Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие слухового восприятия на групповом занятии




Групповое занятие — это форма организации слуховой дея­тельности в процессе РСВ в 6—12-х классах школ глухих и сла­бое дышащих. Однако проведение групповых занятий явля­ется рекомендацией, а не обязательной формой организации работы по РСВ. Можно по-прежнему проводить индивидуаль­ные занятия, если этого требуют индивидуальные особенности ученика, уровень овладения материалом и др. В то же время в этих классах целесообразно изменить форму организации учеб­ной деятельности по разным причинам: повысить интерес к РСВ, интенсивнее включать такие виды речевой деятельности, как диалог, монолог; развивать речевое общение между учите­лем и учащимися: и друг с другом и т. п.

Задачей групповых занятий является усиление слухового компонента в комплексном слухо-зрительном восприятии речи с индивидуальной ЗУА в учебном и воспитательном процессах с целью организации общения с окружающими людьми как ус­ловия адаптации не слышащих и слабослышащих людей в сре­де слышащих.

Количество часов, отведенных по классам в названных школах, регулируется программами. Это количество часов может быть из­менено в соответствии с региональным и школьным компонента­ми специального {коррекционного) стандарта образования.

Группы комплектуются в зависимости от следующих условий:

 


  • по возрастным признакам. Так, в 6—8-х классах, как пра­вило, группы состоят из 2—3 человек, а в 9 — 12-х классах —из 3—4 человек;

  • по уровню остаточного или сохраненного слуха. В группы подбираются учащиеся с приблизительно одинаковым состоя­нием слуха: 2—3 группы, 3—4 группы — в школах глухих по классификации Л. В. Неймана (1961), с 1—2-й степенью, 2—3-й степенью снижения слуха — в школе слабослышащих, соглас­но классификации того же автора;

  • по уровню произношения;

  • по уровню развития речи: оптимальный, сниженный, ог­раниченный, резко ограниченный и их наиболее близкие со­четания;

  • по уровню обучаемости и обученности;

  • по общему развитию учащихся.


Занятия проводятся, как правило, не реже двух раз в неделю продолжительностью 30 минут, т. к. в занятии участвуют не­сколько учащихся одновременно. При этом в группах со слабы­ми учащимися количество занятий можно увеличить до 3—4 раз в неделю. Все учащиеся должны выполнить программу.

Содержание работы определяется программой. В процессе работы используются тексты, адаптированные и неадаптирован­ные статьи из газет, журналов, книг. В ходе занятий использу­ются различные речевые единицы: предложение, словосочета­ние, слово, слог, звук.

Особенностью групповых занятий является то, что необхо­димо обеспечить активное участие всех учащихся группы в ра­боте по РСВ. Для этого организуется диалог в таких формах общения, как учитель -> учащиеся, учащиеся -> учитель, уче­ник -> ученик. Поэтому используются текст, прочитанный в классе, материал с общеобразовательного урока. Можно пред­ложить задавать вопросы учителю, затем ученикам задать по одному-два вопроса друг другу.

Другой особенностью является отбор речевого материала для группы исходя из их индивидуальных и типологических особен­ностей. Для более сильной группы подбирается речевой матери­ал (текст, статья) большего объема и с более сложными речевы­ми конструкциями, для другой группы — несколько облегчен­ный материал как по объему, так и по речевым конструкциям; поэтому одну и ту же статью или текст из книги нужно адапти­ровать в зависимости от групповых особенностей детей.

Следующей особенностью является использование приема "вытягивание расстояния", особенно в школе для слабослыша­щих детей. Сначала материал различается с рабочего расстоя­ния, а затем с резервного, т. е. отодвигаясь от микрофона на оптимальное расстояние (для каждого ученика индивидуаль­ное). При этом можно рекомендовать самим учащимся опреде­лять оптимальное расстояние до собеседника с целью усиления собственного голоса в общении с детьми, учителем.

На групповом занятии, как и на индивидуальном, использует­ся догадка, ситуация, контекст, которыми следует учить пользо­ваться учащихся. Для этого нужно заранее продумать, какие

ситуации создать на занятии, какие вопросы задать, чтобы уче­ники, опираясь на контекст, могли догадаться и правильно от­ветить на вопрос.

В процессе групповых занятий нужно учить детей восприни­мать речь не только учителя и учеников, но и других людей (вос­питателя, повара, нянечки и т. д.)- С этой целью можно успеш­но использовать магнитофонные записи и другие виды записи речи знакомых, родных и близких детям людей.

Как для глухих, так и для слабослышащих учащихся целе­сообразно использовать в групповых занятиях различение не только таких речевых единиц, как фраза, но и более мелких (слогов, звуков). Для этого можно подбирать слова, близкие по звучанию, отличающиеся слогом, звуком, например рамамама, сорсон и др., а для слабослышащих I отделения — сло­ва с меньшей противопоставленностью типа: точка, бочка, коч­ка, мочка, дочка, ночка, леньлинь и др.

Основным видом восприятия речи в школах глухих и слабо­слышащих может быть слуховое. Зрительное восприятие ис­пользуется в зависимости от индивидуальных особенностей де­тей, от особенностей речевого материала, в виде помощи и в дру­гих случаях.

Проведение группового занятия не исключает проведение индивидуального занятия, особенно с теми детьми, у которых сохраняются дефекты произношения. Поэтому нужно предус­мотреть с ними проведение индивидуальных занятий по фор­мированию и коррекции произношения.

Как и индивидуальное, групповое занятие оснащается дидак­тическими материалами, схемами, таблицами, техническими средствами и другими пособиями.


Рассмотрим структуру группового занятия.

1. Организация начала занятия.

Устанавливается режим усиления, организуются приветствие и перекличка учащихся. Сообщаются тема, задачи занятия.

2. Организация диалога.

Диалог организуется на материале разговорно-обиходного характера или по теме с общеобразовательного урока, усвоен­ного прочно, чтобы содержание не вызывало сложностей осмыс­ления. Осмысление в данном случае не должно маскировать слуховое восприятие речи.

3. Различение текста или другого материала по теме занятия.
Здесь могут быть использованы различные речевые единицы,

различные виды работы (с таблицей, схемой, карточками, ма­кетами, конструктивными картинками и т. д.).

Это основная часть занятия, когда учитель может раскрыть все возможности детей: речевое развитие, мыслительные спо­собности, включить активно в процесс обучения слуховое вос­приятие у детей.

4. Различение материала на ухо без ЗУА.

Как и в индивидуальном занятии, следует продолжать рабо­ту по восприятию речи и элементов речи без усиленного слухо­вого контроля. Для этого можно предложить различать отдель­ные наиболее легкие фразы, слова, словосочетания, слоги и зву­ки. При использовании речевого материала разной сложности для РСВ нужно исходить из индивидуальных, речевых и слу­ховых возможностей детей.

5. Организация окончания занятия.

Учитель выясняет у учащихся, что они узнали нового, чем занимались на протяжении занятия; оценивает их участие в работе, мотивирует оценку их деятельности.

Таким образом, групповое занятие является одной из форм организации учебной деятельности детей, имеет определенные задачи и структуру. Однако структура занятия может менять­ся. Зависит это от содержания материала, индивидуальных осо­бенностей детей и мастерства учителя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных