Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Девиация и социальный контроль.




Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения. А был ли побег этих двух людей примером девиантного поведения? Скорее всего, да, поскольку существует закон, запрещающий побег из тюрьмы, и их поступок был нарушением закона. Однако некоторые наблюдатели, видимо, считали, что он заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным. Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих "загородного клуба" в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие в целесообразности и необходимости такого права. В связи с этими трудностями вполне вероятно, что один и тот же поступок может считаться одновременно девиантным и недевиантным; более того, один и тот же поступок (например, вызов, брошенный Жанной д'Арк католической церкви) мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений.

Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение - например, изнасилование и убийство. Но на этой основе еще труднее дать точное определение девиации. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны.

Если даже убийство нельзя считать девиацией в абсолютном смысле, еще труднее решить, являются ли девиантными другие типы поведения. Например, в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения, в Париже - легальна и не вызывает осуждения.

Более того, ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся курения. В период гражданской войны сигареты были включены в обычный паек, выдававшийся солдатам. Но в начале XX в. противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещавшие курение. После второй мировой войны курение не только получило распространение, но и снискало социальное одобрение. Однако к 1957 г., после того как ученые доказали, что курение является причиной множества заболеваний, включая рак легких, возникла новая волна противодействия этой привычке. С тех пор руководители здравоохранения, активисты движения по защите окружающей среды и правительственные организации обрушились с резкой критикой на табачную промышленность, и курильщики стали объектами растущего всеобщего осуждения. Фактически в настоящее время курение начали считать девиантным поведением. Курильщиков стали отождествлять с "наркоманами, невротиками, а также загрязнителями воздуха и виновниками пожаров" - так что многие курящие сами считают себя девиантами. Поэтому вместо: "Не желаете ли сигарету?" - теперь спрашивают: "Вы не возражаете, если я закурю?" - а в ответ часто звучит: "Нет, я решительно возражаю!".

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, пытаясь дать определение девиации, связана с неопределенностью поведенческих ожиданий. Иногда правила не совсем ясны. Можно ли считать переход через дорогу в неположенном месте девиацией? Мы не уверены в этом. Это запрещено законом, но широко распространено и считается полулегальным до тех пор, пока не нарушается работа транспорта и никому не причиняется вред. Та же самая неопределенность наблюдается, если вы поставите машину во второй ряд, не нарушая движения, или проедете на велосипеде по тротуару.

Наконец, даже если ожидания, правила или нормы поведения ясно сформулированы, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. Например, в период с 1919 по 1933 г., когда в Америке была запрещена продажа алкогольных напитков, среди американцев не было единодушия относительно того, насколько это законно. Такие же разногласия существуют в настоящее время по поводу употребления марихуаны. Это подчеркивает важность решения третьей проблемы, с которой мы сталкиваемся, пытаясь дать определение девиации: в плюралистическом обществе, наподобие нашего, девиантное поведение одного человека другим человеком может считаться нормальным.

Мы уже отмечали, что различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантности некоторых типов поведения. Кроме того, непременно придерживаются разного мнения те, чье поведение является сомнительным, и те, кто заинтересован в контроле за поведением, и осуществляет его. Следует ли считать девиацией вождение автомобиля со скоростью 62 мили в час, когда предельная скорость составляет 55 миль? С точки зрения закона это считается девиацией. Но водитель может думать иначе. Некоторые полицейские, регулирующие движение на дорогах, считают, что любое превышение скорости является девиантным и наказуемым, в то время как другие готовы идти на некоторые уступки водителям - например, разрешают им ехать со скоростью до 65 миль в час, - но дальнейшее превышение скорости даже они считают "действительно" девиантным. Иные автомобилисты не придают значения увеличению скорости до тех пор, пока она не представляет для них опасности. Таким образом, всегда важно выяснить реакцию так называемой "публики" на различные виды поведения - речь идет о людях, которые определяют, что является, а что не является девиантным. Понятие "публика" включает широкие слои общества, которым свойственны общепринятые непрямые реакции. Также имеются в виду люди, с которыми тот или иной человек ежедневно общается - они непосредственно оценивают его поведение. Кроме того, подразумеваются организации или органы власти, призванные контролировать поведение.

Все эти факторы (релятивная природа девиации, неопределенность ожиданий, разногласие по вопросу о правилах) свидетельствуют о том, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения, при всех обстоятельствах. Однако, как уже сказано, некоторые виды поведения почти всегда считаются девиантными. Например, почти во всех обществах человек, который отказывается разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), обычно считается девиантом. При исследовании стандартов сексуального поведения было установлено, что в 110 обществах кровосмешение, а также похищение или изнасилование замужней женщины почти в любом случае оценивались как проявления девиантного поведения.

Как правило, социологи стараются выработать беспристрастное отношение к тому, что они исследуют. Нейтральная позиция (избегающая морализирования) особенно важна при изучении девиации. Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (оно является олицетворением "зла" в религиозном мировоззрении, симптомом "болезни" с точки зрения медицины, в частности, психиатрии, и "незаконным", в соответствии с правовыми нормами), возникла тенденция считать его "ненормальным". В действительности же, наверное, более разумно считать девиацию такой же "естественной", или "нормальной" формой поведения, как, например, конформизм. Тот факт, что общество создает стандарты (ожидания) поведения, подразумевает, что оно не всегда им соответствует. Если бы никто не употреблял кокаин и не торговал им, не было бы необходимости в законе, запрещающем это. Даже если бы существовало нечто похожее на идеальное общество, оно не могло бы долго оставаться совершенным. Эмиль Дюркгейм, (1938) один из основоположников социологии, выразил эту мысль следующим образом: "Представьте себе общество святых, напоминающее образцовый монастырь, где живут идеальные люди. В нем и понятия не имеют о том, что мы называем преступлением, но проступки, которые кажутся незначительными рядовому мирянину, могут произвести среди них такой скандал, какой обычно вызывает преступление среди ординарных людей.

Таким образом, девиация может создать проблемы для некоторых групп общества или даже всего общества в целом, но она так же естественна, как и ее противоположность - конформизм. Чтобы глубже понять сущность девиации, мы должны попытаться дать ей какое-то определение, даже если оно нуждается в оговорках. Попробуем определить девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

На основе данного определения мы можем выделить три основных компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение; ожидание, или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения, и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение. В начале этой главы говорилось, что Макинтош и Лопес были арестованы за попытку побега из тюрьмы. В соответствии с законами и институтами, созданными обществом, к которому они принадлежали, было решено, что их поведение неприемлемо. Значит, сотрудники правоохранительных органов имеют право преследовать, арестовывать и наказывать преступников. В результате сочетания многих факторов, а не только самих поступков, поведение этой пары оказалось девиантным.

Причины девиации

Если девиация и конформизм - две стороны одной медали, почему первой уделяется больше внимания? Вероятно, она особо привлекательна и, в то же время является источником повышенного беспокойства для окружающих. В прошлом веке социальные исследователи предложили множество объяснений девиации; в данном разделе мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию. Неудивительно, что в них придается особое значение одному из трех выше упомянутых факторов: человеку, норме и группе.

В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями - они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у собак некоторых пород имеется склонность следовать определенным образцам поведения. Также и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили. Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

В последнее время биологическое объяснение фокусируется на аномалиях половых хромосом (XY) девианта. В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, в то время как для мужчины характерно наличие одной хромосомы типа X и одной хромосомы типа Y. Но иногда у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов X или Y (XXY, XYY или, что встречается очень редко, XXXY, XXYY и т.д.). На основе изучения поведения пациентов мужского пола в специализированной психиатрической больнице в Шотландии Прайс и его коллеги (1966, 1967) установили, что наличие дополнительной хромосомы типа Y было свойственно мужчинам выше среднего роста, которые оказались тяжелыми психопатами. В дальнейшем на материале исследования датской преступности Уиткин и его коллеги (1976) обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом ХYY наблюдался более высокий уровень правонарушений, чем среди людей, входивших в контрольную группу и не обладавших дополнительными хромосомами. Однако мужчины, имевшие состав хромосом типа XYY, не были выше среднего роста. Кроме того, это исследование подтвердило данные, что среди мужчин с составом хромосом типа XYY, больше осужденных не за убийства, а за преступления, связанные с присвоением чужой собственности. На основе этих данных исследователи выразили сомнение по поводу того, что генетическая предрасположенность к агрессии способствует преступности мужчин с хромосомами типа XYY. Вместе с тем, они обладают значительно более низким интеллектуальным потенциалом (что подтвердили тесты оценки уровня интеллекта).

Хотя эти данные внушают доверие, возникают некоторые трудности, когда мы делаем вывод, что мужчинам, обладающим набором хромосом типа XYY, в большей мере свойственна биологически предопределенная тенденция к криминальному поведению, чем имеющим набор хромосом типа XY. Возможно, иногда необычная, даже пугающая внешность таких мужчин в какой-то мере способствует тому, что их арестовывают и признают виновными чаще, чем людей с заурядной внешностью. Если в самом деле учитывать уровень развития их интеллекта, можно предположить, что обладающих хромосомами XYY легче поймать на месте преступления, но это не означает, что они чаще других совершают преступления.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что означает термин «Социальная стратификация»?

2.Что означает термин «Социальная мобильность»?

3.Назовите типы стратификационных систем.

4.Назовите виды социальной мобильности.

5.Назовите функции культуры.

6.Какое поведение называется девиантным?

Проблемные и логические задания:

1.Составте инструментарий социологического исследования для изучения девиантного поведения молодежи

2. Составте инструментарий социологического исследования для изучения для изучения молодежных субкультур

Творческие задания:

1.Напишите эссе о народной культуре

2.Напишите эссе о молодежных субкультурах

3.Напишите эссе о девиациях в молодежной среде

 

Основная литература:

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. №5.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.

Дополнительная литература:

Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентефикации // Социологические исследования. 1996. № 8.

Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России// Социологические исследования. 1998. № 10.

Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества //Общественные науки и современность. 1997. № 2.

Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996гг.: Опыт конструктивистско-структуралистического анализа. Сыктывкар. 1996.

 

Семинарское занятие: Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Цель занятия: изучение теорий происхождения неравенства; анализ различных типов стратификационных систем; характеристика стратификационной системы современного индустриального общества; выявление характера неравенства современного общества; формирование представлений о мобильности и маргинальности, анализ эволюциии стратификационной системы российского общества; определение понятия социальный статус и социальные роли.

Основные положения: В любом обществе индивиды и группы занимают неодинаковое положение, связанное с существованием неравенства. Упорядоченное и организованное неравенство получило название стратификации. Основой стратификации могут выступать такие признаки как богатство, престиж, власть, профессия, квалификационные навыки, образование, социальные нормы, модели поведения и т.п. Возникновение неравенства и формирование социальной стратификации по-разному трактуются сторонниками функционализма и конфликтной теории. С точки зрения первых, неравенство основывается на вознаграждениях наиболее талантливых и способных людей, занимающихся важными видами социальной деятельности. С позиции вторых, неравенство возникает по причине неравномерного распределения власти и авторитета. Изменение положения индивида в социальном пространстве получило название социальной мобильности. Мобильность, связанная с изменением социального статуса (понижением или повышением) называется вертикальной. В свою очередь вертикальная мобильность подразделяется на восходящую и нисходящую. Горизонтальная же мобильность не связана с измененим статуса. Выделяют также индивидуальную и групповую, межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Каналами мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак. Изменение социальной позиции без последующего обретения новой и обусловленная этим утрата прежних социальных связей, норм, моделей поведения фиксируется в понятии «маргинальность». Маргинальность подразделяется на экономическую, политическую и религиозную. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но только один определяет его положение в обществе. Социологи различают предписанный и приобретенный статусы. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Основные понятия: неравенство, стратификация, класс, средний класс, социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, маргинальность, естественная маргинализация, предписанная маргинализация, экстремальная маргинализация, патернализм, корпоративизм, социальный статус, предписанный статус, приобретенный статус, социальная роль.

Основные теории и концепции: структурно-функционалистическая теория неравенства; конфликтная теория неравенства; теория неравенства К.Маркса; теория неравенства М.Вебера; стратегии исследования стратификации: «Объективный метод», метод «оценки репутации», метод «классовой идентификации», концепция «классового типа стратификации» У.Уорнера, теория мобильности П.Сорокина, концепция маргинальности.

 

План семинара:

1.Социальная структура и стратификация.

2.Социальная мобильность и маргинальность.

3.Стратификация западного общества.

4.Эволюция стратификационной системы российского общества.

5.Социальные статусы и роли.

 

Темы рефератов:

1.Основные типы стратификации и стратификационных систем.

2.Стратегия анализ стратификационных систем.

3.Современные теории социальной стратификации.

4.Социальные границы среднего класса.

5.Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительный анализ.

6.Маргиналы и маргинальность.

7.Богатство и бедность в современной России.

 

Основная литература:

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. №5.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Дополнительная литература:

Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России// Социологические исследования. 1998. № 10.

Громова Р.Г. Социальная стратификация в самооценке россиян// Общественные науки и современность. 1997. № 6.

Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества //Общественные науки и современность. 1997. № 2.

Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996гг.: Опыт конструктивистско-структуралистического анализа. Сыктывкар. 1996.

 

Семинарское занятие: Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Цель занятия: анализ типов социального взаимодействия; рассмотрение классификации социального взаимодействия по П.Сорокину; анализ властных отношений по М.Веберу.

Основные положения: Социальное взаимодействие (интеракция) – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно явялются причиной следствием ответных действий других субъектов. Социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Выделяются следующие типы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество при котором субъекты пытаются обогнать друг друга. При конкуренции необязательно знание конкретного соперника. Конфликт – это прямое столкновение соперников. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни. В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный.

Основные понятия: социальное взаимодействие, сотрудничество, соперничество, конкуренция, конфликт, гражданское общество, общественное мнение.

 

План семинара:

1.Социальное действие как первичный элемент социальной жизни.

2.Суть социального взаимодействия и социальных отношений.

3.Функции общественного мнения.

4.Что принято понимать под гражданским обществом?

 

Темы рефератов:

1.Классификации социального взаимодействия по П.Сорокину.

2.Властные отношения по М.Веберу.

3.Роль общественного мнения в построении взаимоотношений «власть- общество».

4.Гражданское общество в России: миф или реальность?

 

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. М.,2000.

Социология / Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2000.

Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2000.

Дополнительная литература:

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Зарубина Н.Н. Социокультурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Семинарское занятие: Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Цель занятия: рассмотреть социальные и культурные аспекты познания общества; охарактеризовать основные элементы культуры; обсудить проблемы, возникающие в ходе производства, распространения культуры и межкультурного взаимодейтсвия; рассмотреть взаимодействие экономики, социальных взаимоотношений и культуры

Основные положения: В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие выражение в пердметной среде, моделях поведения, которые усваиваюся людьми, передаются ими из поколения в поколение, явялются важным источником регулирования социального взаимодействия и поведения. Термин «культура» акцентирует внимание на предметной и символической среде, созданной человеком и наполненной значениями и смыслами, которые понятны и разделяются в данном сообществе. Культуру можно структурировать, выделив в ней различные элементы и отношения между ними.

Основные понятия: культура, социокультурная реальность, ценности, нормы, обычаи, нравы, законы, культурная интеграция, доминантная культура, субкультура, контркультура, элитарная культура, народная культура, массовая культура.

План семинара:

1.Социальные и культурные аспекты познания общества.

2.Элементы культуры.

3.Взаимодействие культур.

4.Взаимодействие экономики, социальных взаимоотношений и культуры.

Темы рефератов:

1.Проблема культуры в социологической теории.

2.Контр-культура – форма протеста или социальный эпатаж.

3.Формы культурного обмена.

4.Что читают в современной России?

5.Советская и постсоветская массовая культура: сравнительный анализ.

6.Преграды на пути межкультурного взаимопонимания.

Основная литература:

Бауман З. Мыслить социологически: Учебное пособие. М., 1996.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. М., 1996.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996.

Социология. Словарь-справочник. М..1990.

Дополнительная литература:

Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

Дубицкая В.П. телесериалы на экране и в постсоветской мифологии// Социологические исследования. 1996. № 9.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

 

Семинарское занятие: Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Цель занятия: выявление специфики социологического подхода к личности; изучение структуры личности; знакомство с основными концепциями социализации; рассмотрение этапов и агентов социализации; формирование социологических представлений о социальном поведении и его регулятивных механизмах; изучение механизмов социального контроля; определение девиантного поведения.

Основные положения: личность – это совокупность социальных свойств человека, результат общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. В структуре личности выделяются две подсистемы: отношение с внешней средой и внутренний мир личности. Социализация – это сложный процесс включения индивида в мир общества, процесс, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Теории социализации имеют длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч.Кули и Дж. Мида, Р.линтона, З.Фрейда, Ж.Пиаже. Социальное поведение регулируется социальными нормами, под которыми понимаются пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие возможности границы социального действия. Девиантным считаеся поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм. Выделяются два основных типа девиантного поведения: культурно одобряемый и культурно неодобряемый. К социологическим теориям девиантного поведения относятся: концепция аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона, теория стигматизации, теория интернализации субкультуры.

Основные понятия: социальное поведение, социальная норма, нормы-ожидания, нормы-правила, привычка, обычай, традиция, ценности, санкция, формальные и неформальные санкции, позитивные и негативные санкции, девиантное поведение, делинквентное поведение, аномия, мятеж, стигма, индивид, личность, ценностные ориентации, интересы, потребности, социализация, агенты социализации, социальная роль.

Основные теории и концепции: диспозиционная концепция личности; теория зеркального «я», ролевая концепция личности, теория потребностей, концепция гениальности (Ч.Ломброзо), концепция предрасположенности к девиантному поведению (Х.Шелдон), антропологическая концепция преступного поведения (Э.Хуттон), теория аномии Э.Дюркгейма, теория аномии Р.Мертона, концепция девиантной карьеры (Г.Беккер).

План семинара:

1. Личность как объект социологического анализа.

2. Основные теории социализации.

3.Этапы и агенты социализации.

4.Статусно-ролевая концепция личности.

5.Социальное поведение и социальный контроль.

6.Теории отклоняющегося поведения.

7.Формы отклоняющегося поведения.

Темы рефератов:

1.Социальная типология личности.

2.Ценностные ориентации: опыт социологических исследований.

3.Проблема потребностей в современной социологии.

4.Типология социального характера Д.Рисмена.

5.Социальные нормы: роль в регуляции поведения.

6.Психоаналитические концепции личности.

7.Статус маргинала в современном обществе.

8.Стратегия выживания в кризисных условиях.

 

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб., 1993.

Девиантность и социальный контроль в России: тенденции и социологическое осмысление.- СПб., 2000.

Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Кривошеев В.В. особенности аномии в соврменном российском обществе// Социс. 2004, №3.

Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. М.,2000.

Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003.

Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1997.

Дополнительная литература:

Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань. 1997.

Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.

Наркомания как форма девиантного поведения. М., 1997.

Преступность и реформы в России М., 1998.

Холл К., Линдсей Г. Теория личности. М., 1997.

Хъелл Л., Зинглер Д. Теория личности. СПб., 1997.

Шибутани П.Социальная психология. М., 1997.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

 

Семинарское занятие: Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса.

Цель занятия: рассмотреть основные модели социальных изменений; обсудить проблему субъекта социального изменения; охарактеризовать особенности социальных изменений в российском обществе.

Основные положения: Социальное изменение – это происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов. Механизмы изменений: адаптационный и кризисный. Адаптационный обеспечивает изменение посредством приспособления системы к условиям среды. Кризисный ведет к резкому качественному изменению протекающих в системе процессов. Изменения могут вызываться демографическими, политическими, экономическими, технологическими, культурными, религиозными и другими причинами. В основе типологии социальных изменений лежат модели социального времени, в первую очередь модели линейного и циклического времени. Формы социальных изменений в зависимости от их характера бывают двух видов: революционные и эволюционные. Социальная революция является формой закономерного перехода от одного общественного строя к другому, что отражается в переходе власти из рук одного класса, социальной группы к другой. Существуют два типа социальных изменений: прогресс- движение от низшего к высшему, от простого к сложному. В качестве объективного критерия прогресса выступает степень соответствия социальных изменений потребностям свободного и всестороннего развития личности. Регресс связан с негативными изменениями в обществе, которые ограничивают его возможности к саморазвитию, адаптации.

Основные понятия: социальное изменение, социальная система, социальное развитие, механизмы развития, прогрессивно-поступательный тип социальных изменений, социальный прогресс, социальный цикл, социальный кризис, революция, эволюция, прогресс, регресс.

План семинара:

1.Социальные изменения: механизмы, причины, движущие силы.

2.Типология социальных изменений.

3. «Волны» российской истории.

4.Факторы социального прогресса.

Темы рефератов:

1.Основные модели социальных изменений

2. Особенности социальных изменений в российском обществе.

3.Типы социальных изменений.

 

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие для студентов вузов – М.,2003.

Парсонс Т.Система современных обществ. М.,1997.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Дополнительная литература:

Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.,1998.

Российская социологическая энциклопедия./Под общ.ред. Г.В.Осипова.М.,2003.

Социология: Краткий тематический словарь/Под общ.ред. Ю.Г.Волкова.Ростов-на Дону,2001.

Семинарское занятие: Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Цель занятия: анализ характеристики мирового сообщества и мирового рынка; формирование понятий о постиндустриальном обществе, глобальной системе; рассмотрение современных тенденций международных экономических отношений; определение критериев социально-экономического прогресса и места России в мировом сообществе.

Основные положения: Понятие «постиндустриальное общество» было предложено в 1962г. Д.Беллом. Согласно его теории в сферах жизнедеятельности общества основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему гражданину высокоразвитых стран жить на высоком уровне. Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, определили два процесса глобализации. В конце ХХ века наметились изменения в развитии цивилизации, связанные с переходом в стадию информационного общества. Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем: угроза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоохранение и космос. В современной России существуют различные взгляды на развитие страны: социал-демократический вариант, эконом-либеральный, умеренно-западнический, технократический, имперский, почвеннический.

Основные понятия: глобализация, постиндустриальное общество, антиглобализм, информационное общество, электронное правительство, мировое сообщество, мировой рынок, международное разделение труда, информационная стратификация.

План семинара:

1.Постиндустриальное общество.

2.Глобальная система.

3.Информационное общество и электронное правительство.

4.Общая характеристика мирового сообщества и мировой рынок.

5.Современные тенденции международных экономических отношений.

6. Критерии социально-экономического прогресса.

7.Место России в мировом сообществе.

Темы рефератов:

1.«Постиндустриальное общество»(Д.Белл).

2.Римский клуб.

3.Современные тенденции международных экономических отношений.

4. Критерии социально-экономического прогресса.

5.Место России в мировом сообществе.

Основная литература:

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

Казаринова Н.Ф.,Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов/ Под общ.ред.Г.С.Батыгина.М., 1999.

Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. М.,2000.

Социология / Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2000.

Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003.

 

Дополнительная литература:

Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие.М.,2001.

Радаев В.В.Экономическая социология:Курс лекций //Учебное пособие.М.,1997.

Ромашов О.В.Социология труда:Учебное пособие.М.,2001.

Социология: Краткий тематический словарь/Под общ.ред. Ю.Г.Волкова.Ростов-на Дону,2001.

 

Вопросы для закрепления материала

Вопрос 1. Стратификация - это...

Теория неравенства

Теория относительности

Теория аномиии

Теория взаимодействия

 

Вопрос 2. Мобильность - это...

Перемещение людей в другие группы

Туристические поездки

Автопробеги

Территориальные перемещения групп населения

 

Вопрос 3. Статус - это...

Социальная позиция

Социальная группа

Социальная общность

Социальное движение

 

Вопрос 4. Маргиналы – это...

Группа единомышленников

Индивиды неопределенного социального состояния

Коллектив соратников

Объединение спортсменов

 

Вопрос 5. Миграция – это...

Процесс социальной мобильности

Процесс изменения постоянного места проживания

Процесс социальных взаимодействий

Процесс социализации

 

Вопрос 6. Роль - …

менеджеризм

модель поведения

интернационализация

валидность

 

Вопрос 7. Власть - …

апостериори

способность социального субъекта

вожденные идеи

гипостазирование

 

Вопрос 8. Собственность - это…

экономическое отношение

гипостазирование

деонология

идеализация

 

Вопрос 9. Социальный престиж – это…

компонент измерения неравенства

критицизм

мифология

номинализм

 

Вопрос 10. Средний класс - …

социальная группа

нормативная этика

полнота аксиоматической теории

психосоматика

 

Вопрос 11. Социальная связь - это...

Независимость людей

Противостояние людей

Зависимость людей

Противоборство людей

 

Вопрос 12. Социальный контакт- это...

Мимолетная связь между людьми

Ежедневная связь между людьми

Постояннная связь между людьми

Устойчивая связь между людьми

 

Вопрос 13. Социальное взаимодействие - это...

мимолетные связи между партнерами

систематические, регулярные социальные действия партнеров

экономические связи между партнерами

политические связи между партнерами

 

Вопрос 14. Конфликты – это...

форма экономического распределения

форма социальных действий

форма политического общения

форма педагогических действий

 

Вопрос 15. Социокультурные взаимодействия – это...

взаимодействие людей на основе норм и ценностей общества

взаимодействие людей на основе социальной мобильности

взаимодействие людей на политической основе

взаимодействие людей на юридической основе

 

Вопрос 16. Социальные отношения – это…

психофизическая прблема

первичные и вторичные качества

устойчивая система взаимодействия

картезианство

 

Вопрос 17. Социальное влияние – это…

личная собственность

поведение человека подобное поведению других людей

мировоззрение

национализм

 

Вопрос 18. Внушаемость – это…

податливость мнению других

неореализм

противоречие

романтизм

 

Вопрос 19. Ритуальное взаимодействие – это…

символическое выражение социальных отношений

субъективный идеализм

трансформизм

фенометализм

 

Вопрос 20. Групповая активность - это…

приспособление различных линий индивидуального поведения

функциональная зависимость

эволюционная этика

этический релятивизм

 

Вопрос 21. Культура - это...

специфическое поведение человека

независимое поведение человека

зависимое поведение человека

политическое поведение человека

 

Вопрос 22. Культурные универсалии – это…

нормы, ценности, правила, традиции

связи, конфликты,войны

свадьбы, разводы, миграция

черты, области,типы

 

Вопрос 23. Ценности - это...

ощепринятые убеждения людей

мимолетные связи между людьми

экономические связи между людьми

политические связи между людьми

 

Вопрос 24. Правила – это...

социальные нормы

экономические нормы

политические нормы

Педагогические нормы

 

Вопрос 25. Субкультура – это...

взаимодействие людей в какой-либо социальной группе

ценности какой-либо социальной группы

политические убеждения какой-либо социальной группы

юридические убеждения какой-либо социальной группы

 

Вопрос 26.Язык – это…

деловая игра

форма передачи человеческого опята

демографическая политика

международные отношения

 

Вопрос 27. Манеры - это…

внешние формы поведения человека

военные действия

модернизация

сознание

 

Вопрос 28. Этикет – это…

система правил поведения

пилотажное исследование

социальная стабильность

дезорганизация

 

Вопрос 29. Обычай – это…

традиционный порядок поведения

этический релятивизм

общественно-экономическая формация

международные отношения

 

Вопрос 30. Традиции – это…

элементы культурного наследия

интернационализм

социально-экономические отношения

антиципация

 

Вопрос 31. Элитарная культура – это…

форма культуры для высших слоев общества

мировоззрение

социально-экономические отношения

нравственность

 

Вопрос 32. Массовая культура – это…

форма культуры для широкой публики

лонгитюдное исследование

социально-экономические отношения

корреляция

 

Вопрос 33. Контркультура – это…

субкультура, противоречащая господствующей культуре

научно-техническая революция

социально-экономические отношения

дисперсионный анализ

 

Вопрос 34. Ритуал – это…

символические коллективные действия

секуляризация

революция

антиципация

 

Вопрос 35. Привычки – это…

установившаяся схема поведения

общественно-экономическая формация

социально-экономические отношения

общий кризис капитализма

 

Вопрос 36. Личность - это...

независимое поведение человека

субъект социальных отношений

зависимое поведение человека

политическое поведение человека

 

Вопрос 37. Социальная роль – это…

способ поведения людей

конфликты людей

миграция людей

черты людей

 

Вопрос 38. Социальный статус - это…

место в социальной системе

место в политической системе

место в экономической системе

место в педагогической системе

 

Вопрос 74. Социальные нормы – это…

правила

этикет

традиции

обряды

 

Вопрос 75. Девиантное поведение - это…

нежелательные формы поведения

доброжелательные формы поведения

одобряемые формы поведения

правильные формы поведения

 

Вопрос 76. Социализация - это…

процесс усвоения норм и ценностей

расположение социальных слоев

биогенетический закон

волюнтаризм

 

Вопрос 77. Люмпен - это…

деклассированный человек

критический реализм

мировоззрение

мышление

 

Вопрос 78. Социальное изменение – это…

изменение социальной структуры общества

изменение поведения человека

изменение культурных ценностей

изменение социального статуса

 

Вопрос 79. Прогресс- это…

движение от низшего к высшему

конфликты людей

миграция людей

черты людей

 

Вопрос 80. Регресс – это…

место в политической системе

негативные изменения в обществе

место в экономической системе

место в педагогической системе

Вопрос 81. Социальная эволюция – это…

прогрессивные преобразования

педагогические преобразования

традиционные преобразования

модные преобразования

 

Вопрос 82. Социальная революция-это….

быстрые изменения

медленные изменения

отсутствие изменений

нежелательные изменения






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных