Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизмы нарушения моторных зон.




Затруднение двигательного акта вызвано нарушениями моторных зон. Это своего рода апраксия.

Апраксия. Праксис (от греч. Pragma – действие) – сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис – это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений «на едином дыхании» необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий.

Расстройства праксиса называются апраксиями.

Апраксии – своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксий: моторную или эфферентную, зрительно-пространственную и кинестетическую, или афферентную. Нарушения речевого праксиса рассматриваются отдельно.

Выделяют следующие виды апраксии.

При моторной (эфферентной) апраксии человек утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированными действия. К таким действиям относятся причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, еда с помощью ложки, чистка зубов и множество других. Характерно, что у человека с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движения. Но он словно забыл, как надо причесываться, пользоваться ложкой, надевать рубашку и т.д.

Моторная апраксия наблюдается при поражениях нижнетеменных отделов коры мозга.

При нарушении своевременности смены одних действий другими наблюдается своеобразное застревание на одних и тех же действиях. Человек не способен завершать начатый двигательный акт. Например, получив задание показать, как размешивают сахар в стакане с чаем и потом пьют чай с ложечки, больной правильно демонстрирует первую операцию (размешивание), но не может переключиться на выполнение второй части задания. Более простая проба – чередование движений: постукивание по столу сначала ребром ладони, потом ладонной поверхностью, потом кулаком. Оказывается, что больной не в состоянии чередовать даже два действия.

Нарушение своевременности переключения двигательных команд наблюдается при поражении лобной доли.

Зрительно-пространственная, или конструктивная апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий вследствие дефекта зрительно-пространственной ориентировки. Больной с такой формой апраксии не различает правую и левую сторону; он плохо понимает смысл предлогов над, под, за. Конструктивная апраксия наблюдается при поражении теменно-височной-затылочной области.

Кинестетическая (афферентная) апраксия заключается в неспособности управлять движениями вследствие утраты контроля за положением исполнительных органов. Главный дефект – неумение придать произвольно определенную позу кисти, руке, языку, губам. Поэтому кинестетическая апраксия носит название «апраксия позы». Больному могут удаваться простейшие автоматические позы, например, высовывание языка, открывание рта, сжимание кисти в кулак. Однако он оказывается не в состоянии выполнить более сложные действия (вытигивание губ «трубочкой», оттопыривание мизинца и т.п.».

«Апраксия позы» нередко приводит к нарушению привычной жестикуляции. Так, например, больного просят погрозить пальцем, а он машет рукой из стороны в сторону. Больной не может правильно держать руку при рукопожатии. Нарушение жестикуляции могут наблюдаться и при моторной апраксии. В этих случаях больной способен придать руке исходную позу; однако он не знает, что ему делать дальше.

Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной доли мозга. У детей с нарушениями интеллектуального развития наблюдаются различные виды апраксии. Важно уметь дифференцировать виды апраксии, чтобы правильно и эффективно планировать коррекцию движений.

 

Глава 3. Диагностика общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР 3 уровня.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных