ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философское учение о битии и материи.Бытие – понятие, охватывающее все существующее и выражающее свойства. Это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психологические, духовные), это их св-ва, связи, отношения (в философский контекст введена Парменидом). Противоположно бытию небытие. Целесообразно различать: - объективное бытие (объективную реальность) – мир, существующий за пределами нашего сознания: природа, общество, Вселенная в целом и т.п. - субъективное бытие (субъективную реальность) – содержание нашего сознания, субъективный мир наших мыслей, чувств, фантазий, желаний и т.п. Субъективное бытие как реальность существует только в сознании субъекта; Онтология – наука о бытии. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия: -небытия нет, есть только бытие (Зенон) -бытие-мир идей, небытие-чувственный мир (Платон) -бытие и небытие – 2 категории, перетекающие одна в другую (Гераклит) -есть только небытие (Чанышев) Формы бытия (виды бытия): 1) бытие вещей и процессов -природное бытие (бытие вещей, независимых от человека и его сознания) -материальное бытие (бытие вещей, произведенных человеком) 2) бытие человека -бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи -бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду Homo Sapiens -бытие человека как социального существа в рамках бытия общества 3) бытие духовного (идеального) -субъективный дух -объективный дух Иными словами, это бытие индивидуализированного духовного. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мысли, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны) и неосознанное (интуиция, наития). 4) бытие социального (общества). Понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей. Разнообразие форм бытия предполагает вопрос о том, что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве бесконечного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Она фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, ни от чего не зависящую, причину всего и вся, единство сущности и существования. 1) Монизм – концепция, признающая основой мира одну субстанцию - идеалистический – единственной реальностью является идеальное (т.е. материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога) (Философия Гегеля) - материалистический – основа существующего материя (Фейербах) 2) Дуализм – признание двух равноправных начал основой мира: духовного и материального (Декарт) 3) Плюрализм – признание основой мира нескольких независимых несводимых друг к другу начал (Лейбниц – монады) Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями, существует независимо от них (Ленин: «Материализм и империокритицизм») Главное св-во материи – быть объективной реальностью и существовать вне сознания человека. Понятие материя прошло несколько этапов развития философской мысли: 1 этап – наглядно-чувственный. Основой вещей и Космоса считались те или иные стихии природы, воспринимавшиеся наглядно-чувственно. Этап охватывает множество философских течений Древнего Мира, особенно атичность Греции (основой сущего у Фалеса была вода, у Гераклита – огонь, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – «айперон») 2 этап – этап атомистического представления о материи. Понимание материи как вещества, строительным материалом которогоявляются атомы, наделенные свойствами: протяженность, непроницаемость, постоянство массы. (Ньютон, Ломоносов) Это понимани послужило основой для формирования -закона всемирного тяготения -законов динамики -закона сохранения вещества 3 этап – кризис естествознания на рубеже 19-20 в. Гносеологистский этап. Связан с работой Ленина «Материализм и империокритицизм». 4 этап – связан с трактовкой ее как субстанции, т.е. этап субстанционального понимания материи. 3 основных вида материи: 1) Вещество – это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу (массу покоя) 2) Поле – материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действие от тела к телу (электромагнитное, гравитационное, внутриядерное поля) Фотон не имеет массы покоя, ведь свет не покоится. 3) Антивещество – в-во, состоящее из античастиц. Структура антивещества: ядра атомов этого вида физической реальности должны существовать из антипротонов и антинейтронов, а оболочка из позитронов. Окружающий нас материальный мир можно разделить, во-первых, на микромир, макромир и мегамир, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя различные уровни организации материального бытия: - в неживой природе: 1)субмикроэлементарный уровень (кварки), 2) элементарный (электроны), 3) ядерный (ядро атома), 4)атомный, 5)молекулярный, 6)макроскопический, 7) планетарный, 8) космический. - в живой природе: 1) биологические макромолекулы, 2)клеточный, 3) микроорганизменный, 4) уровень органов и тканей, 5) уровень организма, 6) популяционный, 7) биоценозный, 8) биосферный. - в социальный: 1) человек (индивид), 2)семья, 3) коллективы, 4) социальные группы, 5)национальности, 6) этносы, 7) государства Каждый из структурных уровней (и подуровней) материи возникает и существует на основе предыдущих, однако не сводится к ним как простая сумма элементов, поскольку обладает новыми качествами и подчиняется в своем функционировании и развитии иным закономерностям. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|