ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Влияние «Истории государства Российского» Карамзина на русскую культуру и историческую науку.Сочинение Н.М. Карамзина обозначило одновременно и высшую точку и предел той линии развития исторических знаний в России, которая существовала с конца XVII в. Эта итоговость проявляется и в источниковой базе, включившей помимо собственных архивных изысканий Н.М. Карамзина и массу фактов, почерпнутых от его предшественников; и в стилевых особенностях труда, еще сохраняющего следы средневекового летописания (хотя и сильно модернизированного); и в особенности в концептуальном осмыслении русской истории через призму просвещенческого оптимизма. Соединённость этих обстоятельств с необычайно живым и точным литературным языком (необходимо помнить, что именно Н.М. Карамзин стал одной из главных фигур языковой реформы конца XVIII — начала XIX в., создавшей основы современного русского языка) сделали "Историю Государства Российского" для многих поколений русских образованных людей основным источником сведений по родной истории. Тем важнее обозначить реальное место карамзинской "Истории" в развитии русской историографии. Научное значение работы Н.М. Карамзина было относительным еще в момент ее появления на свет и практически сошло на нет после появления Трудов историков государственной школы. Зато труд Н.М. Карамзина стал наиболее чистым воплощением морально-нравственной концепции власти вообще, монархической — в частности. Через все свое произведение, представляющее читателю огромную галерею исторических вариаций на тему "человек — власть — мораль", историк последовательно проводит одну мысль: "Только власть, базирующаяся на твердом нравственном основании евангельских истин, способна облагодетельствовать народ и обеспечить величие державы". Такой властью он и считает русское самодержавие как особую, отличную от европейских, форму монархии. Форму, основанную не на насильственном приведении людей к добру, а на тесном внутреннем духовном единении монарха и народа, исповедующих одни и те же православно-христианские принципы. Тяготение к морально-нравственной оценке истории является одной из характерных черт русской историографии на всех этапах ее развития. С этой точки зрения труд Н.М. Карамзина стал наглядной иллюстрацией как сильных, так и слабых сторон такого понимания истории. Поэтому совсем не случайно, что публикация "Истории Государства Российского" послужила толчком к оживленной полемике, а русском обществе, имевшей не только чисто публицистическую, но и научную составляющую. Более того, именно карамзинская "История" ускорила формирование в России полноценной исторической науки. Полемика вокруг этого произведения явственно показала необходимость перехода к качественно новому осмыслению исторического материала, невозможному вне существования профессиональной исследовательской среды и профессиональных методов обработки и интерпретации источникового материала. Исключительно важную роль на этом последнем отрезке переходного к научному этапу развития русской историографии сыграли критическая деятельность так называемой скептической школы с ее общепризнанным главой М.Т Каченовским и исследования М.П. Погодина, основным сюжетом для которых послужил вопрос о достоверности источниковой базы карамзинского труда (главным образом его первых томов). Ошибочность позиции "скептиков", подвергавших сомнению достоверность практически всего корпуса источников по древней русской истории, которым пользовался Н.М. Карамзин, была убедительно доказана М.П. Погодиным, выступившим в роли защитника научной ценности карамзинского труда. Однако гораздо более значимым оказался не конкретный сюжет этой полемики, а ее контекст. Основными оппонентами оказались не дилетанты, а одни из первых русских профессиональных историков, к тому же по праву занимавших ведущие позиции в тогдашней научной жизни. Поэтому помимо чисто источниковедческих или текстологических проблем в их споре были поставлены вопросы методологического характера. В сущности, как содержание спора М.Т. Каченовского и М.П. Погодина, так и использованная обеими сторонами аргументация обозначили недостаточность и гносеологическую ограниченность господствовавшей до сих пор рационалистической методологии, рассматривавшей историю исключительно как реализацию "страстей разума". Это отчасти подтверждала и еще одна атака на карамзинскую "Историю", предпринятая Н.А. Полевым доказывавшим, что история государства, а вернее — история деяний государственных мужей, созданная Н.М. Карамзиным, не охватывает всей целостности человеческой истории и искажает ее. Противопоставленная Н.А. Полевым труду Н.М. Карамзина собственная "История русского народа" в силу главным образом малоталантливого дилетантизма автора не оставила заметного следа в историографии. Но и она обозначила необходимость для объемного рассмотрения истории иметь новую объемную методологию, исходящую из детерминированности истории не только собственно человеческими, но и лежащими вне его природы естественными факторами. Таким образом, полемика вокруг произведения Н.М. Карамзина вплотную подводила ее участников и свидетелей к осознанию необходимости решительного поворота в сторону той научности, которую мог придать отечественной историографии только переход на ту методологическую основу, которую предлагала новейшая европейская философия Канта, Шеллинга и Гегеля. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|