Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фактори сприймання за Осгудом




Осгуд предложил трехмерную модель сем. диф: фактор оценки (хороший - плохой), фактор силы (маленький - большой) и фактор активности (быстрый -медленный). Значения понятия для каждого испытуемого определяется операционально - как совокупность факторных оценок, с учетом которых значения понятий для конкретного испытуемого можно выразить так: «жизнь» (+3, +3, +3), «смерть» (-3, +1, -3), «любовь» (+2, +2, +2). Из этих данных можно получить например вывод, что понятие любовь для этого испытуемого ближе по значению к «жизнь», чем «смерть», т.е. получить представление о субъективном восприятии подобия или различия между объектами. В дальнейшем, работая с большим количеством шкал и понятий, американским исследователям удалось расширить набор базисных факторов и наряду с факторами "Оценка", "Сила", "Активность" выделить факторы "Сложность", "Упорядоченность", "Реальность", "Обычность". Аналогичные результаты были получены В.Ф. Петренко на материале русской лексики.

21 Історія виникнення методу семантичного диференціалу

Метод семантического дифференциала [греч. sêmantikos — обозначающий и лат. differentia — разность] — метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств. М. с. д. был разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики. Как полагает Осгуд, М. с. д. позволяет измерять т.н. коннотативные значения — те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символом. М. с. д. является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Связь СД с методами ассоциации показана в работах Нобла и А. Стаатса, где показана вісокая корреляция между индексом Д(прагматическое значение Осгуда) и индексом М Нобла (мерой ассоциативной связности слов). Мерой близости исследуеміх обїектов в методе СД вістпуает сходство профилей оценок, данніх по шкалам СД

 

22. Загальна характеристика методу семантичного диференціалу

Метод семантического дифференциала [греч. sêmantikos — обозначающий и лат. differentia — разность] — метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств. М. с. д. был разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики. Как полагает Осгуд, М. с. д. позволяет измерять т.н. коннотативные значения — те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символом. Наиболее близким аналогом коннотативного значения является понятие личностного смысла — "значения для субъекта" (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев). М. с. д. является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В М. с. д. измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные персонажи и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибальных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. С содержательной стороны фактор можно рассматривать как смысловой инвариант содержания шкал, входящих в фактор. Группировка шкал в факторы позволяет перейти к более емкому описанию объектов с помощью меньшего набора категорий-факторов, представив содержание объекта, его коннотативное значение как совокупность факторов, данных с различными коэффициентами веса. При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями некоего n-мерного семантического пространства (где мерность пространства определяется числом независимых, некоррелирующих факторов), а коннотативные значения анализируемой содержательной области задаются как координатные точки или вектора внутри этого пространства.

Семантическое пространство является своеобразным метаязыком описания значений, позволяющим путем разложения их содержания в фиксированном алфавите категорий-факторов проводить семантический анализ этих значений, выносить суждения об их сходстве и различии путем вычисления расстояний между соответствующими значениям координатными точками в пространстве. В работах Осгуда было выделено три основных фактора ("Оценка", "Сила", "Активность"), объединяющих множество шкал, и для дифференциации коннотативных значений использовалось декартово трехмерное пространство. В дальнейшем, работая с большим количеством шкал и понятий, американским исследователям удалось расширить набор базисных факторов и наряду с факторами "Оценка", "Сила", "Активность" выделить факторы "Сложность", "Упорядоченность", "Реальность", "Обычность". Аналогичные результаты были получены В.Ф. Петренко на материале русской лексики. Наряду с универсальными семантическими дифференциалами, построенными на базе лексики из различных семантических классов, строятся и частные семантические дифференциалы для ограниченных понятийных классов. Например, построен ряд частных семантических пространств: "личный семантический дифференциал", структурирующий прилагательные свойства личности; "дифференциал политических терминов" и т. п. Построение таких частных семантических пространств позволяет проводить и более тонкий семантический анализ, а сами факторные структуры могут интерпретироваться как категориальная сетка данного понятийного класса. Частные семантические пространства, построенные для данной социальной популяции или отдельного индивида, не обладают межкультурной инвариантностью и несут дифференциальные психологические признаки. Последнее делает возможным их применение в психологии индивидуальных различий, но требует процедуры построения субъективного семантического пространства для каждого индивидуального исследования. Наряду с вербальными семантическими дифференциалами разработаны невербальные семантические дифференциалы, использующие в качестве шкал графические оппозиции, живописные картины и фотографические портрет

23. Процедура побудови семантичного диференціалу

Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов (понятий) по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии.

Синестезия — это основа метафорических переносов и оценок, позволяющая, например, оценивать голос как мягкий или жёсткий (то есть по биполярной шкале «мягкий-жёсткий»). Феномен синестезии, состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы. Оценки по остальным шкалам являются функциями от базисных оценок с точностью до сравнительно небольшой случайной ошибки.

Размеры групп испытуемых могут быть чрезвычайно различны: от одного человека (индивидуальное семантическое пространство) до репрезентативных выборок, представляющих большие социальные группы или целые нации. Число объектов и пробных шкал возможно в диапазоне от нескольких десятков до сотен.

В качестве полюсов для определения биполярных шкал возможно использование не только прилагательных. Например, в исследовании В. Ф. Петренкобыли использованы графические абстрактные изображения. Ранее графическими изображениями для обозначения полюсов шкал воспользовался Леон Джемс. Варианты таких полярных изображений: черный круг — белый круг; стрелка, направленная вверх, — стрелка, направленная вниз, и т. п.

Кроме того, в исследованиях часто используются монополярные шкалы, с помощью которых объекты оцениваются по выраженности одного свойства; применение факторного анализа для поиска базисных свойств не требует биполярности. Униполярные шкалы с использованием прилагательных в англоязычной литературе часто называют шкалами Стапеля или шкалами Лайкерта по имени исследователей, впервые описавших применение такого типа шкал. В русскоязычной психологической литературе за всеми оценочными шкалами вообще с числом пунктов шкалы больше трёх закрепилось наименование «семантический дифференциал».

Также различными могут быть и методы обработки: от классического факторного анализа и метода главных компонент до многочисленных нелинейных обобщений.

Базисные шкалы Ч. Осгуда далеко не всегда являются главными факторами, и размерность семантических пространств также не всегда равна 3. Так, в качестве основных координат в индивидуальном семантическом пространстве встречаются такие наборы, как

приятный — неприятный, опасный — безопасный (размерность 2);

появляются также 6-7 мерные индивидуальные семантические пространства.

В. Ф. Петренко были выделены следующие факторы: «оценка», «сила», «активность» (Осгудовский базис) и, кроме того, «упорядоченность», «сложность», и ещё один особенный фактор, названный «комфортность».

Независимо от Ч Осгуда, сходная методика была разработана в рамках психотерапевтической практики Джорджем А. Келли и его последователями.

Математически построение семантического пространства является переход от базиса большей размерности к базису меньшей размерности (признаков, заданных шкалами) к базису меньшей размерности (категориям-факторам).

Геометрически осями семантического пространства являются категории-факторы (ортогональные, независимые друг от друга). Коннотативные значения объектов (эмоционально насыщенные, слабо структурированные и мало осознаваемые формы обобщения) задаются как координатные точки или векторы внутри этого пространства. Эти точки восстановлены на основе знания их проекций на оси факторов, (иными словами, это факторные нагрузки объекта по каждому фактору).

24. Вербальний семантичний диференціал (особливості побудови, цільове призначення та особливості використання).

Метод семантического дифференциала [греч. sêmantikos — обозначающий и лат. differentia — разность] — метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств.

Семантическое пространство является своеобразным метаязыком описания значений, позволяющим путем разложения их содержания в фиксированном алфавите категорий-факторов проводить семантический анализ этих значений, выносить суждения об их сходстве и различии путем вычисления расстояний между соответствующими значениям координатными точками в пространстве. В работах Осгуда было выделено три основных фактора ("Оценка", "Сила", "Активность"), объединяющих множество шкал, и для дифференциации коннотативных значений использовалось декартово трехмерное пространство. В дальнейшем, работая с большим количеством шкал и понятий, американским исследователям удалось расширить набор базисных факторов и наряду с факторами "Оценка", "Сила", "Активность" выделить факторы "Сложность", "Упорядоченность", "Реальность", "Обычность". Аналогичные результаты были получены В.Ф. Петренко на материале русской лексики. Наряду с универсальными семантическими дифференциалами, построенными на базе лексики из различных семантических классов, строятся и частные семантические дифференциалы для ограниченных понятийных классов. Например, построен ряд частных семантических пространств: "личный семантический дифференциал", структурирующий прилагательные свойства личности; "дифференциал политических терминов" и т. п. Построение таких частных семантических пространств позволяет проводить и более тонкий семантический анализ, а сами факторные структуры могут интерпретироваться как категориальная сетка данного понятийного класса. Частные семантические пространства, построенные для данной социальной популяции или отдельного индивида, не обладают межкультурной инвариантностью и несут дифференциальные психологические признаки. Последнее делает возможным их применение в психологии индивидуальных различий, но требует процедуры построения субъективного семантического пространства для каждого индивидуального исследования. Наряду с вербальными семантическими дифференциалами разработаны невербальные семантические дифференциалы, использующие в качестве шкал графические оппозиции, живописные картины и фотографические портрет

25.Невербальний семантичний диференціал (особливості побудови, цільове призначення та особливості використання).

 

розроблені невербальні семантичні диференціали, де як полюси шкал використовуються графічні опозиції, живописні картини, фотопортрети.

Наряду с применением вербальных антонимов для построения шкал СД Ч. Осгудом предпринимались попытки использовать с этой целью графические оппозиции. Это исследование проводилось в рамках изучения зрительно-вербальной синестезии представителей различных языковых культур (индейцев, мексиканцев, японцев и американцев). Испытуемым предъявлялись пары визуальных форм типа: черный круг - белый круг; стрелка, направленная вверх, - стрелка, направленная вниз, и т.п. Затем их просили отнести какое-либо слово национального языка к одному из пары изображений как более соответствующему данному слову. Например, для слова “счастливый” испытуемые чаще указывали на изображение цветного, острого, четкого.

Данную процедуру можно рассматривать как вынесение суждения по двухбалльной шкале, образованной парой антонимичных изображений. Результаты эксперимента продемонстрировали высокую степень универсальности, с которой визуальные альтернативы воспринимаются как синестически соответствующие транслированным эквивалентам слов и подтверждают гипотезу об универсальности факторных структур коннотативных значений. В этой работе Ч. Осгуд не проводил процедуру факторизации данных. Сопоставление оценок по шкалам проводилось в “сыром виде”. Его методику в более поздних работах продолжили Байес и Джекобовитс, которые построили набор оппозиций, репрезентирующих фактор “оценка”. Конкретное практическое применение невербального СД эти авторы видят в его использовании для исследования визуального мышления. СД применим также в межкультурных исследованиях, где понимание изображений менее подвержено трансформации по сравнению с переводом с одного языка на другой антонимов, на базе которых строятся шкалы.

26 Біполярний семантичний диференціал

Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.

В качестве полюсов для определения биполярных шкал возможно использование не только прилагательных. Например, в исследовании В. Ф. Петренко[2] были использованы графические абстрактные изображения. Ранее графическими изображениями для обозначения полюсов шкал воспользовался Леон Джемс. Варианты таких полярных изображений: черный круг — белый круг; стрелка, направленная вверх, — стрелка, направленная вниз, и т. п.

27. Монополярний семантичний диференціал

Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.

Кроме того, в исследованиях часто используются монополярные шкалы, с помощью которых объекты оцениваются по выраженности одного свойства; применение факторного анализа для поиска базисных свойств не требует биполярности. Униполярные шкалы с использованием прилагательных в англоязычной литературе часто называют шкалами Стапеля или шкалами Лайкерта по имени исследователей, впервые описавших применение такого типа шкал. В русскоязычной психологической литературе за всеми оценочными шкалами вообще с числом пунктов шкалы больше трёх закрепилось наименование «семантический дифференциал».

28 Методи обробки та аналізу даних семантичного диференціалу. Факторний аналіз та кластер-аналіз

Обработка данных и стратегия анализа

При работе с данными использовалось четыре вида математической обработки: анализ частотных распределений (частотный анализ), факторный анализ частотных распределений (факторный анализ), метод парных сравнений, факторный анализ семантического дифференциала. В анализе результатов исследования будут приводиться данные, полученные в результате всех перечисленных видов обработки.

Процедура анализа СД состоит в построении семантического пространства и включает три этапа.

1. Определение первоначального списка прилагательных - признаков. От выбранных признаков зависит тот уровень осознанности, на котором респондент будет оценивать предложенный обьект (1, стр.63). Для построения шкал был проведен ассоциативный эксперимент: четырех экспертов попросили написать пары прилагательных, которыми, по их мнению, характеризуется творчество Щербакова. Из написанного были отобраны 20 парных ассоциаций, которые и составили блок тестовых вопросов. Изучаемый обьект, определенный нами как "Мир поэзии М.Щербакова", оценивался по 20-ти биполярным шкалам, полюса которых были заданы антонимами. Респондентам предлагалось соотнести интенсивность той или иной ассоциации со значениями соответствующих шкал. "Шкалы семантического дифференциала не описывают реальность, а являются метафорическим выражением состояний и отношений субьекта" (1, стр.61).

 

2. После опроса была проведена математическая обработка матрицы с целью выделения независимых факторов - набора универсумов, лежащих в основе восприятия творчества упомянутого автора. Оценки обьекта по шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа можно сгруппировать высококоррелирующие шкалы в факторы. За фактором скрывается определенная грань реальности, черта, характеристика обьекта. Она описывается только одним набором шкал, т.е. фактором. Иной набор шкал, которые показывают высокие коэффициенты связи между собой и низкие - с остальными шкалами, образуют еще один - независимый от первого - фактор; за ним стоит свой "участок" реальности.

Снижение размерности признакового пространства (20-мерное пространство редуцировали до пяти наиболее значимых переменных) основано на предположении, что сильно коррелирующие признаки не дают существенного прироста информации, поэтому отбираемые в фактор признаки должны быть слабо коррелированы между собой и сильно - с неучитываемыми признаками (11, стр.60).

3. Третий этап - интерпретация выделенных факторов, построение семантического пространства на основе факторного анализа формализованных вопросов анкеты.

Кластерный анализ (англ. Data clustering) — задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций) на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя. Кластерный анализ — это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы (кластеры)(Q-кластеризация, или Q-техника, собственно кластерный анализ). Кластер — группа элементов, характеризуемых общим свойством, главная цель кластерного анализа — нахождение групп схожих объектов в выборке (примечание 1). Спектр применений кластерного анализа очень широк: его используют в археологии, медицине, психологии, химии, биологии, государственном управлении, филологии, антропологии, маркетинге, социологии и других дисциплинах. «Тематика исследований варьирует от анализа морфологии мумифицированных грызунов в Новой Гвинее до изучения результатов голосования сенаторов США, от анализа поведенческих функций замороженных тараканов при их размораживании до исследования географического распределения некоторых видов лишая в Саскачеване» (примечание 1). Однако универсальность применения привела к появлению большого количества несовместимых терминов, методов и подходов, затрудняющих однозначное использование и непротиворечивую интерпретацию кластерного анализа.

Факторный анализ.Этот метод неразрывно связан с тестовыми разработками социологических исследований. Он не принадлежит к числу основных методов, а интересует исследователя лишь потому, что его понимание важно для осмысления идей, заложенных в некоторых социологических методах шкалирования. Основная идея факторного анализа заключается в следующем. Каждый наблюдаемый признак можно представить в виде линейной комбинации нормально распределенных факторов.

 

29. Особливості використання методу семантичного диференціалу в дослідницькій та практичній діяльності

Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие типовые вопросы:

различие в оценке одного понятия разными испытуемыми (или разными группами испытуемых в среднем по группе);

различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым (или группой);

различие в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разное время (то есть измерять изменения значений, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации, из-за изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения и т. д.).

 

Построение семантических пространств и анализ положения объектов в семантических пространствах — важный инструмент во многих практических приложениях:

Для анализа восприятия рекламы и для её проектирования

Для сравнительного анализа различных групп — от групп потребителей в маркетинге до гендерных стереотипов

Для исследования экономического поведения

Для изучения важнейших процессов социальной самоидентификациии для решения многих других задач социологии

в политических технологиях.

 

и во многих других областях.

30 Форми та види шкал семантичного диференціалу

Различают 3 вида шкалы:

номинальная. Примером служит шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями. При конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного» вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых «нейтральной» позицией.

ранговая, Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что

результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой приём измерения установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.

интервальная. Используется только для числовых значений, например возраст, стаж работы и т.д.

Порядковые шкалы - требуют, чтобы респондент поместил оцениваемую характеристику объекта в некоторую точку непрерывного числового интервала или в одну из численно упорядоченных серий категорий.

Используются для:

общего отношения к объекту

измерения степени, с которой объект обладает определенными свойствами

измерения ощущений, связанных с некоторым атрибутом (например, вкусовые привязанности)

измерение важности некоторого атрибута (например, отсутствие кофеина)

Виды порядковых шкал:

Шкалы без сравнения - предполагают оценивание объекта без сравнения его с другими аналогичными объектами (монодические шкалы)

Процентная шкала - степень удовлетворенности от приобретения или от обладания некоторым объектом

Шкалы со сравнением - предполагают вопросы со сравнением и следующие ответы:

нравится намного больше

Порядково-рейтинговые шкалы требуют, чтобы респондент установил рейтинг множества объектов в соответствии с некоторым критерием. Позволяет получить только упорядоченные данные, а число применимых к их анализу статистических методов ограничено.

Виды порядково-рейтинговых шкал:

-Шкала постоянной суммы - респондент должен разделить постоянную сумму (обычно 50 или 100) между двумя или большим числом объектов:

Симпатическая дифференциальная шкала - требует, чтобы респондент оценил отношение к объекту на нескольких различных семизначных шкалах, ограниченных с каждой стороны одним из двух противоположных прилагательных:

31 Особливості ідеографічного підходу у психосемантиці

Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.

Идеографический подход
Понимание объекта измерения: Понимание личности как целостной системы
Направленость измерения: Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения: Проективные методики и идеографические техники

32 Історія виникнення методу репертуарних рішіток

- методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности, предложенная в 1950-х американским психологом Джорджем А. Келли (1905-1967) для изучения того, как человек воспринимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует свой жизненный опыт и окружающий мир. Техника Р.Р. (далее - ТРР) является также способом представления соответствующей информации. ТРР используется в различных областях практической деятельности: психологии и психодиагностике, психиатрии, социологии, педагогике, рекламе, дизайне, политике, менеджменте, профконсультировании, лингвистике, истории, риторике и т.д. Келли, для которого был характерен подчеркнуто субъектно-ориентированный подход к изучению личности, разрабатывал ТРР в рамках своей теории личностных конструктов ("Психология личных конструктов", 1955), философским и гносеологическим основанием которой является принцип "конструктивного альтернативизма": "Когда имеешь дело с миром, всегда есть альтернативные истолкования, доступные для выбора. Никто не должен загонять себя в угол, полностью уступать обстоятельствам или становиться жертвой своей биографии".

 

33. Проблема розуміння людьми одним одного в теорії особистісних конструктів Дж. Келлі.

У системі Келлі ключовий теоретичний конструкт - це сам термін конструкт: Людина судить про свій світ за допомогою понятійних систем, або моделей, які вона створює і потім намагається пристосувати до об'єктивної дійсності. Це пристосування не завжди є вдалим. Все ж таки без таких систем світ буде чимось настільки недиференційованим і гомогенним, що людина не зможе осмислити його.

Саме ці «понятійні системи, або моделі» Келлі визначив як особові конструкти. Інакше кажучи, особовий конструкт - це ідея або думка, яку людина використовує, щоб усвідомити або інтерпретувати, пояснити або передбачити свій досвід. Він є стійким способом, яким людина осмислює якісь аспекти дійсності в термінах схожості і контрасту.

Кожен з нас сприймає дійсність шляхом власних моделей або конструктов, необхідних для створення несуперечливої картини світу.

Відповідно до уявлення про людей як про учених Келлі стверджує: варто тільки людині припустити, що за допомогою даного конструкта можна адекватно прогнозувати і передбачити якусь подію в своєму оточенні, як вона почне перевіряти це припущення по подіях, які ще не наступили. Якщо конструкт допомагає точно прогнозувати події, людина, ймовірно, збереже його. І навпаки, якщо прогноз не підтвердиться, конструкт, на підставі якого він був зроблений, ймовірно, піддасться перегляду або навіть взагалі може бути виключений. Валідність конструкта перевіряється з погляду його прогностичної ефективності, ступінь якої може мінятися.

Келлі припускав, що всі особові конструкти біполярні і дихотомічні за природою, тобто суть мислення людини полягає в усвідомленні життєвого досвіду в термінах чорного або білого, а не відтінків сірого. Точніше, переживаючи події, людина помічає, що якісь події схожі один на одного і при цьому відрізняються від інших. Наприклад, людина може відмітити, що якісь люди огрядні, а якісь худі; хтось чорний, а хтось білий; хтось багатий, а хтось бідний; до якихось речей небезпечно доторкатися, а до якихось ні. Саме цей когнітивний процес спостереження схожості і відмінностей приводить до формування особових конструктов. Таким чином, принаймні три елементи необхідно для формування конструкта: два з елементів конструкта повинні бути схожими один на одного, а третій елемент повинен відрізнятися від цих двох. І схожість, і відмінність повинні мати місце в межах одного і того ж контексту.

Подібно до магніта, всі конструкти мають два протилежні полюси. То, в чому два елементи вважаються схожими або подібними, називається емерджентним полюсом, або полюсом схожості конструкта; то, в чому вони протилежні третьому елементу, називається імпліцитним полюсом, або полюсом контрасту конструкта. Отже, кожен конструкт володіє емерджентним і імпліцитним полюсами. Мета теорії особового конструкта - пояснити, яким чином люди інтерпретують і прогнозують свій життєвий досвід з погляду схожості і відмінностей.

Проблема розуміння людьми один одного полягає в віднесенні людини до певного полюсу, тобто конструкту, а не розглядання її в цілому. Що можу також перевищувати або навпаки уявлення про індивіда ти ставлення до нього.

 

34. Загальна характеристика та призначення методу репертуарних решіток.

Техника Р.Р. (далее - ТРР) является также способом представления соответствующей информации. ТРР используется в различных областях практической деятельности: психологии и психодиагностике, психиатрии, социологии, педагогике, рекламе, дизайне, политике, менеджменте, профконсультировании, лингвистике, истории, риторике и т.д.

Суть метода репертуарных решеток заключается в следующем. Индивид самостоятельно или с помощью эксперта извлекает из памяти (осознанной или безсознательной) сугубо индивидуальную информацию об интересующей исследователя области. Особенностью полуформализованного интервью является то, что оно стандартизовано по форме, но индивидуально по содержанию. Этим достигается требование максимально устранить влияние установок эксперта. Полученная индивидуальная информация формализуется и исследуется с использованием социального опыта - универсальными научными методами. На конечном этапе независимая оценка результатов, выводы и практические рекомендации могут быть сделаны экспертом.

Метод репертуарных решеток Дж. Келли находит широкое применение во всех сферах деятельности человека. Вместе с тем, между представлениями Дж. Келли о значении антиципации в поведении человека и методом репертуарных решеток существует громадная пропасть. Именно потому нередко метод репертуарных решеток используют в полном отрыве от концепций о конструктах личности Дж.Келли и от психологии вообще.

Метод репертуарных решеток может применяться в качестве самостоятельного метода. Однако, как следует из проведенного выше анализа психодиагностических задач, лучше всего применять репертуарные решетки совместно с другими методиками, такими, как, например, личностные опросники, проективные тесты, самооценочные стандартные шкалы. Это позволит объединить в одном подходе и преимущества нормативных стандартизованных и индивидуально-определенных описаний личности и проанализировать взаимоотношения между ними. Такое совмещение даст возможность реализовать на практике один из важных принципов системного подхода — многоуровневость анализа — и построить целый ряд описаний: личность с точки зрения конкретных групп, группы с точки зрения конкретных личностей, личность с точки зрения конкретного “другого” и самой себя. На этом пути возможно экспериментальное исследование проблемы взаимодействия групповых и индивидуальных смысловых конструктов, субъективных шкал. Значение этой проблемы для практической психодиагностики очевидно и не требует комментариев.

Конструкт — это не обязательно дискретная оппозиция. Как правило, это более или менее дробная шкала. Этим конструкт отличается от концепта. Концепт задает номинальную шкалу (класс, понятие), конструкт как минимум шкалу порядка, а фактически и шкалы более высоких уровней.

 

Ранговые решетки.

Ранговые. После выбора элементов и вызывания конструктов испытуемого просят проранжировать элементы от одного полюса конструкта к другому. В матрице, получаемой в результате такой процедуры, на пересечении строк и столбцов стоят ранги, которые соответствуют каждому элементу по каждому конструкту. Для анализа решеток такого типа Слейтером [39], [40] был предложен целый ряд программ машинной обработки, в частности методы непараметрического факторного анализа. Однако ранговые решетки можно обрабатывать и ручным способом. Баннистер [22] предложил простую процедуру ручной обработки, которая позволяет оценить значимость конструкта, реконструировать систему взаимосвязей между конструктами и построить пространство первых двух главных компонент. Им же была предложена процедура оценки расстояний между конструктами и элементами и оценка сходства элементов. С помощью этих процедур можно оценить, например, степень идентификации испытуемого с каждым персонажем, включенным в репертуар данной решетки, расстояние между "я" и "идеальным я" и многое другое.

Ранговая решетка снимает проблему несимметричности конструкта. При этом возможны два порядка процедуры ранжирования: сначала выявить все конструкты и после этого заполнить решетку, или оценивать каждый элемент по только что полученному конструкту.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных