Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение, характеристика и функции интеллектуальной собственности




Общепринятое определение интеллектуальной собственности приводится Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Интеллектуальная собственность означает творение человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле.

Право интеллектуальной собственности в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности культуры и прогресса для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Однако необходимо учитывать "двойственную реальность", характерную для данного института, - не только культурную ("духовную"), но и экономическую. Необходимо считаться не только с "моральными соображениями", но и с политическими факторами, социальными проблемами, воспринимать действительность такой, какова она есть, а не такой, какова она могла бы быть. Юриспруденция, как медицина и политика, начинается с запрета на употребление фразы: "Я хочу добра, я не хочу того, что существует", причем если политика – это искусство возможного, то право – это наука необходимого. Для современности характерно не только усиление защиты личных неимущественных ("моральных") авторских прав, но и одновременно дальнейшая "коммерциализация" имущественных ("экономических") прав.

Существует принципиальная возможность рассматривать интеллектуальную собственность как ОБЪЕКТИВНО ВЫРАЖЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, как материальный (именно - материальный) носитель такого результата. Поскольку охрана, предоставляемая правом, не может возникать раньше того момента, когда этот идеальный результат будет выражен в какой-либо "объективной" форме (то есть материальной форме), то нет смысла говорить об "интеллектуальной собственности" до момента такого выражения. Любое произведение, любой результат интеллектуальной деятельности не могут существовать без тех материальных форм, в которых они воплощаются, поэтому к объектам интеллектуальной собственности следует относить результаты интеллектуальных усилий человека, материализованные, получившие объективную форму выражения, в частности, фиксацию на каком-либо материальном носителе. Таким образом, высказанная идея, составленная и отлаженная программа для ЭВМ, изобретенный метод лечения, методика обучения, прочитанная лекция – все это может рассматриваться как интеллектуальная собственность. Такая концепция интеллектуальной собственности как материального блага (объективно выраженного результата интеллектуальной деятельности)до настоящего времени глубокому исследованию не подвергалась.

Чаще всего подчеркивают "нематериальный характер" объектов интеллектуальной собственности, а саму ее предлагают понимать как "идеальное, духовное начало", "собственность на знание и информацию", право на нечто нематериальное: совокупность новых идей, образов, понятий, решений тех или иных технических или художественно-конструкторских задач и т.д. ("неосязаемых", в отличие от их вещественного носителя, делающего их доступными для органов чувств). Для результатов творческой деятельности часто используют термин "произведение", под которым понимают саму творческую мысль, а не материальный предмет, объективно ее выражающий: "произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творческая деятельность – это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение не материальный, а идеальный объект". Интеллектуальную собственность при этом предлагают рассматривать как правовой институт, обеспечивающий охрану и использование нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуальной деятельности, а материальный носитель творческого результата такой деятельности – только в качестве вещи, которая может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожена (при этом сам результат интеллектуальной деятельности, являясь благом нематериальным, сохраняется за его создателем).

Чтобы результаты интеллектуальной деятельности могли участвовать в экономическом обороте, на них нужно было закрепить право, аналогичное по функции абсолютному праву вещной собственности. Однако в силу того, что объекты интеллектуальной собственности предлагалось рассматривать как блага нематериальные (правовой режим, устанавливаемый в отношении объекта, всегда в значительной степени определяется именно его натуральными свойствами), делался однозначный вывод, что на объекты интеллектуальной собственности нельзя распространять правовой режим, установленный для вещей. Литературное произведение нельзя отождествить с рукописью или книгой. Это – некая совокупность идей, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, представляющих общественную ценность независимо от тех объектов, в которых они воплощены, ибо они могут быть закреплены и в других объекта.

Интеллектуальная собственность в объективном смысле – это совокупность норм, которыми регулируются отношения, связанные с созданием и использованием ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности и средств индивидуализации участников гражданского оборота.

В любом случае интеллектуальная собственность - собственность особого рода. Интеллектуальная собственность не является разновидностью права вещной собственности, это самостоятельный правовой институт. Относящиеся к интеллектуальной собственности права называют правом интеллектуальной собственности потому, что их следует защищать также "основательно", как вещные права, а не для того, чтобы распространить на них порядок (определения, способы защиты), касающиеся прав вещной собственности

В субъективном смысле – это совокупность правомочий как личного, так и имущественного характера, принадлежащих авторам творческих достижений, патентовладельцам или лицам, осуществляющим регистрацию средств индивидуализации, их наследникам и иным правопреемникам.

В дореволюционном законодательстве термин «интеллектуальная собственность» не использовался. За автором, обладателем привилегии (патента) или лицом, осуществляющим регистрацию, с целью закрепления за ними монополии на использование ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности или средств индивидуализации признавались имущественные правомочия, составляющие содержание исключительных прав. Исключительные права составляли самостоятельную подотрасль гражданского права. В условиях социалистического способа производства исключительные права утратили функции институтов рыночной экономики, поэтому и сам термин «исключительные права» в советском законодательстве не использовался.

Наиболее важное экономическое значение имеют авторские произведения, товарные знаки, выступления артистов-исполнителей, звукозаписи, изобретения, фирменные наименования. Дорогостоящие инвестиции в научные исследования и разработку новых технологий окупаются только в том случае, если интеллектуальная собственность охраняется в правовом порядке.

Интеллектуальную собственность всегда рассматривали как родовое понятие, но при этом часто имели место попытки ограничить ее несколькими видами (промышленной собственностью и произведениями, охраняемыми с помощью авторского права) либо свести ее к нескольким основным типам защиты. При этом к объектам промышленной собственности относят главным образом научно-технические творения человека, а к объектам авторского права – объекты культуры и искусства. "Узость" подобного подхода очевидна. С другой стороны, иногда интеллектуальную собственность трактуют чрезмерно широко, относя к ней не только все предметы духовной культуры в ее разнообразных проявлениях, но и информацию и даже "моральные права авторов".

В настоящее время наиболее широкий перечень объектов интеллектуальной собственности содержится в пункте 8 статьи 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 года, кроме того, к интеллектуальной собственности причислены "…все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях

– исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

– изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

– научным открытиям;

– промышленным образцам;

– товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

– защите от недобросовестной конкуренции.

Изложенный пункт ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, не содержит исчерпывающего перечня объектов интеллектуальной собственности.

Пункт 2 статьи 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности относит к ее объектам патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания мест происхождения товара, а также пресечение недобросовестной конкуренции. "Промышленная собственность понимается в самом широком смысле слова и распространяется не только на промышленность и торговлю, в собственном смысле, но также и на объекты сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения..."(пункт 3 статьи 1 Парижской конвенции).

Таким образом, под промышленной собственностью чаще всего понимаются права на различного рода результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли. Наиболее широкое определение промышленной собственности охватывает любые результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве или имеющие иное хозяйственное значение. Причем грань между промышленной собственностью и иными видами интеллектуальной собственности постепенно стирается.

Современные представления об интеллектуальной собственности как основной составляющей интеллектуального капитала и, в конечном счете, как основы нарождающейся «экономики знаний», позволяют выделить следующие ее функции:

· инновационную;

· товарную;

· технологическую;

· правовую;

· экономическую;

· рекламную;

· идеологическую.

Инновационная функция интеллектуальной собственности означает, что объекты интеллектуальной собственности являются центральным звеном любой инновации, используются в процессе разработки и реализации инновационных проектов. Весьма важно понимать, что именно объекты интеллектуальной собственности подлежат охране согласно нормам патентного и авторского права, которые, собственно, и обеспечивают успешное завершение инновационного проекта в случае наличия такой охраны или ставят под сомнение успех начинания, если такая охрана отсутствует или ненадежна.

Товарная функция интеллектуальной собственности заключается в том, что качество товаров и услуг, в основе которых лежат объекты интеллектуальной собственности, определяется новизной и интеллектуальным совершенством этих объектов – произведений в различных областях творческой деятельности, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллектуальной собственности. Спрос на товар, его успех на рынке зависит от того, насколько полно использованный объект интеллектуальной собственности удовлетворяет особым потребительским требованиям и предпочтениям. Таким образом, товарная функция интеллектуальной собственности представляет собой не что иное, как средство получения конкурентных преимуществ производителя товаров и услуг независимо от области предпринимательской деятельности.

Технологическая функция интеллектуальной собственности состоит в обеспечении технологического превосходства над конкурентами. При этом под технологией следует понимать совокупность приемов и секретов производства, управления, маркетинга, рекламы и т.п., содержание которых обеспечивает их владельцу получение тех или иных преимуществ перед конкурентами. Главным преимуществом при этом является стабильно высокое качество товаров и услуг, недостижимое без использования тех объектов интеллектуальной собственности, которые составляют содержание уникальной технологии, как правило, сохраняемой в тайне от конкурентов.

Правовая функция означает безусловное обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности от неправомерного использования, включая как объекты авторского права и смежных прав, так и объекты патентного права, а также средства индивидуализации юридических лиц, такие как товарные знаки, фирменные наименования и т.п. Осуществление этой функции интеллектуальной собственности требует постоянного совершенствования существующих международных договоров и национального законодательства, а также разработки новых юридических актов с учетом непрерывного развития науки и техники и появления все новых объектов интеллектуальной собственности, не имеющих правовой охраны по действующему законодательству.

Экономическая функция интеллектуальной собственности является главной функцией интеллектуальной собственности. Экономическая функция реализуется в процессе управления интеллектуальным капиталом с целью извлечения прибыли и наращивания величины этого капитала. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности дают их владельцу возможность одержать временную победу над конкурентами до тех пор, пока они не создадут еще более совершенный объект интеллектуальной собственности.

Рекламная функция таких объектов интеллектуальной собственности, как средства индивидуализации юридических лиц, играет двоякую роль. С одной стороны, средства индивидуализации позволяют продавцу продвинуть свой товар на рынок, сделать его узнаваемым и желанным для покупателя, а с другой – дать покупателю своеобразный компас для ориентировки в товарном море, возможность найти товар знакомого продавца и в то же время – ознакомиться с предложениями других продавцов, выбрав наилучший для себя вариант. Реализация рекламной функции интеллектуальной собственности вызвала к жизни новое направление в маркетинге – брэндинг, т.е. совокупность рекламных и маркетинговых действий по созданию и закреплению в сознании покупателя, клиента брэнда, товарного знака, фирменного обозначения, идентифицирующего данного продавца, производителя, поставщика.

Идеологическая функция интеллектуальной собственности состоит в формировании новой корпоративной культуры, в первую очередь, в среде высшего менеджмента организации, основанной на признании исключительного права автора на результаты его интеллектуальной деятельности, уважение права частной собственности на эти результаты, признание равенства объектов интеллектуальной собственности и материальных объектов в формировании активов предприятия, понимании ведущей роли интеллектуального капитала в современной экономике.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных