные средства на общегосударственные потребности (в основном, на покрытие дефицита бюджета) или перераспределяет их между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

С правой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Основная роль государственного кредита состоит в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. Однако в условиях рыночной экономики государство должно использовать кредит для регулирования денежного обращения. Кроме того, государство обязано обеспечивать кредитные организации, страховые компании, пенсионные фонды и других участников фондового рынка стабильными государственными ценными бумагами, которые являются одной из форм государственного кредита. Муниципальные образования также могут привлекать заемные средства, в том числе и за счет выпуска ценных бумаг[837]. Поэтому роль государственного (муниципального) кредита гораздо шире, чем просто источника финансирования дефицита бюджета. На современном этапе государственный кредит является важнейшим экономическим инструментом воздействия государства на финансовую обстановку в стране.

В основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту лежат принципы срочности, возвратности и возмездности. Такие принципы характерны для любого вида кредита, однако государственный кредит значительно отличается от банковского кредита.

Во-первых, при государственном кредите государство берет в долг, а при банковском кредите банк дает в долг. В результате банковского кредита образуется долг заемщика банку, а в результате государственного кредита образуется государственный долг. Аналогично осуществляется и муниципальный кредит. Кредитные отношения, при которых государство предоставляет денежные средства на возвратной, срочной и возмездной основе и становится кредитором, называются бюджетным кредитом.

Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах[838].

Во-вторых, привлеченный капитал, как правило, используется не для инвестиций в производство, а для регулирования бюджета и межбюджетных отношений. Таким образом, он теряется для целей производства, что тормозит экономическое развитие. Однако государственный кредит выполняет, как уже упоминалось, стабилизирующую функцию в финансовой системе и поэтому необходим даже при отсутствии дефицита бюджета.

В результате осуществления правоотношений по государственному (муниципальному) кредиту образуется государственный долг.

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием[839].

Бюджетный кодекс РФ подразделяет государственный и муниципальный долг на внешний и внутренний.

Внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Таким образом, внешний долг может образовываться только у Российской Федерации. Долг субъектов РФ и муниципальных образований, даже если они привлекают иностранные кредиты, является внутренним.

Целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций[840].

Государственный (муниципальный) кредит регулируется системой правовых норм, входящих отдельным институтом в финансово-правовые нормы. Большая часть данных норм относится к бюджетному законодательству. Общие положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ[841] и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления»[842]. Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Бюджетный кодекс, комплексно урегулировавший правоотношения по осуществлению государственных и муниципальных заимствований, а также правоотношения в области государственного и муниципального долга. Основными источниками правового регулирования муниципального кредита являются Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»[843], Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[844]. Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов Российской Федерации[845], а также уставами муниципальных образований. Отдельные вопросы, например, порядок заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-право­выми нормами[846].

Помимо указанных законодательных актов правоотношения по государственному кредиту регулируются ежегодными законами и решениями о бюджетах, нормативными актами Министерства финансов РФ и т.п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных