Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наука и техника. Влияние науки на технический прогресс




Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ», которое означало умение, мастерство, искусство.

Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыс­лах:

• как общее название технических устройств, применяемых в раз­ных сферах деятельности;

• как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности (техника письма, рисования, техника выполне­ния физических упражнений и т. п.).

Применение и изготовление технических средств — специфичес­кий признак человеческой деятельности. Человек помещает между со­бой и природой технические средства труда.

Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека и их функций. Ткацкий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и железнодорожный транспорт воспроизводит функ­цию передвижения и т. д.

В основе развития технических средств лежат:

• принцип функционального моделирования;

• принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует не­совершенство человеческих органов как орудий воздействия на при­роду: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника об­
разуют единую систему).

Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Вся история техники — это история последовательного замещения технологических функций человека.

Технический прогресс — это последовательная передача, преобра­зование трудовых функций человека в функции технических средств:

• транспортная функция (подъем, перемещение грузов) человека была передана техническим механическим устройствам (рычаг, ка­ток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п.; «машина сочетание соединенных вместе деревянных частей, обладающее ог­ромными силами для передвижения тяжестей», — так писал рим­ский инженер Витрувий в I в. до н. э.).

• энергетическая функция человека была передана техническим средствам: водяное колесо, паровой двигатель, электрический мо­тор и т. п.;

• технологическая функция (направленная на изменение предмета труда: резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисление материала и т. п.) более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений (примером первого технического средства для замены человека в выполнении технологических фун­кций является сверлильный станок, ткацкий станок; одна из ран­них технологических машин — водяная мельница была создана и применялась еще в I в. до н. э.).

• В развитии технологических машин выделяют три направления: становление таких машин, как прессы, молоты (увеличение раз­меров ручных орудий при сохранении схемы их действия);

• становление таких машин, как токарные, сверлильные и дерево­обрабатывающие станки, которые обеспечивали необходимые движения;

• становление таких машин, как прядильные, ткацкие станки, кото­рые выполняли технологические функции пальцев рук человека (эти машины ознаменовали техническую революцию XVIII—XIX вв.).

В XIX в. возник новый тип промышленного предприятия — меха­низированные фабрики, оборудованные системой машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть пе­редаточных механизмов; функция контроля и управления была пере­дана от человека к техническим средствам — что составляет содержа­ние автоматизации производственных процессов (первые автомати­ческие устройства создавались с древности: пневмоавтоматы для открывания дверей храма, для ловушек грабителей пирамид и т. п.; в XII в. философ Болыцтадт построил робота для открывания дверей; в XVIII в. «театр автоматов» русского механика И. Кулибина; первые промышленные автоматы в XVIII в.: регулятор уровня воды в котле паровой машины, регулятор вращения вала паровой машины).

В XX в. созданы электронные регулирующие приборы, автомати­зированные технологические системы, автоматизированные системы управления (АСУ), системы дистанционного управления. Развитие капитализма, конкуренция, стремление произвести более дешевые товары стимулировали рационализацию производства, созда­ние и внедрение новой техники. Развитие науки является одним из глав­ных условий развития техники.

Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиции:

- наука играет определяющую роль: наука — производство знаний, а техника — применение полученных знаний;

- наука и техника независимые, самостоятельные явления, взаимо­действующие на определенных этапах своего развития: наука стре­мится к истине, а техника развивается для решения практических проблем;

- ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влия­нием потребностей техники. Мельница, часы, насосы, паровой дви­гатель создавались практиками, а соответствующие разделы на­уки возникают позднее и представляют собой теоретическое ос­мысление действия технических устройств. Человек в древности научился выплавлять металл, не зная физических и химических законов. Знания «как делать» могут приходить от предков и богов, без понимания научных законов. Человек может использовать за­коны природы, не зная, не понимая их, не сумев отделить законо­мерное от случайного. Если заменить человека техническим уст­ройством, то результат зависит от устройства машины, действие механизма всегда приводит к однозначному результату, а механизм можно изучать, как он работает, выявить закономерности. В тех­нике моделируются связи природы, а наука их исследует и описы­вает в теориях. Наука, с точки зрения этого подхода, возникает тог­да, когда ученые обращаются к исследованию технических уст­ройств, и выявляют знание о реальных связях в природе. Так возникает наука механики — первая из естественных наук. Наука вплоть до конца XIX в. шла вслед за техникой, за изобретениями практиков (часовщик Уайт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную машину, ювелир Фултон — пароход).

В конце XIX в. ситуация меняется: целые отрасли промышленнос­ти и техники создаются на основе открытий науки: электротехничес­кая, электронная, химическая, различные виды машиностроения; В настоящее время создание новых видов техническихустройств опира­ется на научные разработки. Технические проблемы стимулируют раз­витие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотношения науки и техники из­менялись в историческом процессе: от первенства техники к первен­ству науки.

Начало научно-технической революции относят к середине 40-х гг. XX в.: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развития общества.

НТР изменяет:

• условия, характер и содержание труда;

• структуру производительных сил и общественное разделение труда;

• отраслевую и профессиональную структуру общества;

• вызывает рост производительности труда; (например произво­дительность труда в обрабатывающей промышленности США в 1995 г. в 5 раз выше, чем в 1950 г., производительность труда в сельском хозяйстве США в 35 раз возросла по сравнению с 1900г.);

• оказывает воздействие на все стороны жизни общества, вклю­чая культуру, быт, психологию людей;

• оказывает влияние на взаимоотношения общества, человека и
природы, обусловливает появление глобальных проблем совре­менного человечества;

Главные научно-технические направления НТР:

• комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством;

• открытие и использование новых видов энергии;

• создание и применение новых конструкционных материалов;

• биотехнология;

• информатизация.

Знания и информация становятся основным ресурсом современно­го производства.

Овладение электрической энергией и атомной энергией в XX в. обусловило революционные изменения в технике. В начале 90-х гг. XX в. по научно-техническому потенциалу первое место занимали США (1 млн ученых, 2,8 % валового национального продукта на научные работы), второе место — СССР (2 млн ученых, 3,5 % валового наци­онального продукта СССР на науку). За время рыночных реформ в России(1990—2000 гг.) к 2000 году количество ученых сократилось в 2 раза, затраты на науку составляют менее 1 % ВНП, фактическая сумма затрат на науку в современной России в тысячи раз меньше затрат США (в США в год на науку — 200 млрд долларов, в России в год 115 млн долларов), научно-технический потенциал утрачен во многих областях науки и техники.

Философия техники изучает:

• природу и сущность техники и ее значение для судеб человечес­кой культуры;

• проводит оценку технических проектов, прогнозы развития тех­ники и инженерного образования;

Зарубежные философы техники вслед за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфордом связывают с техникой кризис европейской куль­туры и цивилизации. Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу себе и природу, и самого че­ловека. Ясперс утверждает, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от влас­ти созданной им техники. В результате природа и человек деградиру­ют, разрушаются, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины — поставляющего про­изводства. Мэмфорт видит причину кризиса в чрезмерном усилении в культуре значения «мегамашин» — сложных иерархических органи­заций человеческой деятельности.

Но Хайдеггер и Мэмфорт верят, что можно решить проблемы, по­рожденные техникой, опять же с помощью техники, но более гуманной и совершенной: выбрать и развивать те технологии, которые находят­ся в гармонии с природой.

Философия техники — это широкая рефлексия над техникой, вклю­чающая не только философские, но и методологические, аксиологичес­кие, символические, проектные формы анализа.

Техника — это не просто орудия, машины, механизмы, сооруже­ния (некая субстанция), а прежде всего предстает как глубинный и гло­бальный аспект человеческой деятельности и культуры. Изучение тех­ники предполагает признание неблагополучия, кризис культуры, тре­бование понять технику как момент этого неблагополучия. Техника является неотъемлемой стороной современной культуры и цивилиза­ции, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, про­тиворечиями.

В технике Нового времени человек видит действие законов природы и свое собственное техническое творчество. Само выделение техники в современной культуре происходило при одновременном формировании особого культурного замысла: описать в естественной науке законы при­роды, а затем, опираясь на эти законы, создать такие условия, в кото­рых бы «высвобождались» и целенаправленно использовались силы и энергии природы (это задача инженерной деятельности), и наконец на основе инженерных разработок создать промышленность, которая бы обеспечила потребности человека. Современные исследования пока­зывают, что отрицательные последствия развития современной техники делают вклады в три основные кризиса:

• разрушение и изменение природы (экологический кризис);

• изменение и разрушение человека (антропологический кризис);

• неконтролируемые изменения деятельности организаций, соци­альных инфраструктур;

Влияние техники на человека и его образ жизни менее заметно, чем негативное влияние техники на природу. Тем не менее оно существен­но. Здесь и полная зависимость человека от технических систем обес­печения, и технические ритмы, которым должен подчиняться человек (производственные ритмы и циклы, транспортные, коммуникационные ритмы, скорости процессов), и потребности, которые исподволь или явно формируют технические новации. Человек и природа не успевают адаптироваться к стремительному развитию технической цивилизации.

Изучение техники должно помочь в разрешении кризиса нашей куль­туры, должно исходить из идей ограничения экстенсивного развития техники (или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса), трансформации технического мира, концепций создания принципиально новой техники, которая обеспечивает безопасное раз­витие и существование человека, природы, техники.

Наряду с минимизацией потребностей и их разумным развитием, отказа от инженерных проектов, эффект и последствия которых невоз­можно точно определить, должно измениться и само понимание техни­ки. Должно прийти новое понимание техники, с одной стороны, как про­явление сложных интеллектуальных и социокультурных процессов (познания, исследования, инженерной и проектировочной деятельно­сти, развития технологий и т. д.), с другой стороны, как особой среды обитания человека, навязывающей ему архетипы, ритмы функциони­рования, эстетические образы и т. п. Техника включена в человеческое существование и влияет значительно на него. Техника событийна, в технике человек встречается с самим собой, со своими замыслами и идеями, но такими, которые выступают в форме отчужденной техни­ческой реальности. В отношении к технике человеку надо решать не только проблемы эффективности или надежности, но и такие пробле­мы, как судьба техники, смысл техники, сосуществование с техникой, освобождение от технической обусловленности и т. п. То есть необходимо решать сугубо философские и гуманитарные проблемы, связана самостоятельная реальность, техника дается сознанию в фор­ме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются людьми как благо или напротив как несвобода, уг­роза существованию. Техника XX в. поставила человека перед выбором либо ты - личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. Человек не должен в технике забывать самого себя.

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Егоров Ю.Л. Методологические проблемы современного научного познания. М., 1993.
  2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006. – 460 с.
  3. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1997.
  4. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: «Дашков и Ко», 2008. – 244 с.

Вопросы для закрепления знаний:

1. Что такое наука? Назовите ее основные задачи и функции.

2. Какова роль науки в формировании картины мира?

3. Какова роль науки в современном обществе?

4. Дайте определение понятием сциентизм и антисциентизм?

5. Способен ли научный прогресс привести к концу света?

 

 

Лекция №2. «Как создать научную работу»

План:

1. Научно-исследовательская работа студентов и ее особенности

2. Формы организации научного труда студентов в КФ ГОУВПО «ЧелГУ»: научно-исследовательские группы, научные лаборатории, СНО.

Цель: Изучить особенности научно-исследовательской работы студентов и основные формы организации их научного труда, способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

Ключевые слова: научная работа, научно-исследовательская группа, научная лаборатория, студенческое научное общество.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных