Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания к самостоятельной работе




Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Виды контроля (текущий, тематический, итоговый). Требования к организации контроля. Специфика методов и форм контроля в процессе изучения окружающего мира. Методика проверки и оценки знаний и умений учащихся на уроках изучения окружающего мира.

 

Цель: выявить функции, методы, формы и виды контроля, познакомить с приемами разработки тестовых заданий для контроля за усвоением знаний и способов действий на уроках изучения окружающего мира.

Задание 1. Познакомиться с материалом о содержании, 67

формах, видах, методах контроля успеваемости учащихся.

Задание 2. Проанализировать требования образовательного стандарта и программ курса «Окружающий мир» к уровню подго-товки учащихся.

Задание 3. К одному из разделов программы составить «Карту промежуточных результатов обучения» и «Лист индиви-дуальных достижений ученика».

Задание 4. Разработать систему контрольных заданий для проверки уровня усвоения учебного материала для одного из раз-делов курса «Окружающий мир».

Вопросы для самостоятельного изучения

 

1. Использование компьютера для контроля и оценки результатов обучения.

2. Тестовый контроль. Разработка системы контрольных заданий в форме тестов для проверки уровня усвоения учебного материала по одному из разделов курса «Окружающий мир».

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что такое контроль учебных достижений?

2. Что такое оценивание и оценка?

3. На каких принципах основан контроль?

4. Каковы функции контроля?

5. Какие типичные ошибки влияют на снижение отметки в образовательной области «Окружающий мир»?

Методические указания к самостоятельной работе

 

Естествознание и обществознание – мировоззренческие предметы, поэтому уровень подготовки младших школьников проверяется на основе диагностики уровня сформированности знаний, применения их в учебных и жизненных ситуациях.

Выделяют несколько уровней усвоения знаний:

- воспроизведение знаний: проверяются умения воспроизводить факты, пользоваться терминами, формулировать понятия; распознавать основные идей, изложенные в другом контексте, передавать информацию своими словами или в измененном виде;

- применение знаний: проверяются умения использовать фактические знания для достижения определенной цели в соответствии с определенными правилами или алгоритмами; применять факты, принципы, правила в знакомой и незнакомой ситуациях; интерпретировать информацию, используя основные естественно-научные идеи; устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями, полученными данными и основными естественно-научными понятиями, фактами, принципами;

- овладение методологией познания: проверяются умения организовать познавательную деятельность в условиях неопределенности, применять исследовательские методы к решению проблем (наблюдать и классифицировать наблюдаемые явления, обобщать и интерпретировать фактические данные, формулировать гипотезы, планировать и проводить эксперимент, делать вы-воды).

 

Дайте характеристику видов контроля на уроках изучения окружающего мира.

 

Таблица

Виды контроля

 

Виды контроля Существенные особенности
  Текущий  
  Тематический  
  Итоговый  

 

Дайте характеристику методов и форм контроля на уроках изучения окружающего мира.

Таблица

Методы и формы контроля

 

Методы и формы контроля Существенные особенности Примеры заданий
Устный индивидуальный опрос    
Устный фронтальный опрос    
Письменная самостоятельная работа    
Практическая работа    
     

 

К одному из разделов школьной программы курса «Окружающий мир» составьте перечень задач обучения младших школьников в соответствии с требованиями стандарта и программным содержанием и спроецируйте их в планируемые (ожидаемые) результаты.

Подберите из школьных учебников задания, направленные на проверку запланированных результатов обучения.

Представьте список планируемых результатов обучения с содержанием соответствующих заданий в виде карты.

Таблица

Содержание заданий

 

№ п/п Планируемые результаты Примеры проверочных заданий
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Разработайте систему контрольных заданий» в форме тестов для проверки уровня усвоения учебного материала.

 

Классификация заданий по категориям познавательной деятельности (уровням усвоения материала) (В.П. Беспалько)

 

I – задания на проверку умений узнавать правильность использования ранее усвоенной информации при повторном ее предъявлении в виде готовых решений соответствующих вопросов и задач:

  • тесты на опознание изученных объектов (туман – это газообразное состояние воды? а - да, б - нет);
  • тесты на различение изученных объектов (какие из следующих свойств имеет вода в жидком состоянии? а – постоянная форма, б - прозрачна, в – белый цвет, г – не имеет запаха);
  • тесты на классификацию изученных объектов (выпиши в первый столбик тела, во второй – вещества: а - железо, б - стакан, в - стекло, г – гвоздь);
  • тесты на установление последовательности явлений (на рисунке изображен круговорот воды в природе. В какой последовательности происходят явления? а - образование облаков, б – испарение воды с поверхности земли, в – выпадение осадков).

 

II – задания на проверку умений воспроизводить информацию без подсказки по памяти:

 

  • задания на подстановку (заполни пропуски в тексте: вода на нашей планете находится в трех состояниях: …, … и …. При нагревании вода … и превращается в …, а при охлаждении – … и превращается в …);
  • конструктивные задания (что нужно сделать, чтобы доказать, что вещества состоят из частиц?);
  • типовые задачи (объясни различия между телом и веществом. Приведи примеры твердых, жидких, газообразных тел).

 

Задания этого типа конструируются на основе репродуктивной деятельности детей, их можно выполнить путем использования ранее усвоенных способов действий, алгоритмов деятельности.

 

III – задания на проверку умений применять знания и способы действий в новых условиях, нестандартных ситуациях. Такие задания конструируются на основе эвристической деятельности детей и требуют какого-то предварительного преобразования усвоенных способов действий или методик и их приспособления к ситуации в задании:

эвристические задания (как узнать, есть ли частички соли в воде, налитой в стакан?)

 

IV – задания на проверку умений проводить учебное исследование по получению новой информации. Алгоритм их решения не известен и не может быть прямо получен путем преобразования известных способов действий, методик. Такие задания выявляют творческие умения детей:

  • творческие задания (почему смоченная водой стеклянная пластинка приклеивается к столу, а сухая – нет? Что следует сделать, чтобы выяснить это?).

 

Литература для самостоятельной работы

 

1. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания:[Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования / Е. В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 253 с. (На сайте Учебного портала УрГПУ).

2. Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – М.: Академия, 2008. – 288 с. (На сайте Учебного портала УрГПУ).

3. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Академия, 2009. – 496 с. (На сайте Учебного портала УрГПУ).

4. Лазарева, О. Н. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» [Текст]: учебное пособие / О. Н. Лазарева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург [б. и.], 2012. – 392 с. (На сайте Учебного портала УрГПУ).

5. Миронов, А. В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе [Текст]: Учебное пособие / А. В. Миронов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 510. (На сайте Учебного портала УрГПУ).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных