Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические подходы к формированию социального опыта детей дошкольного возраста




Рассмотрим конкретные задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста. Так, например, в младшем дошкольном возрасте развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям. В среднем дошкольном возрасте важно развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте необходимо обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях, уметь «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации [30, с. 76].

Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа - Я. Поэтому перед педагогами встают задачи [24, с. 69]:

- оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении. адаптации;

- способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе, уметь управлять поведением детей;

- развивать социальную компетентность дошкольников;

- уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;

- повышать правовую грамотность воспитанников;

- изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям.

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка достичь цели добавляет ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости непосредственно отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей непосредственно влияет на их социальное здоровье и поведение.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка, относят следующие виды деятельности [5, с. 16]:

- игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества; в игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат;

- исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решение самостоятельно или опровергнуть собственные представления;

- изобразительная деятельность: с помощью работы, фантазии позволяет ребенку вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие;

- предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и ориентироваться в нем; удовлетворяет в определенный период его познавательные интересы;

- коммуникативная деятельность: объединяя взрослого и ребенка, помогает им установить эмоциональный контакт, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его оценке и поддержке;

- наблюдение: стимулирует развитие познавательных интересов ребенка, обогащает его опыт, формирует и развивает социальные чувства;

- конструктивная деятельность: позволяет продуктивно формировать творческое воображение, сложные мыслительные действия, механизмы управления собственным поведением;

- проектная деятельность: обеспечивает, активизируя самостоятельную деятельность ребенка, интеграцию и объединение разных видов деятельности.

Таким образом, в процесс социально-личностного развития дошкольников каждый вид деятельности вносит вклад. При создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления: работа с детьми; взаимодействие с родителями; работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты [2, с. 713]:

- адаптация детей раннего возраста;

- совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

- выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

С детьми дошкольного возраста с целью успешного социального развития целесообразно использовать [30, с. 26]:

- адаптационные игры, помогающие на телесно- и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми, вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

- игры, направленные на социальное развитие, формирующее эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре.


1.3. Эмоциональная сфера в социально-личностном развитии дошкольников

 

Социальные и эмоциональные качества развиваются у дошкольников воедино. Ребенок контролирует свою эмоциональную сферу именно на основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально-эмоционального развития у детей формируются такие моральные качества, как положительное отношение к людям, заботливость, доброта, взаимопомощь, сочувствие и т. д. Дети осваивают первичные способности, применяемые в игре, трудовой деятельности, в коллективном поведении. С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обеспечиваются межличностные отношения, взаимодействие и взаимопонимание [13, с. 65]. Коммуникация становится основным методом в формировании ребенка как социальной личности.

Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений.

Исследователи отмечают, что нет правильных и неправильных чувств и эмоций, все они играют важную роль в жизни ребенка. И что не менее важно - эмоции ребенка дают самим детям и взрослым информацию об их состоянии. Положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Благодаря этим эмоциям дети чувствуют, что в их мире все в порядке, они помогают приобретать новый опыт и закреплять приобретенное. От других эмоций детям может быть плохо и дискомфортно, потому что они свидетельствуют об опасности и неудовлетворенности, предупреждают о том, что что-то не так. Например. гнев означает, что у ребенка возникло затруднение, которое он не может ни понять, ни преодолеть. Грусть приводит к снижению энергии и дает время для того, чтобы адаптироваться к потере или осознать разочарование. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка подсказывают детям о том, что их любят и ценят. Положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению [34, с. 62]. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха.

За период дошкольного детства особенности эмоций (их сила, протяженность, устойчивость) изменяются, что обусловлено сменой общей ведущей деятельности ребенка и его мотивов, а также осложнением отношений ребенка с окружающим миром.

С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание разных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сострадание, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие), научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и усвоенными нормами поведения. Дошкольник ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает «надо». Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, то есть свертывания внешних проявлений.

К тому же, важно подчеркнуть, что через эмоциональное восприятие ребенок дошкольного возраста усваивает и социальные нормы, дает оценки происходящему, учится взаимодействовать и т.д. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге [30, с. 27]. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.

Соответственно, деятельность педагога с целью реализации социально-личностного развития дошкольников должна быть направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных