ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Концепт, концептосфера языкаКонцепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека из:
Концепты, сформированные носителями языка и хранящиеся в памяти людей, образуют концептосферу языка.
Концепт возникает в процессе построения информации об объектах и их свойствах, причем эта информация может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах. Это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает и воображает об объектах мира.
Например, для концепта " армия" такой единицей является лексема " армия", для концепта " козел отпущения" – фразеологизм "козел отпущения" и т.п. Однако имя концепта – это не единственный знак, который может активизировать его в сознании человека.
Любой концепт характеризуется способностью к реализации в различной знаковой форме. В процессе своего существования концепт способен терять связь с некоторыми языковыми единицами, служившими ранее для его выражения, и притягивать к себе новые.
По концептосфере национального языка мы можем судить о культуре нации, о его нравственных законах, этических традициях, об отношении к другим народам, о веротерпимости, о духовных запросах, о понятии правды и истины, чести и бесчестии, о жизни и смерти, о материальных и духовных ценностях.
Языковая картина мира ‒ совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике, что является глубинным слоем общей картины мира.
Язык ‒ факт культуры, составная часть культуры, которую, мы наследуем, и одновременно её орудие. Культура народа вербализуется в языке, именно язык аккумулирует ключевые концепты культуры, транслируя их в знаковом воплощении ‒ словах.
Создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты человеческого способа миропостижения, т.е. антропоцентризма, который пронизывает весь язык.
Концепты ‒ это "сгустки" национально-культурных смыслов, "ячейки культуры". Изучение их помогает выявить особенности мировосприятия народа, представить концептуальную и национальную картины мира.
При одинаковом наборе универсальных концептов у каждого народа существуют особые, только ему присущие соотношения между этими концептами, что и создает основу национального мировидения и оценки мира.
Все концепты можно разделить на следующие группы:
1) мир (пространство, время, число, Родина, туманное утро, зимний вечер) 2) стихии и природа (вода, огонь, дерево, цветы) 3) представления о человеке (новый русский, интеллигент, гений, дурак, юродивый, странник) 4) нравственные концепты (совесть, стыд, грех, правда, истина, искренность) 5) социальные понятия и отношения (свобода, воля, дружба, война и т.д.) 6) эмоциональные концепты (счастье, радость) 7) мир артефактов (храм, дом, геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча и др.)) 8) концептосфера научного знания (философия, филология, математика и т.д.) 9) концептосфера искусства (архитектура, живопись, музыка, танец и т.д.)
Языковая личность
Языковая личность ‒ личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая определенной совокупностью знаний и представлений.
Также к понятию языковой личности относятся следующие определения:
1) человек говорящий ( одной из деятельностей которого является речевая деятельность) 2) речевая личность (реализует себя в коммуникации, ей необходимо выбрать тактику общения, лексические и экстралингвистические средства общения) 3) коммуникативная личность (является конкретным участником конкретного речевого акта) Языковая личность имеет определенную структуру:
· владение языком (владение языковыми средствами реального языка) · владение понятиями, идеями, концептами, скрывающимися за каждой языковой единицей, образующими языковую картину мира · цели, мотивы, установки, интенциональности (направления)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|