Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение процесса социализации, влияния образовательных систем




И института семьи

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

По Н.В. Бордовской, социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социализация же по А.В. Мудрику - это развитие, а так же самостоятельное изменение людей в ходе изучения и овладения культурой. Происходит это на различных возрастных этапах при постоянном взаимодействии людей с условиями жизни.

Такой автор, как А.К. Лукина, пишет о развитии как о сложном постоянно изменяющемся процессе создания новообразований в структуре личности детей, которые образуются лишь при 4 факторах: 1) естественное психологическое и физиологическое развития; 2) воспитание, а так же обучение с единой воздействующей целью; 3) деятельность в социуме; 4) различное влияние социальной общности.

Итак, продолжает А.В. Мудрик, различие существует между развитием и социализацией. Развитием считается процесс формирования людей, а под социализацией понимается развитие, которое обязательно включает определенные социальные условия жизни».

Человеческое общество проходит некоторые этапы социализации, которые в свою очередь соотносятся возрастным периодам жизни людей. Эти периоды жизни являются условными.

Процесс социализации проходит во взаимосвязи людей. На развитие этих взаимосвязей активно влияют различные условия. Влияющее на людей условие называют фактором. Эти факторы социализации условно объединены в 4 группы. К первой группе относятся мегафакторы – это космос (вселенная), планета (земной шар), мир (мироздание). Ко второй группе относятся макрофакторы – страна (территория), этнос (социум), общество (община), государство (власть). К третьей группе относятся мезофакторы – социализация массовых сообществ людей:

- по местности и типу поселения (сюда относятся регионы, села, города, поселки);

- по свойственности к аудитории различных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет, газеты и другие);

- по принадлежности к различной субкультуре.

К четвертой группе относятся микрофакторы – семья (близкие люди) и домашний очаг (жилище), соседи, сверстники, воспитательные, государственные, частные, религиозные организации, микросоциум.

В становлении личности человека важную роль играют индивиды, с которыми происходит общение – это агенты социализации. К ним относят родителей, братьев, сестер, родных, друзей, соседей, учителей, сверстников, супругов и коллег.

Человек взаимодействует с разными агентами и факторами. В результате чего на него воздействуют механизмы социализации. Выделяют четыре социально-педагогических механизма социализации. Рассмотрим их. К традиционному механизму социализации относятся нормы, эталоны поведения, характерные для семьи человека и его окружения. К институциональному механизму социализации относится взаимодействие людей и общественных институтов, организаций. К стилизованному механизму социализации относится определенная субкультура. Субкультура – это объединение моральных и психических черт и поведенческого проявления, которые типичны для конкретного возрастного периода или конкретной профессии, которые определяют образ жития данной группы людей. К межличностному механизму социализации относится процесс воздействия индивида с предвзято значимым для него лицом. Социализация подрастающего поколения проходит на основе этих механизмов [8].

Социализация непрерывна, поскольку люди всегда контактируют друг с другом.

Человек – творение общественное, социальное. С самого рождения он окружен людьми и включен в разные социальные связи. Начало социального общения происходит до момента говорения. И с возрастом опыт общения с людьми растет, то есть чем больше мы общаемся с людьми, тем больше опыт. Отсюда следует, что социализация связана с процессом общения и процессом совместной деятельности людей. Социализация осуществляется в специализированных общественных заведениях и неофициальных группах. К специализированным общественным заведениям относят школу, профессиональное заведение (профтехучилище, техникум, вуз), детскую и молодежную организацию и объединение. Семья – важнейший институт, который обеспечивает социализацию человека. На втором месте стоит школа, которая на правах социального института обязана подготовить к жизни в обществе, а так же наделить теоретическими знаниями. Процесс социализации это не только передача информации о науках. Н.В. Бордовская утверждает, что процесс личностного развития индивида в общеобразовательной школе включает в себя развитие следующих компонентов:

1) интеллект;

2) эмоциональная сфера;

3) стрессовой устойчивости;

4) собственной уверенности;

5) положительное отношение к миру;

6) самостоятельность;

7) мотивация самосовершенствования.

Образовательная система – это совокупность социальных институтов, цель которых – образование людей. Сюда относят школу, профессиональное училище, техникум, высшую профессиональную школу, систему повышения квалификации, переподготовки персонала. Образовательная система состоит из взаимосвязанных между собой составляющих. Взаимосвязь этих составляющих ориентирована на общие цели образовательной системы – развитие, воспитание, обучение личности. Образовательные системы участвуют в процессе социализации личности. Социализация связана с межличностным общением и взаимодействием индивидов. Люди – не только объекты социального воздействия, но и субъекты социального развития, в том числе активные субъекты саморазвития [10].

Семья считается важным социальным институтом социализации индивида. Люди получают первую осведомленность межличностного общения и взаимодействия в семье. Потом человек пополняет свой социальный опыт воздействия от социальных институтов. Это детские сады, школы, улицы. Но семья всегда была, есть и будет важнейшим фактором процесса социализации. Процесс социализации в семье имеет два направления:

- целенаправленный процесс воспитания;

- механизм социального научения.

Последнее также развивается в двух направлениях: социальный опыт приобретается в результате как общения ребенка и родных, которые его окружают (мама, папа, брат, сестра), так и взаимодействие этих близких людей между собой. Если происходит деформация семьи, то в личностном развитии ребенка наблюдаются негативные последствия. Деформация семьи бывает двух типов: структурная и психологическая. В структурной деформации нарушается целостность структуры (отсутствие одного из родителей). В психологической деформации нарушаются межличностные отношения, принимается и реализуется система негативных ценностей. Несмотря на то, что подростки и юноши отодвигают родителей на второй план, как центр идентификации, в трудную минуту они, особенно мать, являются значимыми людьми в этом возрастном периоде [10].

Семейное воспитание играет важную роль в процессе социализации. Цели семейного воспитания разнообразны в зависимости от спектра, содержания и характера воспитания.

Спектр целей воспитания в семье: привитие навыков гигиены, умений в быту, культурного общения, развитие личности, интеллекта, физического состояния, подготовка к выбору профессии.

Содержание целей воспитания в семье: инструментальное – направленное на достижение результатов или дополняющееся составляющими духовно-ценностного характера.

Характер целей воспитания в семье может не соответствовать установкам, одобряемым в обществе.

Главная характеристика воспитания в семье – это его стиль, то есть способ взаимосвязи с младшими членами семьи. А.В. Мудрик, Н.Ф. Маслова, Г.М. Коджаспирова выделяют два стиля: авторитарный (контролирующий [9]) и демократический. А.А. Бодалев,А.А. Леонтьев рассматривает три стиля: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский).

Авторитарный стиль: старшие контролируют младших, пресекают инициативу, добиваются выполнения требований, контролируют интересы, поведение, общение одностороннего характера (старшие® младшие). Этот стиль способствует развитию дисциплинированности и формированию установок и навыков поведения, которые желают родители, но также вызывает отчуждение и даже враждебность по отношению к людям, окружающим ребенка.

Демократический стиль: родители стремятся установить доверительные отношения с детьми, привлекают их к обсуждению семейных проблем, учитывают мнение детей, общение двустороннего характера (старшие® младшие и наоборот), готовность родителей прийти на помощь, вера в самостоятельность ребенка. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, дружелюбие, терпимость [8].

В семьях, которые используют демократический стиль воспитания, дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других детей, сами не поддаются внешнему контролю, развиты физически, активны социально, в контакты со сверстниками вступают легко. В семьях, которые используют авторитарный стиль воспитания, дети послушны, внушаемы, боязливы, не настойчивы в достижении целей, неагрессивны [9].

Либеральный стиль: родители предоставляют частичную или полную свободу своему ребенку, ничего не запрещают, лелеют, дают волю и исполняют прихоти своего чада. Родители не руководят детьми. И если дети совершают поступки, которые огорчают родителей, они все равно сдерживают свои чувства. Такие дети склонны к непослушанию и агрессии. Этот стиль не учить ребенка правилам и ограничениям, в результате чего возникают трудности в детском саду и школе. Встретившись с такими ограничениями в жизни, ребенок отвечает непослушанием.

В жизни эти стили в чистом виде встречаются редко. В основном в семьях используется компромисс, который колеблется от одного к другому полюсу. Так же в семьях реализуется неидентичность стилей друг другу (например, отец – авторитарен, мать – демократична) [8].

Школа и семья в отторжении друг от друга не смогут полновесно реализовать задачи воспитания индивидов.

Правила взаимодействия школы и семьи: сотрудничество, взаимное доверие, взаимное уважение, взаимная помощь, взаимная поддержка, способность терпеть.

Взаимодействие – открытая взаимосвязь сторон, приобщение родителей к процессам обучения и воспитания.

Сотрудничество – равное общение сторон, без предпочтений контролировать и указывать.

Эти два принципа гарантируют взаимное доверие и уважение родителей и образовательных учреждений [9].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных