ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДРЕВНИЙ ШАМАН ЮРЮНГ-БАС
В древности, когда мы были «саха» (Дословно — «когда мы были якутами»; рассказчик поясняет эту фразу — «когда мы еще не приняли русской веры»), в Чириктейском наслеге (Дюпсюнского улуса) проживал шаман, по имени Юрюнг- Бас (Белая Голова). Его местожительство было у озера Табын-Эбэ; имел он жену и дочь. Он, состарившись, тяжело захворал. Перед смертью велел сказать всем своим родичам: «Настал день моей смерти, пусть мои сородовичи («аймахтарым, агам ууса») придут в последний раз свидеться со иной! Каждый шаман после смерти превращается в духа («юёр»). Поэтому, хотя и умру, но не исчезну совсем, все- таки буду существовать и не допущу до них мелких бесов «абаасы»!» Однако, несмотря на это (убедительную просьбу), ни один из его сородичей не пришел видеться с ним. Все его имущество заключалось в одной корове, в собаке темно бурой, волчьей масти («тимир кюёрт ыт») и в одной волосяной сети. Промышляя этою сетью рыбу, он прокармливался в продолжение всей своей жизни. Огорченный (невниманием своих сородовичей) шаман обратился к жене-старухе с таким предсмертным распоряжением: «Вырой яму в середине юрты и скати туда мой труп. В изголовии положи мою волосяную сеть; затем убей собаку волчьей масти и похорони вместе у моих ног. Там лежа, я буду излавливать в сеть своих кровных родственников, а собака будет разыскивать их следы». Старуха распорядилась так, как он сказал. Рассказывают, что после своей смерти он воочию в виде вихря входил в дома своих родичей, а сеть его протягивалась через окна. Иногда же он показывался проезжим путникам в обыкновенном облике с сетями на плечах ведя на поводу свою собаку. В старину проезжая дорога пролегала как раз мимо его двора. Так как дух этого шамана пугал проезжающих, трактовую дорогу позже проложили по восточному берегу озера Табын- Эбэ. Когда среди якутов распространилась христианская вера, в той местности построился храм во имя Троицы и стал разноситься звон колокола, дух этого шамана перестал показываться людям и совершенно исчез. По рассказам, чуткие люди духовидцы («ичээн джон») раньше часто слышали грохот его бубна. Затем также говорят, что побежденный и преследуемый другими шаманами мать-зверь шамана прибегал и прятался у могилы упомянутого Юрюнг-Бас. К его могиле ни одни шаман не смел приблизиться.
Борисов Василий. 1-го Кангаласского наслега Мархинского улуса. 7 марта 1925 года.
КУННЬААС — ШАМАН (Наведение им истерии на людей)
Мой дядя по матери Егор Михайлов, якут моего же наслега из рода Сата, с молодых лет был одержим истерическим пением («мэнэрик этэ»). При пении он вселял в себя шамана небожителей («айыы ойуна» — «белый шаман») из Якутского округа, по имени Кюнь-Кунньаас —Ойун (Солнце- Кунньаас — Шаман). Он (Е.М.) имел священного жеребца масти сур-джагыл (серый с крыловидной отметиной на оплечьях). Умер, достигнув возраста 90 лет. Про начало своей болезни дядя рассказывал так. Однажды для своих хозяйственных потребностей (по-видимому, для постройки дома) он срубил дерево, на котором были сложены кости жертвенного скота. Один человек предупреждал его, что это дерево представляет излюбленное место для сборищ духов умерших людей, ставших юёр’ями. С тех пор он и захворал. Лежа на постели, он и стал одержим истерическим пением («мэнэрик буолбут»), в него вселялся шаман Кунньасс и его устами говорил (пел): "Это—мой друг («Нааджы» в прямом значении кум, кума, дружба по воспитанию ребенка; в мифологических именах, видимому, семейный покровитель). Как его самого, так и его скот я буду ограждать от всяких несчастий!" После этого приступы болезни прекращались. Кроме него (Е. Мих.) в том же доме в старину захворали истерическим пением от имени Кунньааса его младшие сестры. После постановки священного конного скота Кунньаасу оне перестали воспевать. У нас существует фраза, которая употребляется вроде поговорки— «айыыта, тангарата эргийбит». («Его дух-покровитель, божество обернулось, или вселилось»). Так выражаются, когда человек бывает в добром настроении и оказывает другим услуги, дает, например, в долг и т.д.
Пудов Николай Ипполитович 62 лет, 2-го Мальжегарского наслега Зап. Кангаласского улуса. 17 января 1925 года.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|