Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зависимость правового поведения от образования молодежи г. Мурманска




Группы молодежи с разным типом правового поведения Образование
Среднее общее Начальное профес- сиональное Среднее профес- сиональное Незаконченное высшее Высшее
Частота % Частота % Частота % Частота % Частота %
Допускающие правонарушения   14,3   0,0   18,9   2,9   3,7
Частично допускающие правонарушения   14,3   50,0   13,5   14,7   25,9
Не допускающие правонарушения   71,4   50,0   67,6   82,4   70,4
Всего   100,0   100,0   100,0   100,0   100,0
Критерий хи-квадрат Пирсона= 0,270

 

Таким образом, уровень образования статистически не оказывает влияния на правовое поведение.

Можно сделать вывод, что гипотеза о влиянии социально - демографических характеристик на правовое поведение молодежи подтвердилась частично: значимое влияние оказывает не только возраст, но и пол.

Таким образом, из объективных факторов на правовое поведение оказывают влияние пол и возраст, образование не оказывает сильного влияния на правовое поведение молодежи г. Мурманска.

 

Подводя итог анализу влияния факторов на правовое поведение молодежи г. Мурманска можно сделать вывод, что на правовое поведение влияют как субъективные, так и объективные факторы. В число субъективных факторов, оказывающих статистически значимое влияние на правовое поведение, входят следующие: понимание права в большей степени как соблюдение норм и законов, чем как предоставление прав и свобод, правовое воспитание в семье, высокая оценка значимости права в жизни общества, стремление отстаивать свои права и соблюдать законы (положительное отношение к отстаиванию прав и соблюдению законов другими людьми). Из объективных факторов с высоким уровнем доверительной вероятности на правовое поведение влияют пол и возраст.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненного дипломного исследования можно сформулировать следующие основные выводы.

Правовую культуру можно определить как социальный феномен, под которой понимается – исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества, разновидность общечеловеческой культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества.

Структура правовой культуры, при ее рассмотрении в социологическом аспекте, содержит следующие элементы: право как систему норм; правоотношения как систему общественных отношений; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций; правовое поведение, деятельность.

Принято выделять две формы правовой культуры: правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Функциями, присущими правовой культуре, являются: передача от поколения к поколению правовых ценностей, познавательно-преобразовательная, оценочная, регулятивная, коммуникативная, воспитательная, охранительная, прогностическая и др.

Правовое поведение личности представляет собой структурный элемент правовой культуры, совпадения норм и ценностей, достижения социальной эффективности права. Правовая культура детерминирует правовое поведение человека на обыденном уровне косвенно, опосредованно. Она находит свое практическое воплощение, как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов.

Правовое поведение имеет следующие характеристики:

- внешне выраженно в форме определенных физических действий или бездействия;

- предусмотрено нормами права, и получило с их стороны определенную юридическую оценку;

- осознанное, сознательно-волевое;

- подконтрольно государству;

- влечет или способно повлечь за собой определенные юридические последствия.

Особенности правового поведения российской молодежи определяются тем, что молодежь неоднородна в возрастном и социальном плане, для нее характерны разные потребности, ценности и интересы. Существующее неравенство в молодежной среде ведет к росту различий в правовом поведении молодых людей.

Значительная часть молодых людей не только терпимо относится к преступности, но и сама принимает активное участие в криминальной деятельности. Можно говорить о растущем правовом нигилизме данной части российской молодежи. Наиболее значимыми факторами, препятствующими законопослушному поведению молодых людей, являются отсутствие правового воспитания в семье и неуважительное отношение к праву и закону в обществе.

В ходе эмпирического исследования, объектом которого стала молодежь г. Мурманска в возрасте 16 - 29 лет, были рассмотрены факторы, которые могут оказать влияние на правовое поведение молодежи.

Молодежь в большей степени склонна понимать право одновременно и как систему норм, законов и обязанностей, которые человек вынужден выполнять, и как предоставление человеку конкретных прав и свобод (33,6%). Гипотеза о том, что молодежь в большей степени понимает право как предоставление прав и свобод, чем как систему законов, норм, обязанностей не подтвердилась.

Субъективная оценка правовых знаний молодежи показала, что в целом, молодежь, согласно своему мнению, обладает знаниями и о праве, и о законах в средней степени (соответственно 47% и 62%), им известны законы и права лишь частично, чаще всего только те, которые им необходимы или интересны. Гипотеза о том, что молодые люди оценивают свои правовые знания как достаточно высокие, не подтвердилась

Объем знаний в отношении соблюдения законов и отстаивания своих прав, полученный в учебных заведениях, оценивается молодежью как средний (32,7% и 32,7%) или достаточный (34,% и 38,3%). В целом, молодые люди считают, что правовые знания, как в отношении соблюдения законов, так и в отношении отстаивания своих прав достаточно настойчиво воспитывались родителями (соответственно 86,9% и 78,6%). Также они оценили личное отношение родителей к соблюдению законов и норм, и к отстаиванию своих прав, как положительное (соответственно 85,9% и 78,5%). Гипотеза о том, что, по мнению молодых людей, они в большей степени получили правовое воспитание в семье, чем в учебном заведении, подтвердилась.

Молодежь г. Мурманска не очень высоко оценивает существующую значимость права, при этом считает, что оно только отчасти регулирует жизнь (52,3%). При этом молодежь склоняется к тому, что законы соблюдаются, но далеко не все (56,1%), в чем собственно выражается функциональная роль права. По мнению молодежи, имеющиеся знания о правах и законах находят свое применение в жизни и помогают ориентироваться (45,8%). В системе морально-правовых регуляторов поведения ценность правовых норм не стоит на первом месте. Гипотеза о том, для молодых людей правовые нормы в системе морально - правовых регуляторов поведения не являются определяющими, но они высоко оценивают значение права в жизни современного общества, частично подтвердилась.

Молодые люди в основном стремятся соблюдать законы (78,5%) и отстаивать свои права (78,5%). Стремления соблюдать законы и отстаивать свои права, практически не различаются, т.е. молодые люди, которые стремятся соблюдать законы, также стремятся отставать свои права. Отношение респондентов к тому, когда другие люди соблюдают законы и отстаивают свои права, рассматривается как положительное. Гипотеза о том, молодежь в большей степени настроена на отстаивание прав, чем на соблюдение законов, не подтвердилась.

Правовое поведение молодежи было рассмотрено через оценку допустимости правовых нарушений в правовых ситуациях. В целом, молодежь старается не допускать для себя совершение действий, носящих противоправный характер. Совершение действий, носящих противоправный характер, другими людьми, вызывает у молодежи большее неприятие, чем собственные нарушения таких же правовых норм. Гипотеза о том, что молодежь более терпимо относится к поведению других людей в правовых ситуация, чем к своему поведению, не подтвердилась.

В результате кластерного анализа группы переменных, характеризующих правовое поведение, были выделены три группы респондентов с разным правовым поведением: допускающие (7%), частично допускающие (45%) и не допускающие правонарушения (48%). Гипотеза о том, большая часть молодежи имеет средний уровень сформированности правового поведения по оценке поведения в правовых ситуациях, подтвердилась частично (группы молодежи частично допускающие правонарушения и не допускающие, примерно одинаковые по численности – в рамках точности исследования). – это впиши в текст, где проверяется эта гипотеза

Оценка влияния факторов на правовое поведение показала, что большинство из них такое влияние оказывают, что подтверждается статистически. Улучшению правового поведения способствуют:

· понимание права в большей степени как соблюдение норм и законов, чем как предоставление прав и свобод;

· правовое воспитание в семье;

· ценностное отношение к праву, а именно:

o высокая оценка значимости права в жизни общества;

· стремление отстаивать свои права и соблюдать законы (положительное отношение к отстаиванию прав и соблюдению законов другими людьми).

Гипотеза о том, что на правовое поведение молодежи в большей степени оказывают влияние такие факторы как правовое знание, правовое воспитание и ценностное отношение к праву, частично подтвердилась.

Из объективных факторов на правовое поведение оказывают влияние пол и возраст, образование не оказывает заметного влияния на правовое поведение молодежи г. Мурманска. Гипотеза о том, что из социально-демографических характеристик на правовое поведение молодежи в большей степени оказывает влияние возраст, частично подтвердилась.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты

Анкета

Уважаемый друг! Прошу принять участие в социологическом исследовании на тему: "Правовое поведение молодежи г. Мурманска", которое я провожу в рамках своей дипломной работы. Буду очень благодарна за оказанную помощь и поддержку, и при случае готова оказать отчетную услугу. Гарантирую полную анонимность, все данные будут использованы в обобщенном виде!

1. Знакомились ли Вы с текстом Конституции?

  %
Да, я серьезно знакомился с текстом многих статей, которые мне интересны 12,1
Я знакомился с текстом некоторых статей, которые мне интересны 40,2
Сам Конституцию не читал, но знаком с содержанием некоторых статей 19,6
Я знаком только с некоторыми положениями, которые взяты из статей Конституции 15,9
Практически совсем с текстом Конституции не знаком 12,1
Всего 100,0

2. Знаете ли Вы, какими правами обладаете в соответствии с Конституцией РФ?

  %
Да, считаю, что знаю почти все права 7,5
Считаю, что знаю большую часть прав 33,6
Знаю несколько основных прав 46,7
Знаю только отдельные права 9,3
Практически не знаю прав 2,8
Всего 100,0

3. Попробуйте оценить свое знание законов, регулирующих поведение в современном обществе:

  %
Знаю практически все законы 4,7
Знаю большую часть законов 21,5
Знаю частично, только те, которые считаю необходимыми 61,7
Законы знаю плохо 12,1
Всего 100,0

4. Выберите среди двух предложенных определений понятия права то, которое больше подходит Вашему пониманию, и отметьте пункт шкалы в соответствии со степенью определенности выбора. Если для Вас право в одинаковой степени означает оба варианта, то выберите средний пункт:

Право – это предоставление человеку конкретных прав, свобод, возможности выбора для самореализации Шкала 2 1 0 1 2 % 17,8 11,2 33,6 19,6 17,8 Право – это система законов, норм, обязанностей, которые человек вынужден выполнять

5. Оцените объем правовых знаний, полученных при обучении в учебных заведениях? (От 1 - явно недостаточный объем знаний, до 5 –вполне достаточный объем знаний)

            Всего
В отношении необходимости соблюдения норм, законов 4,7% 11,2% 32,7% 38,3% 13,1% 100,0%
В отношении необходимости отстаивания своих прав 8,4% 15,0% 32,7% 34,6% 9,3% 100,0%

6. Оцените, как Ваши родители относятся к соблюдению норм и законов, и к отстаиванию своих прав? (От 1 - совсем не стремятся (соблюдать, отстаивать), до 5 – всегда стремятся (соблюдать, отстаивать))

            Всего
Стремятся соблюдать нормы, законы 0% 2,8% 11,2% 33,6% 52,3% 100,0%
Стремятся отстаивать свои права 0% 3,7% 17,8% 31,8% 46,7% 100,0%

7. Воспитывали ли у Вас родители стремление к соблюдению норм и законов, и к отстаиванию своих прав? (от 1 - совсем не воспитывали до 5 – настойчиво воспитывали)

            Всего
Стремление к соблюдению норм, законов 0,9% 0,9% 11,2% 40,2% 46,7%   100,0%
Стремление к отстаиванию своих прав 0,9% 1,9% 18,7% 39,3% 39,3%   100,0%

 

8. На что Вы ориентируетесь в своем поведении? (Расставьте в порядке предпочтения: от 1 - Вы ориентируетесь на это в первую очередь, до 5 – в последнюю очередь)

  Среднее значение
Сохранение свободы личности 3,03
Учет интересов всего общества 3,97
Обеспечение справедливости 2,41
Соблюдение принципов морали и традиций 2,58
Соблюдение правовых норм 2,92

9. Как Вы думаете, в какой степени право регулируют жизнь в современном российском обществе?

  Частота %
Регулирует полностью все стороны жизни   9,3
Скорее регулирует   37,4
Регулирует жизнь лишь отчасти   52,3
Скорее не регулирует   ,9
Практически не регулирует   ,0
Всего   100,0

10. Как Вы считаете, соблюдаются ли сегодня законы в Российском обществе?

  Частота %
Да, в основном соблюдаются   ,9
Скорее да, чем нет   20,6
Соблюдаются, но не все   56,1
Скорее нет, чем да   18,7
Нет, практически не соблюдаются   3,7
Всего   100,0

11. Как Вы думаете, помогает ли Вам знание прав и законов в современной жизни?

  Частота %
Да, в основном помогает   38,3
Скорее помогает   45,8
Не играет роли   11,2
Скорее не помогает   2,8
Нет, практически не помогает   1,9
Всего   100,0

12. Важно ли для Вас, чтобы законы соблюдались всеми гражданами?

  Частота %
Да, очень важно   34,6
Да, скорее важно   42,1
Не принципиально, но обращаю внимание   20,6
Нет, скорее не важно   2,8
Нет, совсем не важно   0,0
Всего   100,0

13. Стремитесь ли Вы соблюдать законы?

  Частота %
Да, в основном всегда стремлюсь   47,7
Скорее да, чем нет   30,8
Соблюдаю, потому что вынужден   14,0
Скорее нет, чем да   6,5
Нет, практически не стремлюсь никогда   0,9
Всего   100,0

14. Отстаивайте ли Вы свои права?

  Частота %
Да, стараюсь всегда отстаивать   35,5
Скорее да, чем нет   43,0
Отстаиваю, но не всегда   17,8
Скорее нет, чем да   3,7
Всего   100,0

15. Как Вы относитесь к тому, когда другие люди отстаивают свои права?

  Частота %
Положительно   61,7
Скорее положительно   27,1
Безразлично   9,3
Скорее отрицательно   1,9
Всего   100,0

 

16. Допускаете ли Вы для себя совершение следующих нарушений? (от 1 – совсем не допускаю подобных нарушений, до 5 - вполне могу допустить)

  Допускают для других людей
Проезд в общественном транспорте без билета 2,9
Переход на красный сигнал светофора 2,4
Курение в общественных местах (на остановках, в подъездах и пр.) 2,6
Разжигание костра в лесу (во время запрета) 2,1
Вырубка елей /сосен перед Новогодними праздниками 1,6
Выброс коммунальных отходов в неустановленных местах 1,6
Ловля рыбы без лицензии 2,3
Немедицинское потребление наркотических средств 1,5
Заведомо ложный вызов специальных служб 1,4
Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время 2,0
Среднее значение 2,04

 

17. Как Вы относитесь, когда другие люди совершают следующие нарушения? (от 1 – мне это очень не нравится, до 5 – отношусь к этому спокойно)

  Допускают для других людей
Проезд в общественном транспорте без билета 3,6
Переход на красный сигнал светофора 2,6
Курение в общественных местах (на остановках, в подъездах и пр.) 2,7
Разжигание костра в лесу (во время запрета) 2,6
Вырубка елей /сосен перед Новогодними праздниками 2,4
Выброс коммунальных отходов в неустановленных местах  
Ловля рыбы без лицензии  
Немедицинское потребление наркотических средств 2,2
Заведомо ложный вызов специальных служб 2,4
Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время 2,6
Среднее значение 2,61

 

18. Укажите свой пол:

  Частота %
Мужской   38,3
Женский   61,7
Всего   100,0

19. Укажите Ваше образование:

  Частота %
Среднее общее   6,5
Начальное профессиональное   1,9
Среднее профессиональное   34,6
Незаконченное высшее   31,8
Высшее   25,2
Всего   100,0

20. Укажите, пожалуйста, свой возраст:

  Частота %
16-20   24,3
21-25   55,1
26-29   20,6
Всего   100,0

Спасибо за участие!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных