Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Циркумфикс –То же,конфикс. 1 страница




 

Тема «Грамматическое значение слова и способы его выражения»

 

Агглютинация – Способ слово- и формообразования, при котором к основе или корню, в преобладающем количестве случаев сохраняющим стабильный звуковой состав, присоединяются однозначные стандартные аффиксы.

Аффиксация – Один из способов выражения грамматического значения слова, состоящий в присоединении к корням (или основам) аффиксов.

Внутренняя флексия – Разновидность чередования гласных, фонетически не обусловленного и выражающего (самостоятельно или вместе с аффиксацией) словоизменительные и словообразовательные значения.

Грамматическое значение – Обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение.

Грамматическая категория – Система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями.

Редупликация – Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога или целого корня.

Словоформа – Слово (лексема) в некоторой грамматической форме.

Супплетивизм – Соединение в одну пару (или в один грамматический ряд) разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений.

Фузия – Морфонологически обусловленное формальное взаимопроникновение контактирующих морфем, при котором проведение морфологических границ (прежде всего между основой и аффиксом) становится затруднительным.

Языки с синтетическим грамматическим строем – Языки, в которых для выражения грамматического значения используется преимущественно синтетический способ (русский язык).

Языки с аналитическим грамматическим строем – Языки, в которых для выражения грамматического значения используется преимущественно аналитический способ (английский язык).

 

 

Тема «Части речи»

 

Адъективация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд прилагательных.

Адъвербиализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд наречий.

Вербализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд глаголов.

Конъюнкционализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд союзов.

Модаляция – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд модальных слов.

Интеръективация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд междометий.

Нумерализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд числительных.

Партикуляция – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд частиц.

Предикативация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в категорию состояния.

Препозиционализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд предлогов.

Прономинализация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд местоимений.

Трансформация (транспозиция, переходность) – Перевод слова (или основы слова) из одной части речи в другую или его употребление в функции другой части речи.

Субстантивация – Одна из разновидностей трансформации, связанная с переходом слова в разряд существительных.

Часть речи – Классы слов языка, выделяемые не основании общности их синтаксических, морфологических и семантических признаков.

 

Тема «Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Предложение. Словосочетание»

 

Модальность – Функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого.

Парадигма – 1). Любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями; 2). Модель и схема организации такого класса.

Парадигматика – 1). Один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка – парадигматических и синтагматических; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и группировок; 2). Языковая система, понимаемая как совокупность лингвистических классов парадигм.

Предикативность – Синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику предложения; ключевой конституирующий признак предложения, относящий информацию к действительности и тем самым формирующий единицу, предназначенную для сообщения.

Предложение – Единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматическому образцу, обладает значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов.

Примыкание – Подчинительная связь, при которой форма подчиненного компонента словосочетания не зависит от главенствующего компонента и не подвергается каким-либо изменениям.

Синтагма – Сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющий.

Синтагматика – 1). Один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых синтагматических отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике; 2). Синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между единицами языка, так как С. рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте.

Словосочетание – Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух и более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи согласования, управления или примыкания.

Согласование – Подчинительная связь компонентов словосочетания, при которой в зависимом слове повторяются грамматические признаки или часть грамматических признаков главного слова.

Управление – Подчинительная связь, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем изменение формы главенствующего слова не вызывает изменение формы управляемого слова.

 

 

Словарь персоналий

Богородицкий Василий Алексеевич (1857 – 1941) – знаменитый российско-советский языковед. Один из представителей казанской лингвистической школы, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Основные труды «Очерки по языковедению и русскому языку» (1901), «Лекции по общему языковедению» (1911).

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845 – 1929) – крупнейший русский и польский языковед. Основатель знаменитой казанской школы. Автор ряда оригинальных работ по фонетике (создатель теории фонем и фонетических чередований), теории письма.

Буслаев Федор Иванович (1818 – 1897) – один из самых ярких русских филологов середины 19 в. Занимался изучением широкого круга вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики, искусствоведения. Академик, профессор Московского университета.

Виноградов Виктор Владимирович (1895 – 1969) – знаменитый филолог, академик, ученик Л.В. Щербы. Создатель двух лингвистических наук – истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Одна из самых значительных работ «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947).

Востоков Александр Христофорович (1781 – 1864) – выдающийся русский языковед. Наибольшую ученую славу принесли исследования по истории славянских языков. Автор «Русской грамматики» (1831).

Гумбольдт Вильгельм фон (1767 – 1835)– выдающийся немецкий лингвист, основоположник общего языкознания и создатель теоретических основ исторического изучения языка.

Де Соссюр Фердинанд (1857 – 1913) – выдающийся швейцарский лингвист. Основатель социологической школы в языкознании. Заложил основы структурной лингвистики (цикл лекций «Курс современной лингвистики»).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – замечательный русский филолог, естествоиспытатель, поэт. Создатель первой научной грамматики русского языка «Российская грамматика» (1757), а также теории трех стилей.

Пешковский Александр Матвеевич (1878 – 1933) – видный русский языковед, автор знаменитой работы «Русский синтаксис в научном освещении» (1914).

Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891) – выдающийся украинский и русский филолог. Основной труд «Из записок по русской грамматике» в 4-х т.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890 – 1938) – выдающийся российско-чехословацкий ученый. Один из создателей пражской лингвистической школы. Ему принадлежит первый опыт систематизации типов фонологических оппозиций (1936).

Фортунатов Филипп Федорович (1848 – 1914) – один из ведущих ученых рубежа 19-20 в.в. автор знаменитых трудов по сравнительно-историческому языкознанию. Создатель оригинального учения о грамматической форме слова.

Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920) – выдающийся языковед и историк рубежа 19-20 в.в. научные интересы сосредоточены в области истории и диалектологии русского о других славянских языков.

Шлегель Август Вильгельм фон (1767 – 1845), Шлегель Фридрих фон (1772 – 1829) – знаменитые немецкие языковеды, создатели оригинальной типологической (морфологической) классификации языков.

Щерба Лев Владимирович (1880 – 1944) – известный русский советский языковед, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Фонолог и фонетист, создатель ленинградской (санкт-петербургской) фонологической школы. Много работал в области грамматики, лексикологии и лексикографии.

 

Экзаменационные билеты по курсу «Введение в языкознание»

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«» _________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1

 

1. Предмет и задачи науки о языке. Структура современной науки о языке. Место языкознания в системе наук.

2. Основные компоненты интонации и их взаимодействие

(мелодика, интенсивность, паузы, тембр речи).

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«» _________ 200 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2

 

1. Понятие о внутренних и внешних законах развития языка. Общие и частные законы. Процессы интеграции и дифференциации языков.

2. Понятие о словосочетании. Проблема природы словосочетания. Типы словосочетаний.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«__» _____ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3

 

1. Сущность теории Ф. Энгельса о происхождении языка.

2. Исторические сдвиги в морфологической структуре слова. Явление опрощения, переразложения, усложнения.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» ______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4.

 

 

1. Социальные гипотезы происхождения языка.

2. Грамматические значения и их формальные показатели. Специфика формальных показателей грамматического значения в разных языках мира.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5

 

1. Биологические гипотезы происхождения языка.

2. Грамматическая категория. Типы грамматических категорий.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» _________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6

 

1. Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония.

2. Понятие о грамматической форме. Полифункциональность грамматических форм.

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7

 

1. Понятие о литературном языке. Пути формирования литературных языков. Функции литературного языка в разные исторические эпохи.

2. Понятие о частях речи. Принципы выявления частей речи. Специфика частей речи в разных языках мира. Процесс переходности в системе частей речи.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8

 

1. Функционально-стилистическая дифференциация языка, его основные стилистические пласты.

2. Генеалогическая классификация языков. Понятия о сравнительно-историческом методе. Индоевропейская семья языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9.

 

1. Различие в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива. Понятие о социальном и территориальном диалекте.

2. Генеалогическая классификация языков. Понятие о сравнительно-историческим методе. Финно-угорская семья языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10.

 

1. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык как особая знаковая система.

2. Основные типы словесного ударения. Специфика ударения в разных языках мира.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11.

 

1. Язык и мышление.

2. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в потоке речи.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12.

 

1. Язык и речь.

2. Моносемия и полисемия. Прямое и переносное значение. Типы переносных значений.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«_____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13.

 

1. Природа и сущность языка. Функции языка.

2. Слова мотивированные и немотивированные. Понятие о «внутренней форме» слова. Задачи научной этимологии. Явление «народной» (ложной) этимологии.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___»________2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14.

 

1. Структура языка и его системный характер.

2. Генеалогическая классификация языков. Понятие о сравнительно-историческом методе. Тюркская семья языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15.

 

1. Фразеологические единицы языка. Понятие устойчивости и идиоматичности. Типы фразеологических единиц.

2. Фонологические оппозиции. Типы фонологических оппозиций.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» __________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16.

 

1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ, ПОНЯТИЕ О СУБСТРАТЕ, СУПЕРСТРАТЕ И АДСТРАТЕ.

2. Синонимия. Типы синонимов, их функции.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой _______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17.

 

1. Историческое развитие языка в связи с развитием устойчивых объединений людей. Языковые процессы на ранних этапах развития человеческого общества (первобытнообщинная общность, эпоха зарождения классового общества, рабовладельческое общество).

2. Антонимы. Типы антонимов и их роль в языке.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» _________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18.

 

1. Образование языков народностей. Языки и диалекты в рамках языка народности.

2. Грамматика как наука. Грамматическое значение, его отличие от лексического.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19.

 

1. Возникновение и развитие национальных языков. Языки и диалекты в рамках национального языка. Языки межнационального и международного общения.

2. ОМОНИМИЯ. ТИПЫ ОМОНИМОВ. ОТЛИЧИЕ ОМОНИМОВ ОТ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ. ОМОНИМЫ И ПАРОНИМЫ.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20.

 

1. Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения. Фонетика и фонология.

2. Формальное и актуальное членение предложения.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» ______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21.

 

1. Акустический аспект изучения звуков.

2. Лексическое значение, его основные компоненты. Типы лексических значений.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«____» ______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22.

 

1. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ. УСТРОЙСТВО И РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ЗВУКОВ.

2. Понятие о морфеме. Типы морфем. Функции морфем.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23.

 

1. Принципы классификации звуков. Классификация гласных.

2. Типологическое языкознание. Понятие «языковые универсалии». Типологическая (морфологическая) классификация языков.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«__» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24.

 

1. ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА, НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПЛАСТОВ СЛОВАРЯ, ПОНЯТИЕ ОБ АКТИВНОМ И ПАССИВНОМ СЛОВАРНОМ ФОНДЕ.

2. Происхождение и этапы развития письма.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» _____ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25.

 

1. Лексикология как наука. Её предмет, основные разделы. Понятие о слове. Основные признаки слова. Слово и лексема.

2. Чередование звуков и их основные типы.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» декабря 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26.

 

1. Понятие фонемы. Основные функции фонем. Фонемы и разновидности фонем.

2. Устаревание части словарного состава. Причины устаревания.

ТИПЫ УСТАРЕВШИХ СЛОВ: ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» _____ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27.

 

1. Алфавит. Виды алфавитов.

2. Обогащение словарного состава путём заимствования. Способы и виды заимствования, освоение языком заимствованных слов.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» ______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28

 

1. Фонетическое членение речевого потока: слог, такт, фраза и т. д.

Просодические явления (слоговой акцент, словесное ударение, фразовая интонация).

2. Неологизмы. Пути возникновения неологизмов. ТИПЫ НЕОЛОГИЗМОВ.

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«___» ________ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29

 

1. Системные связи между словами. Лексико-семантические группировки слов. Понятие лексико-семантической, тематической группы и лексико-семантического поля.

2. Синтаксис как учение о связной речи. Проблема определения предложения. Основные признаки предложения.

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

«Утверждаю»

Зав. кафедрой_______________

«__» _______ 2008 года.

 

Учебная дисциплина «Введение в языкознание»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30.

 

1. Принципы классификации звуков. Классификация согласных.

2. Грамматическая структура слова. Слова многоформенные

(изменяемые) и одноформенные (неизменяемые). Слова

производные и непроизводные.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ: РАЗДЕЛ ФОНЕТИКА»

 

 

Вариант - 1

1. Какие свойства звука являются артикуляционными?

а) место образования, способ преодоления преграды, палатализация,

б) высота, долгота, краткость,

в) диффузность, компактность, диезность.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных звуков по ряду?

а) голосовых связок,

б) языка,

в) губ.

3. Мгновенной выдержкой характеризуются звуки:

а) [ з ], [ с ], [ г ],

б) [ т ], [ ш ], [ ж ],

в) [ б ], [ п ], [ д ].

4. Лабиализованными называются звуки, артикуляция которых сопровождается:

а) выпячиванием вперед или округлением губ, за счет чего удлиняется общий объем резонаторной полости,

б) дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому небу,

в) дополнительным подъемом задней части языка к мягкому небу.

5. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [ и ]?

а) гласный переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный,

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный,

в) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

6. Какой фонетический процесс отражен в слове «чувство»?

а) метатеза,

б) диереза,

в) эпентеза.

7. Где дана правильная характеристика ассимиляции в слове «пробка»?

а) полная, по глухости, контактная, прогрессивная,

б) частичная, по глухости, контактная, регрессивная,

в) частичная, по глухости, контактная, прогрессивная.

8. Какие фонемы образуют градуальную оппозицию?

а) [ ж ]: [ ш ]: [ ф ],

б) [ д ]: [ т ]: [ з ],

в) [ а ]: [ о ]: [ у ].

9. В каких парах слов имеет место грамматическое чередование звуков?

а) тре ск – тре щ ать,

б) избе г ать – избе ж ать,

в) л о б – лба.

10. Где дана правильная характеристика первого слога в слове «книга»?

а) прикрытый, открытый,

б) прикрытый, закрытый,

в) неприкрытый, открытый.

Вариант – 2

1. Какие свойства звуков являются акустическими?

а) ряд, подъем, лабиализованность,

б) диффузность, компактность, диезность,

в) место образования, способ преодоления преграды, назализованность.

2. Работа какого органа лежит в основе деления всех гласных по подъему?

а) языка,

б) губ,

в) небной занавески.

3. Взрывными называются согласные звуки, при артикуляции которых:

а) смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается,

б) смычка взрывается под напором струи воздуха, и струя воздуха выходит из ротовой полости,

в) смычка сама раскрывается для прохода воздушной струи в щель, воздух проходит через эту щель с трением и мгновенно.

4. Где дана правильная артикуляционная характеристика звука [ б]?

а) губно-губной, щелинный, твердый, звонкий,

б) губно-зубной, взрывной, твердый, звонкий,

в) губно-губной, смычно-взрывной, твердый, звонкий.

5. Какой фонетический процесс отражен в слове «мрамор» (от латинского «marmor»)?

а) эпентеза,

б) метатеза,

в) протеза.

6. Где дана правильная характеристика ассимиляции в слове «отдых»?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных