ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотношение основних зволюционньїх уровней действия.Каждая более вьіеокая ступень развития действия обяза- тельно включает в себя предьідущие. Уровень физиологи- ческого действия, конечно, включает физическое взаимо- действие и физические механизмьі действия. Уровень животного как субьекта действия включает физиологические механизмьі, обеспечивающие только физиологическое взаимодействие с внешней средой, однако над ними надстраиваются физиологические механизмн вьісшего порядка, осуществляющие психические отражения обь- ективного мира и психологическое управление дей- ствиями. Наконец, уровень личности включает и физические, и физиологические, и психические механизмн поведения. Но у личности над всем зтим господствует новая инстанция — регуляция действия на основе сознания общественного значення ситуации и общественних средств, образцов и способов действия. Позтому каждую более високую форму действия можно и нужно изучать со стороньї участвующих в ней более простих механизмов, но вместе с тем для изучения каждой более вьісокой ступени одного изучения зтих более простих механизмов принципиально недостаточно. Недостаточно не в том смьісле, что зти вьісшие механизмн не могут возникнуть из более простих, а в том, что обра- зование вьісших из более простих не может идти по схемам более простих механизмов, но требует нового плана их использования. Зтот новий план возникает вследствие включення в новьіе условия, в новие отношения. Воз- никновение живих существ видвигает новие отношения между механизмом действия и его результатом, которий начинает подкреплятьсуществование механизма, производяїцего полезную реакцию. Возникновение 14 Зак 110 Таким образом, основньїе зволюционньїе уровни действия намечают, собственно говоря, основную линию развития материи: от ее неорганических форм — к живьім существам, организмам, затем — к животньїм, наделен- ньім психикой, и от них — к человеку с его обществен- ньім сознанием. А сознание, по меткому замечанию Ле- нина, «...не только отражает обьективньїй мир, но и творит его»[94]. Творит по мере того, как становится все более пол- ньім и глубоким отражением механизмов общественной жизни и ведущим началом совокупной человеческой деятельности. К ПРОБЛЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Подобно двуликому Янусу, вопрос о роли биологиче- ского в развитии человека имеет два лица: одно обраще- но к внутренним процессам организма, другое — к его жизни во внешней среде. Что касается внутриорганической жизни, то, вероят- но, никто не возражал бьі иметь глаз орла, желудок кашалота, сердце ворона (если только он и вправду живет «триста лет») и т. п. Хотя в наследство от животньїх мьі получаем и кое-какие досадньїе пережитки (вроде аппендикса), но об зтом мьі не станем сокрушаться, а в деловом плане подумаєм о том, как с ними справиться, когда они «вьіходят из повиновения» и начинают нам мешать. Что касается жизни во внешней среде, то и здесь все процессьі четко делятся на две качественно разньїе облас- ти. Одну составляют физиологические отношения со сре- дой: процессьі газо- водо- и теплообмена, осмотического давлення и т. п. Нам приходится серьезно заботиться о сохранении зтих жизненньїх условий, но зто задача, так сказать, производственно-техническая, а не моральная. Вторую область составляют те отношения человека к другим людям, которьіе регулируются моральньїми нормами общества. Здесь вопрос о роли биологического в психическом развитии человека начинает беспокоить нас тем, не приносит ли наследственность из его зоологиче- ского прошлого чего-нибудь такого, что идет вразрез с его общественной природой. Теоретически зто вьіражается двумя вопросами: о наследственньїх способностях или задатках способностей (а с ними и биологически обуслов- ленного неравенства людей, создающего общественньїе преимущества одних перед другими) и о наследственньїх влечениях — инстинктах, которьіе в условиях общественной жизни означали бьі природньїе, анатомо-физиоло- гически предопределенньїе влечения кдобру и злу. Вдаль- нейшем мьі остановимся только на втором вопросе. Мьі постоянно сльїшим и читаєм, и притом у самьіх уважаемьіх авторов, о разньїх инстинктах у человека; правда, большей частью в довольно «свободном» изложе- нии, но иногда и в прямом смьісле. Такое будто бьі «есте- ственно-научное» обьяснение человеческого поведения противоречит его действительно-научному общественно- историческому пониманию, учению о нравственности и ответственности человека. Признание инстинктов у человека с необходимостью ведет к заключению, что основ- ньіе движущие сильї поведения у человека и животньїх одинаковьі и культура общества составляет лишь околь- ньій, разрешенньїй обществом путь для удовлетворения тех же животньїх инстинктов (как и утверждал Фрейд). Тогда осуждение и наказание относились бьі лишь к нарушению установленного способа или неловкости в удовлетворении инстинктов, а не к самим мотивам поведения. Но животньїх не привлекают к суду и не оправдьівают или осуждают. Их убивают, если иначе не могут с ними справиться. К суду привлекают не собаку, покусавшую ребенка, а недосмотревшего за нею хозяина. За своє поведение животное не отвечает, а человек отвечает. Когда устанавливают меру виновности человека и наказание, то прежде всего исходят из положення, что в нормальном состоянии он отвечает за свои поступки, а затем учи- тьівают вред, нанесенньїй обществу, и мотивьі поведения. Если.бьі поведение человека диктовалось инстинктами так же, как у животньїх, то общество может бьіть и со- хранило бьі право устрашения за проступки, но потеряло бьі право их морального осуждения; в зтом случае и одоб- рение полезного для общества поведения означало бьі не более, чем физиологическое подкрепление полезньїх ин- стинктов (которьіе другой раз могли бьі сработать и в дур- ном направлений). Словом, если бьі награда и наказание имели в виду только подавление дурньїх и укрепление хороших инстинктов, то на всю систему нравственности и законодательства пришлось бьі смотреть как на своего рода дрессировочньїе мероприятия, практически полез- ньіе, но лишенньїе нравственного значення. Однако такое натуралистическое отрицание морали несет в себе формальное противоречие — оно, развенчивая человека, использует тот самьій критерий, критерий морали, существование которой отрицается. Позтому вопрос совсем не втом, какие инстинктьі по- лезньї, а какие вредньї, — вопрос в том, совместимьі ли инстинктьі с общественной организацией жизни людей, с общественной природой человека, с нравственной оцен- кой поведения и ответственностью за поступки. И суть дела заключается в том, что они несовместимьі. Зто ре- шающее обстоятельство, и чтобьі ясно и отчетливо представить его, нужно рассмотреть, что такое инстинкт, т. е. те общие чертьі поведения, є одной стороньї, и производя- щего его механизма — с другой, которьіе сообщают им обойм инстинктивньїй характер. Получается так, что мораль- ньіе нормьі служат только для оценки, но действенной сильї не имеют. Однако оценка производится не только ретроспективно, но и проспективно, не только после, но и до поступка. Такая моральная оценка намечаемого поступка означает задержку импульсивного действия не операционной, а мо- тивационной инстанцией и, следовательно, возможность его запрещения зтой инстанцией — возможность, за неисполь- зование которой человек и несет ответственность. Часто — и особенно часто, когда говорят об инстинктах у человека, — «инстинктивное» понимают как неосознан- ное, автоматизированное, привьічное, безотчетное и т. п.; или, с другой стороньї, как низменное, порочное, недос- тойное и т. д. Словом «инстинкт» пользуются как метафо- рой для усиления и украшения речи; в зтом смьісле мьі рассматривать его не будем. Нас интересует точное значение термина «инстинкт» в применении к тем формам поведения животньїх, где оно имеет обьективное основание и ну- ждается лишь в адекватном понятийном разьяснении. Сегодня научное понятие инстинкта у животньїх пе- реживает глубокий кризис. Зтот кризис вьізван крушени- ем господствовавшей до сих пор моторной теории инстинкта. Согласно зтой теории инстинкт представляет собой цепньїе двигательньїе реакции, видовьіе (и потому стереотипньїе), наследственньїе (и потому вьіполняемьіе без научения), появляющиеся в результате созревания оп- ределенньїх физиологических механизмов, с одной стороньї, и действия определенньїх безусловньїх раздражителей — с другой, вьіполняемьіе «слепо» (и позтому целесообразньїе лишь в определенньїх, узкоограниченньїх условиях, к которьім зти реакции приспособленьї видовбім отбором). В итоге многолетних и разнообразньїх исследований бьіло установлено, что одни из зтих критери- ев инстинктивного поведения не вьідерживают строгой проверки, а другие — вообще не могут бьіть провереньї. Об зтом подробно и красноречиво рассказьівает Я. Дем- бовский[95]. Трудности чисто моторной теории инстинктов — даже у животньїх! — оказались так велики, что некоторьіе ис- следователи (среди них и сам Дембовский) предлагают вообще отказаться от термина «инстинкг». Конечно, от слова «инстинкт» нетрудно отказаться, но зто не может отменить или изменить ту обьективную дей- ствительность, которая зтим словом издавна обозна- чается, и ту огромную проблематику, которая с зтой дей- ствительностью связана. Поскольку несостоятельна чисто моторная теория инстинкта, то, очевидно, и отказаться нужно не от инстинкта, а от зтого ложного, упрощенно- го, механистического его понимания. Если не ограничиваться моторной стороной поведения, то даже исследователи, приходящие в отчаяние от несоот- ветствия моторной теории фактам, вьінужденьї признать, по меньшей мере, следующие характерньїе чертьі всякого инстинктивного поведения. Во-первьіх, оно всегда связано с какой-нибудьактуальной потребностью организма. Во-вто- рьіх, зта потребность сама по себе, т. е. до того, как животное встретится с определенньїм безусловньїм раздражителем внешней средьі, вьізьівает только неспецифическое — по- исковое, так назьіваемое аппетантное поведение. В-треть- их, характерное для данного инстинкта поведение начина- ется лишь с того момента, когда животное попадает в сферу действия специфического раздражителя и направляется к нему или от него. В-четвертьіх, характерное специфическое завершение зтого поведения, так назьіваемая «завершающая реакция», обусловленоестественньїми возможностями удов- летворения данной потребности. Зти четьіре особенности инстинктивного поведения позволяют в общих чертах наметать схему внутреннего механизма инстинктов. Наследственно предопределенное отношение к безусловному раздражителю внешней средьі предполагает в центральном механизме инстинктивного поведения особую инстанцию — инстанцию специфиче- ской чувствительности к зтому раздражителю. А такая наследственно закрепленная, избирательнаячувствительность к определенному раздражителю предполагает, далее, что носитель зтого раздражителя составляет для организма нечто безусловно важное. Позтому его действие должно свя- зьіваться в организме с определенньїм положительньїм или отрицательньїм отношением к носителям безусловного раздражителя и зто отношение должно получать отражение в поведении (и в «переживании», если сама потребность субї>- ективно испьітьівается). Иначе говоря, инстанция специфической чувствительности не может оставаться «чисто познавательной», так сказать, созерцательной, она должна связьіваться с инстанцией специфического отношения кобьекту-раздра- жителю и составлять с нею единое образование; для крат- кости мьі будем назьівать его «инстанцией специфического отношения» (к определенньїм обьектам внешней средьі). Для того, чтобьі зта инстанция работала целесообраз- но, она должна находиться в такой же наследственно закре- пленной связи с другой инстанцией, в которой получает отражение актуальная жизненная потребность. Актуализация зтой потребности будет приводить в активное состояние ин- станцию специфического отношения и прежде всего ту ее часть, которая обеспечиваетспецифическую чувствитель- ность; в силу зтого безусловньїй раздражитель средьі нач- нетоказьівать своє действие на поведение лишь тогда, когда зто отвечает актуальной потребности организма. Именно связь потребности с инстанцией специфического отношения ориентирует поведение животного на определенньїе обьектьі внешней средьі. Что же касается реализации зтого отношения, то для него животное ис- пользует те двигательньїе ресурсьі и те возможности их индивидуального приспособления, которьіми оно распо- лагает ко времени проявлення данной потребности. Таким образом, моторная сторона инстинктивного поведения может бьіть самой разнообразной, но в его центральном механизме всегда необходимо участвуюттри звена: 1) инстанция органической потребности; 2) инстанция специфического отношения к определен- ньім обьектам (носителям безусловного раздражителя); 3) инстанция зффекторной, в частности, двигатель- ной части поведения. Роль и функция зтих компонентов в характеристике инстинктивного поведения далеко не одинаковьі. Орга- ническая потребность составляет первьій и основной ис- точник активности животного, однако не она придает поведению его специфически инстинктивньїй характер. Потребность в питательньїх веществах и побуждение к их добьіванию у человека и у многих животньїх в основ- ном очень сходньї, — а пищевое поведение у разньїх животньїх и, тем более, у них и у человека существенно раз- ное, причем у всех животньїх оно инстинктивное, а у человека — не инстинктивное. Зффекторная, исполнительная часть поведения может бьіть и врожденной и приобретенной, отчасти врожден- ной и отчасти приобретенной (особенно, если данньїй инстинкт проявляєтся у животного в зрелом возрасте); поведение может бьіть и стереотипним, и вариабильньїм, и «слепьім» (по отношению к условиям действия) и вьі- полняться с учетом обьективньїх отношений между ними и даже как «разумное решение задач». Но всегда и неза- висимо от зтих различий поведение животньїх сохраняет неизгладимую печать инстинктивности — наследствен- ного предопределения его конечного результата. Печать зту накладьівает то, и только то обстоятельство, что поведение императивно диктуется животному взаимодей- ствием инстанции специфического отношения и безус- ловного раздражителя — предустановленньїм отношением животного к определенньїм обьектам внешней средьі. Именно зто среднее звено центрального механизма при- дает поведению животньїх его специфически инстинктив- ньій характер, а именно: 1) его прямую и непосредственную зависимость от природних сил: возбуждения органической потребности в самом животном и действия безусловного раздражителя из внешней среди; 2) его прямую и непосредственную ограниченность их актуальним взаимодействием. Зто взаимодействие природних сил, так сказать, при- говаривает животное к определенному поведению и животное не может действовать иначе, как не может бить чем-нибудь иним, чем оно єсть. По отношению к обьек- ту, носителю безусловного раздражителя инстинктивное поведение является винужденним, и оценивать его с мо- ральной или юридической точки зрения — все равно, что одобрять или порицать равнодействующую механических сил за ее направление. Позтому в общеетве, достаточно культурном, чтобьі учитьівать зто обстоятельство, живот- ньіе не отвечают за своє поведение. Не отвечает животное и за то, что прекращает своє поведение (может бьіть, и не вовремя с точки зрения человека) вследствие угасання потребности или прекращения действия безусловного раздражителя. Требовать от животного, чтобьі оно «рабо- тало» независимо от их прямого взаимодействия — акту- альной потребности и безусловного раздражителя — означало бьі требовать, чтобьі животное поднялось над уровнем природьі, в которую оно «с головой» погружено. Позтому неправомерно и оценивать инстинктивное поведение как альтруистическое или згоистическое. Такая оценка предполагает общественную точку зрения, со- поставление своих и чужих интересов и, лишь в результате его, предпочтение тех или других. У животньїх такого сопоставления нет, они действуют лишь под давлением непосредственно испьітьіваемого ими взаимодействия потребности и внешнего раздражения, независимо от того, кому на пользу идут результати поведения. Курица, самоотверженно защищающая цьіплят от ворона или яс- треба, вовсе не жертвует своими интересами ради интересов птенцов, а только подчиняется действию безусловного раздражителя, вьізьівающего безусловную защитную реакцию. Если исключить зтот безусловньїй раздражитель, как зто и бьіло сделано в известном опьіте Икскюл- ля (закрьівшего цьіпленка стеклянньїм колпаком не пропускавшим звуков), то курица, видя его отчаянньїе попьітки вибраться из прозрачной западни, оставалась равнодушной и не делала попьіток помбчь ему[96]. Животное реагирует не на чужую беду, а на тот раздражитель, действие которого испьітьіваетсамо. Вот если бьі ванало- гичном положений оказался человек, с его воспитанни- ми обществом мотивами, тогда его борьбу за другого, да еще с опасностью для себя, действительно, следовало бьі оценивать как альтруистическое поведение. Оценка поведения как альтруистического или згои- стического ведется не по его результатам самим по себе, но прежде всего по его моральньїм основаниям, и предполагает «право вьібора» между ними. У животньїх зтого «права» нет и по отношению к ним такая оценка пред- ставляет собой типичньїй антропоморфизм. А ребенок уже очень рано приобретает возможность такого вьібора, сначала в узкой, а потом во все более расширяющейся сфере отношений с другими людьми. И лишь когда зта возможность распространяется на сферу основних чело- веческих отношений, он получает права гражданства и от- ветственности, которьіе означают, что за ним признается свобода вьібора своего поведения; свобода от той жесто- кой необходимости, в которую всегда и намертво заклю- чено инстинктивное поведение. Если оценка инстинктивного поведения как альтруистического или згоистического представляет собой наив- ньій антропоморфизм, то сведение поведения человека к дурньїм или хорошим инстинктам єсть частньїй случай натуралистического, биологизаторского обьяснения общественньїх явлений «природними свойствами» человеческого организма. Жизнь в человеческом общеетве требует от каждого его сочлена учитивать не только природньїе свойства вещей и людей, но в первую очередь их общественную оцен- ку и общественньїе способи и формьі поведения. Столь характерное для животного, испьітьівающего потребность, прямое, инстинктивное отношение к предметам внешней средьі, включая и сочленов своей группьі, несовместимо с отношением человека к обьектам своих потребностей, поскольку зто отношение опосредствовано общественнн- ми условиями. И в той мере, в какой происходило очело- вечивание животньїх предков человека, их инстинктив- ньіе отношения к внешней среде и друг к другу должньі бьіли активно затормаживаться. Так как переход к совме- стной деятельности по добьіванию средств существования и защитьі от врагов — деятельности, основанной на об- щественньїх, а не биологических отношениях,— стано- вился главньїм условием вьіживания и продолжения рода, то успешно видержать давление естественного отбора могли лишь те предки человека, у которьіх зто торможе- ние удавалось все лучше и у которьіх в конце концов оно привело к отмиранию инстинктов. Нужно думать позтому, что изменение организма в процессе антропогенеза состояло не только в приобрете- нии нових свойств, но и в отмирании тех животньїх свойств, которьіе мешали образованию нових, собственно человеческих отношений. Естественно, зто касалось больше всего тех органов и систем тела, деятельность которьіх непосредственно обеспечивала поведение. Позтому одним из важнейших результатов антропогенеза бьіло исключение из центрального механизма поведения того звена, которое придавало поведению биологически предопределенньїй, инстинктивньїй характер. Зто изменение последовательно распространялось на те сфери жизни «становящихся людей», которьіе развивающееся общество брало на своє обеспечение и вместе с тем под свой контроль. Представляя себе центральний механизм инстинктивного поведения так, как зто описано вьіше, ми можем в общих чертах наметить и общий ход зтого систематиче- ского торможения инстинктов. В период становлення общества у подрастающего поколения с самого начала воспитьівалось определенное отношение к определенньїм обьектам внешней средьі. Когда потребности в них приходили в актуальное состояние, зти обьектьі начинали вьі- зьівать инстинктивньїе реакции, которьіе, однако, катего- рически запрещались и беспощадно карались. В результате зтого обьектьі-возбудители становились сильнейшими тормозами той инстанции, на которую первоначально они действовали как безусловньїе раздражители, — инстанции специфической чувствительности. Ее систематиче- ское торможение, с одной стороньї, и систематическое удовлетворение стоящей за нею потребности в ином, общественно установленном порядке — с другой, вело к глубокому угнетению зтой инстанции. И так как на про- тяжении антропогенеза еще действовали закони биоло- гического отбора, то успешней виживали те индивидн и те группьі, у которнх наследственная передача инстанции специфической чувствительности происходила все слабей, ее торможение удавалось все лучше, а новьіе форми неинстинктивной кооперации (и построеннне на ней различньїе вторичнне отношения) складивались все более легко и успешно. Однако зтого — сначала тормо- жения и ослаблення и в конце концов отмирания инстанции специфической чувствительности — бьїло достаточ- но для освобождения от инстинктов и утверждения нового, общественно-исторического образа жизни. После исключения инстанции специфической чувствительности из центрального механизма поведения, ор- ганические потребности освободились от ее неотврати- мого ориентирующего влияния. Побуждения к действию, потребности уже не предопределяли ни обьектов, которие би их удовлетворяли, ни способов их добивання, ни способов удовлетворения. Еще менее определяли все зто зффекторние, в чаотности, двигательнне реакции, которие освобождались от безусловних раздражителей и теперь использовались или не использовались в зави- симости от того, насколько они отвечали предписанньїм общеетвенньїм образцам. Процесе антропогенеза не могзакончиться ранее, чем бьіли полностью устраненьї из всей сферьі общественно регулируемой жизни становящихся людей инстинктив- ньіе отношения с внешней средой и между членами груп- пьі. Есть много оснований полагать, что именно мощное развитие общественньїх отношений (на переходе от сред- него к верхнему палеолиту) обусловило так назьіваемьій «второй скачок» в процессе антропогенеза; «скачок» в том смьісле, что за сравнительно короткое время (всего несколько десятитьісячелетий — по сравнению с многими сотнями тьісяч, а может бьіть и полутора миллионами лет предьідущего развития), при относительно небольшом из- менении орудий труда (от позднего Мустье до Ориньяка) произошли обширньїе и глубокие изменения в организа- ции общества и вместе с тем в физическом облике древ- них людей. Именно к зтому времени относится значитель- ное развитие культурьі (искусства, магических верований, культовьіх обрядов) и окончательное становление физи- ческого типа современного, так назьіваемого кроманьон- ского человека. Таким образом, одной из важнейших особенностей современного человека — именно какособого биологическо- го вида — является отсутствие инстинктов, т. е. наследст- венно, в самом строении организма закрепленного отношения к определенньїм обьектам внешней средьі. Ос- новньїе органические потребности, конечно, остаются, но освобожденньїе от специфической чувствительности к определенньїм обьектам они уже не составляют ни остатков, ни частиц инстинктов. Зто не биологические, а органические потребности, лишенньїе существенньїх свойств инстинктов и обладающие другими основними свойствами, подобно тому как водород и кислород, полученньїе от раз- ложения водьі, уже не составляют ни остатков водьі, ни ее частей и обладают совсем другими свойствами. Чтобьі терминологически закрепить зто важное различие, целесообразно назьівать биологическим то, что в силу определенного строения организма предопределяет тип жизни во внешней среде, а органическим — то, что обусловлено строением организма, но характер жизни во внешней среде не предопределяет. Позтому: органические потребности, наследственно связанньїе с механизмом специфического отношения к внешней среде и зтим пре- допределяющие определенньїй тип жизни, являются био- логическими потребностями в собственном и точном смьісле слова; а те же самьіе органические потребности, не связанньїе с механизмом специфического отношения к внешней среде и позтому не предопределяющие тип жизни, биологическими в зтом смьісле уже не являются. Они суть то и лишь то, что они єсть, — потребности организма, органические, но не биологические потребности. Биологические потребности, предопределяя тип поведения в среде внутренним строением организма, безуслов- но исключают общественньїй тип жизнй, не совместимьі с ним. А органические потребности тип внешней жизни не предопределяют и совместимьі с любьім типом жизни, если только он обеспечивает удовлетворение зтих потребностей. Органические потребности «в чистом виде» у человека те же, что и у животньїх, но у животньїх они структурно, накрепко спаяньї с инстанцией специфического отношения к внешней среде, а у человека такой наследст- венной инстанции уже нет; у животньїх они предопределяют поведение, а у человека не предопределяют; у животньїх они биологические, а у человека — только органические. У человека нет биологических потребностей — нет инстинктов. Когда говорят, что у человека есть биологические потребности и основньїе инстинктьі, то зто результат нераз- личения биологического и органического. Сходство самих потребностей бросается в глаза, а внутренняя структура их центрального механизма, наличие или отсутствие в нем на- следственной инстанции специфической чувствительности остаются скрьітьіми. Неразличение биологического и органического есть главное препятствие в решении вопроса об инстинктах у человека, главная причина многократньїх и безрезультатних возвращений к зтой теме. Ошибочно само ее название: «Биологическое и социальное в развитии человека», как бьі заранее признающее наличие биологического фактора в структуре и развитии человеческой психики. У человека нет «биологического» (в том смьісле, в каком оно есть и характерно для животньїх). Очевидно, нужно изменить и постановку вопроса: не «биологическое и социальное», а «органическое и социальное» в развитии человека. «Органическое» — уже не содержит указания на «животное в человеке», не затрагивает проблем нравственности и от- ветственности. «Органическое» указьівает лишь на анатомо- физиологические возможности и роль физического развития в общем развитии человека, — роль совершенно бесспорную, очень важную, подчас — решающую, но не- специфическую и относительную. Она неспецифична, потому что свойства организма намечают лишь границьі физических возможностей человека, но в зтих границах могут использоваться по-раз- ному и на их основе могут воспитьіваться существенно разньїе формьі поведения. Она относительна культуре и технике общества и в ситуациях, где свойства организма недостаточньї, они — в принципе — компенсируют- ся техническими средствами, которьіе общество может предоставить своим членам. Слепо-глухо-немьіе дети без 15 Зак. 110 специального обучения остаются в психическом отноше нии глубокими инвалидами, — а при специальном обучении доетигают нормального развития и даже получа- ют ученьїе етепени; еовременньїе технические ередетва передачи прямой, образной и «взаимной» (между члена- ми группьі) информации позволяют сделать такое обуче- ние массовьім и, таким образом, приблизить его к нормальному школьному обучению. Один и тот же физический дефект или физическое преимущество могут по-разному отразиться на развитии и даже судьбе ребенка — в зависимости от того, как они будутучтеньї, использованьї или преодоленьї в обучении, а главное — какое отношение будет сформировано или «само сформируется» у ребенка к зтому дефекту или пре- имуществу. Физическая сила, бьістрота и прочность об- разования условньїх связей, красота внешнего облика — качества сами по себе положительньїе, — могут обернуться обстоятельствами, которьіе изуродуют человече- скую жизнь. Конечно, нужно родиться нормальной осо- бью биологического вида Ното 8аріеп5, чтобьі получить возможность стать человеком. Но зто — только возможность. Фактически она реализуется в зависимости от того, как будет усвоена культура общества — в каком виде и качестве зта культура будет преобразована в содержание и структуру психической деятельности данного человека. В отличие от «биологического», которого у человека нет, «органическое» (свойства организма и его физическое развитие) составляет не фактор, а сопсііііо зіпе ^иг поп (непременное условие, но не причину) развития человека как члена общества. Но в том-то и дело, что только в общеетве и как член общества ребенок становится человеком. ІШііі О СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В зтом вопросе мьі до сих пор встречаемся с резким про- тивопоставлением действия, как обьективного процесса, и психологических процессов, которьіе обеспечивают его вьіполнение, но сами уже не являются действиями.
Всякое человеческое действие, независимо от того, как оно производится — физически или идеально — представляет собой обьективньїй процесе преобразования исход- ного материала или положення в заданньїй продукт или состояние. Зтот процесе не только целесообразньїй, но и целенаправленньїй, в котором, по вьіражению Маркса, цель как закон определяет способ и характер действия. Зто — процесе решения задачи, которая не только обьективно возникает перед человеком, но и субьек- тивно вьіступает перед ним, так или иначе им понимает- ся, и, соответственно зтому, так или иначе решается. 227 Когда мьі проанализировали, что представляет собой зто «понимание», перед нами вьіступила «орентировоч- ная основа действия», очень сложное образование, в ко- тором различаются две части: 1) образ обьекта, которьій предстоит получить, с определенньїм внутренним строением, свойствами и признаками, словом — модель будущего результата, соотне- сенная со свойствами исходного материала; 2) образ системи операций, подробньїй план действий. С помощью зтих операций сначала проверяется состав, качество, состояние всех условий задачи, а потом вьіполняются преобразования, обеспечивающие после- довательное превращение исходного материала в задан- ньій продукт. В процессе действия зто содержание его ориентировочной основьі, точка за точкой, соотносится с обьектив- ньіми условиями и последовательньїми изменениями, — соотносится не только ориентировочно, с помощью при- меривания, но и путем фактического вьіполнения наме- ченньїх преобразований. Благодаря зтому, теоретические знання, уже включенньїе в ориентировочную основу действия, начинают реально вьіполнять своє ориентировоч- ное назначение, и между ориентировочной основой действия и исполнением устанавливаются многочисленньїе условньїе, нервньїе материальньїе связи. Благодаря им, теоретические знання из обьекта теоретической деятельности становятся важнейшей составной частью ориентировочной деятельности, — а в целом, — образуется пред- метное действие человека. Таким образом, действие как обьективньїй процесе не только не противостоит психическим способностям человека, но и в процессе формирования присваивается им, и в результате такого присвоєння психологически становится, во-первьіх, важнейшей, но лишь одной из основних частей ориентировочной деятельности человека, а во-вторьіх, исполнительной частью его действия. И если для отдельного человека в каждьій момент времени обь- ективное знание, взятое само по себе, т. е. только по отношению к вещам, является инвариантньїм, то как отражение в сознании отдельного человека, как момент его ориентировки зто обьективное знание вовсе не является постоянньїм. Мьі теперь знаєм, что оно может варьиро- ваться многообразно, и в настоящее время установленьї три кординально разньїе типа ориентировки. От качества зтой ориентировки, частью которой является обьективное знание, зависят и качества человече- ского действия, и качество продуктов зтого действия, и, наконец, качество его формирования, процесса учения. Таким образом, если вне психологически обьективное знание противостоит психическим процессам и явленням, то как достояние человека, оно инкорпорирова- но в них и составляет только злемент ориентировочной части человеческого действия. Позтому все наши психологические представлення, построенньїе на декартовском противопоставлении мира вещей и мира сознания должньї бьіть решительно пере- смотреньї. Должньї бьіть пересмотреньї представлення о том, что действия не составляют предмет психологии, которая будто бьі должна заниматься только умениями и навиками. На самом деле умения и навики являются лишь отдельннми характеристиками действия, к тому же характеристиками, которне идутпоразним параметрам. И нельзя отрнвать характеристики действия от самого действия и изучать их независимо от действия, в виде собственно психологического или физиологического процесса. Обьективньїй процесе, осуществляемьій человеком, ста- новится исполнительной частью его действия, управляемого ориентировочной частью, — управляемого именно потому, что обьективньїе условия зтого действия и оно само пред- ставленьї в зтой ориентировочной части. Противопоставление «психического» и «физического» єсть внешняя картина, видимость положення. Зта видимость отнюдь не лишена значення, но все-таки она остается лишь «явлением» в философском смьісле слова. Зта картина получает настоящее значение лишь в свя- зи с невидимой для невооруженного глаза «сущностью» действительньїх отношений человека со средой. Зта картина вьіражает только одну сторону зтих отношений, другая сторона которьіх состоит в теснейших, интимнейших связях душевного мира человека с окружающим. Отли- чие зтих психологических отношений от физиологических состоит в том, что в процессе лрисвоения зти внєш-- ниє обьектьі не разрушаются и уподобляются организму, а воспроизводятся в собственном виде, восстанавлива- ются в виде образа, и в зтом виде становятся механизмом собственной деятельности человека. § 2. О СОБСТВЕНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ И ЗАКОНАХ В психологии мьі нередко встречаем пагубное мнение, будто к психологии относятся только «явления» — явления сознания или явления поведения, — а механизмьі и закони принадлежат уже другим областям знания, физиологии или логике. Исследования убеждают нас, что зто мнение не только пагубное, но и ложное. Все содержание психической деятельности человека формируется в индивидуальном опьіте, а процесе зтого формирования в каждом случае совершается по зтапам. На каждом зтапе перед учеником вьіступает задание и так или иначе построенная и представленная ориентировочная основа действия. В результате успешного вьіполне- ния и подкреплений, ориентировочная основа действия превращается в динамический стереотип, а каждьій из ее ориентиров — сначала в раздражитель отдельной опера- ции, а затем в злемент динамического стереотипа. Таким образом, внешняя организация задачи и процесса ее решения превращается в физиологический механизм, сложную систему условньїх связей, составляю- щих «функциональньїе мозговьіе органи» нових знаний и умений. И зта внешняя организация является опреде- ляющей. Образование динамического стереотипа ведет к зако- номерньїм изменениям первоначальной формьі действия. Динамический стереотип возбуждается в целом любьім из его раздражителей, и благодаря зтому, картина действия начинает опережать его реальное исполнение. Так как при повторних исполнениях действие неизбежно в какой- то мере стереотипизируется — или вследствии постоянст- ва условий, или вследствии их обобщения и внделения их постоянного содержания, — то опережающее появление картини действия делает ненужним его исполнение: по зтой картине, отражающей прошлий опит, ми уже знаєм, что получится. Если действие имеет ориеитировочное назначение, то в зтих условиях наступит неизбежное сокра- щение. В физических действиях оно захватьівает ориен- тировочную часть, а если действие имеет ориеитировочное значение, то сокращению подвергается и исполнительная часть действия. Сокращение действия означает не исключение сокра- щенной части, а «снятие» ее в гегелевском смьісле слова — перевод ее на положение того, что уже не вьіполняется, но имеется в виду как бьі вьіполненньїм. Таким образом, со- кращенное действие опирается на его предшествующую развернутую форму. Но самое сокращение означает суще- ственное изменение в соотношении его частей, образова- ние новьіх связей, которьіе тоже должньї закрепиться. Словом, сокращение означает появление новой форми действия на базе прежней, которая уходит в скрьітьій механизм своей наследницьі. Подобньїх изменений вида одного и того же действия на протяжении формирования происходит много, потому что каждьій шаг обобщения, перехода от материаль- ного действия к действию в речи, перехода ориентировки с зкстероцепции на проприоцепцию, — все зто требует изменения формьі действия, образования нових связей, которьіе наслаиваются на предьідушие и определенньїм образом связьіваются с ними. Получается сложная, многоярусная система форм одного и того же действия, из которьіх более поздние являются более совершенньїми и зффективньїми, но не могут бьіть ни образованьї, ни полностью использованьї иначе, как на основе зтих более полньїх и ранних форм. Таким образом, последние сохраняются и продолжают реально участвовать в механизме зтих более високих форм. Переход от более ранних форм действия к каждой следующей более сокращенной не произволен. Он требует определенньїх условий и подчиняется определенньїм правилам. Даже впоследсівии, когда открьівается возможность пропустить некоторьіе прежде обязательньїе ступени, зто обусловлено наличием определенньїх образований и определенньїм способом их применения. Но если вьіс- шие и все более внугренние формьі действия представляют собой производньїе от более простих и внешних матери- альньїх форм, то взятьіе безотносительно к своєму проис- хождению зти вьісшие формьі представляют собой нечто не только не похожее на свои исходньїе формьі, но даже как бьі противоположное им. Так например, идеальное действия, идущее напрямик от исходньїх данньїх к конечному результату, является прямим нарушением принципа после- довательного преобразования обьекта и соблюдения «об- ходного пути», столь характерного для всякого разумного действия; а понятие как специфический обьект умствен- ного действия, есть нечто само по себе противоположное чувственной природе самого материала. Если конечний результат формирования психологических явлений принимается непосредственно какданное, то между ними и миром внешних обьектов раскривается пропасть «психологического» и «физического», перед которой останавливается вся философия и психология буржуазной зпохи. Но опираясь на философские положення марксизма- ленинизма о природе психики и прослеживая формирование идеальньїх, в частности, умственньїх действий, а на их основе — чувственних образов и понятий, — ми теперь знаєм, как образуются зти явления и знаєм, что зто только «явления», и что за ними скрьівается много- яруеная, разветвленная система прежних форм действий и представлений, превратившихся в «сущность» и механизм зтих явлений. Зто значит, что психологическая наука располагает не только явленнями — явленнями сознания или явленнями поведения, — но и собственно психологическими ме- ханизмами и законами их образования и функциониро- вания. Ибо в зтой связи явлений с их механизмами вьіясняется, что, по вьіражению Ленина, и самьіе явления существенньї, так как в них-то и воплощеньї звристиче- ские средства ориентировки в обстоятельствах. И зто значит, что психология єсть наука самостоятельная, а не опи- сание явлений, и что она вовсе не должна обращаться за обьяснением своих явлений всегда и обязательно к физио- логии, логике или каким-нибудь разделам математики. Как и всякая самостоятельная наука, психология может прибегать к смежньїм наукам, но должна пользовать- ся ими по логике своих процессов, а не подменять отсут- ствие представлений о них данньїми других наук. Именно для того, чтобьі разумно обращаться с данньїми физио- логии, кибернетики, теории информации, математиче- ской логики, нужно следовать логике самих психических процессов, их психологических механизмов и психоло- гических законов, а не прикривать отсутствие знаний о них учениями физиологии, кибернетики и т. д. Исходньїм и определяющим в психологии является знание самих психологических механизмов и психологических законо- мерностей, а путь к ним, как зто прозорливо в общей форме указьівал еще И. М. Сеченов, заключается именно в изучении их происхождения, их формирования. § 3. ПРОБЛЕМА ОСНОВНОГО МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Изучать психические явления в процессе их формирования — зто уже не такая новость в психологии. Но дело в том, что зто можно делать двумя принципиально разньїми путями. Один из них заключается в том, что перед испьітуемьім ставят задачу и далее регистрируют, как она решается, и как при зтом формируются новьіе действия, представлення и понятия. Такое исследование можно провести на разньїх возрастах и тогда наметить общую линию развития зтих действий и понятий. Таков общепринятьій, единственньїй прием исследования. Но мьі полагаем, что его обьективное значение весь- ма ограничено: он отвечает не существу процесса, а только определенному уровню развития самого исследования. Недостаток зтого метода заключается в следующем. Основним предметом исследования является формирование действия, а действие призвано отвечать определенньїм требованиям: производить заданньїй продукт в за- данньїх условиях. На каком же основании мьі требуем от испьітуемого, чтобьі он самостоятельно искал и находил условия, — которьіе, как оказьівается, мьі и сами знаєм далеко не полностью. Собственно, только зто незнание и является таким основанием. Кроме того, значительная часть ориентировочной основи действия, в которую входят и многие его условия, переносятся в идеальньїй план, сокращаются и как бьі перестают сухцествовать для всякого наблюдателя, в том числе, и для самонаблюдения. Учитьівая только предмет- ное содержание действия, мьі заранее ограничиваем себя только одним из типов формирования — на неполной (ориентировочной) основе, а вместе с тем и наименее зф- фективньїм путем исследования, которьій обьічно, по неосознанию зтого, принимается заосновной и внутренне необходимьій. Таким образом, общепринятьій путь изучения формирования психических явлений — в качестве основного — является принципиально ошибочньїм. Другой путь исследования состоит в том, что сначала устанавливаются требования к будущему действию, а затем вьіясняются условия, при которьіх такое действие может бьіть сформировано. Требования, которьіе мьі предьявляем к действию, не составляют для него чего-либо внешнего — действие для того и формируется, чтобьі удовлетворять зтим требова- ниям. Они его порождают, они контролируют его сохра- нение и его усовершенствование. Если мьі наметам сово- купность требований, которьіе в разньїх условиях предьявляются к избранному нами действию, то соста- вим систему показателей или свойств, которьіми должно обладать полноценное действие. Например, ориентиро- ваться на существенньїе условия, т. е. бьіть разумньїм; сво- бодно применяться в определенном наборе заданий, т. е. бьіть обобщенньїм; бьіть сознательньїм, т. е. доступним са- моотчету исполнителя; максимально автоматизирован- ньім и в то же время подконтрольньїм, и т. д. Формирование каждого такого свойства действия, а на его основе свойств представлений и понятий, требует определенньїх условий. Здесь основное правило состоит в том, чтобьі не довольствоваться наличньїми условиями, а устанавливать такие средства действия, при которьіх задание может бить правильно вьіполнено. Нередко такие средства приходится специально кон- струировать, чтобьі сделать меткими и ясньїми показа- тели, на которьіе должньї ориентироваться последова- тельньїе операции и по которьім контролируется их вьіполнение, — иначе говоря, чтобьі обеспечить полную и немедленную обратную связь в процессе исполнения и тем самьім — управление действием. Наличие правильной и полной системи таких показателей контролируется по тому признаку, что самьіе слабьіе испьітуемьіе, располагая только «предварительннми знаннями и умениями», могут с первого же раза и каждьій раз далее правильно вьіпол- нять действие, которое они вьіполнять не умели; более того, если испьітуемьіе строго следуют всем зтим указаниям, они не могут вьіполнить действие иначе, как правильно. Когда такие средства вьіясняются, становятся ясньїми закономерньїе отношения между определенньїми условия- ми и формированием определенньїх свойств действий и понятий. Становится также ясньїм, какие практически неисчерпаемьіе отклонения возможньі от зтого основного, нормативного пути и что только благодаря ему мьі по- лучаем возможность разобраться в зтих отклонениях. Итак, формирование действий и понятий с заранее намеченньїми свойствами — обязательно заданньїми, так как только для определенньїх, заданньїх свойств можно подобрать и определенньїе условия, — только такой процесе формирования является головним, идущим впере- ди других методом изучения их строения и закономерно- стей. Конечно, потом, когда закономерности такого процесса будут изученн и шкала последовательних сту- пеней образования нового психологического явления установлена, потом по зтой шкале можно проводить диаг- ностические исследования и уже сложившихся явлений. Но зто лишь потом, после того, как основная закономер- ность будет установлена. Итак, не наблюдать, как проходит формирование действий и понятий, а строить их и создавать условия, при которьіх они могут бьіть построеньї с заранее намечен- ньіми свойствами. Планомерное, систематическое по- строение психологических явлений — єсть главньїй метод их исследования. іШііШш Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|