Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рецепты, приготовление пищи, правила поведения на кухне




 

«В молоко нельзя класть соль, это неправильно и может вызвать заболевание проказой. Но соль можно класть в йогурт».

Из письма Шрилы Прабхупады Анируддхе, 9 апреля 1968

 

«Я доволен твоим замыслом составить поваренную книгу из наших рецептов кришна-прасада. Насколько я понял, в Лондоне Ямуна-даси уже проделала некоторую работу в этом же направлении. Я знаю, что на пирах немало людей интересуется приготовлением нашей пищи, так что такая книга станет хорошим средством научить людей готовить и предлагать прасад Господу. Когда появится уже что-то существенное, что можно публиковать, дай мне знать, и мы постараемся напечатать такую книгу. Я рад был прочитать твое описание растущего интереса к вегетарианской диете в этой стране. На самом деле употребление в пищу мяса очень разрушительно для духовной жизни, потому что цель духовной жизни — освободиться от последствий грехов, а потребление мяса именно заставляет человека страдать от последствий греха убийства братьев наших меньших. Так что, когда людей, обратившихся к духовной практике под влиянием нашего движения санкиртаны, станет уже много, такая поваренная книга очень пригодится, так что, по мере возможностей, работай над ней. Пожалуйста, передай мои благословения своей дочке, Вишну-Арати. Надеюсь, сие застанет тебя в полном благополучии».

Из письма Шрилы Прабхупады Кришне-деви, 15 июня 1969

 

«Спасибо тебе за письмо от 3 июля 1969, которое ты послал мне вместе с сыром. Но сыр испортился. Наверное, ты не обратил внимания на мои слова, что сыр должен быть переработан в сандеш. Четвертую часть сыра нужно смешать с сахаром и поджаривать на сковороде, постоянно помешивая, пока он не станет почти твердым. Затем надо снять его с огня, [смешать с оставшимся сыром,] хорошенько вымесить и скатать маленькие шарики. Сандеш может храниться недели две, без всякого ущерба, а сыр нельзя хранить больше трех дней. Он дошел до меня, но он прокис. Если ты сможешь приготовить сандеш и послать его мне, это будет очень хорошо. Попробуй, и если получится хорошо, пошли его мне».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде, 5 июля 1969

 

«Я рад, что все в Новом Вриндаване идет хорошо, и преданные — мужчины, женщины и дети — счастливо исполняют свои ежедневные обязанности. Я получил сыр, который ты мне послал и, хотя он был очень хорош, кое-что еще можно улучшить. Прежде всего, ты должен положить сыр на сковороду и жарить при интенсивном помешивании, добавив ¼ сахара. Пока стоит на огне, мешай его как можно лучше. Когда начнет остывать, нужно продолжать мешать, тоже очень интенсивно. А когда остынет, нужно месить его, как тесто. Когда оно станет достаточно мягким, можно сформовать его в виде квадратиков или кружочков, по желанию. Сыр, который ты послал, был неплох, но такая обработка сделает его еще лучше».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде, 21 июля 1969

 

«Пожалуйста, пришли манго ломтиками. Я только что узнал, что здесь его нет».

Из письма Шрилы Прабхупады Брахмананде, 3 октября 1969

 

«Я получил посланные тобой бананы. Можешь посылать мне эти сушеные бананы тоннами. Они очень полезны, и их можно есть в Экадаши. Высушив бананы, ты можешь смолоть их в порошок, получится что-то вроде муки, и из нее можно готовить пури, халаву, пакоры и другие фруктовые блюда».

Из письма Шрилы Прабхупады Говинда-даси, 27 октября 1969

 

«Шримати Джаяшри-даси послала мне немного сушеных банановых чипсов, они прекрасно подходят для моего питания в экадаши. Есть ли возможность посылать мне эту пищу в больших количествах? Если нет, то, пожалуйста, попытайся посылать мне хотя бы небольшой пакет каждые две недели. Они очень хороши. Мякоть манго, которая была мне прислана в качестве образца, кажется, вышла не очень хорошо, так что посылать ее не нужно».

Из письма Шрилы Прабхупады Гаурасундаре, 20 ноября 1969

 

«Я также получил свежие орехи макадамии, которые ты послал мне. Они очень вкусны».

Из письма Шрилы Прабхупады Упендре, 26 ноября 1969)

 

«Соль нужно добавлять к овощам, когда они уже в масале, ее не нужно жарить в гхи. Что касается рецептов для поваренной книги, то, кажется, Ямуна-деви собрала целую коллекцию рецептов прасада, так что по этому поводу можешь связаться с ней».

Из письма Шрилы Прабхупады Динешу, 22 января 1970

 

«В ответ на вопросы Кришна-деви: я все еще не получил твою поваренную книгу; семена горчицы и т.д. — это восхитительные специи, и избегать их совсем не нужно; растительное гхи годится, если настоящего гхи нет или его трудно достать».

Из письма Шрилы Прабхупады Динеш-Чандре, 13 июля 1971

 

«Я рад, что в Майями получили новую землю и храм. Насколько я понял, там много манговых деревьев. Когда начинается сезон манго во Флориде? Я очень люблю манго, а если они к тому же растут на нашей земле, они будут еще вкуснее. Это факт, что когда ты покупаешь плод на рынке, он не так вкусен, как если ты срываешь его со своего дерева. Даже преданные Чайтаньи Махапрабху очень любили манго. Чайтанья Махапрабху, Он однажды на глазах у всех вырастил манговое дерево в доме Шринивасы и ежедневно раздавал его плоды».

Из письма Шрилы Прабхупады Сатсварупе Махарадже, 18 сентября 1975

 

«Ты говоришь, что скоро начнется сезон манго, тогда я приеду в апреле-мае. Все знают, что я очень люблю манго. На самом деле я люблю их больше, чем все остальные фрукты. Манго считается царем фруктов. А на Гавайях великолепные манго».

Из письма Шрилы Прабхупады Шукадева-дасу, 4 февраля 1976

 

Кулинарный урок Шрилы Прабхупады — гарантия качества.

 

Прабхупада мастерски провел этот кулинарный семинар. Шаг за шагом он раскрывал вечное искусство приготовления пищи: «Резать надо вот так… добавить вот столько… жарить до такого состояния…» На протяжение всего приготовления он оставался сосредоточенным и молчаливым, мыл плиту и раковину после каждого этапа, время от времени поглядывая на свои наручные часы.

Белая хрустящая цветная капуста и картофель были порезаны на равные кусочки. Затем их положили в одно отделение блестящей трехэтажной бронзовой кастрюли Прабхупады (той самой, что он привез с собой в Америку в 1965 году), которая стояла на маленькой квадратной печке. Рис залили водой и поместили в другое отделение. Бобы мунг с куркумой для дала — в третье.

— Куркума очищает кровь, — заметил Прабхупада.

Сегодня он учил Дипака готовить особое овощное блюдо. Он велел Дипаку нарезать баклажаны на очень большие кубики — с ребром почти в пять сантиметров. Панир, приготовленный Дипаком заранее, был порезан примерно на такие же куски. Картошку порезали лишь чуть-чуть мельче. Все это небольшими партиями прожарили в кастрюльке, наполненной свежим горячим гхи. Прабхупада особенно подчеркнул, что панир надо жарить до темно-коричневого цвета. На кухне никто не шутил, и слышно было только очень серьезные инструкции.

Тесто для чапати, приготовленное Дипаком, оказалось слишком сухим и жестким, и Шрила Прабхупада сделал новый замес, подсыпая муку в миску с водой. Наконец он добавил немного атты (муки из цельного зерна) и показал, какова должна быть правильная консистенция: «Как мочка уха», — и ущипнул себя за левое ухо.

Когда все овощи и все кубики панира были прожарены, Шрила Прабхупада нагрел в кастрюле немного гхи и проворно бросил туда щепотку семян кумина и щепотку молотого красного перца. Когда специи потемнели, он добавил щепотку асафетиды и куркуму и немного мелко порезанных помидоров. В кастрюле зашипело, особенно когда Прабхупада влил в нее несколько чашек свежей сыворотки, оставшейся после отжима панира. Он бросил в кастрюлю картошку и панир, а за ними баклажаны и соль, и стал готовить все на медленном огне.

После этого он нагрел еще одну кастрюльку, положил в нее гхи и специи, добавил картофель и цветную капусту, проваренные на пару в его многоэтажной кастрюле и немного протушил их в масле с небольшим количеством воды. В процессе тушения жидкость загустела и застыла, образовав корку. В третьей кастрюльке снова нагрели гхи, бросили туда семена кумина, перец чили и цельный кориандр, поджарили их до коричневого цвета и с треском и шипением влили получившуюся масалу в желтый, гладкий, однородный суп-дал. После этого Шрила Прабхупада ложкой выловил из шипящего дала цельные специи и отправился на массаж и омовение.

После омовения он снова пришел на кухню и сделал первые несколько чапати, и все они послушно раздулись и взорвались, издав тихое: «Пфф».

Все это было сделано ровно за полтора часа, включая массаж и омовение. Наконец Шрила Прабхупада сел и приготовился съесть свой обед. Урок кулинарии был окончен.

Указывая на большие, роскошные, темно-коричневые куски жаренного панира, которые теперь стали почти круглыми и сочными от тушения в хорошо приправленной подливе, он улыбнулся и поднял глаза на Дипака:

— Готовь такие блюда для мясоедов. Им понравится. Это мясоедский деликатес.

http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=5066

 

«Мы должны предложить пищу Божеству и оставить на время, достаточное, чтобы поесть. Всё это духовные чувства. Во Вриндаване Божествам предлагают пищу и оставляют ее на время, обычное для других. Да, прежде чем что-либо предложить Божеству, ты должен убедиться в том, что это первоклассное подношение, и нет ничего дурного в том, чтобы ты попробовал его, понюхав. Но ты не должен пробовать ради других целей. Общая идея заключается в том, что преданное служение должно быть полностью свободно от чувственного наслаждения».

Из письма Шрилы Прабхупады Мадхусудане, 28 декабря 1967

 

«Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть».

Из письма Шрилы Прабхупады Джадурани, 15 февраля 1968

 

«Что касается кухонных дел, как правило, те, кто не имеет посвящения, не могут участвовать в приготовлении пищи, но могут трудиться под руководством посвященного преданного, если в этом случается крайняя нужда. Поэтому указание, которое ты дал девушке, желающей помогать на кухне, не вызывает возражений. Можешь и дальше делать так».

Из письма Шрилы Прабхупады Раяраме, 3 марта 1968

 

«Мытье посуды — это служение, доступное всем, кто хочет помогать. Ограничений нет. Кроме того, непосвященные могут помогать в приготовлении прасада под руководством преданных. Это нормально».

Из письма Шрилы Прабхупады Джадурани, 16 марта 1968

 

«Да, непосвященные могут работать на кухне под руководством преданного. Так что Эрик, конечно, может работать под твоим руководством на кухне, раздавая прасад. Это очень хорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Махапуруше, 28 марта 1968

 

«Да, я отметил твои вопросы относительно подачи прасада. Главное, какой бы прасад ни подавался Божеству, он должен быть приготовлен и подан с почтением и в чистоте. В Джаганнатха-Пури Господь ест пятьдесят шесть раз в день. Так что Господь может есть столько раз, сколько раз ты способен предлагать Ему пищу. Единственное условие: все должно предлагаться с почтением и преданностью. (Он не бедняк и не испытывает голода, и Он способен есть, но Он принимает такие продукты, которые относятся к группам овощей, фруктов, цветов, молочных продуктов, воду и т.д., и предложены Ему с любовью и преданностью, и с верой. Он хочет только нашей любви, и именно это делает Его голодным и позволяет Ему есть столько раз, сколько ты способен предложить Ему пищу. Он абсолютен, поэтому в Нем объединяются все противоречия. Он голоден и сыт одновременно. Итак, смысл в том, что все должно быть предложено в чистоте, и предлагаться должны чистые вещи.)

 

Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же. Все нужно готовить очень тщательно и в чистоте, из продуктов, относящихся к вышеперечисленным группам. Ничего нельзя есть прежде, чем оно было предложено Господу. Лучше всего готовить каждое блюдо по отдельности. Нет, предложенную пищу нельзя класть обратно в холодильник вместе с непредложенной пищей и нельзя приносить обратно на кухню.

 

Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место. Если осталась какая-то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно.

 

Нельзя вкушать на кухне; есть множество мест, где можно покушать, почему нужно есть обязательно в кухне? К кухне нужно относиться как к комнате Господа, в кухне нельзя ходить в обуви, нельзя нюхать и пробовать пищу, которая готовится для Господа, разговаривать на кухне можно только о приготовлении прасада, или о Господе, грязные тарелки (которые взяли с кухни и ели из них) нельзя вносить на кухню, но если нет другого места, где их можно помыть, тогда их нужно немедленно сложить в раковину и вымыть. Руки во время приготовления прасада нужно постоянно мыть, и все должно готовиться в чистоте. Неужели трудно ввести такие правила? Это правила, и притом простые, и их нужно соблюдать. Каждый должен быть готов соблюдать правила, установленные Кришной. Иначе, где доказательство, что он любит Кришну? Да и соблюдать их вовсе не трудно.

Из письма Шрилы Прабхупады Анируддхе, 16 июня 1968

 

«В ответ на твой вопрос: «Что подразумевается под предметом, восстановившим духовное качество?» Кришна есть чистое знание, поэтому Он — Верховная Личность. Иными словами, он — Верховная Сила, и эта Его Сила проявляется через разнообразные энергии, подобно тому, как сила костра проявляется в свете и тепле. Если мы ощущаем свет и тепло, это означает, что мы ощущаем силу костра. Видеть Кришну во всем значит действительно обладать сознанием Кришны. В своем обусловленном состоянии мы считаем само собой разумеющимся, что все отделено от Кришны. Но на самом деле это не так. Ничто нельзя отделять от Кришны; все покоится в Кришне, поэтому всякая вещь, которую мы сейчас считаем материей, будучи задействована в служении Абсолютной Истине, Кришне, восстанавливает свое духовное качество. В этой связи можно привести еще один пример. Когда мы готовим на кухне пищу, чтобы съесть ее, это не то же самое, что когда пища готовится и предлагается Кришне. Те же дал, рис, материальные для материальной цели, становятся духовными, когда их используют для Кришны. Поэтому на высшем уровне, нет ничего материального, там все принимается во взаимоотношениях с Кришной или Высшим Духом. Думаю, это прояснит для тебя вопрос».

Из письма Шрилы Прабхупады Бхагаван-дасу, 10 января 1970

 

«Что касается приготовления чаунча, думаю, тебя неправильно информировали, что семена кумина и чили нужно жарить, пока они не станут черными. Чили нужно бросать в гхи сразу после того, как семена кумина начнут темнеть, и обе специи должны стать коричневыми, но не черными или горелыми. Думаю, если ты начнешь делать так, то при небольшой практике это позволит улучшить качество дала для Божеств».

Из письма Шрилы Прабхупады Харер-Наме, 15 марта 1970

 

«Весьма благодарен тебе за то, что ты послал мне Джаганнатха-махапрасад, перу. Это очень хорошая сладость, ты научись готовить ее. Эта, я думаю, была куплена в каком-нибудь индийском магазине. Но ты должна постараться готовить ее сама».

Из письма Шрилы Прабхупады Ямуне, 7 июля 1970

 

«Я получил также перу, она очень хороша. Я знаю, что ты готовишь для Божеств очень тщательно. Можешь предлагать Божествам как можно больше сортов различных сладостей».

Из письма Шрилы Прабхупады Ямуне, 26 июля 1970

 

«Брюс еще не получил посвящения. Он хочет оставаться с нами независимо. Я не возражаю против такого вывода, но, пока он не будет должным образом посвящен, он не может помогать тебе ни на кухне, ни в поклонении Божествам. Но он может помогать тебе в переводе и других видах деятельности. Весь наш метод основан на предании себя. Думаю, ему недостает именно этого духа. Поэтому я дал ему разрешение вернуться в Японию. Постарайся обучать его в верном направлении».

Из письма Шрилы Прабхупады Судаме, 22 января 1971

 

«Что касается поклонения Божеству, в настоящее время у тебя есть алтарь Гуру-Гауранги, а позже, когда преданных станет побольше, и у тебя появится возможность, можно будет установить Божества Господа Джаганнатхи или Радхи-Кришны. Только посвященные преданные могут служить Божествам или готовить для Них, поэтому пока что сделай очень красивый алтарь Гуру-Гауранги, и это будет очень хорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Шукадеве, 27 января 1971

 

«По возможности, непосвященные преданные не должны входить в кухню или в алтарь. Они могут помогать снаружи».

Из письма Шрилы Прабхупады Наянабхираме, 4 апреля 1971

 

«Да, не бери слишком много продуктов. Бери столько, чтобы пища не оставалась. Сразу после [принятия прасада] посуда должна быть вымыта, а одноразовая посуда выброшена. Но прасад выбрасывать нельзя. Лучше съесть меньше, чем хранить остатки. Это нехорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Джадурани, 19 мая 1971

 

«Я очень рад, что Шриман Бхагаван-дас Прабху рекомендует тебя для посвящения в Гаятри-мантру. Как раз к этому я и стремлюсь — основать в этой стране брахманическое общество. Поэтому кода я вижу, что эти молодые американские юноши приобретают качества, достойные второго посвящения, и становятся настоящими брахманами, я очень доволен, и мой Гуру Махараджа также доволен. Итак, ты должен жить соответственно правилам и предписаниям для брахманов. Первое и главное — это чистота. В вашей стране у людей множество нечистых привычек. Например, они не умываются после еды. Брахман не таков. Если бы человек позволил себе такое в Индии, он подвергся бы резкой критике. Поэтому, даже если ты съел совсем немного, ты все равно должен тут же умыться. И место, где ты ел, нужно также немедленно помыть. Вот так.

 

Название брахмана — шучи, то есть, чистый. В туалете нужно омыться водой и вымыть руки с мылом. Затем вымой ноги, лицо и рот. Одежду нужно стирать ежедневно, особенно одежду, в которой ты спал. В кухне также все должно сиять, и готовить должны только брахманы. Остальные могут помогать. То же самое и для поклонения Божествам. Вот некоторые правила, которые надо соблюдать в брахманической жизни. Поддерживай внешнюю чистоту с помощью омовения, а внутреннюю с помощью повторения харе-кришна-мантры. Продолжай в таком же духе, и тогда быстрый прогресс в сознании Кришны тебе обеспечен».

Из письма Шрилы Прабхупады Лакшми-Нараяне, 8 июля 1971

 

«И Кришна сделал Себя доступным в облике прекрасных латунных мурти для округа Вашингтон. Нет необходимости, чтобы вместе с Ним приходил и Господь Джаганнатха. Иногда Его тоже не понимают. (Sometimes He is also misunderstood.) Божества можно установить в храме, а потом брать Их с собой в путешествия. Это будет лучше всего. По поводу других вопросов Шилавати: если с большими латунными Божествами не трудно управляться, надо омывать Их так же, как маленькие. Приготовление пищи можно продолжать и после того, как наполнена тарелка Божества. Пищу нельзя раздавать пока она не предложена Божеству, но после того, как она предложена, если людей так много, что всем не хватает, как можно прекратить приготовление? Во Вриндаване дхупа-арати иногда предлагают без цветка, но правильным является и то, и другое. Если есть возможность предложить цветок, это хорошо. Обычно сандаловую пасту предлагают, нанося ее на лоб, но можно наносить ее и на другие части тела. Порошок кумкума следует предлагать, нанося его на стопы».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде Махарадже, 6 ноября 1971

 

«Правильно будет, если в храме будут готовить только дважды посвященные брахманы».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде Свами, 23 ноября 1974

 

«По поводу прасада: я никогда не давал разрешения г-ну Малкани готовить в храме. Он не посвященный. Конечно, он индус, но он ведь приехал туда, чтобы заниматься бизнесом. Он не имеет посвящения, чтобы готовить в храме. Нанимать поваров за деньги нежелательно. Кто готовил раньше? Он стремится к тому, чтобы начать свой бизнес, а не к тому, чтобы мы заняли его служением. Независимый повар на храмовой кухне — это нехорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде Свами, 23 ноября 1974

 

«Относительно приготовления пищи: не-брахманы могут помогать, но не готовить».

Из письма Шрилы Прабхупады Шукадева-дасу, 24 ноября 1974

 

«Спасибо тебе за твои теплые чувства. Ты должна набраться опыта в приготовлении прекрасных молочных продуктов. Корова — это самое чудесное животное, она очень благоприятна для человеческого общества, она приносит дары в виде молочных продуктов. А ты можешь превратить все эти молочные продукты в великолепные подношения для Радхи-Кришны, и так твоя жизнь станет совершенной. Пожалуйста, продолжай прогрессировать в сознании Кришны с помощью нашего удивительного метода, ежедневно читай наши книги, ежедневно повторяй шестнадцать кругов, соблюдай регулирующие принципы, вставай рано и т.д. Спасибо тебе».

Из письма Шрилы Прабхупады Парвати, 17 декабря 1974

 

«Ваш отчет меня очень вдохновил. Продолжайте организовывать гостиницу. Это очень важно. Делайте все тщательно, сотрудничая с д-ром Вермой. Вечером надо предлагать Божеству множество разнообразных первоклассных блюд, приготовленных на гхи, а потом можно продавать прасад. В Лос-Анджелесе хороший стандарт, но ваш стандарт должен быть еще лучше. Вы можете делать качори, самосы и т.д. Если нужно, можно нанять профессионального кондитера. Божеству нужно поклоняться со всей возможной роскошью. Круглосуточный киртан меня очень вдохновляет. Пожалуйста, продолжайте все делать так, как я вам указал. Я очень верю в вас обоих».

Из письма Шрилы Прабхупады Акшаянанде Свами и Дхананьджае, 26 мая 1975

 

«Кришне нельзя предлагать ничего, что было сделано не руками преданных».

Из письма Шрилы Прабхупады Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975

 

«Я очень ценю твое служение. На кухне, пожалуйста, следи, чтобы ничего не пропадало».

Из письма Шрилы Прабхупады Упендра-дасу, 10 ноября 1975

 

«Я рад, что новые люди приходят помогать нам в нашем вриндаванском храме. Кухня должна быть очень чистой, и продукты не должны пропадать. Это главное соображение. Вчера мы посетили очень старый и знаменитый храм Ранганатхи здесь, в Неллоре. Управление здесь ведется прекрасно, для тех, кто приходит на даршан, все организовано очень хорошо. Нашим храмом во Вриндаване тоже нужно управлять очень искусно, нужно так все поставить, чтобы каждый посетитель получал чаранамриту и прасад Божества».

Из письма Шрилы Прабхупады Акшаянанде Махарадже, 6 января 1976

 

«Не получив посвящения, готовить нельзя. Чтобы поклоняться Божеству, нужно стать настоящим учеником. Поэтому о том, чтобы в храме Нью-Дели готовили посторонние, и речи быть не может».

Из письма Шрилы Прабхупады Гопала-Кришна-дасу, 11 июля 1976

 

«По поводу предложения шпината: он просто должен быть очень чистым — все должно делаться очень чисто».

Из письма Шрилы Прабхупады Балаванта-дасу, 4 октября 1976

 

Множество рецептов содержится в вайшнавских кулинарных книгах. Кроме того, см. рекомендации относительно блюд и напитков для предложения Кришне из «Хари-бхакти-виласы», приведенные выше.

 

Кухня Кришны

 

Для приготовления пищи, которая будет предложена Господу Кришне, очень важно соблюдать принцип чистоты на кухне. Как говорил, Шрила Прабхупада:

 

«Я прошу еще об одном: чтобы всё в храме содержалось в опрятности и чистоте. Каждый должен мыть руки, прежде чем касаться вещей Кришны. Мы должны всегда помнить, что Кришна является самым чистым, и аналогичным образом только тот, кто чист, может общаться с Ним. Чистота – сестра праведности».

Из письма Шрилы Прабхупады Нандарани, Кришна деви, Субале дасу и Уддхаве, 3 октября 1967 г.

 

Не входите на кухню Кришны в оскверненном состоянии. Вы считаетесь оскверненным, если:

 

а) вы опорожнили кишечник и еще не приняли омовения. Или если вы находитесь в той же грязной одежде, в которой вы посещали туалет или другое грязное место;

б) если вы касались детей;

в) если на вас одежда, в которой вы проспали более одного часа.

 

Таким образом, до начала приготовления пищи лучше всего совершить омовение и по возможности одеть чистую одежду. Не вносите посуду преданных на кухню Кришны. Раздавать прасад следует за пределами кухни Господа. Такова ведическая система, описанная Шрилой Прабхупадой: «Преданные или гости садятся рядами, и раздатчики обслуживают их». Накладывать прасад себе в тарелку на кухне Кришны – это все равно, что есть на кухне. Это недостойно цивилизованного человека.

 

Когда вы готовите для Кришны, нельзя даже думать о принятии этой пищи, не говоря уже о том, чтобы нюхать или пробовать (соль и специи придется класть «на глаз», но к этому можно быстро привыкнуть). Идея в том, что пусть пищей первым насладиться Кришна. Принимать пищу на кухне нельзя ни при каких обстоятельствах. Повара и пуджари в этом отношении должны быть очень дисциплинированными. Кухня Кришны предназначена для служения Господу, а не нашему желудку! Во время приготовления пищи нужно следить за тем, чтобы не разговаривать лицом к готовящемуся блюду, чтобы в него не летели микробрызги слюны. Если нужно что-то сказать, лучше немного повернуть голову, отвернуться, отойти, отслониться подальше от кастрюли и т. п. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы волосы не попадали в пищу.

 

"Духовность и чистота – родные сестры. Повар должен заботиться о чистоте своего тела и ума. Перед тем, как идти готовить, он должен надеть чистую одежду. Волосы следует завязать сзади, чтобы они не попали в пищу и не загорелись. И кухня, и кухонная посуда должны блестеть чистотой, поэтому, прежде чем начать готовить, повар должен тщательно протереть свое рабочее место. "Кришна примет и очень простое блюдо, приготовленное в чистой кухне, – говорил Шрила Прабхупада, – но никогда не примет даже самые изысканные яства, если они приготовлены в грязной кухне".

Адираджа дас, "Ведическое кулинарное искусство"

 

На кухне Кришны нельзя принимать даже махапрасад – это непочтительно, и такая похотливая ментальность оскверняет атмосферу кухни. Не делайте этого! Шрила Прабхупада объясняет: «Есть на кухне нельзя ни при каких обстоятельствах! Есть множество мест для принятия прасада. Так зачем же есть на кухне? Кухня – это то же, что и комната Господа, поэтому никто не должен ходить по кухне в обуви, нельзя нюхать или пробовать то, что готовится для Господа...» (из письма Шрилы Прабхупады Анируддхе, 16 июня 1968 года). Приготовление – замечательный процесс выражение любви к Кришне, и здесь главное – всё делать с заботой и любовью и мыслью, что я готовлю пищу, которую первым отведает Сам Господь Кришна.

 

Когда следует вымыть посуду, стол(ы), плиту, пол – до и после приготовления. Если раковина на кухне используется для мытья посуды, из которой ели, нужно использовать отдельные моющие средства, губки, салфетки и т. п.

 

«Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть».

Из письма Шрилы Прабхупады Джадурани, 15 февраля 1968

 

«Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же».

Из письма Шрилы Прабхупады Анируддхе, 16 июня 1968

 

«Пожалуйста, следи за тем, чтобы подношения делались регулярно, без пропусков. Поклонение Божеству, как и поклонение Панча-таттве, подразумевает строгое соблюдение графика подношений. Ты видел наш лос-анджелесский храм и как тщательно всё делают тамошние пуджари. Возьми их за образец и постарайся наладить такое же тщательное поклонение. Так ты получишь все благословения».

Из письма Шрилы Прабхупады Тулси, 9 ноября 1970

 

Предложение пищи

 

Пищу нужно положить в отдельную посуду (металлические поднос и тарелки/миски, чашки/стаканы), которая используется только для Кришны, и накрыть ее салфеткой (салфетка должна оставаться на подносе до того, как он будет отнесен на алтарь, затем салфетку нужно снять). Пищу, предназначенную для предложения Господу, не следует выставлять напоказ, когда несете ее на алтарь.

 

«Нельзя предлагать Божеству пищу, на которую взглянула собака или другое низшее животное».

«Нектар преданности», глава восьмая

 

Порции должна быть как для одного человека.

 

«По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божеству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде, 14 февраля 1969

 

На тарелках во время подношения должно быть, как минимум, по два каждого штучного блюда:

 

«Можете продолжать предлагать десять тарелок. В храме Радха-Дамодары предлагают бхогу шести Госвами. Предлагайте десять полных тарелок: восемь пури, два качори, два самоса, несколько видов сладостей (по две штуки каждого вида) и различные овощи. Готовь разные вкусные вещи, такие как джхури, дал-мот, джалеби, райта и другие прекрасные блюда. У вас должен быть хороший запас таких вещей, чтобы если в храм зайдет важный человек, вы могли предложить ему полную тарелку бесплатного прасада. Так наш храм станет очень популярным, потому что все будут знать, что если прийти в наш храм, получишь очень хороший прасад. Для остальных гостей продолжайте каждый день продавать прасад. Это очень хорошая программа. Весь прасад должен быть первоклассным.

Из письма Шрилы Прабхупады Дхананьджае и Акшаянанде Свами, 18 июня 1975

 

Вместе с подношением в каждой тарелке (чашке) должен быть лист Туласи.

 

«...можем ли мы подрезать листья Туласи, нет, никакого вопроса о подрезании быть не может. Но ты можешь брать листья Туласи для поклонения Кришне. В первую очередь используй засохшие листья или листья, которые опали, а если требуется больше листьев для поклонения Кришне, ты можешь взять их у деревца Туласи следующим образом. Сначала подойди к Туласи Деви и предложи поклоны, попроси ее, что для поклонения Кришне, ты хочешь взять несколько листьев. Затем, если она позволит, ты можешь взять. Не может быть никакого вопроса о подрезании в манере садовника просто для того, чтобы создать красивую форму растения для декоративных целей. И если есть мертвые веточки, из них можно сделать шейные бусы, а если ветви большие, можешь сделать четки для джапы. Нет необходимости оставлять на ночь горящую свечу, но можно поставить ее для Туласи Деви вечером на один час, это будет хорошо».

Из письма Шрилы Прабхупады Шрилы Прабхупады Джагамохини даси, недатировано

 

«Я очень рад, что ты занята служением Туласи-деви. Чтобы доставить радость Господу, очень важно предлагать Ему листья Туласи. Однако сама Туласи-деви радуется не красивым мелодиям, а настоящей преданности. Так что продолжай стараться как можно лучше, и ты без дополнительных усилий будешь продвигаться в сознании Кришны».

Из письма Шрилы Прабхупады Шарада-деви-даси, 25 ноября 1974

 

«...при каждом подношении Божествам бхоги на тарелке должен лежать лист Туласи».

Из письма Шрилы Прабхупады Индире, 9 августа 1971.

 

«Да, листья Шримати Туласи-деви должны предлагаться всем экспансиям Вишну-таттвы Кришны, включая Нитьянанду и Балараму».

Из письма Шрилы Прабхупады Дхрувананде, 4 января 1973

 

Минимальный стандарт предложения (не учитывая предложения в уме) – поставить подношение перед изображением Шрилы Прабхупады и прочитать его пранама-мантру:

 

«По поводу двух твоих вопросов: для предложения прасада молитвы духовному учителю достаточно. Метод таков: всё предлагается духовному учителю, а духовный учитель предлагает это же подношение Господу. Когда пища предложена духовному учителю, он тут же предлагает ее Господу. Такова система, и поскольку мы приходим через парампару, мы обязаны действовать через верный канал, а именно: сначала духовный учитель, затем Господь Чайтанья, затем Кришна. Поэтому когда мы читаем молитвы, мы делаем так: ванде 'хам шри-гурох... и постепенно переходим к Госвами, затем к Господу Чайтанье, затем к Радхе-Кришне. Так нужно молиться. А когда мы предлагаем прасад, мы ставим все перед духовным учителем, и это значит, что духовный учитель позаботится о том, чтобы предложить пищу Господу. Поэтому, если мы просто читаем молитву духовному учителю, это уже достаточная церемония».

Из письма Шрилы Прабхупады Харер-Нама, 28 мая 1968

 

Обычно произносят молитвы Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье и Господу Кришне (каждую по три раза). Посуду нужно поставить перед изображением Шрилы Прабхупады и Панча-таттвы (Господь Чайтанья и четверо Его спутников) или на алтарь с Божествами.

 

Для предложения пищи Кришне нужно произнести по три раза каждую из следующих мантр: сначала первые две – духовному учителю Международного общества сознания Кришны Шриле Прабхупаде (произносятся эти две мантры подряд, затем снова первая-вторая и третий раз первая-вторая), затем три раза третья мантра – Господу Чайтанье, и три раза четвертая – Господу Кришне):

 

«9) Как предлагать пищу

 

Предлагая Божеству пищу, или бхогу, следует произносить следующие мантры:

 

1) нама ом вишнупадайа кршна-прештхайа бху-тале

шримате бхактиведанта-свамин ити намине

 

«Я выражаю свое почтение Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Господу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп».

 

2) намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

 

«О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты».

 

3) намо маха-ваданйайа кршна-према прадайа те

кршнайа кршна-чаитанйа-намне гаура-твише намах

 

«О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Кришна, явившийся как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Мы выражаем Тебе свое почтение».

(«Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 19.53)

 

4) намо брахманйа-девайа го-брахмана-хитайа ча

джагад-дхитайа кршнайа говиндайа намо намах

 

«Я выражаю свое почтение Высшей Абсолютной Истине, Кришне, благожелателю коров, брахманов и всех живых существ. Я снова и снова склоняюсь перед Говиндой, источником наслаждения для всех чувств».

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 13.77)

Из книги «Шрила Прабхупада сиддханта», глава третья

 

Правильное произношение этих мантр можно послушать здесь: http://sulo-cana.narod.ru/Bhoga-mantra.mp3

 

Шрила Прабхупада говорит об этих мантрах:

 

«Во время предложения прасада можешь трижды произнести молитву духовному учителю и трижды – молитву намо брахманйа. Это очень хорошо – повторять мантру три раза. Кроме того, после предложения пищи духовному учителю, можешь предложить ее Господу Чайтанье, произнеся молитву намо маха-ваданйайа три раза, а затем трижды предложить Кришне».

Из письма Шрилы Прабхупады, 26 марта 1968

 

«По поводу предложения пищи: обычно пищу предлагают вначале духовному учителю; мы не можем ничего делать напрямую. Духовный учитель принимает подношение от имени ученика и предлагает его Кришне. После того, как Кришна поест, духовный учитель принимает прасад, а затем преданные принимают маха-прасад. Так принято. Все вначале предлагают духовному учителю с молитвой: нама он вишну-падайя...»

Из письма Шрилы Прабхупады Джадурани, 15 февраля 1968

 

Прабхупада: Не надо специальной тарелки. Процесс таков: всё, что мы предлагаем Божеству, это предлагается гуру. А гуру предлагает своему гуру. Так это доходит до Кришны. Мы не предлагаем Радхе-Кришне напрямую. Нет. Мы не имеем права. И Он не принимает, когда предлагают напрямую. Изображения ачарьев – почему они здесь стоят? На самом деле подношение нужно предлагать своему гуру, а он предложит своему гуру, он – своему гуру, он – своему гуру. Так это дойдёт до Кришны. Таков процесс. Вы не можете напрямую обращаться к Кришне или к другим подчиненным Кришны. Это невозможно.

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», Горакхпур, 15.02.1971

 

«Такова система парампары. Как вы получаете знание от одного звена к другому... Нараяна, Кришна, дал наставления Вьясадеве. Брахма, Брахма дал наставления Нараде. Нарада поведал их Вьясадеве. Вьясадева – своему ученику Мадхвачарье. Мы тоже должны следовать этому принципу, таким же образом. Прежде всего мы выражаем почтение духовному учителю, как это было сделано по отношению к Шукадеве Госвами. Там вйаса-сунум упайами гурум мунинам. Затем – его духовному учителю, потом – его... затем – его духовному учителю, затем – его духовному учителю, его духовному учителю, его духовному учителю, в конечном итоге – Кришне. Таков процесс. Не пытайтесь приблизиться к Кришне напрямую, перепрыгнуть. Это бесполезно. Как вы получаете знание по звеньям, по системе парампары, точно так же нам следует обращаться к Кришне по этим звеньям».

Из лекции Шрилы Прабхупады по "Шримад-Бхагаватам", Рим, 28.05.1974

 

Во время произнесения этих мантр в левой руке следует держать колокольчик и равномерно позванивать им. Звуком колокольчика мы привлекаем внимание Господа и очищаем атмосферу на тонком плане.

 

«Да, когда Джаганнатха ложится спать и когда Он просыпается, обычно звонят в колокольчик. Звонить в колокольчик нужно даже когда предлагается прасад. Так делают во всех храмах Вриндавана».

Из письма Шрилы Прабхупады Мадхусудане, 1 февраля 1968

 

После произнесения пранама-мантр следует повторять мантру Харе Кришна или гаятри-мантру.

 

«По поводу твоего вопроса о предложении прасада, все, что предлагается Божеству, на самом деле идет через духовного учителя. Духовный учитель предлагает Господу Чайтанье, а Господь Чайтанья предлагает Кришне. Затем ест Радха-Кришна, или Джаганнатха, затем ест Чайтанья Махапрабху, потом духовный учитель, и пища становится маха-прасадом. Поэтому когда предлагаешь что-нибудь, думай так и повторяй Гаятри-мантру, и это будет полная процедура. Наконец, позвони в колокольчик, забери тарелку и протри место, где она стояла».

Из письма Шрилы Прабхупады Арундхати, 16 июня 1969

 

«По поводу Гаятри-мантры, Арундхати напрасно так настаивает. Если она хочет предлагать прасад Божествам, она может просто повторять харе-кришна-мантру. Нет необходимости повторять именно Гаятри-мантру. Для этого нужно получить специальное посвящение от духовного учителя, и ты должен сообщить ей об этом. Так не делается. А пока что, если Арундхати хочет предлагать прасад, подойдет и харе-кришна-мантра».

Из письма Шрилы Прабхупады Прадьюмне, 4 июля 1969

 

После произнесения мантр пища должна остаться на алтаре 15-20 минут, максимум – полчаса, как говорит Шрила Прабхупада:

 

«По поводу твоих вопросов: да, оставляй тарелку Кришны на алтаре на пятнадцать-двадцать минут или дольше, не больше, чем на полчаса. После того, как предложишь блюдо, оставшееся в кастрюлях нужно немедленно раздать. Тарелка Кришны может оставаться на алтаре, пока остальное раздают. Любая девушка, имеющая посвящение, может участвовать в приготовлении прасада, а преданный, у которого нет посвящения, пусть даже и юноша, не может принимать участия в приготовлении».

Из письма Шрилы Прабхупады Балаи, 25 января 1968

 

«Когда прасад (вода или пища) предложены Господу, Его тарелка должна оставаться на алтаре около пятнадцати-двадцати минут (пока оставшееся в кастрюлях принимают преданные). Воду достаточно оставлять на несколько минут. Когда прасад убран с алтаря, и мы к нему прикоснулись, его уже нельзя ставить обратно на алтарь. Все, что мы предлагаем, должно быть как можно более чистым».

Из письма Шрилы Прабхупады Карунамайи, 25 февраля 1968

 

«Да, держать подношение на алтаре пятнадцать минут достаточно».

Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге, январь 1968

 

«По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божеству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему».

Из письма Шрилы Прабхупады Киртанананде, 14 февраля 1969

 

«Можно сделать, как ты предлагаешь, то есть, приготовить тарелки с прасадом для гостей, чтобы людям на пиру не приходилось долго ждать после предложения. Первую тарелку нужно положить Кришне, и ее нужно держать отдельно, повыше и накрытой. Тогда все будет нормально».

Из письма Шрилы Прабхупады Тамала-Кришне, 12 июня 1969

 

Самое главное при приготовлении и предложении – делать это с любовью и настроем на то, что это делается для удовольствия Кришны и с благодарностью к Нему. Вся суть предложения пищи Кришне в том, что он дает нам шанс установить с ним близкие отношения, предложить Ему что-нибудь с любовью и преданностью, как объясняет Шрила Прабхупада:

 

«Кришна говорит: «Когда Мой преданный предлагает Мне что-нибудь из овощей, зерновых и фруктов, поскольку он делает подношение с преданностью и любовью, Я ем». Когда преданный предлагает с преданностью и любовью: «Кришна, Ты дал нам столько продуктов. Я приготовил из них блюдо. Пожалуйста, отведай первым», – о, это так замечательно. Точно так же как отец обеспечивает вас столькими вещами, и вы чувствуете себя обязанными ему: «О, наш отец содержит нас». И если вы приготовите что-нибудь и сначала дадите это отцу: «Мой дорогой отец, я приготовил это блюдо. Оно очень вкусное. Попробуй первым...» «О, это очень вкусно? Хорошо, дай Мне попробовать». Отец будет очень доволен: «О, вот мой дорогой сын». Это собственность отца. Вы ничего не можете предложить своему отцу. И точно так же вам нечего предложить Кришне. Просто вам нужно стать немного разумным. Вот и всё. Не будьте негодяем».

Из лекции Шрилы Прабхупады, Сан-Диего, 30.06.1972

 

Прабхупада: Давать и принимать, на английском это называется словом любовь. Так начинается любовь. В европейских, американских странах распространена свободная любовь. Они дарят цветок. Он или она принимает. И так начинается любовь. Кришна тоже говорит, любовь к Кришне начинается так же. Патрам пушпам пхалам тойам. [запись прерывается] То, что перечислено. Если вы просто с любовью предложите Кришне, Кришна говорит: ахам ашнами, «Я ем». Кришна голоден? <...> Настоящее подношение – это любовь. Патрам пушпам не имеют ценности. Или лючи, пури – не имеют ценности. Настоящая ценность – это любовь. Йо ме бхактйа прайаччхати. Поэтому Он ничего ни от кого не принимает, если человек не предан Ему.

Из беседы, Бомбей, 16.04.1977

 

«В то время у Санатаны Госвами не было храма. Его Божество находилось на дереве. Мадана-мохана сказал ему: «Санатана, ты приносишь все эти сухие чапати, они пресные, и ты не даешь Мне даже и щепотки соли. Как Я могу есть?» Санатана Госвами ответил: «Господь, куда мне идти? Всё, что я получаю, я предлагаю Тебе. Пожалуйста, принимай. Я старик, не могу двигаться». Только посмотрите. И Кришна был вынужден есть эти чапати. (смеется) Потому что бхакта предлагает, и Он не может отказать. Йе мам бхактйа прайаччхати. Настоящая ценность – это бхакти. Что вы можете предложить Кришне? Всё принадлежит Кришне. Что является вашим? Какова ваша ценность? И какова ценность ваших вещей? Это ничто. Поэтому настоящая вещь – бхактйа, реальная ценность – это ваше чувство: «Кришна, будь добр, прими это. У меня нет квалификации. Я самый гнилой, падший, но (Прабхупада начинает плакать) я принес эту вещь Тебе. Пожалуйста, возьми ее». Это будет принято. Не будьте надменными. Всегда будьте осторожны. Вы имеете дело с Кришной. Такова моя просьба. Большое спасибо».

Из лекции Шрилы Прабхупады, Лос-Анджелес, 16.07.1969

 

«Пищу можно предлагать где угодно, но с преданностью и соблюдением всех правил и предписаний».

Из письма Шрилы Прабхупады Мадхусудане, 1 февраля 1968

 

«По поводу прасада: Кришна не принимает пищу, приготовленную непреданными. В Бхагавад-гите говорится: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. (9.26) То есть, самое главное — бхакти, преданность. Кришна не примет ничего, если это предлагает Ему кто-то, не являющийся чистым преданным. Как же стать чистым преданным Кришны? Нужно повторять «Харе Кришна» и соблюдать четыре заповеди: не есть мяса, не одурманивать себя, не заниматься незаконным сексом, не играть, и, кроме того, ты должен следовать указаниям гуру, который опытен в науке преданности. Если ты серьезно стараешься постичь сознание Кришны, ты можешь, с разрешения своего отца, пожить с нами некоторое время в одном из наших центров, изучить эту науку, а потом принять самостоятельное решение».

Из письма Шрилы Прабхупады Фредерико Лоренцо, 14 октября 1974

 

«Кришне нельзя предлагать ничего, что не было сделано руками преданных».

Из письма Шрилы Прабхупады Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975

 

За исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для проповеди и служения, следует избегать пищи, приготовленной непреданными.

 

В «Чайтанья-чаритамрите» описывается история, как Рагхунатха дас Госвами приглашал раз в две недели к себе на прасад Господа Чайтанью (он кормил Его на деньги своего отца). Так продолжалось два года, по истечении которых он вдруг неожиданно перестал приглашать Махапрабху.

 

Господь спросил Своего секретаря Сварупу Дамодару: «Рагхунатха перестал приглашать меня? Почему?» Сварупа Дамодара знал ум Рагхунатхи. Он сказал: «Прабху! Рагхунатха решил, что ежедневный прием у себя дома Тебя и преданных дает ему почетное место среди преданных и усиливает его эгоизм. Кроме того он знает, что Ты не любишь есть пищу, приготовленную из продуктов, купленных на деньги мирских людей, но принимаешь его предложение из вежливости».

 

Махапрабху засмеялся и сказал:

 

вишаира аннакайле малина хайа мана

малина маха хайле нахе кришнера смарана

 

«Принятие пищи от мирского человека оскверняет ум. С оскверненным умом невозможно заниматься Кришна-Бхаджаном». Я не мог отклонить предложение Рагхунатхи из вежливости. Я рад, что он сам решил прекратить все это» («Шри Чайтанья-чаритамрита» Антья-лила 6.278-280).

 

«По поводу рождественского обеда с семьей: не думаю, что тебе следует есть пищу, приготовленную непреданными. Ты лучше приготовь что-нибудь сам, предложи Кришне, а потом, если хочешь, предложи остатки Господу Иисусу. Думаю, Господу Иисусу это понравится. Конечно, ты можешь сидеть со своей семьей и есть фрукты и молоко, которые они тебе предложат, но чем есть пищу, приготовленную ими, лучше самому приготовить прасад и предложить его Господу Кришне, а затем предложить то же самое Господу Иисусу».

Из письма Шрилы Прабхупады Хришикеше, 26 ноября 1968

 

Раздача прасада

 

Ягья (жертвоприношение) без раздачи прасада относится к гуне невежества.

 

«А то жертвоприношение, которое совершается вопреки правилам священных писаний и без веры, не сопровождается раздачей духовной пищи, декламацией ведических гимнов и вознаграждением священнослужителей, — такое жертвоприношение имеет природу невежества.

 

КОММЕНТАРИЙ: Вера в гуне тьмы, или невежества, на самом деле является безверием. Иногда люди поклоняются какому-нибудь полубогу только для того, чтобы разбогатеть, а затем тратят это богатство на развлечения, пренебрегая указаниями шастр. Такое дешёвое поклонение нельзя считать проявлением подлинной религиозности. Всякая подобная деятельность находится в гуне тьмы, она формирует демонический склад ума и не приносит блага человеческому обществу».

«Бхагавад-гита как она есть» 17.13

 

«В век Кали, однако, единственным великим жертвоприношением является санкиртана-ягья. Мы организовали Движение сознания Кришны для того, чтобы учить людей (и учиться самим) исполнять волю Личности Бога. Поэтому наш главный долг — принимать участие в санкиртана-ягье и непрерывно повторять мантру Харе Кришна. Тогда в конце жизни мы сможем помнить о Кришне, и, таким образом, нaшa жизнь увенчaется успехом. В этот век раздача прасада заменяет раздачу денег. Сейчас ни у кого нет таких богатств, чтобы раздавать их, но раздача кришна-прасада в наше время имеет даже большее значение, чем раздача денег».

«Шримад-Бхагаватам» 4.9.24, фрагмент комментария Шрилы Прабхупады

 

«О благонравная жена, нужно совершить все обряды под руководством мудрых ачарьев, а потом ублаготворить их вместе с их жрецами. Кроме того, следует позаботиться о брахманах и других собравшихся людях, накормив их прасадом».

«Шримад-Бхагаватам» 8.16.54

 

Прасадам следует раздавать по окончании санкиртана-ягьи (то есть, в воскресную программу после арати)

 

«Полубоги ожидали, что, когда Дакша закончит жертвоприношение, они получат прасад, остатки пищи, предложенной Вишну. <...> Без жертвоприношений невозможно обойтись, потому что полубоги хотят наслаждаться прасадом, остающимся после ягьи. <...> Совершать ягью далеко не просто, поскольку на нее необходимо пригласить всех полубогов. В Кали-югу люди не в состоянии проводить такие дорогостоящие жертвоприношения, не говоря уже о том, чтобы приглашать на них полубогов, поэтому священные писания рекомендуют: йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах (Бхаг., 11.5.32). Разумные люди должны знать, что в Кали-югу невозможно совершать ведические жертвоприношения. Однако если люди перестанут совершать ягьи, то лишатся благосклонности полубогов, в результате чего регулярность смены времен года нарушится и дожди будут выпадать в недостаточном количестве. Все это находится во власти полубогов. Поэтому, чтобы в обществе царили мир и процветание, в этот век все разумные люди должны совершать санкиртана-ягью, то есть петь святые имена Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Мы должны приглашать людей, петь вместе мантру Харе Кришна и затем угощать их прасадом. Эта ягья удовлетворит всех полубогов, благодаря чему во всем мире воцарятся покой и процветание».

«Шримад-Бхагаватам» 4.6.53, фрагмент комментария

 

ТЕКСТ 236

 

гаджапати раджа шуни' киртана-махаттва

атталика чади' декхе свагана-сахита

 

гаджапати раджа - царь Ориссы; шуни' - услышав; киртана-махаттва - о величии санкиртаны; атталика чади' - поднявшись на (крышу) дворца; декхе - наблюдает; свагана-сахита - со своей свитой.

 

Услышав о том, что идет удивительный киртан, царь Пратапарудра поднялся на крышу дворца и вместе со своей свитой стал наблюдать за происходящим.

 

ТЕКСТ 237

 

киртана декхийа раджара хаила чаматкара

прабхуке милите уткантха бадила апара

 

киртана декхийа - увидев киртан; раджара - царя; хаила - было; чаматкара - изумление; прабхуке - со Шри Чайтаньей Махапрабху; милите - встретиться; уткантха - страстное желание; бадила - возросло; апара - бесконечно.

 

Киртан Шри Чайтаньи Махапрабху поразил царя, и его страстное желание встретиться с Господом Чайтаньей стало во много раз сильнее.

 

ТЕКСТ 238

 

киртана-самаптйе прабху декхи' пушпаньджали

сарва ваишнава ланьа прабху аила васа чали'

 

киртана-самаптйе - по окончании киртана; прабху - Шри Чайтанья Махапрабху; декхи' - увидев; пушпаньджали - подношение цветов Божеству Господа Джаганнатхи; сарва ваишнава - всех преданных; ланьа - взяв; прабху - Шри Чайтанья Махапрабху; аила - вернулся; васа - домой; чали' - пойдя.

 

Когда санкиртана закончилась, Шри Чайтанья Махапрабху остался посмотреть, как Божеству Господа Джаганнатхи подносят цветы. Затем Он вместе со всеми вайшнавами отправился домой.

 

ТЕКСТ 239

 

падичха анийа дила прасада вистара

сабаре бантийа таха дилена ишвара

 

падичха - распорядитель храма; анийа - принеся; дила - дал; прасада - пищи, предложенной Джаганнатхе; вистара - много; сабаре - всем; бантийа - раздав; таха - это; дилена - давал; ишвара - Господь.

 

Тогда распорядитель храма принес много прасада, и Шри Чайтанья Махапрабху Сам раздал его всем преданным.

 

ТЕКСТ 240

 

сабаре видайа дила карите шайана

эи-мата лила каре шачира нандана

 

сабаре - со всеми; видайа дила - попрощавшись; карите шайана - спать; эи-мата - таким образом; лила - игры; каре - совершает; шачира нандана - сын Шачи.

 

В конце концов все разошлись спать. Так Шри Чайтанья Махапрабху, сын Шачиматы, проводил Свои игры.

«Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила глава 11. Киртан вокруг храма Джаганнатхи

 

Гостеприимство, раздача прасада в храме (без платных талонов)

 

Прабхупада: Нет. Хлебные злаки... Хлебные злаки – только во время бхога-арати и вечером... Пури – тоже хлебные злаки. Это тоже хлебные злаки. А днем: чапати, рис, дал, в таком духе. На завтрак фрукты, молоко, сладости. Это на завтрак. А рано утром, мангала-арати – сгущенное молоко. И на завтрак сливочное масло, леденец или карамель [sugar candy], казеин. Вы называете Кришну Всевышним. Вы должны предлагать Ему изысканные блюда. Не следует думать, что сгодится покормить Его так, будто Он бедняк. Он – самый богатый. Если даже бедняк может получать так много блюд, как же следует кормить богатого? И максимально раздавайте прасадам. [запись прерывается] Следует звать людей.

Судама: Значит, нам следует брать прасадам Божества и наш прасадам и пройти по всем домам?

Прабхупада: Нет-нет. Приглашайте их: «Все приглашаются. Принимайте прасадам». Мы можем объявлять. Тогда сможете судить о том, сколько людей приходит ежедневно. Вам следует объявлять: «В полдень все желающие могут прийти и принять прасадам». Это обязанность грихастхи громко звать: «Если кто-то голоден, пожалуйста, приходите. У нас есть пища». Это обязанность грихастхи. Если никто не пришел, тогда глава дома, он принимает прасад. Если кто-то скажет: «Я голоден», – он предложит этому человеку свою еду. «Кушайте». Такова обязанность грихастхи. Бхуньджате те тв агхам папа йе пачанти. Те, кто готовит для себя, они попросту вкушают греховные вещи. Вот и всё. Бхуньджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат [Б.-г. 3.13]. Итак, гостепреимство – одна из обязанностей домохозяина. Атитхи. Атитхи – значит гость, пришедший без предупреждения. Это называется атитхи. Титхи означает дату. То есть, если я приду к вам домой, я предупрежу вас: «Я приду сюда в такую-то дату». Но атитхи, он не предупреждает вас, приходит неожиданно. И вам следует принять его. Это называется атитхи. Пантха. Люди ходят... Раньше, если кто-то их прохожих на улице, предположим, он проголодался, и он может зайти в любой дом. «Господин, я голоден. Дайте мне что-нибудь поесть». И он немедленно: «Возьмите». Пантха-бхага. [В доме] хранится запас пищи, который называется пантха-бхага. Если пригодит незваный гость, ему предлагают эту пищу.

Прадьюмна: В храме всегда должен быть наготове какой-то прасадам?

Прабхупада: В храме обязательно должен быть. Даже у обычного грихастхи. Такова ведическая цивилизация, а не так, что мы готовим для себя, для своего мужа, для своей жены и детей, обильно кушаем и идем спать. Нет. Даже грихастха, он должен быть всегда готовым к тому, чтобы принять гостя. Да. И даже если к вам в гости придет ваш враг, нужно принять его так любезно и учтиво, чтобы он забыл, что вы все враги. Грихе шатрум апи праптам вишвастам акутобхайам. Вот что такое ведическая цивилизация, а не то, что «Злая собака. Пожалуйста, не входите сюда Вам запрещено сюда входить. А если войдете, я вас застрелю». Иногда они так и делают. Это не человеческая цивилизация. Это цивилизация кошек и собак. Поэтому на самом деле учим тому, что такое человеческая цивилизация. Но мы сами должны быть людьми, а не кошками и собаками. Иначе как вы можете учить?

Из комнатной беседы, Япония, 22.04.1972

 

«Да, я полностью с тобой согласен: «Что пользы в храме, если в нем не раздают прасад?» Широкое распространение прасада нужно возобновить. Храм, в котором не раздают прасад, ценности не имеет, я согласен».

Из письма Шрилы Прабхупады Тамала-Кришне Махарадже, 11 января 1974

 

«Бенгальская мать

 

Хотя эти люди питались очень просто и едва могли позволить себе изысканные блюда, они выходили за пределы своих возможностей, готовили замечательный пир и с любовью угощали нас прасадом. Они доставали из погреба крохотную бутылочку домашнего гхи (все, что у них было), чтобы добавить его в рис и обогатить и без того бесподобный букет ароматов.

 

Я начал понимать, что имел в виду Шрила Прабхупада под словами «бенгальская мать». Часто пожилые женщины настойчиво уговаривали нас съесть еще и еще. Тала пар-джонто», - приговаривали они. «По самое горло!»

 

Отношение к гостям

 

Жителям бенгальской деревни доставляет большое удовольствие принимать гостей. В отличие от современных, так называемых цивилизованных людей, они не страдают от разного рода отклонений, и потому просто быть рядом с другими людьми - для них радость. Когда наша проповедническая группа путешествовала по деревням, принимавшие нас люди шли на большие жертвы, обеспечивая нас кровом, пищей и всем остальным. «Атитхи Нараяна» - «Гость в доме – Бог», - любят говорить бенгальские индусы. «Мы доставляем вам столько хлопот», - говорили мы, на что они искренне отвечали: «Да что вы! Мы счастливы принимать вас в нашем доме. Простите, что не можем служить вам лучше. Гость для нас, что сам Бог. Как будто сам Господь пришел нас навестить». Хозяева дома делают все возможное и невозможное, чтобы принять гостей как можно лучше. А когда гостям пора уходить, хозяева непременно попросят их остаться еще на какое-то время или, по крайней мере, пригласят снова посетить их дом.

 

Стараясь оказать гостям достойный прием, бенгальцы готовы пойти на любые жертвы. Для них это вопрос личного престижа. Тот, кто не умеет хорошо принять гостей, не может быть достойным человеком. То, как человек или семья принимают у себя гостей, во многом определяет их положение в обществе. Бенгальцы часто тратят на гостей все свои сбережения, иногда даже выходя за пределы своих возможностей. При этом они никогда не считают гостей своими должниками.

 

Бенгальцы обожают потчевать своих гостей. Ничто не доставляет хозяину большего удовольствия, как видеть, что его гости полностью удовлетворены. Они считают, что если гость ест много, значит пища ему нравится. Бенгальцы с ловкостью вынуждают гостей есть еще и еще, понемногу подкладывая им одно блюдо за другим. При этом они приговаривают: «Это очень вкусное блюдо. Оно вам непременно понравится. Оно и для здоровья полезно». Если вы скажете им, что наелись, они и тут не растеряются: «Тогда вот вам еще кое-что для улучшения пищеварения».

Из «Руководства по раздаче прасада», 2007 г., выдеркжки из книги Бхакти Викаши Свами «Взгляд на традиционную Индию»

 

«Вчера мы посетили очень старый и знаменитый храм Ранганатхи здесь, в Неллоре. Управление здесь ведется прекрасно, для тех, кто приходит на даршан, все организовано очень хорошо. Нашим храмом во Вриндаване тоже нужно управлять очень искусно, нужно так все поставить, чтобы каждый посетитель получал чаранамриту и прасад Божества».

Из письма Шрилы Прабхупады Акшаянанде Махарадже, 6 января 1976

 

Письмо Шрилы Прабхупады всем президентам храмов от 18 января 1977 года о раздаче прасада в центрах ИСККОН:

 

Калькутта

18 января 1977 года

 

Всем президентам храмов Исккон

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных