Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, причины, виды экономических кризисов




Как свидетельствует мировая практика, возможность банкротства — неизбежное явление любого современного рынка, в котором несостоятельность является рыночным инструментом перераспределения капитала и отображает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации.

Такое предназначение банкротства предопределено самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено с Неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит, и с риском потерь. Источниками этой Неопределенности являются все стадии воспроизводства — от закупки и доставки сырья, материалов и комплектующих до производства и продажи готовых изделий.

Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффективных методов его регулирования.

В реальной экономике неопределенность становится источником либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых предприятий образуются за счет убытков менее удачливых.

Взаимообусловленность фактора риска и прибыли формирует механизм возникновения банкротства, что видно из анализа баланса любого гипотетического предприятия. Источниками его капитала (пассив баланса) являются средства акционеров (собственный капитал общества) и кредиты, а также иные формы финансовых обязательств предприятия (например, задолженность поставщикам), возникающие автоматически и не несущие процент отчислений.

Акционеры и кредиторы рассчитывают на вознаграждение, соответствующее сложившимся рыночным условиям, процентным ставкам и дивидендам по облигациям, акциям и другим видам обязательств. Их расчеты могут оправдаться лишь при наличии прибыли от деятельности данного предприятия для осуществления ожидаемых платежей. Средневзвешенные ожидаемые платежи в процентах к акционерному капиталу и являются стоимостью капитала. Так как ожидаемые акционерами вознаграждения обеспечиваются соответствующей фактической прибылью предприятия, эффективностью использования его активов, одним из первых признаков банкротства является падение прибыльности предприятия, в частности, ниже стоимости его капитала.

В связи с относительным уменьшением прибыльности предприятия и возможными трудностями в оплате расходов возникает дефицит наличных средств. Он усугубляется, если кредиторы сочтут слишком опасным возобновлять кредитование даже при повышенном проценте, так как с уменьшением стоимости собственного капитала предприятия риск невозврата средств увеличивается. Поэтому весьма проблематичной становится возможность пролонгирования кредитных договоров и их реструктуризации, и предприятию придется выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В этом случае может возникнуть кризис ликвидности, и предприятие войдет в состояние «технической» неплатежеспособности. Уже на этой ступени возможно обращение в суд для признания факта банкротства.

Снижение прибыльности предприятия означает снижение его цены. Цена предприятия — это приведенные к настоящему времени потоки выплат кредиторам и акционерам. Цена может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это означает, что акционерный капитал исчезает, наступает полное банкротство — банкротство акционеров. В связи с уменьшением прибыльности и цены предприятия последняя может упасть ниже ликвидационной стоимости активов, которая будет рассматриваться в качестве цены предприятия, т. е. ликвидация предприятия становится выгоднее эксплуатации.

Если ликвидационная стоимость предприятия меньше цены обязательств, то акционеры лишаются капитала, вложенного в то предприятие.

Таким образом, процесс, первым признаком которого является относительное снижение прибыльности (и именно относительное, так как стоимость капитала зависит от изменения рыночных цен, рыночных ресурсов, процентных ставок и др.), может привести предприятие к банкротству.

Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капитала следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов. Исходя из сложившейся концепции теории экономического анализа, можно разделить всю совокупность факторов платежеспособности на две группы:

· внешние (экзогенные) по отношению к предприятию, на которые оно не может влиять или это влияние может быть незначительным;

· внутренние (эндогенные), проявляющиеся в зависимости от организации деятельности предприятия.

Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 внутренние.

Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.

Международные факторы складываются под влиянием:

· общеэкономических факторов — экономическая цикличность раз вития ведущих стран; состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков;

· стабильности международной торговли — зависит от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);

· международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм- конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевою труда) — организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.

Национальные факторы оказывают достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта и складываются под влиянием:

· политических факторов — политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право и включающие в себя:

состояние финансовой системы;

отношение к собственности (ее приватизация или национализация);

принципы земельной политики государства;

отношение государства к предпринимательству (запретительный или стимулирующий характер);

налоговую политику;

меры по защите прав потребителей и предпринимателей (ограничение монополизма, защита конкуренции и т.д.);

экономико-демографических факторов, которые характеризуются:

цикличностью экономического развития;

уровнем доходов, накоплений населения, т. е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита);

предпринимательской активностью.

Рыночные факторы складываются под влиянием:

· психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор);

· научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как ранило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно казаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая производственные затраты;

· форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции и уровень маркетинга.

Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв — крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.

Внутренние факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

· конкурентная позиция фирмы — цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный состав руководства и персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла;

· принципы деятельности — форма собственности, организационная структура управления, организация системы управления, инновационная деятельность, организация производства, адаптивность фирмы, форма специализации, концентрация производства, диверсификация производства;

  • ресурсы и их использование — прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, диверсификация производства;
  • маркетинговые стратегии и политика — прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, оборачиваемость средств;
  • финансовый менеджмент — структура баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, уровень прибыли и рентабельность.

В рыночных условиях реализация товаров и их производство связаны между собой зависимостью, которая управляется спросом и предложением.

Факт покупки товара или услуги происходит при наличии:

1) потребности в данном товаре;

2) денежных средств у покупателя;

3) данного товара на рынке;

4) превышения (или равенства) максимально возможной цены покупателя и минимально возможной — продавца.

Теоретически, когда эти условия не соблюдаются, покупка не совершается и процесс кругооборота товара и денег прерывается.

На практике в случае несоблюдения второго и четвертого условий покупка происходит. Покупатель может приобрести товар в кредит. Продавец вынужден продавать товар ниже минимально возможной цены. В каждом из этих случаев производитель товара несет финансовые потери, которые, накапливаясь, приводят к его неплатежеспособности и в конечном счете к кризису.

Специалисты различают следующие формы кризиса:

· стратегический — затрагивает все области экономики;

· кризис «успеха» — возникновение убытков организации в связи с недостатками менеджмента;

· кризис неплатежеспособности (ликвидности) — организация не способна погасить свои долги. В результате она продолжает какое-то время действовать, накапливая задолженность, либо ликвидируется. (В ряде случаев при этом происходит вымывание капитала.)

Главный мотив создания новой организации или преобразование существующей — получение прибыли. Это основная цель деятельности. Кроме того, существуют второстепенные цели, которые образуют определенную систему.

В рамках этой системы обязательным условием реализации основной цели на долгосрочный период является достижение двух второстепенных, а именно:

· поддержание платежеспособности;

· контроль за долей заемных средств в общем капитале организации.

От того, достижение какой из этих целей находится под угрозой, зависит форма (вид) кризиса.

При стратегическом кризисе нарушаются факторы успеха. Он, как правило, действует долгосрочно и характеризует эффективность действий менеджера в стратегическом плане. Стратегический кризис возникает при потере руководством организации «стратегического зрения» — несвоевременной смене продукции, когда она выпускается на последних этапах жизненного цикла, от перехода на новые технологии или в новые регионы, снижении инвестиций на НИОКР, новую технику или подготовку кадров и др. Все это формирует долгосрочную и устойчивую потерю объемов реализации и рынков сбыта.

Кризис часто проявляется в организациях, в которых менеджеры не имеют выраженной мотивации к процветанию бизнеса. Он характерен для стран с высокой долей государственной собственности.

Кризис «успеха» существует, если организация несет убытки, для ликвидации которых необходимо расходование собственного капитала. В будущем это может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Пример кризиса «успеха»: убытки, вызванные спадом оборота, ростом издержек, снижением цен, вымыванием оборотного капитала.

Для того чтобы продолжать функционировать и выполнять договор, организация вынуждена направлять в производственный оборот дополнительные финансовые ресурсы даже при условии сохранения действующего объема производства. На эти цели последовательно направляются следующие источники:

· амортизационные отчисления — прекращаются либо ограничиваются объемы внутренних инвестиций во внеоборотные активы;

· часть прибыли текущего года — при отражении в балансе прибыли нет эквивалентного роста свободных денежных средств;

· средства, иммобилизуемые из оборота, — обычно направляют на поддержание внеоборотных активов в рабочем состоянии;

· нераспределенная прибыль прошлых лет — при отражении в балансе она не отслеживается на соответствующих счетах высоколиквидных средств в активе;

· часть оборотных средств, ранее направляемых для формирования соответствующих запасов оборотных средств (страховой резерв, транспортный резерв, ремонтный фонд, резерв на отпуска и др.);

· часть текущей кредиторской задолженности по платежам поставщикам, в бюджет, работникам организации (устойчивые пассивы);

· краткосрочные, а впоследствии и долгосрочные кредиты и заемы.

Такова плата организации за внешние признаки успешной деятельности. Кризис приводит к последовательному снижению доли собственного капитала в источниках средств организации. На первом этапе снижение происходит до уровня первоначального (уставного) капитала, а в итоге может привести к отрицательному значению собственных источников средств. До определенного периода такое состояние может скрываться руководством организации от общественности и собственника.

Кризис неплатежеспособности (ликвидности) в отличие от двух первых форм является внешним проявлением нарушений в функционировании организации. Кризис ликвидности, как и сама категория «ликвидность», — моментная характеристика организации. Основой «моментности» показателя ликвидности является характер информации, используёмой для расчета всех показателей ликвидности (показатели баланса на определенную дату).

Кризис ликвидности может развиться по различным причинам.

1. Временный недостаток платежных средств в связи с их иммобилизацией или непоступлением. Возникает при направлении денежных средств на короткий период для формирования производственных запасов, разовых неплановых платежей или срыве оплаты за реализованную продукцию покупателей и заказчиков. На фоне общего стабильного состояния организации кризис не представляет угрозы для ее существования. Иски кредиторов, поданные на организацию в суд, не могут привести к ее банкротству.

2. Недостаток платежных средств, вызванный стратегическим кризисом. Низкая ликвидность характерна на протяжении длительного периода и имеет тенденцию к ухудшению. Спасение организации заключается только в смене руководства, фирмы и изменении стратегической линии. При этом требуется категорическое вмешательство собственника или суда и проведение санации.

3. Недостаток платежных средств в связи с кризисом «успеха». Характеризуется моментными фактами неплатежеспособности, которые за короткое время устраняются. Далее частота возникновения фактов неплатежеспособности возрастает, и с определенного момента платежи резко прекращаются, т. е. лимит успеха исчерпан. Как правило, руководство при этом увольняется (в основном самостоятельно), а организация обречена на ликвидацию или внешнее (судебное) управление.

Формы кризиса имеют определенный временной интервал:

· долгосрочный — для стратегического кризиса;

· среднесрочный — для кризиса «успеха»;

· краткосрочный — для кризиса ликвидности.

Кризис ликвидности очевиден, когда банки отказывают предприятию в дальнейшей выдаче кредитов, кредиторы отказывают ждать по оплате за поставленные товары и услуги и выполнять боты или поставлять продукцию без предоплаты. Кризис «успеха» находит выражение в снизившемся размере собственного капитала. Дальнейшие исследования всех кризисов приводят к обнаружению стратегического кризиса.

Под стадией кризиса понимают степень угрозы превалирующей цели. Знание стадий кризиса является обязательной предпосылкой адекватной реакции. По стадиям кризисы подразделяют на обратимые и необратимые. Под обратимым кризисом понимают финансовое состояние коммерческой организации, когда она самостоятельно или с помощью заинтересованных сторон (собственник, государство, кредитор, трудовой коллектив) производит преобразования, в результате которых остается как хозяйствующий субъект на рынке товаров и услуг. При этом сохраняется юридическое лицо и фирменное название.

Необратимость кризиса подтверждается фактом реорганизации предприятия, когда на рынке после проведения изменений организация не существует под фирменным названием должника. При ликвидации, распродажа имущества, исключение из государственного регистра означают, что кризис у организации был обратимым.

Оценить стадию кризиса до завершения преобразований невозможно. Даже полностью нежизнеспособная организация может быть куплена и реанимирована. В случае необратимого кризиса неликвидность уже существует. Тогда организация не в силах самостоятельно решить проблему. К требованиям кредиторов по возврату кредиторской задолженности присоединяются требования партнеров по возврату вложенного капитала и выходу из организации.

Среди экономических кризисов в странах с рыночной экономической главное место занимают регулярные циклические кризисы перепроизводства. К нерегулярным экономическим кризисам относятся: промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Основа возможности кризисов — присущее простому товарному производству противоречие между частным характером производства и общественным характером потребления произведенной продукции. Несмотря на то, что предприятие производит товары с детальным изучением возможности их реализации и на эти цели тратятся огромные денежные средства, в ряде случаев выпущенная на рынок продукция не находит конкретного покупателя. К главным причинам невостребования произведенных товаров относятся:

· отказ заказчика получить продукцию (нашел более эффективную замену по качеству, стоимости и т.д.);

· неподтверждение планировавшегося производителем роста объема реализации (сезонного, территориального, социального);

· изменения на сегменте рынка (политические, таможенные, военные);

· изменение стандартов к выпускаемой продукции.

Западные источники подразделяют кризисы предприятий на две основные группы: эндогенные и экзогенные.

Эндогенный кризис возникает внутри организации в результате ошибочного управления или ведения учета, например низкое качество, ошибочные финансовые программы, калькуляция. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

Экзогенному кризису организация подвергается извне по независящим от нее причинам — высокий уровень инфляции, крайне высокие проценты по кредитам, недостаток рабочей силы, перебои с сырьем, забастовки, неоправданно высокая налоговая нагрузка, государственное регулирование цен, нестабильность налоговой системы и др. В данной ситуации необходимо отраслевое исследование рынков ссудного капитала, рабочей силы, экономического климата и т. п.

Формально возможность экономических кризисов возникла с переходом от непосредственного обмена продуктов к товарному обращению посредством денег. Две формальные возможности кризисов заложены в противоречиях между товаром и деньгами.

Первая возможность кризисов связана с функцией денег как средством обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар — деньги — товар. В нем процесс обмена разделен на два противоположных и различных по времени акта:

продажа: товар — деньги;

покупка: деньги — товар.

Продажа одного товара не означает одновременной покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар — товар). Покупка другого товара может произойти значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства.

В качестве продавцов и покупателей выступают разные субъекты. Возможна ситуация, когда один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех субъектах, у кого он раньше покупал товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и проблемы, что и вызывает кризис.

Вторая возможность кризисов связана с функцией денег как средства платежа. В этом случае также происходит разрыв во времени между актом купли товара в кредит и актом платежа за него.

Покупатель к моменту истечения срока его долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным.

Неплатежеспособность возникает по двум причинам.

1. В силу общего снижения цен на товары или изменения курса валют. Постоянные колебания (повышение) курса валют сказываются на отношениях партнеров, практически, исключая какие - либо долгосрочные связи. В случае общего снижения цен в момент наступления срока платежа по векселю или договору необходимых денег может не оказаться. Понадобится дополнительное время для их получения, а это приведет к разрыву долговых обязательств и платежей, перепроизводству товаров и кризису перепроизводства.

2. Вследствие задержки реализации товара. В этой ситуации получается цепная задолженность. Неуплата своевременно долгов одному субъекту вызывает его неплатежеспособность и, как следствие, недостаток средств у его кредитора. Товар не может быть продан. Получается общий избыток предложения товара над спросом, общее перепроизводство и кризис.

В условиях простого товарного производства обе возможности являются абстрактными. Они конкретизируются и превращаются в реальные в процессе кругооборота капитала. Происходит это по двум причинам.

1. Возможность всеобщего разрыва между продажами и покупками при рыночных отношениях реальнее, чем при простом товарном производстве. Движение многообразных и индивидуальных капиталов переплетается, взаимоувязывается. Если прервется один кругооборот, это неизбежно сказывается на других.

2. Всеобщий разрыв в цепи долговых обязательств при рыночных отношениях становится реальной возможностью. В условиях простого товарного производства продажа товара в кредит не была распространена и неплатежеспособность отдельных производителей товара не могла вызвать массовых банкротств. При рыночных отношениях каждый производитель в целях получения повышенной прибыли заинтересован в росте объема производства, и используется малейшая возможность реализовать больше товара даже стопроцентной гарантии своевременной оплаты.

В условиях крупного машинного производства значительная (в ряде случаев — основная) часть товаров производится для реализации на рынках, расположены на значительном удалении от места производства. Большое расстояние и сложности при реализации в других странах не позволяют гарантировать реализацию завезенных на рынки товаров.

Продажа товаров в кредит и рассрочку получает всеобщее распространение. Неплатежеспособность в таких ситуациях может оказывать влияние на всю хозяйственную жизнь общества.

Разрыв между продажами и покупками, а также срыв погашения долговых обязательств делают наступление кризиса возможным. При этом функции денег как средства обращения и платежа содержат в себе только возможность кризиса, но не являются причиной, неизбежно порождающей кризис.

В условиях простого товарного производства возможность кризисов была ограниченной. Главной причиной являлась продажа товара, как правило, на местных рынках. Локальные затруднения в его реализации не вызывали расстройства всего общественного производства.

Противоречие между четкой организацией производства в отдельных организациях и стихийностью производства в обществе в целом приводит к нарушению пропорции воспроизводства и экономическим кризисам. Даже образование транснациональной корпорации не в состоянии преодолеть это противоречие. Сознательное регулирование экономики в масштабе государства оказывается затруднительным, в ряде случаев невозможным.

Периодически возникающие экономические кризисы представляют собой способ временного разрешения противоречий между частным характером производства и общественным характером потребления.

Возникновение кризисов в значительной мере влияет на фактическое протекание экономических процессов, когда за прогрессом следует регресс и кризис.

Таким образом, кризисы в деятельности предприятия являются объективной реальностью. Они отображают собственные ритмы развития каждого предприятия, не совпадающие с ритмами развития макросистем, но меняющие свою траекторию под влиянием макроциклов.

Закономерности возникновения кризисных ситуаций в деятельности предприятия объясняются определенным характером его кризисного цикла, в котором имеются специфические закономерности в виде подъемов и спадов. Они состоят, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а во-вторых, в математически определенной для малых и средних предприятий продолжительности фаз спада и подъема. Так, фаза подъема в среднем длится 3 года, а фаза спада — 2,8 года.

В каждой фазе цикла можно выделить следующие этапы:

· депрессия (стагнация) — неуверенность, беспорядочность действий, недоверие к конъюнктуре, нежелание инвестировать свой капитал, приспособление хозяйственной жизни предприятия к новым условиям функционирования и потребностям общества;

· оживление — рост цен на продукцию, занятость, процентные ставки, увеличение объема производства и капиталовложений (фаза становления);

· подъем (бум) — внедрение нововведений, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, стремительный рост капиталовложений, курсов акций, процентных ставок, цен, заработной платы. В результате экономика предприятия выводится на новый уровень развития, но при этом готовится база для очередного кризиса, обусловленного сокращением совокупного спроса, т. е. все повторится вновь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных