Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поэзия И.Бродского.




Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года.

«Вечерний Ленинград», напечатал порочащий его фельетон «Окололитературный трутень». Однако дело не ограничилось фельетоном. В феврале 1964 года Бродского судили за «тунеядство». Теперь этот суд называют «расправой над двадцатитрехлетним человеком», «спектаклем от начала до конца», но тогда для Бродского он обернулся пятью годами ссылки. Именно на этом суде поэт произнес потрясающие слова, ответ своим обвинителям: «Я работал. Я писал стихи». Его друзья продолжали бороться за его освобождение, около двадцати писателей направили Генеральному прокурору письмо «вроде поручительства», и тот вынес решение отпустить поэта на свободу, ограничившись отбытым сроком (1 год и 2 месяца), без реабилитации. Но жить, жить по-настоящему, то есть творить, ему не позволили, и в 1972 году он- был вынужден покинуть Родину, «в вельветовых тапочках и с двумя апельсинами в кармане». Ему было «безумно тяжело уезжать»...

С 1972 года поэт жил в США. Он написал восемь стихотворных книг, пьесу на русском и книгу на английском языке. В 1987 году ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы и искусства. Он стал самым молодым ее лауреатом.

путь ястреба в «Осеннем крике ястреба», высь становится адом, где тепло меняется с холодом и «обжигает пространство», снег — это замерзшие и рассыпавшиеся птичьи перья...

Обрывистость мыслей, строк, несмотря на то, что они несут в себе огромную идею, превращает чтение его стихов в покорение труднодоступной горы.

Бог и христианство занимают особое место в творчестве Бродского. Он обязательно пишет стихотворение к каждому Рождеству, и, как любой человек, он по-своему понимает этот праздник. Каждое Рождество он встречает с разными чувствами, но всегда оно имеет вечное и величайшее значение рождения Бога, даже в стране, где оно забыто, где «провалы дворов», «в продовольственных слякоть и давка». Все равно «уж воля благая в человеках видна» («24 декабря 1971 года»). В «Рождественском романсе» праздник полон «тоски необъяснимой»t тоски — надежды, что «будут свет и слава». Но более всего потрясло открытие Бродским звезды Вифлеема не как знамения, а как «взгляда Отца». Бог для поэта — действительно Сущий, упоминание его всегда должно быть особенно, и, по-ысе-му, лучше всего об этом трепетном чувстве сказало в «Доминиканцах: «...в ушную раковину Бога, закрытую для шума дня, шепни всего четыре слога: — Прости меня». В стихах Бродского, особенно в «Речи о пролитом молоке», чувствуешь тревогу за христианство, за его исчезновение из нашей жизни («шприц повесят вместо иконы Спасителя и Святой Марии», «обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека»). Любимые герои Бродского — это Время и Пространство, мысли и вещи, смерть и жизнь.

Время поэт почти всегда пишет с большой буквы. В стихотворении «На смерть Т. С. Элиота» Время становится как бы существующим параллельно Богу: «Уже не Бог, а только Время, Время зовет его». Время — Судья и Доктор («...но, чтобы за-бь, ь одну жизнь, человеку нужна, как минимум, еще одна жизнь. И я эту долю прожил»). Оно — Абсолют, ни от чего не зависящий, существующий вне нас, и лишь один раз, «столкнувшись с памятью, узнает о своем бессилии». Песнь начинается так: «Время больше пространства. Пространство — вещь. Время же, в сущности, мысль о вещи». И в то же время мы — это как бы одно из его воплощений. «Жизнь — форма времени».

Бродский также по-своему в стихах воплощает философию Платона о мире мыслей и о мире вещей. «Вещи вообще холопы мысли». Мысли, как и вещи, могут покидать человека, выходить «за рамки полушарий мозга». Время — тоже мысль. Да и от человека в итоге остается «часть речи». А слово может «воспламенять мозг,"как закат верхние этажи».

Пространство не Абсолют. Оно «на деле нуждается сильно во взгляде со стороны, в критерии пустоты». Если «тело служит крайней плотью пространства», то пустота — это его качество, из нее все появляется и в нее все уходит, хотя она, наверное, «хуже Ада». Вообще, стихи Бродского — своеобразное воплощение теории относительности: «Ничто — это сгусток пустоты, что тоже, как подумаешь, немало». Особенно ярко это выражено в «Бабочке»: «Дни для нас — ничто». Это не срок для жизни, и, следовательно, бабочка, жившая лишь сутки, — это тоже ничто, но в ней, в узоре ее крыльев заключено множество миров, а они, в свою очередь, как бы ничто, которое «достигло плоти».

Еще одно качество пространства — плоскость. Плоскость, не столь по форме, сколь по сути (стереоскопичность в «Кентаврах II»), быстро «вбирающая пыль», безжизненна, и об этом очень сильно сказано в чудесном стихотворении «Холмы»: «Смерть — это только равнины. Жизнь — холмы, холмы».

Еще один символ жизни для поэта — реки, с их «неудержимостью, смятением, грустью», стремлением «от отраженья, от судьбы отмыться».

Место действия многих его стихов — Империя. Наверное, потому что в своей жизни он был связан с тремя империями: в одной он жил — СССР, другая — Америка, где он жил до самой смерти, и третья — Римская, исток первых двух, проникающая в стихи о них и о личной жизни поэта («Развивая Платона», «Anno Domini» и некоторые другие).

Стих «Большая элегия Джону Донну». В мире потрясающего, абсолютного вселенского покоя внезапно проявляется трагедия извечной разлученности души и человека и одновременно их единства, временного, на одну жизнь, и лишь снегопад «сшивает пространство меж душой и спящим телом», сшивает их разлуку...

Бродскому присуща какая-то особая сосредоточенность: не столь созерцания, сколь размышления, и, как мне кажется, он прекрасно сказал сам о своих стихах: «Человек размышляет о собственной жизни, как ночь о лампе.

72.Литература постмодернизма. В.Пелевин. постмодернизм – это течение общего характера в европейской культуре, обладающее своей философской базой; это своеобразное мироощущение, особое восприятие действительности. В узком понимании постмодернизм – это течение в литературе и искусстве, выразившееся в создании конкретных произведений. Постмодернизм возник как радикальное, революционное течение. Деконструкция - это полный отказ от старого, создание нового за счет старого, а децентрация – это рассеивание твердых смыслов любого явления. Некоторым произведениям постмодернизма характерна ризоматическая структура, где нет оппозиций, начала и конца. К основным понятиям постмодернизма относятся также ремейк и наратив. Ремейк – это новая версия уже написанного произведения. В постмодернизме меняется и функция автора: не творить, создавая новое, но перерабатывать старое. Виктор Олегович Пелевин стал известен в литературе в конце 1980-х годов как фантаст. Сейчас его творчество можно назвать классикой постмодернизма. Он лауреат множества премий так называемого «фэндома», присуждаемых исключительно за фантастические произведения («Великое Кольцо», «Бронзовая улитка», «Странник», «Интерпресскон» и других). Произведения Пелевина переведены на все основные языки мира, включая китайский и японский. Пьесы по его рассказам ставят театры Москвы и Петербурга, Лондона и Парижа. Виктор Пелевин включен в список тысячи самых значимых современных деятелей мировой культуры (по версии журнала «French Magazine»).Уже с первых рассказов Пелевин показал себя как новатор, ломающий советские принципы творчества, поэтому публиковался он в изданиях, далеких от литературы. Первый изданный рассказ Пелевина — «Колдун Игнат и люди» был напечатан в журнале «Наука и религия» в 1989 году. Рассказы Пелевина выходили также в разделах фантастики журналов «Химия и жизнь», «Знание — сила» и других. Первой выпущенной отдельным тиражом книгой Пелевина стал сборник рассказов «Синий фонарь». В 1992 сборник был отмечен Малой Букеровской премией.Вступая в литературу, Пелевин точно попал в читательские ожидания: его книги — о современниках и современности с ее жгучими проблемами. Позже писатель сформулировал проблему точнее. Он фиксировал явления перестройки, то есть «диалектики переходного периода из ниоткуда в никуда».Всемирно известная повесть Пелевина «Омон Ра» — это гротескный вариант советского романа воспитания. Пелевин раскрывает роль идеологии в управлении человеческим сознанием. Посредством пародийной игры с текстами официальной культуры (это работы В. И. Ленина, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Туманность Андромеды» И. Ефремова, материалы печати) он разрушает принципы коммунистического мировоззрения. Главный герой, Омон Кривомазов, растет, мечтая о космосе и полетах. История, изложенная в повести, произошла с Омоном и его другом Митьком в пионерском лагере. Детей заинтересовало, есть ли фигурка пилота в одной из подвешенных к потолку столовой картонных моделей космических кораблей. Митек разобрал эту модель, и выяснилось, что «…там не было двери. Снаружи люк нарисован, а изнутри на его месте — стена с какими-то циферблатами». В наказание за порчу корабля вожатый принуждает детей по-пластунски проползти по коридору корпуса из конца в конец. За три минуты. В противогазе.Позже Омон и Митек поступают в Зарайское Краснознаменное летное училище имени А. Мересьева. Вскоре выясняется, что здесь всех курсантов лишают ног. Курсанты училища обучаются ходить на протезах, а на госэкзамене танцуют «Калинку». Оказывается, что в СССР на самом деле нет самолетов. Равно как и другой современной военной техники. Однако, чтобы соответствовать своему статусу, держава должна создавать видимость наличия вооружения. Советская космическая автоматика на самом деле управлялась находящимися внутри и обреченными на смерть подростками. Именно в такую группу «безымянных героев» попадают Омон и Митек, избежав участи остальных курсантов училища. Омон готовится стать пилотом автоматического лунного модуля. Так писатель развенчивает жертвенный героизм, который оправдывается государством.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных