цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






проблема аккорда как конструктивного элемента




Проблема аккорда как конструктивного элемента гармонической системы — одна из важнейших в теоретических исследованиях XX века.

Связь решения этой проблемы с определением категории аккорда в условиях сложной конструктивно-многоплановой организации со­временной музыки и со систематизацией характерных для этой орга­низации гармонических созвучий по их структуре и конструктивному значению.

Основные трудности, возникающие на пути к решению названной проблемы:

сложность дифференциации тех или иных вертикальных звуковых комплексов как самостоятельных конструктивных единиц музыкаль­ной ткани, то есть как аккордов, а не просто вертикальных сочетаний многоголосной ткани или созвучий, возникающих в качестве иной, отличной от аккорда категории;

разнообразие интервального строения созвучий, которые выступа­ют в музыкальной ткани в качестве самостоятельных конструктивно-гармонических элементов, обладающих подчас далеким от традицион­ного значением и ярко индивидуальной структурой.

Понятие аккорда **

Традиционное представление об аккорде как о терцовой форме свя­зи звуков в одновременности, как основном и самостоятельном конст­руктивно-гармоническом элементе с терцовым принципом структуры.

Необходимость изменения этого представления, обновления со­держания, вкладываемого в понятие аккорда. Основные причины, при­нуждающие к таким изменениям:

принципиальное и значительное обогащение современной ткани различными по структуре созвучиями, выступающими в ней, подобно терцовым аккордам, в качестве основных и самостоятельных, конст­руктивно-гармонических элементов, то есть тех же аккордов, но не­сколько иной природы;

участие в музыкальном процессе наряду с этими созвучиями вер­тикальных комплексов конструктивно нетипичных для данного стиля и даже произведения, неосновных для них, однако имеющих опреде-

* 57; 39; 63; 73.203-204; 64; 75.174-175; 56.43; 7.338; 32.79; 90.24; 3.362; 85.172-178; 13.Л1.8; 14.22-65; 10; 15; 92; 97; 22.Гл.2.

** 73.27-28; 75.132-153; 43; 85.24-30, 282, 440; 13.Л5.20; 14.26; 93.39-42; 90.25, 440.

ленное структурное сходство с их основными созвучиями ("мнимые аккорды");

разнообразие конструктивно-гармонических назначений созву­чий как с терцовой, так и с другой интервальной структурой. Частая отдаленность этих значений от традиционных;

применение в сочинениях XX века принципиально новых по зву­ковому материалу вертикальных комплексов, также претендующих на роль аккорда, но обладающих конструктивной природой и назначени­ями очень далекими, а то и абсолютно отличными от созвучий обычного звукового состава (например, СОНОРЫ микрохроматического содер­жания);

насыщение современных музыкальных композиций созвучиями самых разных категорий и в том числе разнообразнейшими сочетани­ями, под которыми понимаются формы совпадения, но не объединения звуков по вертикали ("сочетания" в многоголосии, где каждый из голо­сов индивидуален в мелодико-тематическом или линеарном отношени­ях; "сочетания", отдельные компоненты которых принципиально изо­лированы друг от друга в конструктивно-смысловом, регисторовом, ритмическом, тембровом, динамическом отношениях — "дискретные вертикали" в пуантилистических и сериальных структурах; "сочета­ния" как одновременное звучание неаккордовых тонов с аккордом).

Современное представление об аккорде как созвучии различной структуры и назначения, являющемся основным и самостоятель­ным конструктивным элементом гармонической системы. Его пони­мание и как созвучия, выступающего в качестве логически дифферен­цируемого представителя конкретной гармонической системы. Неиз­бежная обусловленность структурных, конструктивно-гармонических и других свойств аккорда конструктивными принципами той формы гармонической организации, представителем которой он выступает. Соответствие различным формам гармонической системы различных по своим свойствам аккордов.

Общехарактерные свойства аккордов, наблюдаемые в условиях разных форм гармонической системы:

1) способность к материальной и смысловой отчлененности при отношении друг с другом, к выступлению в роли однокачественных элементов;

2) способность к материальной и смысловой взаимосвязи, соподчи­нению, установлению между собой определенных иерархических от­ношений;

3) способность к линеарности в своем движении, то есть таким переходам от тонов одного аккорда к соответствующим тонам другого, вследствии которых образуются разнонаправленные голосовые линии; при этом каждая из них не обретает той мелодической самостоятельно­сти, что присуща отдельным голосам полифонической ткани.

Фактурное и ритмическое обособление созвучий как важный фак­тор, способствующий их объединению в самостоятельные комплек-

сы — аккорды. Определение вышеназванных свойств аккордов как соответсвенно: автономность, иерархичность и линеарность. Эти свойст­ва — важнейшее условие логической дифференциации созвучий в ка­честве определенных представителей конкретной гармонической сис­темы, то есть аккордов.

строение аккордов

Современная звуковысотная система — обобщение характерных ладогармонических закономерностей многонационального народного и профессионального музыкального искусства.

Аккордика — одна из богатейших граней звуковысотной системы. Историческая эволюция категории аккорда. Двузвучия эпохи органума (европейская музыка IX — XI веков) с октавным удвоением (квинт- и квартоктава) — исторические предшественники аккорда. Интервальная концепция аккорда (аккорд как сумма интервалов, двухголосных соединений) в полифонии Средневековья и Возрожде­ния (приблизительно до конца XVI века). Работа с аккордами как связанными гармоническими комплексами в XVII — первой половине XVIII веков. Их осмысление в этот период в основном как объединения интервалов на полифонической основе. Трактовка аккорда как само­стоятельного конструктивно-монолитного элемента структуры с сере­дины XVIII столетия. Подчеркивание в нем в этот период тонально-функционального начала; активизация конструктивного значения его красочных свойств, ведущая к развитию сонорной трактовки аккорда как ведущего фактора построения гармонического процесса в музыке XX века. Становление в наше время представления об аккорде как элементе, в котором связаны в единое целое разнофункциональные компоненты: основные и добавочные тоны, консонирующие и диссонирующие интервалы, органные пункты, отдельные субаккорды, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимоза­висимости. Понятие внутриаккордовой функциональности, связан­ное с различными смысловыми значениями таких компонентов ак­корда.

Многообразие интервального строения аккордов в музыке XX ве­ка. Терцовые, квартовые1, квинтовые2, 6, секундовые18, 31а, смешанно-интервальные3, 12, 114, моногармонические и полигармонические вари­анты структуры современной аккордики.

Терцовые аккорды — основные конструктивно-гармонические со­звучия классической тональной системы. Сохранение за ними важного места в ладогармоническом языке нашего времени. Возникновение терцовых аккордов в процессе становления мажорно-минорной орга­низации. Их дальнейшие неоднократные модификации в результате исторически длительного и непрерывного процесса постоянного инто­национно-конструктивного обогащения музыкальной ткани. Основ­ные пути этого процесса:

закрепление неаккордовых звуков среди аккордовых или вместо

них, заключающееся в исторически постепенном освобождении этих звуков от приготовления (эпоха перехода от староконтрапунктическо­го стиля к новой и свободной полифонии на рубеже XVI и XVII веков), от разрешения (примерно середина XIX столетия) и их включения в общее гармоническое единство квинты и терции в качестве аккордовых тонов: септим, нон, кварт и т.п.;

ассимиляция острохарактерных мелодико-гармонических эле­ментов народной музыки в новой для них интонационно-ладовой сфере профессионального искусства. Их последующее утверждение в качест­ве ее полноправных конструктивно-интонационных компонентов, в том числе и как оригинальных по структуре аккордов гармонического и мелодического вида;

образование разнообразных созвучий многопланового строения и их постепенное утверждение в качестве самостоятельных конструк­тивных единиц, иначе говоря, ПОЛИГАРМОНИЙ, с появлением кото­рых перед художественной практикой открылась громадная область новых по звуковому составу, необычных по структуре и своим интона­ционно-гармоническим связям выразительных средств. Сходство ос­новных этапов истории образования этих аккордов с историей проис­хождения и утверждения в ладогармонической системе различного рода диссонирующих созвучий;

широкое применение "упрощенных" гармонических созвучий, так называемых АККОРДОВ-ИНТЕРВАЛОВ, в качестве ведущих интонационно-конструктивных элементов, приносящих с собой яркие красочно-гармонические эффекты, отличающиеся часто большой ори­гинальностью и выразительной индивидуальностью (ср. с интерваль­ной концепцией аккорда в эпоху начального органума IX — XI веков).






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ