Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Акцентные парадигмы.




В современном русском языке принято выделять три основные акцентные парадигмы:

G акцентную парадигму а составляют имена с неподвижным (колонным) ударением на основе (ворона);

G акцентную парадигму b — имена с неподвижным ударением на окончании (пелена);

G акцентную парадигму с — имена с подвижным ударением (дар — дары) — см. табл..

 

акцентная парадигма A b c
Форма именительного падежа единственного числа ворон-а пелен-а дар
форма винительного падежа единственного числа ворон-у пелен-у дары

 

 

28. Интонация. Функции интонации. Просодические средства.

Интонация — это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функции

 

Функции интонации можно разделить на:

1) основные:

• оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы);

• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;

• выделение той или иной единицы из числа однородных;

2) вторичные:

• модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);

• эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).

 

Просодические или интонационные средства (иначе — фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на:

1) тональные,

2) количественно-динамические,

3) фонационные и артикуляционные.

 

Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний, называется мелодическим контуром.

ò Параметры мелодического контура:

• направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации);

• интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ);

• диапазон — общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме;

• уровень или регистр (средний, низкий, высокий), на котором происходят тональные изменения;

• скорость этих изменений — крутизна тонального движения;

• характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) — например, реализация тонального движения только на гласном, только на согласном

или на гласном и согласном.

ò Количественно-динамические параметры:

• пауза — универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы — фразы и синтагмы;

• длительность и темп;

• интенсивность.

ò Артикуляционные параметры:

• раствор рта;

• просодическая назализация;

• смещение назад/вперед язычной артикуляции;

• общее сокращение или увеличение резонатора.

 

Все компоненты интонации могут быть реализованы двумя разными способами:

1) интегрально (на всем высказывании или его значительной части);

2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах, реже — на более продолжительном отрезке).

Примеры интегральной и акцентной реализации просодических параметров:

• понижение тона на всей синтагме и падающий тон на гласном;

• скрипучий голос, которым произносится вся фраза (Ну, это он зря!), и гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!);

• медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный.

 

Основной принцип просодической организации синтагмы состоит в том, что на фоне общих закономерностей интегральной реализации просодических параметров на одном

или нескольких слогах синтагмы реализуется фразовый (синтагматический) акцент.

 

Акцент — это резкое изменение значения какого-либо просодического параметра (чаще

всего — частоты основного тона). Как ударение объединяет слоги в фонетическое слово, выделяя один из слогов и «подчиняя» ему остальные, так и фразовый акцент организует синтагму, выделяя один из потенциально выделимых (ударных) слогов. В отличие от выделения слогового ядра это происходит не автоматически, фразовый акцент может приходиться на любое из слов синтагмы в зависимости от семантики высказывания.

Если фразовый акцент реализуется на отрезке синтагмы большем, чем слог, такой

отрезок называется акцентным блоком (который в русском часто совпадает с просодическим ядром слова).

 

Фразовый акцент может иметь разную «сферу действия» — от слова (и даже компонента слова) до предложения. Так, в предложениях Ты приехал на поезде? и Ты что —не знал, что я приеду на поезде? восходящий тон реализуется на ударном гласном фонетического слова на поезде; при этом в первом предложении вопрос семантически относится к слову, а во втором — к предложению, которое представляет собой единую ритмическую группу с акцентной вершиной на последнем слове.

 

В пределах синтагмы отмечаются и общие интегральные закономерности ее организации, на фоне которых происходит реализация акцента. Так, от начала к концу синтагмы:

• интенсивность уменьшается;

• длительность сегментов увеличивается;

• частота основного тона понижается (это явление называется деклинацией).

 

В памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц — интонем (например, восходящий, нисходящий и ровный тон), аналогичный словарю морфем.

 

Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания, используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК).

29. Интонационная система Е.А. Брызгуновой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных