Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Звук в акустическом и артикуляционном аспекте




Однако предметом непосредственного изучения фонетики являются звуки речи.

Как природное явление звуки речи имеют акустическую и артикуляционную стороны. Из этих двух сторон практически важнее артикуляционная сторона – производство и восприятие человеком звуком. Ещё важнее их функциональная сторона – опознавательная и различительная

роль в процессе общения. Таким образом, в изучении звуков можно выделить

три аспекта: акустический, артикуляционный (физиологический) и функциональный (фонематический).

Акустический аспект изучения звука

По своей физической природе звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи).

Акустика речи складывается из видов колебательных движений, тембра звука, его высоты, интенсивности и продолжительности звучания.

В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате непериодических (неритмических) колебаний звучащего тела, например, губ. Полярными по звучности являются, например, гласный А и согласный П. Между ними располагаются сонорные звуки: [р], [л], [м], [н], [й]. В некоторых языках согласный [л] может усиливать свою звучность и превращаться в слогообразующий элемент, например, в чешском языке. В корейском языке согласный [л] может утрачивать голос, превращаясь в глухой шумный согласный.

Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок. В речи высота голоса зависит от длины и натянутости голосовых связок.

Сила звука (интенсивность) определяется амплитудой колебания, что зависит от напора воздушной струи и величины поверхности звучащего тела. Звук речи акустически сложен, так как содержит не только основные тоны, но и тоны резонаторные (резонанс в переводе с французского – «отзвук»). Их соотношение имеет огромное значение при определении основного качества звука – тембра. Тембр создаёт качественную характеристику звука. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от звуков другого.

Артикуляционный аспект изучения звука

Звуки речи – это единицы, не обладающие значением, но оформляющие единицы языка вышестоящих уровней в звуковую оболочку. У звуков речи нет смыслового объема содержания, нет значения. Они природная материя языка. Оттого что звуки речи воспринимаются сенсорно, с помощью органов слуха, они считаются единицами материальными.

Звуки речи образуются органами речи, к которым, в первую очередь, относятся лёгкие, гортань, ротовая и носовая полости (резонатор), которые в совокупности образуют речевой аппарат.

Речевой аппарат человека состоит из трёх этажей. Нижний этаж – это дыхательные органы: лёгкие, бронхи, трахея (дыхательное горло). Здесь возникает воздушная струя. Средний этаж – это гортань. Она состоит из голосовых связок. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Если голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос. Верхний этаж речевого аппарата – это органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Глотка делится на две полости: носовую и ротовую. Они разделены нёбом. Мягкое нёбо вместе с маленьким язычком называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идёт через рот. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идёт через нос.

Полость носа – это неизменяемый по объёму и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и объём за счёт движений губ, нижней челюсти и языка. Глотка меняет форму и объём за счёт движения языка вперёд и назад. Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой, сближаться с ней, сближаться с верхними зубами.

Наиболее подвижный орган речи – язык. В языке выделяют переднюю, среднюю и заднюю части.

При образовании звуков органы речи выполняют пассивную или активную роль. Так, например, язык всегда активен, а зубы всегда пассивны. Губы и нёбная занавеска могут играть в образовании звуков как пассивную, так и активную роль.

Работа органов речи, направленная на образование звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей:

· из экскурсии (начало работы органов речи – органы речи «выходят на работу»)

· из выдержки (средней части работы органов речи)

· из рекурсии (окончание работы, когда органы речи выходят на исходную позицию, в нерабочее состояние)

Любой звук речи образуется при выдохе. Отработанная струя выдыхаемого воздуха, покидая легкие, попадает в гортань, где находятся голосовые связки. При их обязательной вибрации и возникает звук речи. Колебание голосовых связок – непременное условие для возникновения звука речи.

Далее, пройдя голосовые связки и приведя их в колебательное движение, струя воздуха попадает в резонатор. Образуя звук речи, струя выдыхаемого воздуха через резонатор либо беспрепятственно выходит наружу, либо встречает на своем пути какую-нибудь преграду, например, в виде полного затвора губ, или смыкания зубов, или плотного прилегания языка к верхнему нёбу и т. п.. В зависимости от этого условия –наличия или отсутствия преграды в резонаторе– звуки речи делятся на гласные и согласные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных