ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История развития гжельского промысла и технология создания гжельской посуды и скульптурыО Гжели как о районе керамического промысла заговорили в конце XVIII века. Первое упоминание о Гжели как местности относится к XIV веку: оно встречается в 1328 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. Наиболее активное развитие гончарных промыслов в Гжели началось во второй четверти XIX века. Население занималось изготовлением кирпича, труб, изразцов, глиняной посуды, плитки для ремонта церквей. Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Позже царь Алексей Романович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд». Гжель стала первым центром в стране, где начались систематические поиски рецептуры фаянса. В их процессе гжельцы получили новый керамический материал, промежуточный между майоликой и тонким фаянсом. Изделия из него имели белый черепок, но он все еще оставался толстым, пористым и непрочным. Сами гжельские крестьяне называли этот вид керамики простым фаянсом или полуфаянсом. В XIX веке, изделия из полуфаянса значительно усовершенствовались и стали определять лицо гжельского промысла. Таким образом, в последние годы XVIII века в Гжели научились изготовлять «посуду белую наподобие фаянсовой», новым компонентом в которой была белая глина, добываемая на месте. В XVIII-XIX веках гжельские производства представляли собой семейную мастерскую с одним-тремя наемными рабочими. К 1810г. Гжельцы нашли необходимые компоненты, их количественное соотношение и температурный режим обжига полуфаянса. Полуфаянсовая посуда стала быстро входить в моду. Разорение многих заводов французами в войне 1812г., нехватка посуды укрепили положение Гжели как ведущего центра керамики. Весь производственный процесс проходил вручную, основными орудиями труда до конца XIX века оставались мешалки, дробилки, точильные круги, жернова и конный привод. В XXI веке на предприятиях снова начали выпускать обычную столовую посуду без декора. Самобытное творчество народных мастеров было забыто. Возрождение началось, когда появились производственные кооперативы. В августе 1920 г. проблемами кустарей начало заниматься Главное управление мелкой промышленности. В 1921 г. в деревне Ново- Харитоново была организована Гжельская керамическая профтехшкола, которая готовила квалифицированных специалистов для района. В 1935 г. был сооружен новый семиметровый горн и стали выпускать декоративные фарфоровые вазы, пепельницы, статуэтки, а в 1936 г. производство в Турыгине стало называться «Художественная керамика». Делали головки для кукол, красили их розовой краской, а глазки — голубой, кукол-голышей и ванночки для них, фигурки зверей и домашних животных. Перед войной 1941- 1945 гг. начали выпускать пепельницы, сахарницы, чайницы. В 1941 г. производство было законсервировано, но в 1942 г. кроме электротехнического фарфора стали делать простую цилиндрическую кружку. В это трудное время начинается работа по возрождению традиционного искусства Гжели. Заведующий отделом керамики Государственного исторического музея, имеющий практический опыт по освоению производства майолики и основатель завода «Всекохудожник» в Гжели Александр Борисович Салтыков организовал обследование артели «Художественная керамика». Четыре-пять мастериц писали на кружках с двух сторон цветок-василек или колокольчик, а когда им предложили выполнить другую роспись по вариантам других художественных промыслов, то они исказили контур, обнаружив отсутствие технических навыков владения кистевыми приемами письма. В 1946 г. в Гжели были организованы курсы художественной росписи по фарфору, которые способствовали приобретению теоретических знаний и практического опыта в овладении разнообразными приемами традиционной гжельской росписи. В Гжели складывался творческий коллектив мастеров подглазурной кобальтовой росписи фарфора. В 1955 г. к артели «Художественная керамика» присоединили артель имени С.М. Кирова. В 60-е годы появляются многочисленные изделия, свидетельствующие о широте художественных интересов мастеров и своеобразии их почерка. Возрождаются традиционные приемы украшения сосудов лепными орнаментами и скульптурой, от простых утилитарных форм переходят к пластике. Появляются новые мотивы цветочной росписи — гирлянды, сюжетные сцены и пейзажи, изображение цветка в орнаментальном обрамлении. В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью. Технология изготовления гжельской посуды: В Гжели трудилось немало мастеров, прошедших обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Владея большим опытом гончарного дела, дополнив его новыми навыками, гжельские умельцы быстро научились изготовлению майолики и начали выпускать подобные изделия у себя. Они делали нарядную посуду, декоративные квасники, кумганы, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки и много другой кухонной утвари. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными синей краской по белому фону. По обыкновению в центре рисунка располагалась птица, которая потом дополнялась условными деревцами, веточками, реже архитектурными сооружениями. Но создание гжельского фарфора по сей день остается длительным процессом, который включает в себя несколько этапов: · Обработка сырья для гжельских изделий Глина является основным видом сырья для производства керамических изделий, благодаря ее огнеупорности и пластичности. В данном случае пластичность - возможность глины принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига. Для получения качественного конечного изделия в состав массы помимо глины добавляют и другие компоненты, такие как: · Кварцевый песок · Нефелинсиенит · Перлит · полевой шпат Благодаря этим добавкам появляется возможность регулировать пластичность керамической массы, плотность, огнеупорность. · Формовка Формовка - производится из керамической массы руками мастера на токарном станке, либо автоматизированным способом - с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции. · Литье в гипсовые формы В гипсовые формы - заливается жидкая керамическая смесь (шликер). · Сушка Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции. · Оправка В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах. · Обжиг гжели Следующий процесс изготовления керамического изделия - обжиг, в результате которого изделие приобретает прочность. Процесс обжига совершается дважды: Сначала мастер делает утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После утильного обжига изделие покрывают глазурью(тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества). Затем политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. На этом этапе на изделии закрепляется нанесенная глазурь. И только пройдя все этапы гжельское изделие становится доступным для применения в быту.
Из этого можно сделать вывод, что гжельский промысел зародился на Руси еще в давние времена и привлекал народ своей простотой и изысканностью росписи. В наше время для создания предметов гжельской посуды и скульптуры используют все те же технологии, что и в древности, но со временем роспись стала богата разнообразными элементами, что заставляет людей не утрачивать интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|