ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организация взаимодействия конс-нта и клиента в школе.Практический Ψ-г приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Ψ-г – равноправный член пед-ого коллектива и отвечает за ту сторону пед-ого процесса, кот., кроме него, никто проф-о обеспечить не м., а именно – за психическое (интеллектуальное, эмоц-ое, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) разв-е и Ψ-ое здоровье детей и школьников. Практический Ψ-г, работая в детском саду, школе, интернате и пр., имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач Ψ-га. Поэтому в центре его внимания – Ψ-ая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению. Первый период работы практического Ψ-га м. условно назвать периодом адаптации: Ψ-г д. адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к Ψ-гу. Это относится и к тем случаям, когда Ψ-г, ранее работавший в учреждении и получивший специальное Ψ-ое образование, приходит в детский сад или школу: он все равно начинает новую деят-ть. Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний, изучение документации и пр. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического Ψ-га. М. подсказать, в какой форме, когда, по каким вопросам и проблемам м. к нему обращаться. Взрослый чел-к задает, создает «зону ближайшего развития», организуя ведущую деят-ть ребенка и сотрудничество в пространстве этой деят-ти. В Ψ-ой теории и Ψ-го-пед-ой практике достаточно полно и четко отработаны содержание, методы и формы организации ведущей для дошкольного возраста игровой деят-ти и для младшего школьного возраста – учебной деят-ти. Инд-ое конс-ие. Цели конс-нта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый конс-нт имеет в виду свою систему общих целей, соотв-ую его теоретической ориентации, а каждый клиент – свои инд-ые цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе конс-ия при взаимодействии конс-нта с клиентом. Реализация целей конс-нта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое конс-е и что ожидать от конс-нта. Когда клиент не владеет никакой информацией о конс-ии, он не способен д.м образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возм-ти и ограничения конс-ия. Большинство клиентов приходит на ψ-ое конс-е, надеясь, что конс-нт сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации конс-нт д. помнить главную цель конс-ия – помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот чел-к, кот. д. решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, явл. неповторимой и обязательно требует инд-ого подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что м. существовать какие-либо алгоритмы решения отдельных проблем. Каждый случай конс-ия уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента. Все проблемы, с кот.и мы сталкиваемся в конс-ии, имеют свою историю возникновения и развития. Когда конс-нт знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к конс-нту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои проблемы, и о таких попытках и результатах конс-нт д. знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем. Этапы ПК. Процесс беседы • знакомство с клиентом и начало беседы; • расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; • коррекционное воздействие; • завершение беседы. I. Начало беседы (5-10 минут) Встретить и усадить клиента. Очень важный момент – знакомство с клиентом по имени. Возм. объяснить, что такое Ψ-ое конс-ие. Перейти непосредственно к процессу конс-ия. Если нужно, помочь начать рассказывать о себе: «Расскажите, что вас привело сюда» и т.п. II. Расспрос клиента (25-35 минут) Первая фаза расспроса клиента Основная цель конс-нта – «разговорить» клиента. Конс-нт: - поддерживает контакт с клиентом; - стимулирует его на дальнейший рассказ; - способствует целенаправленному - разв-ю беседы; - осмысливает то, что говорит клиент. Гипотезы в Ψ-ом конс-ии Каждая гипотеза – попытка конс-нта понять ситуацию клиента. Конс-нт осуществляет выбор конструктивных позиций совместно с клиентом. Проверка возникших гипотез явл. основным содержанием работы конс-нта. Вторая фаза расспроса клиента Основной подход – анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, ос-ти выбираемых паттернов взаимодействия. III. Оказание психокоррекционного воздействия (10-15 минут) Ведущая роль в этом придается и катарсису, и изменению лич-ых структур, и приобретению смысла и т.д. Цель – помочь клиенту сформулировать как м. большее число возможных вариантов поведения. IV. Завершение беседы (5-10 минут) • подведение итогов беседы; • обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с конс-нтом; • прощание конс-нта с клиентом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|