цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






общая классификация аккордов по интервальным особенностям их структуры




Возможность построения современных аккордов из любых интер­валов. Наибольшая распространенность созвучий терцового строения (терцовые аккорды или терцаккорды), меньшая — квартового (квар­товые аккорды или квартаккорды), квинтового (квинтовые аккорды или квинтаккорды), секундового (секундовые аккорды или секундаккорды, они же кластеры).

Подразделение всех аккордов на моноинтервальные и полиинтер­вальные (термины "моноинтервальные" и "полиинтервальные" при­надлежат С. Слонимскому, но применяются им только по отношению к созвучиям нетерцовой структуры [59.156]).

МОНОИНТЕРВАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — созвучия, состоящие из сходных интервалов, ПОЛИИНТЕРВАЛЬНЫЕ — из различных.

Две разновидности моноинтервальных аккордов: однородноинтервальные и условнооднородные. Однородноинтервальные — созву­чия, состоящие из абсолютно сходных интервалов (например, увели­ченное трезвучие, малый квартсептаккорд, целатонаккорд и т. д.). Условнооднородные аккорды — более многочисленная группа созву­чий, состоящая из одноименных интервалов различного тонового со­става (например, мажорное трезвучие, "минорный трихорд", "аккорд

2-1-1")67а.

Полиинтервальные аккорды — наиболее многочисленная группа созвучий разнообразного интервального содержания. Их подразделе­ние на две разновидности: полиинтервальные созвучия, которые могут быть представлены в виде однородного или условнооднородного созву­чия (например, аккорды: ми — соль — до или до — фа — соль) и поли­интервальные созвучия, которые такой возможности не имеют (напри-

* 33.57

мер, аккорд "до — фа — ля — си бемоль)*. Возможность подразделения моноинтервальных и полиинтервальных аккордов в условиях конкрет­ного текста, конкретных гармонических стилей на созвучия — обраще­ния и созвучия — основные виды. Трудность такого разделения на более общем уровне. Ее обусловленность исключительной подвижно­стью отдельных граней между этими группами аккордов в художест­венной практике. Возможность перехода аккордов из одной группы в другую, связанная с различием действия принципов высотного конст­руирования, которые в разных ситуациях могут привести к образова­нию аккордов, имеющих только внешнее интервальное сходство, но обладающих разным характером своей структуры (ее основным или производным содержанием).

Полигармонические аккорды **

В зависимости от своей функционально-гармонической однород­ности все вышеназванные интервальные разновидности современных созвучий делятся на МОНОГАРМОНИЧЕСКИЕ и ПОЛИГАРМОНИ­ЧЕСКИЕ.

Моногармонические аккорды — созвучия, отдельные элементы. которых не выделяются в виде гармонически самостоятельных частей, то есть частей, обладающих интервальной, звуковой и функциональ­ной индивидуальностью, выступающих как структурно автономное явление.

Полигармонические аккорды — созвучия, состоящие из несколь­ких гармонически самостоятельных частей *** 7-10. 67а, 72j, 74f, 76 80, 82, 85, 87, 92.

Фактурная и регистровая многоплановость в моногармонических созвучиях, сближающая их с полигармоническими Внешний характер этой общности. Сохранение гармонической функции общего для от­дельных частей такой многоплановой вертикали звука во всех его по­вторениях снизу доверху — характерный признак ее моногармониче­ского содержания.

Наиболее характерные черты собственно полигармоний: частич-

* Н. С. Гуляницкая предлагает разделение полиинтервальных аккордов на другие группы: аккорды с побочными тонами и составные аккорды. Этот подход предполагает учет контекста, характерных условий применения тех или иных аккордов, я зависимости от чего и решается вопрос их принадлежности к какой-либо из названных групп [13.Л1.23-28; 14.36,45-49].

** [85.98-116; 48.39-46, 262-265; 14.50-60)

*** Если считать полигармонией расщепление аккорда на относительно самостоя­тельные элементы, то многоголосную ткань, включающую обособившиеся звуки и двузвучия, очевидно, следует также отнести к области полигармонии. По-видимому, воз­можно и такое сочетание двух звуков, которое даже при отсутствии регистрового разрыва может восприниматься как нечто раздельное, как объединение элементов, имеющих различный гармонический смысл, то есть явление полигармонического порядка...

Конечно, нельзя называть такую ткань собственно полигармонической (звук — это не "гармония"), но следует условно относить ее к полигармоническому типу, как родственное явление [85.107].

ное или полное несовпадение отдельных частей полигармонии (интер­валов, аккордов) по звуковому или интервальному составу; самостоя­тельность гармонического значения (функции) этих частей; изменение функции общего (если такой имеется) для отдельных частей полигар­монии звука в зависимости от его отношения к той или иной из этих частей.

Возможность явления полигармонии в роли ведущего конструк­тивного элемента звуковысотной системы.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ