Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепт, концептосфера языка




Концепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека из:

 

  • непосредственного чувственного опыта (органы чувств)
  • непосредственных операций человека с предметами (предметная деятельность)
  • из взаимодействия при помощи мыслительной деятельности с другими уже сформированными концептами

 

Концепты, сформированные носителями языка и хранящиеся в памяти людей, образуют концептосферу языка.

 

Концепт возникает в процессе построения информации об объектах и их свойствах, причем эта информация может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах. Это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает и воображает об объектах мира.

 

Например, для концепта " армия" такой единицей является лексема " армия", для концепта " козел отпущения" – фразеологизм "козел отпущения" и т.п. Однако имя концепта – это не единственный знак, который может активизировать его в сознании человека.

 

Любой концепт характеризуется способностью к реализации в различной знаковой форме. В процессе своего существования концепт способен терять связь с некоторыми языковыми единицами, служившими ранее для его выражения, и притягивать к себе новые.

 

По концептосфере национального языка мы можем судить о культуре нации, о его нравственных законах, этических традициях, об отношении к другим народам, о веротерпимости, о духовных запросах, о понятии правды и истины, чести и бесчестии, о жизни и смерти, о материальных и духовных ценностях.

 

 

Языковая картина мира ‒ совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике, что является глубинным слоем общей картины мира.

 

Языкфакт культуры, составная часть культуры, которую, мы наследуем, и одновременно её орудие. Культура народа вербализуется в языке, именно язык аккумулирует ключевые концепты культуры, транслируя их в знаковом воплощении ‒ словах.

 

Создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты человеческого способа миропостижения, т.е. антропоцентризма, который пронизывает весь язык.

 

Концепты ‒ это "сгустки" национально-культурных смыслов, "ячейки культуры". Изучение их помогает выявить особенности мировосприятия народа, представить концептуальную и национальную картины мира.

 

При одинаковом наборе универсальных концептов у каждого народа существуют особые, только ему присущие соотношения между этими концептами, что и создает основу национального мировидения и оценки мира.

 

Все концепты можно разделить на следующие группы:

 

1) мир (пространство, время, число, Родина, туманное утро, зимний вечер)

2) стихии и природа (вода, огонь, дерево, цветы)

3) представления о человеке (новый русский, интеллигент, гений, дурак, юродивый, странник)

4) нравственные концепты (совесть, стыд, грех, правда, истина, искренность)

5) социальные понятия и отношения (свобода, воля, дружба, война и т.д.)

6) эмоциональные концепты (счастье, радость)

7) мир артефактов (храм, дом, геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча и др.))

8) концептосфера научного знания (философия, филология, математика и т.д.)

9) концептосфера искусства (архитектура, живопись, музыка, танец и т.д.)

 

 

Языковая личность

 

Языковая личность ‒ личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая определенной совокупностью знаний и представлений.

 

Также к понятию языковой личности относятся следующие определения:

 

1) человек говорящий ( одной из деятельностей которого является речевая деятельность)

2) речевая личность (реализует себя в коммуникации, ей необходимо выбрать тактику общения, лексические и экстралингвистические средства общения)

3) коммуникативная личность (является конкретным участником конкретного речевого акта)

Языковая личность имеет определенную структуру:

 

· владение языком (владение языковыми средствами реального языка)

· владение понятиями, идеями, концептами, скрывающимися за каждой языковой единицей, образующими языковую картину мира

· цели, мотивы, установки, интенциональности (направления)

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных