Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧТО СВЯЗАНО С ПОНЯТИЕМ РУССКИЙ СЕВЕР? 24 страница




«Но вот северное сияние покрывает своим серебристым светом все небо; вскоре серебристый оттенок сменяется желтым, зеленым и красным цветом. Сияние, непрестанно меняясь, не зная покоя, то разливается широкой полосой, то снова стягивается, лишь затем, чтобы вновь разметаться по небу несколькими отдельными расходящимися полосами, ослепительно белого цвета. И все окружено волнующимися сверкающими лучами. И вдруг вся эта чудная картина исчезает. Мгновенье спустя сияние появляется снова, появляется в виде огненных языков в самом зените, а от горизонта навстречу тянется серебряный луч. И длится это до тех пор, пока все не растает, не расплывется в сиянии месяца. И чудится, будто пронесся вздох исчезающего великого духа... (сияние) извивалось наподобие огненного змия через все небо, причем хвост его

кончался лишь десятью градусами выше горизонта на севере. Отсюда сияние повернуло на восток, разбрасываясь несколькими широкими полосами, вдруг меняя направление, изогнулось дугою. И снова поворот: сияние повернуло к западу, где точно свернулось в шар, из которого несколькими ветвями вновь разбросалось по всему небу».

Человек XX столетия не находит других слов для описания северного сияния, как «огненные языки», «извивалось наподобие огненного змия» с хвостом и т.д.

Не естественно ли, что древние люди описывали северное сияние, появляющееся только тогда, когда похищено солнце, как огнен-

т ных змей, охраняющих плен солнца? И ясно, что змеи эти — исчадие зла, союзники злого бога Вала. Когда Индра побеждает Вала, разрушает его подземные твердыни и поражает его змей, — освобождается солнце.

В Авесте говорится о том, что страшные змеи — холод и снег, т.е. опять-таки зима и ночь погубили чудную страну Ахура-Мазды.

И почти у каждого европейского народа мы находим в преданиях нечто подобное победе Индры над змеями Вала. Боги, или люди- герои — представители добра, побеждают страшных змиев, драконов, гидр и освобождают что-либо доброе из плена. Не относится ли сочетание образа змеи с идеею зла и тьмы именно ко времени жизни людей на Крайнем Севере, когда они созерцали полярной ночью северное сияние?

Быть может, сюда же относится один очень интересный обряд, сохранившийся у неарийского народа, именно у китайцев, с глубокой древности и до сего дня. Известно,

играют большую роль, и, по-видимому, следует различать целый ряд драконов разного происхождения и смысла.

Один раз в году во многих местностях Китая справляется своеобразный праздник в честь дракона. Приготовляют из легких тростей, тонких тканей и разноцветной бумаги громадного дракона, иногда в 7—8 и более сажен в длину. Весь дракон составляется из ряда совершенно самостоятельных отдельных члеников, и каждый один такой членик на длинной палке несет один человек. Все лица, несущие членики дракона, соединены между собой веревками, чем достигается сохранение правильного расположения и единства движения. Все участники выстраиваются в ряд, и впереди становится тот, который несет первый членик дракона — его голову с огромной разинутой пастью. Когда все участники начинают идти, следуя всем движениям и поворотам идущего впереди, то получается впечатление, что дракон представляет собой действительно нечто целое, извивающееся в воздухе. Впечатление особенно усиливается тем, что процессия эта происходит непременно ночью. Внутри каждого членика дракона зажигаются фонарики, в голове дракона их несколько. Людей, несущих дракона, из

дали, в темноте совсем не видно, и поэтому кажется, что в воздухе движется, летит, извивается громадный огненный дракон. Перед драконом бежит человек (в темноте его тоже не видно), который также на длинной палке несет над собой освещенный изнутри шар. И вот за этим круглым, светящимся шаром, —следуя всем изгибам ето движения, летит то скорее, то медленнее огненный дракон, как бы стремящийся схватить его, поймать его своей пастью.

Этот обряд теперь производится, кажется, больше в качестве увеселения, игры, но обряд этот религиозного и очень древнего происхождения. Китайские историки и теологи объясняют его по-разному и вряд ли справедливо. На древних же рисунках, вазах и других художественных произведениях всегда обряд этот изображается так, что дракон представлен летящим с разинутой пастью и старающимся схватить огненный шар, от которого в разные стороны расходятся лучи. Изображения эти несомненно свидетельствуют о том, что шар представляет собой именно солнце. Тогда вышеописанный обряд есть изображение борьбы дракона с солнцем, которое он хочет поймать. И разве все это не напоминает собой предания Вед про бога Аху-змия, похищающего солнце, про огненных змей — северные сияния, стерегущих плененное солнце?

Я ни в каком случае не хочу утверждать, чтобы все приведенные мной толкования мифов, обрядов и преданий были безусловной и неоспоримой истиной. Может быть, со временем многое получит несколько иное объяснение, может быть, многое есть просто

Ж

результат случайного совпадения чисел, названий. Но пусть так. Мне все-таки кажется, что даже приведенные мной примеры (а я привел только небольшую часть их) невольно заставляют отнестись серьезно к новой попытке рассмотрения древнейшей мифологии с исторической точки зрения и в соответствии с выводами естественно-исторических наук. Совпадения данных сравнительной мифологии с результатами геологических и биологических наук слишком велики, чтобы не обращать на это внимания.

Научные истины именно так и добываются — к ним идут разными путями и только тогда, когда гипотезы, построенные разными науками, могут быть соединены, связаны, обобщены, или когда они просто сливаются — только тогда можно говорить уже не о гипотезах, а о научных теориях. И в этом отношении мне представляется, что новые исследования индийского ученого Тилака и ряда других филологов сыграли и сыграют в будущем громадную роль для разрешения вопроса о родине человечества, а следовательно, и вопроса о происхождении человека.

Вопрос о происхождении человека — это великий вопрос, все более и более занимающий умы культурных людей. Много уже сделано к разрешению его, но, конечно, полного освещения, полного, ясного разрешения во всех подробностях вопрос этот еще не получил, и достигнуть этого можно только соединенными усилиями разных наук, как бы разнородны они ни казались, соединенной работой ученых на всех поприщах точного научного знания.

ЛИТЕРАТУРА

(использованная и рекомендуемая)

1. Абаев В.И. Скифо-славянские изоглоссы. М., 1965.

2. Абаев В.И. Доистория индоиранцев в свете арио-уральских языковых контактов// Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (III тыс. до н.э.). М., 1981.

3. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч., сочиненная. М.Ч. (Михаил Чулков). М., 1786.

4. Аванесов Р.В. Лингвистическая география и история русского языка// Вопросы языкознания, № 6, 1952.

5. Авеста в русских переводах (1861—1996). СПб., 1997.

6. Алексеев В.П. Антропологический комментарий к гипотезе о циркумполярной культуре// Этногенез и этническая история народов Севера. М.: Наука, 1975.

7. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

8. Алексеев В.П. Этногенетические аспекты антропологического изучения Южной Азии// Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990.

9. Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1993.

10. Алексеева Т.И. Славяне и германцы в свете антропологических данных// Вопросы истории. № 5,1974.

11. Алексеева Т.И. Роль субстрата в этногенезе восточнославянских народов (антропологические данные)// Сб.: Культурноисторическое единство Евразии и Великого шелкового пути. М., 1995.

12. Андреичева А.Н., Марченко-Вагано- ва Т.Н. Развитие природной среды и климата в антропогене на северо-востоке Европы // Геопринт, №2. Уральское отделение И-та геологии РАН, Коми, 2003.

13. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.

14. Членов А.М. По следам Добрыни. М.,

1986.

15. Арктика. Интересы России и международные условия их реализации. М.: Наука, 2002.

16. Артамонов М.И. История хазар. М.,

1962.

17. Артхашастра или Наука политики: пер. с санскрита. М.-Л., 1959.

18. Атхарваведа. Избранное: пер. с санскрита Т.Я. Елизаренковой.

19. Афанасьев А.И. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1—3 (М., 1865— 1869), М., 1994.

20. Бадер О.Н. Тайны седого Урала // Наука и человечество. М., 1966.

21. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. М., 1988.

22. Бенвенист Э. Индоевропейское именное словообразование. М., 1955.

23. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1955.

24. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2000.

25. Бернштейн С.Б. Балто-славянская языковая общность// Славянская филология. № 1—2,1958.

26. Бибикова В.Е. О происхождении Ме- зинского палеолитического орнамента // Советская археология, № 1,1965.

27. Богусловская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972.

28. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988.

29. Будыко М.И. Климат и жизнь. Л., 1971.

30. Бэшем А. Чудо, которым была Индия: пер. с англ. М., 1977.

31. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект наследия // Культурная география, 2001.

32. Величко А.А. Природный процесс в плейстоцене. М., 1973.

33. Виноградов А.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1982.

34. Гальковский И.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916.

35. Гельмольд. Славянская хроника. М.,

1963.

36. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992.

37. Геология четвертичных отложений северо-запада европейской части СССР. Л., 1967.

38. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1992.

39. Гильфердинг А. История балтийских славян. М., 1994.

40. Гимбутас Мария. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. М.: РОС- СЙЭН, 2006.

41. Глинка Г.А. Древняя религия славян. Сб. Мифы древних славян. Саратов, 1995.

42. Голубиная или Глубинная книга (СПб., 1860). М., 1991.

43. Горнунг Б.В. Из предистории образования общеславянского единства. М., 1963.

44. Граков Б.Н. Скифы. М., 1941.

45. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970.

иранских племен на территории Ирана. Сб. История Иранского государства и культуры. М., 1971.

47. Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахаменидов. М., 1998.

48. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

49. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.

50. Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова. СПб., 1997.

— 5i. Гусева II.P. Многоликая Индия. Наука, 1987.

52. Гусева Н.Р. Истина скрывается в мифах. Тобольск и вся Сибирь. Тобольск, 2005.

53. Гусева Н.Р. Мифы древней Индии. М.: Белые альвы, 1999.

5 А. Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков. М.: Вече, 2002.

55. Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М.: ФАИР Пресс, 2002.

56. Гусева Н.Р. Русский Север — прародина индо-славов. М.: Вече, 2003.

57. Гусева Н.Р. Индуизм. М.: Наука, 1977; Вече, 2005.

58. Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. М.: Белые альвы, 1988; 2007.

59. Гусева Н.Р. Эти удивительные индийцы. М.: Астрель, 2007.

60. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I—IV (репринт). М., 1978—1980.

60а. Данге С. А. Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя: пер. с англ. М., 1950.

61. Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология, № 4,1960.

62. Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975.

63. Древнерусские княжества X—ХШ вв. Сб. статей. М., 1975.

64. Древность. Арьи. Славяне. Сб. статей. М.: Палея, 1996.

65. Древние славяне и их соседи. Сб. статей. М., 1970.

66. Дюмезиль И.Ж. Верховные боги индоевропейцев: пер. с франц. М., 1996.

67. Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.

68. Елачич Е. Крайний Север как родина человечества. СПб., 1910.

69. Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев., 1953.

70. Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера. Сб. Древность. Арьи. Славяне. М.: Палея, 1996.

71. Журавский А. Полярная Россия// Известия общества изучения Русского Севера, № 9—11,1911.

72. Зализняк А.А. Проблемы славяногерманских языковых отношений древнейших периодов// Вопросы славянского языкознания, № 6,1962.

73. Законы Ману: пер. с санскрита. М., 1960.

74. ЗабылинМ. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880; репринт, М., 1990.

75. Зарубин А.А. Сходные сельскохозяйственные обычаи у индоарийцев и славян // Советское славяноведение, № 1г 1969.

76. Зарубин А.А. Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян// Советское славяноведение, № 26,1971.

77. Зданович Г.Б.// Бронзовый век Урало- Казахстанских степей// Свердловск, 1988.

78. Зимы нашей планеты: пер. с англ. М., 1982.

79. Зоненшайн П.П., Кузьмин М.И. Палеодинамика. М., 1993.

80. Иванов С. В. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1990.

81. Иванова И.К. Геологический возраст ископаемого человека. М., 1965.

82. Иванов С.А., Аагиндин А.А. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1—2. М., 1994—1996.

83. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый хронограф, 2008.

84. Каниткар В.П., Коул У. Оден Индуизм: пер. с англ. М., 1989.

85. Карпов А. Варяги// Русский вестник. № 6,1993.

86. Карсанов А.Н. Об этнической принадлежности росомонов// Имя. Этнос. История. М., 1989.

87. Квасов Д.Д. Позднечетвертичная история круглых озер и внутренних морей Восточной Европы. Вильнюс, 1974.

88. Ковалевская В.Б. Конь и всадник. М., 1977.

89. Кожинов В.В. История Руси и русского слова// Наш современник. № 10,1992.

90. Кожин Н.М. К проблеме происхождения колесного транспорта. М., 1985.

91. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. Казань, 1967.

92. КосамбиД.Д. Культура и цивилизация Древней Индии: пер. с англ. М., 1968.

93. Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тыс. до н.э. М.: Наука, 1972.

94. Красовская Т.М. Природопользование Севера России. М.: ЛКИ, 2007.

95. Крупник И.И. Арктическая этноэко- логия. М.: Наука, 1989.

96. Культурный ландшафт Русского Севера: Понежье, Поморье. М.: ФБМК, 1998.

97. Культурный ландшафт, теоретические и религиозные исследования. М.: Изд. МГУ, 2003.

98. Кузьмин А.Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды// Новое о прошлом нашей страны. М., 1969.

99. Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов (К постановке проблемы)// Вопросы истории. № 11,1974.

100. Кузьмин А.Г. Кто в Прибалтике «коренной»? М., 1993.

101. Кузьмин А.Г. Правильная постановка вопроса и есть его решение// Славяне и Русь. М., 1998.

102. КузьминаЕ.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

103. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли Индоа- рии? М., 1994.

104. Кузьмина Е.Е. Арии — путь на юг. М.-СПб.: Летний Сад, 2008.

105. Аесной С. Откуда ты, Русь? Ростов- на-Дону, 1995.

106. Аипец А.С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.

107. Лосев А.Ф. Античная мифология и ее историческое развитие. М., 1957.

108. Майяни 3. Этруски начинают говорить: пер. с франц. М., 1966.

109. Максимов С.В. Г од на Севере. Архангельск, 1984.

110. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Архангельск, 1989.

111. Марков К.К., Величко А.А. Четвертичный период. Т. 3. М., 1967.

112. Матюшин Г.Н. Энеолит Южного Урала. М., 1982.

113. Махабхарата. Адипарва. М.-Л., 1950.

114. Махабхарата. Книга III, Лесная. М.,

1987.

115. Мейе А. Введение в сравнительную грамматику индоевропейских языков: пер. с франц. Юрьев, 1914.

116. Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? М., 2005.

117. Мерперт Н.Я. Древнейшая история населения степной полосы Восточной Европы (III тыс. до н.э.). М., 1969.

118. Мерперт Н.Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974.

119. Миллер Вс. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. Т. I, М., 1876.

120. Мифы древних славян. Сб. статей. Саратов, 1993.

121. Мошинская В.И. О государстве син- дов// ВДИ, № 3,1946.

122. Munshi К.М. The Vedic Age. Bombey, 1965.

123. Нейштадт М.И. История лесов и палеография СССР в голоцене. М., 1957.

124. Нидерле А. Славянские древности. М., 1956.

125. Никольский Н. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1923.

126. Новые данные по геохронологии четвертичного периода. М., 1987.

127. Носова Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки // Российский этнограф, № 6,1993.

128. Палеогеография и хронология верхнего плейстоцена и голоцена по данным радиоуглеродного метода. М., 1965.

129. Палеогеография и морфоструктуры Кольского полуострова. М., 1973.

130. Палеогеография Европы за последние 100 тысяч лет. М., 1982.

131. Павленко Ю.В. Праславяне и арии. Киев, 2006.

132. Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск, 1990.

133. Петру хин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смоленск- Москва, 1995.

134. Последний европейский ледниковый покров. М., 1965.

135. Прозоров А. Времена русских богатырей. По страницам былин в глубь времен. М.: Яуза, 2006.

136. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Наука, 1968.

137. Ригведа. Мандалы I—X. Л., 1984; М., 1989-1999.

138. Русский Север. Исследования и исследователи. Справочник. Вып. 2,1989.

139. Русский Север. Этническая история и народная культура. XII—XX века. М.: Наука, 2001.

140. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

141. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979.

142. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

143. Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967.

143а. Санкритьяяна Р. От Волги до Ганга: пер. с англ. М., 2002.

144. Сейбутис А. Миграция послеледникового человека как отражение изменений экологической обстановки// Научные труды вузов Литовской ССР (серия «География»), VIII, 1982.

145. Семенов В.А. Древнейшая миграция индоевропейцев на восток// Петербургский археологический вестник. СПб., 1993.

146. Серебряный А.Р.// Динамика покровного оледенения и гляциоэвтазия в позднечетвертичное время. М., 1978.

147. Скалон В.Н. Речные бобры Северной Азии. М., 1951.

148. Смирнов В.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М.: Наука, 1977.

149. Соболевский А.И. Названия рек и озер Русского Севера. М., 1927.

150. Соколов М. Старорусские солнечные боги и богини. Симбирск, 1887.

151. Соколов С.Н. Авестийский язык. М., 1961.

152. Становление раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972.

153. Таблицы солнца для города Мурманска. Мурманск, 1984.

154. Тереножкин А.М. Предскифский период на Днепровском правобережье. Киев, 1962.

155. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах: пер. с англ. М., 2001; М., 2002.

156.Томас П. Легенды, мифы и эпос Древней Индии. СПб., 2000.

157. Топоров В.Н., Трубачев О.Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Приднестровья. М., 1982.

158. Топоров В.Н. Санскрит и его уроки// Древняя Индия. М., 1985.

159. Третьяков П.Н. Происхождение земледелия. М., 1934.

160. Триполье. Словник-довидник археологии. Киев, 1996.

161. Трубачев О.Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М., 1959.

162. Трубачев О.Н. Из славяно-иранских лексических отношений// Этимология 1965. М.: Наука, 1967.

163. Трубачев О.Н. Названия рек Право- бережной Украины. М., 1968.

164. Трубачев О.Н. О сидах и их языке// Вопросы языкознания, № 4,1976.

165. Трубачев О.Н. К истокам Руси. Наблюдения лингвиста. М., 1993.

166. Трубачев О.Н. Взгляд на проблему прародины славян// Держава, № 1,1997.

167. Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999.

168. Улузанов И. С. О языке древней Руси. М.: Наука, 1972.

169. Уоррен У. Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе: пер. с англ. М., 2003.

170. ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка: пер. с нем. и дополнения О.Н. Трубачева. Т. I—IV, М., 1964—1973.

171. Философия вождизма. Хрестоматия: пер. с нем. М.: Белые Альвы, 2006.

172. Членова Н.А. Центральная Азия и скифы. М., 1997.

СЛОВАРИ

\7Z.Monier-Willians. P.A. Sanskrit-English Dictionary. Oxford, 1960.

 

 

УДК 930.85 ББК 63.3(0)4 Г96

Гусева, Н.Р.

Г96 Русский Север — прародина индославов/ Н.Р. Гусева. — М.: Вече, 2010. — 304 с.: ил. — (Славянский мир).

ISBN 978-5-9533-2951-4

 

Термин «индославы» практически незнаком широкому кругу читателей. Что это — устоявшийся в академической науке этноним? Или нечто совсем новое, случайно введенное в оборот? Или такое название явилось продуктом долгого поиска многих ученых? Где, как, когда и почему могло возникнуть это определение? И есть ли какие-либо реальные факты и основания, подтверждающие существование «народа индославов»? Автор данной книги, крупнейший российский индолог Н.Р. Гусева, доктор исторических наук, признанный авторитет в сфере исследований прошлого, убедительно доказывает наличие общих предков у арьев и славян в эпоху палеолита, что подтверждает давнее утверждение об общности их проживания и кровном родстве с предками славян на

УДК 930.85 ББК 63.3(0)4

ISBN 978-5-9533-2951-4

© Гусева Н.Р., 2010

© ООО «Издательский дом «Вече», 2010

Научно-популярное издание

Славянский мир Гусева Наталья Романовна

РУССКИЙ СЕВЕР - ПРАРОДИНА ИНДОСААВОВ

Выпускающий редактор Е.С. Лазарев Корректор О.Н. Богачева Верстка Н.В. Гришина Дизайн обложки и подготовка к печати художественного оформления Д.В. Грушин

ООО «Издательский дом «Вече»

Почтовый адрес:

129348, Москва, ул. Красной Сосны, д. 24, а/я 63.

Фактический адрес:

127549, Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корпус 1.

E-mail: veche@veche.ru http:// www.veche.ru

Подписано в печать 18.01.2010. Формат 84 х 108 У16. Гарнитура «MyslC». Печать офсетная. Бумага офсетная.

Печ. л. 19. Тираж 3000 экз. Заказ 0-105.

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета в типографии филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс». 420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

E-mail: idelpress@mail.ru

 

 

Термин «индославы» практически незнаком широкому кругу читателей. Что это — устоявшийся в академической науке этноним? Или нечто совсем новое, случайно введенное в оборот? Или такое название явилось продуктом долгого поиска многих ученых? Где, как, когда и почему могло возникнуть это определение? И есть ли для его возникновения какие-либо реальные факты и основания? Автор данной книги Н.Р. Гусева, крупнейший российский индолог, доктор исторических наук, признанный авторитет в сфере исследований прошлого, убедительно доказывает существование общих предков у арьев и славян в эпоху палеолита, что подтверждает давнее утверждение

об общности их проживания и кровном родстве с предками славян на древнерусской земле у истоков Волги.

4 [16] у- \Ь.. Ял..

.>v*;.

* В науке не существует объяснения наиболее древних истоков происхождения понятия суток как пары дня и ночи — первыми считаются определения в древнеегипетских и переднеазиатских надписях. Но Тилак показал, что понятие суток было выработано предками индоевропейцев еще в период последнего межледниковья, когда люди уже умели отмечать начало и конец вращения светил вокруг Полярной звезды.

* Глава подготовлена доктором географических наук Л.Р. Серебрянным.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru


[1] Когда здесь приводятся цитаты из Авесты, в скобках указывается название той или иной ее части, номера гимна и строфы. При цитировании Ригведы указаны номера ее книг, гимна и строфы.

[2] Если мы отнесем это время к эпохе межлед­никовья (точнее, к началу ее завершения около 25— 30 тыс. лет до н.э.), мы должны вспомнить о том что «вечные ночи» Заполярья не служили препятствием к разведению скота, как не служат и теперь — ведь такие «ночи» в области, например, Мурманска или Беломорья не мешают тому, чтобы эта отрасль хо­зяйства входила здесь, согласно всем справочникам, в число основных занятий населения.

[3] Повторная, да и не первая уже публикация этих примеров вызвана тем соображением, что далеко не всем заинтересованным читателям уже встречались такие публикации [54; 55; 58; 59].

[4] Следует указать и на такое сходство слов: на санскрите «родас» обозначает землю, а также небо и землю, а частица «родо» в композитах означает пространство между небом и землей. Все эти значе­ния совпадают с той ролью, которую приписывали славяне Роду.

[5] Отметим, что на санскрите слово «трут» яв­ляется глаголом, означающим «тереть, растирать, дробить».

[6] На санскрите это слово не может быть транс­крибировано точно как «хари», так как звук «h», как полагают лингвисты, не соответствует звуку «х», а должен быть воспроизведен при помощи южнорус­ского (украинского) «г». Но есть основания думать о соответствии солнечного образа-коня — «horse» (англ.) — Хоре (слав.) санскритскому «hari», условно передаваемому как «хари» в русской транскрипции.

лось обнаружить в Ведах, являются доказа­тельства циркумполярного происхождения гимнов и описываемых в них фактов как в прямом наложении, так и в символическом, переносном виде. Для раскрытия потаенной сути такого символического смысла многих из них требовалось именно то, чем в полной мере обладал Тилак, — глубокое проникно-

[8] Четвертичный период (эпоха, эра) начался около 1,7 млн лет назад. Его ледниковье именуется плейстоценом, а послеледниковый период, начав­шийся XIII—XII тыс. лет назад (по другим под­счетам — XII—X тыс. лет до н.э.), который длится и доныне, — это голоцен.

[9] Поскольку в санскритских словарях и лите­ратуре первым написанием этого термина служит форма «арья», мы позволим себе здесь ради уни­фикации терминологии придерживаться именно такого написания, хотя автор в своих трудах обычно пишет «ария», что не отражается на значении слова (Примеч. ред.).

[10] Перепечатка статьи С.В. Жарниковой из сб.: «Древность: Арьи. Славяне». М.: Палея, 1996.

[11] Перепечатка статьи Ф.Н. Разоренова из сб.: «Древность: Арьи. Славяне». М.: Палея, 1996.

[12] Слово вар известно и в славянских языках: ср. вар, варок — городьба, загон для скота.

[13] Ныне племя природных тасманийцев окон­чательно вымерло.

[14] «Найденный Рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе». (Примеч. ред.)

[15] «Арктическая родина в Ведах». (Примеч. ред.)

[16]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных