Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Высшее образование как социально-когнитивный комплекс




 

Цель изучения темы: обнаружить и сформулировать базисные характеристики, выделяющие в системе образования его высший уровень - сегмент высшего образования.

Основные вопросы темы: Логико-гносеологический и социально-исторический аспекты анализа института образования. Трансляция и ассимиляция как системообразующие категории образования. Генерация знания и высшее образование. Персонализация и высшее образование. Содержательное представление системы высшего образования. Уровневое образование.

 

Чем выделяется высшее образование в системе образования вообще? От ответа на этот вопрос зависит очень многое в деятельности вузов: выбор целей, способов их достижения, наполнение содержанием собственно образовательной деятельности и т. д. Особенно это важно, если предпринимаются серьезные меры по реформированию высшего образования.

Попробуем указать основные характеристики системы высшего образования, инвариантные во времени и пространстве (наличествующие во все времена и во всех странах). Этим будут обозначены некоторые ориентиры, объективно задающие направление и границы возможных реформационных усилий по отношению к системе высшего образования вообще и, как часть таких усилий, реформы по отношению к отдельному вузу.

Содержание любой категории, любого понятия как объективированной логической конструкции снимает в себе прежде всего содержание исходных понятий. В процессе своего становления, развития, функционирования содержание всякой категории неизбежно обогащается. Таким образом, здесь представлены два момента: логико-гносеологический (из чего складывается исходное содержание понятия) и социально-исторический (условия развития, изменения содержания понятия).

Проанализируем понятие «Система высшего образования» с логико-гносеологических позиций. Очевидно, что здесь ближайшим родовым понятием является понятие «Система образования», трактуемая нами как трансляция культуры в обществе (системе социума) с целью социализации личности. Из всех представленных здесь категорий (культура, трансляция, социум, личность, социализация) роль «пускового» механизма, заставляющего «жить» систему образования, принадлежит категории «трансляция». Но сама трансляция в данном контексте оправдана в том и только в том случае, если есть ее результат, т. е. произошло, точнее происходит - этот процесс не одноактен - присвоение содержания транслируемого. Это состояние мы опишем категорией ассимиляция, имеющей более широкое по сравнению с присвоением содержание.

Итак, системообразующими, «запускающими» для системы образования являются категории «трансляция» и «ассимиляция». Отбор содержания обучения, методы и методики преподавания, простирающиеся и вырастающие в педагогические технологии, все психологические и педагогические изыскания, находки и внедрения, сеть самих образовательных учреждений и система управления ими и т.д. и т. п., все это в конечном итоге направлено на «обслуживание» базовых для образования категорий - трансляции и ассимиляции.

Система высшего образования является частью системы образования вообще. Что и какую часть системы образования возвышает (тавтология!) до ее высшего уровня? В поиске ответа на этот вопрос, а тогда станет ясным и само понятие системы высшего образования, необходимо логико-гносеологический анализ дополнить социально-историческим.

Система высшего образования зарождалась появлением первых университетов в XII-XIII вв. в Европе - Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Неапольский и другие университеты. Значительна роль мусульманского (арабского) Ближнего Востока. Общепринято считать, что в европейское образование древне - греческое, древне-римское знание было привнесено именно арабами. В этом отношении огромная роль принадлежит Каирскому университету «Аль - Ажар» (Al – Azhar), основанному в 970 г. Ныне - это старейший университет в мире. Византии принадлежит приоритет организационно оформленного разделения университета на факультеты. В средневековом европейском университете преподавание велось на интернациональном для того времени латинском языке. Преподавалась известная античная схема семи свободных или изящных искусств (лат. septem artes liberales): тривиум (trivium) - грамматика, риторика, диалектика и квадривиум (quadrivium) - арифметика, музыка, геометрия, астрономия. После овладения тривиумом и соответствующего экзаменационного испытания присуждалась степень бакалавра искусств, а после овладения квадривиумом - степень магистра. В зависимости от факультета на его высших уровнях присуждались степени магистра и доктора наук. Не вдаваясь в подробности, отметим, что к XVI веку из почти 80 западноевропейских университетов 50 были созданы усилиями римско-католической церкви. Это обстоятельство красноречиво свидетельствует о том, что система высшего образования появилась, а в дальнейшем развивается и функционирует, как элемент социально-когнитивной структуры общества.

Начало становления системы высшего образования в России можно отнести к концу XVII началу XVIII века и связано оно с учреждением Славяно-греко-латинской академии, превратившейся затем в Московскую духовную академию. История же собственно университетского образования в России восходит к 1725 году, когда при Академии наук был учрежден Академический университет, закрытый в 1766 году из-за отсутствия слушателей. В 1755 году по инициативе и по плану М. В. Ломоносова был открыт Московский университет. В начале XIX века учреждаются Дерптский (Тартуский), Харьковский и Казанский университеты. На протяжении всей истории высшей школы, а значит и высшего образования, университеты выступали, с одной стороны, как учреждения для получения высшего образования, а с другой - что для нас особенно важно - как лаборатории научного исследования. Основной же функцией науки, организации научных исследований является производство - генерация - знания. Таким образом, если основной функцией образования является (сдвоенная) функция трансляции-ассимиляции знания, то с самого своего зарождения система высшего образования стала функционировать на основе триединства генерации, трансляции и ассимиляции знания. Для нас важно уяснить имманентность, неразрывность, диалектичность, а значит целостность этого триединства как «пускового» механизма системы высшего образования. Мы уже отмечали неразрывность трансляции и ассимиляции. Известно, что социальной организацией научного знания выступает его дисциплинарная структура. Сегодня, как и много веков назад, это наиболее устойчивая форма организации научного знания. Практически все исследователи, затрагивающие вопросы взаимоотношений науки и образования, отмечают четкую корреляцию дисциплинарного членения научного знания с дисциплинарной организацией учебного процесса. Причем эта корреляция носит ярко выраженный двусторонний характер. Иными словами, с одной стороны, дисциплинарная организация знания и возникает в том случае, когда весь корпус научного знания рассматривается под углом зрения трансляции последующим поколениям и усвоения (ассимиляции) его подрастающим поколением. С другой - содержание научных теорий во многом обуславливаются и задается задачами обучения и воспитания подрастающих поколений. Мы затронули когнитивный аспект системы высшего образования. Разумеется, играет свою роль и социальное измерение. На структуру любого социального института оказывают решающее влияние такие факторы, как цель, содержание и организация деятельности, формой которой и выступает данный социальный институт. Главной целью образования, как отмечалось выше, является социализация личности, включающая, в силу биопсихических качеств человека, три основных формы и этапа: идентификацию, индивидуализацию и персонализацию. Цель каждого этапа социализации личности задает его содержание и организационные формы. Первому этапу социализации личности соответствует дошкольное, второму - общее школьное и третьему - профессиональное образование всех видов, типов и уровней, и в особенности высшее образование. Причем персонализация, как социальное измерение системы высшего образования, имела и имеет место на всем протяжении существования высшего образования (появление первых университетов в лоне католической церкви, первые университеты на территории России, не говоря уже о роли высшего образования в современном обществе).

Подводя итог этим рассуждениям, можно сказать, что система высшего образования представляет собой социально-когнитивный комплекс, основанный на триединстве генерации, трансляции и ассимиляции науки (культуры) и решающий задачу персонализации человека на начальном этапе этого периода.

Функция социализации человека на каждом историческом этапе решалась своими, исторически обусловленными способами и механизмами, включавшими в себя и организацию того, что мы сейчас называем процессом обучения или системой подготовки. Причем, с расширением масштабов высшего образования, обусловленного потребностями общества, система подготовки все больше унифицировалась, особенно в таких ее основополагающих элементах как содержание, нормативное время, технологии обучения и т. д. Результатом названных процессов унификации явилась известная процедура нострификации уровней образования, полученных в разных странах.

Если масштабы высшего образования затрагивают значительную часть общества, если динамизм общественного развития ставит в повестку дня необходимость переключения человека в пределах его жизни с одного вида деятельности на другой или в границах одного и того же вида деятельности неоднократно менять его содержание, система образования - и прежде всего высшего - должна предоставлять самую возможность такого переключения. Такое переключение, «переналадка» должны и могут происходить только на базе инвариантного. Оппозиция «Инвариантное - Вариативное» детерминирует обязательное и элективное (факультативное, дополнительное и т. д.) в содержании образования на всех его этапах.

Модусами этой оппозиции в сфере высшего образования являются те части его содержания, которые определяют собственно образование и, на его базе, специальность, профессию. Это - «внутренний» момент современного высшего профессионального образования. Добавим сюда «внешний» момент: структура высшего профессионального образования должна быть адаптирована к возможности и необходимости «вычерчивания» человеком собственной образовательной траектории в образовательном пространстве. Следовательно, обязательно должны быть «точки ветвления», «точки возврата, разрыва», где собственно и происходит личностная корректировка образовательной траектории. Эти «точки ветвления» неизбежно придают системе высшего профессионального образования уровневую структуру.

Реализация всего комплекса этих соображений невозможна без выполнения по крайней мере одного условия. В системе высшего профессионального образования должны быть четко отграничены друг от друга блок общеобразовательных программ (ООП) и блок профессиональных программ (ПП). Первый обеспечивает реализацию инвариантного в содержании образования, выполняя тем самым стратегические функции. Этот блок более консервативен в собственном содержании, хотя должен быть гибким и мобильным по способам реализации. Второй блок «трансформирует» потребности общества, (конкретного региона) и человека в содержание, формы, способы, профессиональной подготовки специалиста на базе ООП. Причем ПП реализуются в различные временные интервалы, определяемые, в конечном итоге, студентом.

Мы имеем все основания говорить о резкой смене ситуации в сфере образовательной деятельности. И здесь одна из первых и главных проблем, с которой мы сталкиваемся, это - проблема цели: кого и для чего готовят? Выделение генеральной цели предполагает ее трансформацию в цели первого, второго и т. д. порядка (подцели): цель деятельности по реализации отдельных блоков содержания подготовки, через них цели деятельности кафедр, факультетов, цели и задачи отдельных дисциплин и т. д. до целей отдельных видов учебных занятий. Нужны механизмы трансформации целей в нормативные документы, проектирующие и регламентирующие деятельность в границах образовательного процесса. Так, например, образовательные стандарты только и могут быть созданы через тот или иной способ решения проблемы целей.

Проблема целей в деятельности вузов имеет и другую сторону. Если цель - это идеальная форма существования результата деятельности, то в этом качестве она выступает как первичный критерий самих этих результатов. Отсюда возникают по крайней мере две задачи:

перевести, трансформировать идеальное содержание критерия в предметно-нормативное - образовательные стандарты;

сформировать механизмы соотнесения, сравнения результатов образовательной деятельности со стандартами, т. е. сформировать механизмы стандартизации.

Подводя краткий итог сказанному, мы видим, что реализация любого варианта высшего образования непременно требует внимания к его философским, методологическим проблемам.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие категории-характеристики социального института «Образование» можно

отнести к системообразующим? Мотивируйте ответ.

2. Что выступает социально историческим измерением системы высшего образования?

3. Передайте содержание понятия «Высшее образование». Мотивируйте ответ.

4. Дайте обоснование объективности уровневой организации высшего образования

сегодня.

 

 

Тема 7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных