ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Циркумфикс –То же,конфикс. 1 страница
Тема «Грамматическое значение слова и способы его выражения»
Агглютинация – Способ слово- и формообразования, при котором к основе или корню, в преобладающем количестве случаев сохраняющим стабильный звуковой состав, присоединяются однозначные стандартные аффиксы. Аффиксация – Один из способов выражения грамматического значения слова, состоящий в присоединении к корням (или основам) аффиксов. Внутренняя флексия – Разновидность чередования гласных, фонетически не обусловленного и выражающего (самостоятельно или вместе с аффиксацией) словоизменительные и словообразовательные значения. Грамматическое значение – Обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение. Грамматическая категория – Система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. Редупликация – Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога или целого корня. Словоформа – Слово (лексема) в некоторой грамматической форме. Супплетивизм – Соединение в одну пару (или в один грамматический ряд) разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений. Фузия – Морфонологически обусловленное формальное взаимопроникновение контактирующих морфем, при котором проведение морфологических границ (прежде всего между основой и аффиксом) становится затруднительным. Языки с синтетическим грамматическим строем – Языки, в которых для выражения грамматического значения используется преимущественно синтетический способ (русский язык). Языки с аналитическим грамматическим строем – Языки, в которых для выражения грамматического значения используется преимущественно аналитический способ (английский язык).
Тема «Части речи»
Адъективация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд прилагательных. Адъвербиализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд наречий. Вербализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд глаголов. Конъюнкционализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд союзов. Модаляция – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд модальных слов. Интеръективация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд междометий. Нумерализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд числительных. Партикуляция – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд частиц. Предикативация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в категорию состояния. Препозиционализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд предлогов. Прономинализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд местоимений. Трансформация (транспозиция, переходность) – Перевод слова (или основы слова) из одной части речи в другую или его употребление в функции другой части речи. Субстантивация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд существительных. Часть речи – Классы слов языка, выделяемые не основании общности их синтаксических, морфологических и семантических признаков.
Тема «Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Предложение. Словосочетание»
Модальность – Функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Парадигма – 1). Любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего – совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями; 2). Модель и схема организации такого класса. Парадигматика – 1). Один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка – парадигматических и синтагматических; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и группировок; 2). Языковая система, понимаемая как совокупность лингвистических классов – парадигм. Предикативность – Синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику предложения; ключевой конституирующий признак предложения, относящий информацию к действительности и тем самым формирующий единицу, предназначенную для сообщения. Предложение – Единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматическому образцу, обладает значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов. Примыкание – Подчинительная связь, при которой форма подчиненного компонента словосочетания не зависит от главенствующего компонента и не подвергается каким-либо изменениям. Синтагма – Сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющий. Синтагматика – 1). Один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых – синтагматических – отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике; 2). Синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между единицами языка, так как С. рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте. Словосочетание – Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух и более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления или примыкания. Согласование – Подчинительная связь компонентов словосочетания, при которой в зависимом слове повторяются грамматические признаки или часть грамматических признаков главного слова. Управление – Подчинительная связь, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем изменение формы главенствующего слова не вызывает изменение формы управляемого слова.
Словарь персоналий Богородицкий Василий Алексеевич (1857 – 1941) – знаменитый российско-советский языковед. Один из представителей казанской лингвистической школы, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Основные труды «Очерки по языковедению и русскому языку» (1901), «Лекции по общему языковедению» (1911). Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845 – 1929) – крупнейший русский и польский языковед. Основатель знаменитой казанской школы. Автор ряда оригинальных работ по фонетике (создатель теории фонем и фонетических чередований), теории письма. Буслаев Федор Иванович (1818 – 1897) – один из самых ярких русских филологов середины 19 в. Занимался изучением широкого круга вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики, искусствоведения. Академик, профессор Московского университета. Виноградов Виктор Владимирович (1895 – 1969) – знаменитый филолог, академик, ученик Л.В. Щербы. Создатель двух лингвистических наук – истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Одна из самых значительных работ «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947). Востоков Александр Христофорович (1781 – 1864) – выдающийся русский языковед. Наибольшую ученую славу принесли исследования по истории славянских языков. Автор «Русской грамматики» (1831). Гумбольдт Вильгельм фон (1767 – 1835)– выдающийся немецкий лингвист, основоположник общего языкознания и создатель теоретических основ исторического изучения языка. Де Соссюр Фердинанд (1857 – 1913) – выдающийся швейцарский лингвист. Основатель социологической школы в языкознании. Заложил основы структурной лингвистики (цикл лекций «Курс современной лингвистики»). Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – замечательный русский филолог, естествоиспытатель, поэт. Создатель первой научной грамматики русского языка «Российская грамматика» (1757), а также теории трех стилей. Пешковский Александр Матвеевич (1878 – 1933) – видный русский языковед, автор знаменитой работы «Русский синтаксис в научном освещении» (1914). Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891) – выдающийся украинский и русский филолог. Основной труд «Из записок по русской грамматике» в 4-х т. Трубецкой Николай Сергеевич (1890 – 1938) – выдающийся российско-чехословацкий ученый. Один из создателей пражской лингвистической школы. Ему принадлежит первый опыт систематизации типов фонологических оппозиций (1936). Фортунатов Филипп Федорович (1848 – 1914) – один из ведущих ученых рубежа 19-20 в.в. автор знаменитых трудов по сравнительно-историческому языкознанию. Создатель оригинального учения о грамматической форме слова. Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920) – выдающийся языковед и историк рубежа 19-20 в.в. научные интересы сосредоточены в области истории и диалектологии русского о других славянских языков. Шлегель Август Вильгельм фон (1767 – 1845), Шлегель Фридрих фон (1772 – 1829) – знаменитые немецкие языковеды, создатели оригинальной типологической (морфологической) классификации языков. Щерба Лев Владимирович (1880 – 1944) – известный русский советский языковед, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Фонолог и фонетист, создатель ленинградской (санкт-петербургской) фонологической школы. Много работал в области грамматики, лексикологии и лексикографии.
Экзаменационные билеты по курсу «Введение в языкознание» КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «» _________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1
1. Предмет и задачи науки о языке. Структура современной науки о языке. Место языкознания в системе наук. 2. Основные компоненты интонации и их взаимодействие (мелодика, интенсивность, паузы, тембр речи).
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «» _________ 200 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2
1. Понятие о внутренних и внешних законах развития языка. Общие и частные законы. Процессы интеграции и дифференциации языков. 2. Понятие о словосочетании. Проблема природы словосочетания. Типы словосочетаний.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «__» _____ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3
1. Сущность теории Ф. Энгельса о происхождении языка. 2. Исторические сдвиги в морфологической структуре слова. Явление опрощения, переразложения, усложнения.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» ______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4.
1. Социальные гипотезы происхождения языка. 2. Грамматические значения и их формальные показатели. Специфика формальных показателей грамматического значения в разных языках мира.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5
1. Биологические гипотезы происхождения языка. 2. Грамматическая категория. Типы грамматических категорий.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» _________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6
1. Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония. 2. Понятие о грамматической форме. Полифункциональность грамматических форм. КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7
1. Понятие о литературном языке. Пути формирования литературных языков. Функции литературного языка в разные исторические эпохи. 2. Понятие о частях речи. Принципы выявления частей речи. Специфика частей речи в разных языках мира. Процесс переходности в системе частей речи.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8
1. Функционально-стилистическая дифференциация языка, его основные стилистические пласты. 2. Генеалогическая классификация языков. Понятия о сравнительно-историческом методе. Индоевропейская семья языков.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9.
1. Различие в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива. Понятие о социальном и территориальном диалекте. 2. Генеалогическая классификация языков. Понятие о сравнительно-историческим методе. Финно-угорская семья языков.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10.
1. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык как особая знаковая система. 2. Основные типы словесного ударения. Специфика ударения в разных языках мира.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11.
1. Язык и мышление. 2. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в потоке речи.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12.
1. Язык и речь. 2. Моносемия и полисемия. Прямое и переносное значение. Типы переносных значений.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «_____» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13.
1. Природа и сущность языка. Функции языка. 2. Слова мотивированные и немотивированные. Понятие о «внутренней форме» слова. Задачи научной этимологии. Явление «народной» (ложной) этимологии.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___»________2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14.
1. Структура языка и его системный характер. 2. Генеалогическая классификация языков. Понятие о сравнительно-историческом методе. Тюркская семья языков.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15.
1. Фразеологические единицы языка. Понятие устойчивости и идиоматичности. Типы фразеологических единиц. 2. Фонологические оппозиции. Типы фонологических оппозиций.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» __________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16.
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ, ПОНЯТИЕ О СУБСТРАТЕ, СУПЕРСТРАТЕ И АДСТРАТЕ. 2. Синонимия. Типы синонимов, их функции.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой _______________ «___» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17.
1. Историческое развитие языка в связи с развитием устойчивых объединений людей. Языковые процессы на ранних этапах развития человеческого общества (первобытнообщинная общность, эпоха зарождения классового общества, рабовладельческое общество). 2. Антонимы. Типы антонимов и их роль в языке.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» _________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18.
1. Образование языков народностей. Языки и диалекты в рамках языка народности. 2. Грамматика как наука. Грамматическое значение, его отличие от лексического.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19.
1. Возникновение и развитие национальных языков. Языки и диалекты в рамках национального языка. Языки межнационального и международного общения. 2. ОМОНИМИЯ. ТИПЫ ОМОНИМОВ. ОТЛИЧИЕ ОМОНИМОВ ОТ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ. ОМОНИМЫ И ПАРОНИМЫ.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20.
1. Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения. Фонетика и фонология. 2. Формальное и актуальное членение предложения.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» ______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21.
1. Акустический аспект изучения звуков. 2. Лексическое значение, его основные компоненты. Типы лексических значений.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «____» ______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22.
1. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ. УСТРОЙСТВО И РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ЗВУКОВ. 2. Понятие о морфеме. Типы морфем. Функции морфем.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23.
1. Принципы классификации звуков. Классификация гласных. 2. Типологическое языкознание. Понятие «языковые универсалии». Типологическая (морфологическая) классификация языков.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «__» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24.
1. ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА, НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПЛАСТОВ СЛОВАРЯ, ПОНЯТИЕ ОБ АКТИВНОМ И ПАССИВНОМ СЛОВАРНОМ ФОНДЕ. 2. Происхождение и этапы развития письма.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» _____ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25.
1. Лексикология как наука. Её предмет, основные разделы. Понятие о слове. Основные признаки слова. Слово и лексема. 2. Чередование звуков и их основные типы.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» декабря 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26.
1. Понятие фонемы. Основные функции фонем. Фонемы и разновидности фонем. 2. Устаревание части словарного состава. Причины устаревания. ТИПЫ УСТАРЕВШИХ СЛОВ: ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» _____ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27.
1. Алфавит. Виды алфавитов. 2. Обогащение словарного состава путём заимствования. Способы и виды заимствования, освоение языком заимствованных слов.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» ______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28
1. Фонетическое членение речевого потока: слог, такт, фраза и т. д. Просодические явления (слоговой акцент, словесное ударение, фразовая интонация). 2. Неологизмы. Пути возникновения неологизмов. ТИПЫ НЕОЛОГИЗМОВ.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «___» ________ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29
1. Системные связи между словами. Лексико-семантические группировки слов. Понятие лексико-семантической, тематической группы и лексико-семантического поля. 2. Синтаксис как учение о связной речи. Проблема определения предложения. Основные признаки предложения.
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Утверждаю» Зав. кафедрой_______________ «__» _______ 2008 года.
Учебная дисциплина «Введение в языкознание»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30.
1. Принципы классификации звуков. Классификация согласных. 2. Грамматическая структура слова. Слова многоформенные (изменяемые) и одноформенные (неизменяемые). Слова производные и непроизводные.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ: РАЗДЕЛ ФОНЕТИКА»
Вариант - 1 1. Какие свойства звука являются артикуляционными? а) место образования, способ преодоления преграды, палатализация, б) высота, долгота, краткость, в) диффузность, компактность, диезность. 2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных звуков по ряду? а) голосовых связок, б) языка, в) губ. 3. Мгновенной выдержкой характеризуются звуки: а) [ з ], [ с ], [ г ], б) [ т ], [ ш ], [ ж ], в) [ б ], [ п ], [ д ]. 4. Лабиализованными называются звуки, артикуляция которых сопровождается: а) выпячиванием вперед или округлением губ, за счет чего удлиняется общий объем резонаторной полости, б) дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу, в) дополнительным подъемом задней части языка к мягкому небу. 5. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [ и ]? а) гласный переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный, б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, в) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный. 6. Какой фонетический процесс отражен в слове «чувство»? а) метатеза, б) диереза, в) эпентеза. 7. Где дана правильная характеристика ассимиляции в слове «пробка»? а) полная, по глухости, контактная, прогрессивная, б) частичная, по глухости, контактная, регрессивная, в) частичная, по глухости, контактная, прогрессивная. 8. Какие фонемы образуют градуальную оппозицию? а) [ ж ]: [ ш ]: [ ф ], б) [ д ]: [ т ]: [ з ], в) [ а ]: [ о ]: [ у ]. 9. В каких парах слов имеет место грамматическое чередование звуков? а) тре ск – тре щ ать, б) избе г ать – избе ж ать, в) л о б – лба. 10. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «книга»? а) прикрытый, открытый, б) прикрытый, закрытый, в) неприкрытый, открытый. Вариант – 2 1. Какие свойства звуков являются акустическими? а) ряд, подъем, лабиализованность, б) диффузность, компактность, диезность, в) место образования, способ преодоления преграды, назализованность. 2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных по подъему? а) языка, б) губ, в) небной занавески. 3. Взрывными называются согласные звуки, при артикуляции которых: а) смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, б) смычка взрывается под напором струи воздуха, и струя воздуха выходит из ротовой полости, в) смычка сама раскрывается для прохода воздушной струи в щель, воздух проходит через эту щель с трением и мгновенно. 4. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [ б]? а) губно-губной, щелинный, твердый, звонкий, б) губно-зубной, взрывной, твердый, звонкий, в) губно-губной, смычно-взрывной, твердый, звонкий. 5. Какой фонетический процесс отражен в слове «мрамор» (от латинского «marmor»)? а) эпентеза, б) метатеза, в) протеза. 6. Где дана правильная характеристика ассимиляции в слове «отдых»? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|