ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Количественный подход в диагностике банкротства - диагностика финансового здоровья предприятия
Современное законодательство о банкротстве, используя в разных странах различные приемы, решает ряд важных вопросов[5,c.283]: · охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника. · охрана интересов одних кредиторов от недобросовестных действий других кредиторов. · охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов. В европейском законодательстве существует четыре варианта выхода из состояния банкротства. Административное управление. Суд назначает администратора (обычно это юрист или бухгалтер) управлять предприятием с целью максимально увеличить его стоимость, это может включать увольнение менеджеров, продажу частей дела и полную остановку деятельности предприятия. Назначение администратора, как правило, используют большие фирмы. Задача администратора (управляющего) - спасти фирму. Административная ликвидация. Залоговые кредиторы назначают ликвидаторов. Залоговый кредитор - это кредитор, например банк, дающий заем под гарантированный залог. В качестве последнего может выступать недвижимость, которой владеет фирма (например, здание ее конторы). Ликвидатор в значительной степени играет роль администратора, с той лишь разницей, что его первоочередной задачей является обеспечение достаточного количества средств для расчетов с кредиторами. Спасение предприятия не является основной задачей, однако если фирму можно спасти, то это делается. Добровольная ликвидация. Компания по собственной инициативе перестает заниматься бизнесом, а держатели акций назначают ликвидатора для продажи активов компании, чтобы расплатиться с кредиторами. Недобровольная ликвидация. Схожа с добровольной, но инициатором банкротства выступают кредиторы. После их обращения в суд назначаются ликвидаторы. Они принимают управление и проводят процедуру банкротства. Кроме того, предприятие может прийти к соглашению с кредиторами без суда. Этот способ известен как добровольная договоренность. Законодательство устанавливает следующие процедуры банкротства: · защитный период; · конкурсное производство; · мировое соглашение. 1. Защитный период. Он устанавливается хозяйственным судом с момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества предприятия-должника. Продолжительность защитного периода не должна превышать трех месяцев. При введении защитного периода хозяйственным судом назначается временный управляющий, а также принимаются меры по обеспечению требований кредиторов. Временный управляющий обязан: · принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; · истребовать у должника список его кредиторов и дебиторов, развернутый баланс его активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую информацию; · устанавливать размер требований кредиторов; · оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения; · определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства; · выполнять поручения хозяйственного суда. Временный управляющий вправе: · предъявлять в хозяйственный суд требования о признании · заявлять в хозяйственный суд ходатайство о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника; · заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя предприятия-должника от должности; · производить опись и оценку имущества должника, а также выполнять другие функции, предусмотренные законодательством. Меры по обеспечению требований кредиторов, принимаемые хозяйственным судом, помимо мер обеспечения иска предусматривают возможность передачи ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества должника на хранение третьим лицам, а также принятия иных мер, направленных на обеспечение сохранности имущества должника. После введения защитного периода предприятие-должник вправе продолжать хозяйственную деятельность с учетом следующих ограничений: органы управления могут совершать сделки и исполнять платежные обязательства только с письменного согласия временного управляющего. Должник не вправе принимать решения: · о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, вы делении, преобразовании) или ликвидации должника; · о создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое положение должника; · о создании филиалов и представительств; · о выплате дивидендов; · о выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг; · о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций; · о выходе из состава участников должника — юридического лица. С момента введения защитного периода хозяйственным судом может быть наложен арест на имущество или установлены иные ограничения по распоряжению имуществом должника. 2. Конкурсное производство. По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявления о банкротстве должника, отчет временного управляющего и при наличии оснований принимает (выносит) один из следующих актов: · решение о банкротстве с санацией должника (решение о санации); · решение о банкротстве с ликвидацией должника (решение об открытии ликвидационного производства); · определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Суд также освобождает временного управляющего от обязанностей, а в случае решения о банкротстве назначает управляющего. Хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство, если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер, а также при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства. Если имеются доказательства наличия у должника ликвидного имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, хозяйственный суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив должнику удовлетворить требования кредиторов в установленный срок. Хозяйственный суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве в случаях[4,c.120]: · восстановления платежеспособности должника в процессе санации; · заключения мирового соглашения; · удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия решения по делу о банкротстве; · установления ложного банкротства. В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются управляющим под контролем хозяйственного суда. В производстве по делу о банкротстве управляющий выступает от имени должника. Основными задачами управляющего являются: · восстановление платежеспособности должника; · урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; · защита прав и интересов должника и кредиторов; · максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности; · осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника; · продажа имущества должника. Управляющим может быть как физическое, так и юридическое лицо, осуществляющее свои полномочия на основании лицензии. Управляющий может привлекать на договорной основе для обеспечения своей деятельности помощников. Управляющий вправе: · контролировать сохранность имущества должника; · проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника; · ходатайствовать перед судом о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника; · созывать собрания кредиторов; · истребовать имущество, вышедшее из владения, собственности или хозяйственного ведения должника; · оспаривать требования кредиторов; · совершать сделки с имуществом должника; · заключать от имени должника мировое соглашение; · заявлять отказ от исполнения обязательств должника; · осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом о банкротстве. С момента назначения управляющий обязан: · принять в ведение имущество и дела должника; · обеспечить сохранность имущества; · истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов, развернутый баланс активов и пассивов; · определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору; · выделять и исключать из имущества должника имущество третьих лиц; · составлять план санации и (или) план ликвидации должника и осуществлять их проведение; · организовывать продажу имущества должника; · передавать на хранение документы должника; · осуществлять иные полномочия, вытекающие из закона о банкротстве. Со дня открытия конкурсного производства для должника наступают следующие последствия: · отстранение от должности руководителя; · управление делами возлагается на управляющего; · досрочное исполнение всех денежных обязательств, а также уплаты ранее отсроченных платежей; · приостанавливается начисление процентов, неустойки и иных санкций; · сведения о финансовом состоянии перестают быть коммерческой тайной; · отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются аресты на имущество; · приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам; · не допускается зачет взаимных требований должника и кредиторов; · все счета должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях подлежат закрытию, а остатки денежных средств перечисляются на основной счет; · управляющий может потребовать возврата имущества от третьих лиц, а также признания сделок недействительными; · иные последствия, предусмотренные законодательством. На основе проведенных мероприятий управляющий должен разработать план санации предприятия-должника, а в случае отсутствия возможности санации — план ликвидации должника.
Санация — это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов. Основная цель санации — восстановить платежеспособность предприятия. Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры[7,c.261]: · ликвидация дебиторской задолженности; · исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом; · предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве; · перепрофилирование производства; · закрытие нерентабельных производств; · продажа части имущества должника; · уступка требования должника; · предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций; · продажа предприятия должника; · применение иных способов. По окончании санации проценты, неустойка и другие экономические санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к оплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации. Планом санации может быть предусмотрена продажа предприятия, если она позволяет наиболее эффективно по сравнению с другими мерами достигнуть целей санации и не противоречит государственным или общественным интересам. При продаже предприятия отчуждается единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника. Продажа производится путем проведения открытых торгов. Управляющий выступает как организатор торгов. Предприятие, не реализованное на первых торгах, может быть выставлено на повторные торги. При согласии собрания или комитета кредиторов предприятие может быть продано без проведения повторных торгов. В соответствии с законодательством о банкротстве в процессе санации может быть продана часть имущества должника на торгах. Торги, как правило, проводятся в форме аукциона. Ограниченно обороноспособное имущество должника может быть продано только на закрытых торгах. Уступка требований должника может быть осуществлена управляющим с согласия кредиторов путем продажи требований на торгах. Если расчеты с кредиторами в период санации произведены в установленный срок, производство по делу банкротства прекращается, в противном случае хозяйственный суд принимает решение об открытии ликвидационного производства. Наиболее радикальным способом санации является реструктуризация, под которой понимается изменение производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятия в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности Мировое соглашение
Законодательство о банкротстве предусматривает такую форму урегулирования взаимоотношений кредитора и должника, как мировое соглашение. Оно может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии после погашения задолженности по требованиям первой и второй очереди. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом. Мировое соглашение может быть заключено на условиях: · отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника; · уступки требования должника; · исполнения обязательств должника третьими лицами; · перевода долга; · обмена требований кредитора на акции; · удовлетворения требований кредиторов иными способами, Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках погашения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Полномочия управляющего (временного управляющего) прекращаются со дня утверждения хозяйственным судом мирового соглашения. Мировое соглашение может быть признано хозяйственным судом недействительным на основании заявления должника, кредитора, уполномоченного органа или протеста прокурора. Однако расторжение мирового соглашения, утвержденного судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Ликвидация предприятия по решению хозяйственного суда в случае банкротства. Данная процедура называется ликвидационным производством и применяется к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника и освобождения его от долгов, продажи имущества и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После открытия ликвидационного производства управляющий должен уведомить работников должника о предстоящем увольнении и приступить к продаже имущества на торгах, если хозяйственным судом, собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи. Аналогично осуществляется продажа требований должника. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности: вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства, в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам; в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет; в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Расчеты с кредиторами осуществляются на основе реестра требований кредиторов, который ведет управляющий. В реестре указываются: наименование каждого кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты; размер требований к должнику; очередность удовлетворения каждого требования кредитора. Имущество должника, оставшееся после полного погашения всех требований кредиторов и проведения необходимых выплат, передается собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника. Ликвидация предприятия по решению учредителей и регистрирующего органа. При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей (участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в регистрирующий орган предоставляются[4,c.281]: · заявление о ликвидации; · решение о ликвидации; · сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора; · сведения о порядке и сроках ликвидации. На основании этих документов регистрирующий орган в десятидневный срок вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации. Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются. Ликвидация по решению регистрирующего органа производится следующим образом. При обнаружении оснований для ликвидации предприятия либо при получении соответствующего представления уполномоченного органа регистрирующий орган в течение месяца со дня получения указанного представления берет с юридического лица письменное обязательство об устранении не позднее двухмесячного срока нарушений, указанных в представлении. При неявке руководителя, собственника (учредителя) юридического лица в регистрирующий орган в течение месяца со дня направления уведомления регистрирующий орган обязан обратиться в органы внутренних дел для обеспечения явки физических лиц. При отказе коммерческой организации от дачи письменного обязательства, а также при его невыполнении регистрирующий орган в течение 10 дней принимает решение о ее ликвидации. До принятия решения о ликвидации коммерческой организации регистрирующий орган в течение месяца со дня направления уведомления обязан обратиться в налоговый орган с запросом о подтверждении внесения данной организацией платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Если коммерческая организация в срок, установленный для представления письменного обязательства об устранении нарушений, обжалует решение или действие должностных лиц уполномоченных органов в суд, регистрирующий орган не вправе принять решение о ее ликвидации до вынесения судом решения. Регистрирующий орган обязан согласовать ликвидацию коммерческой организации, акции (доли) которой находятся в государственной собственности, с республиканским органом государственного управления или местными исполнительными и распорядительными органами, уполномоченными управлять соответствующим государственным имуществом. Регистрирующий орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, в десятидневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя либо ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством. В состав ликвидационной комиссии, образованной регистрирующим органом, могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты и юристы. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа. Регистрирующий орган назначает председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) из числа ее членов. Председателем ликвидационной комиссии не могут быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации. С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством. Регистрирующие органы при ликвидации коммерческой организации обязаны направлять в хозяйственный суд материалы для возбуждения дела о банкротстве коммерческой организации при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд; наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых лет; ненаправление коммерческой организацией в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков; наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты ее образования; уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего и финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда. Ликвидационная комиссия (ликвидатор), созданная регистрирующим органом: помещает в газете сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами; составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга; уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации коммерческой организации; принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках; оценивает имущество ликвидируемой коммерческой организации; рассчитывается с кредиторами в порядке очередности; обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников в соответствии с законодательством; утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы; составляет в установленном порядке ликвидационный баланс, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии; осуществляет иные функции в соответствии с законодательством. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: · в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; · во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам; · в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; · в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации; · в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его. Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику. Расходы, связанные с ликвидацией юридического лица, производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом, для ликвидации коммерческой организации: копию публикаций в газете; документ, подтверждающий возврат печати и штампов в органы внутренних дел; документ, подтверждающий закрытие расчетного (текущего) и иных счетов в банках; отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора); ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на это учредительными документами; подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации; справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика; справку органов социальной защиты населения; справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами; справку государственной службы занятости; справку органов государственной статистики о снятии со статистического учета коммерческой организации; справку государственного архивного учреждения о сдаче на хранение документов. После этого регистрирующий орган исключает коммерческую организацию из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в десятидневный срок сообщает о ликвидации коммерческой организации в налоговые органы и органы государственной статистики. Коммерческая организация считается ликвидированной, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Глава 3. Диагностика вероятности банкротства ОГУП «Ивановская фабрика головных уборов» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|