ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Наука и техника. Влияние науки на технический прогрессПонятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ», которое означало умение, мастерство, искусство. Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах: • как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности; • как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности (техника письма, рисования, техника выполнения физических упражнений и т. п.). Применение и изготовление технических средств — специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и природой технические средства труда. Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека и их функций. Ткацкий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и железнодорожный транспорт воспроизводит функцию передвижения и т. д. В основе развития технических средств лежат: • принцип функционального моделирования; • принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника об Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Вся история техники — это история последовательного замещения технологических функций человека. Технический прогресс — это последовательная передача, преобразование трудовых функций человека в функции технических средств: • транспортная функция (подъем, перемещение грузов) человека была передана техническим механическим устройствам (рычаг, каток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п.; «машина сочетание соединенных вместе деревянных частей, обладающее огромными силами для передвижения тяжестей», — так писал римский инженер Витрувий в I в. до н. э.). • энергетическая функция человека была передана техническим средствам: водяное колесо, паровой двигатель, электрический мотор и т. п.; • технологическая функция (направленная на изменение предмета труда: резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисление материала и т. п.) более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений (примером первого технического средства для замены человека в выполнении технологических функций является сверлильный станок, ткацкий станок; одна из ранних технологических машин — водяная мельница была создана и применялась еще в I в. до н. э.). • В развитии технологических машин выделяют три направления: становление таких машин, как прессы, молоты (увеличение размеров ручных орудий при сохранении схемы их действия); • становление таких машин, как токарные, сверлильные и деревообрабатывающие станки, которые обеспечивали необходимые движения; • становление таких машин, как прядильные, ткацкие станки, которые выполняли технологические функции пальцев рук человека (эти машины ознаменовали техническую революцию XVIII—XIX вв.). В XIX в. возник новый тип промышленного предприятия — механизированные фабрики, оборудованные системой машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов; функция контроля и управления была передана от человека к техническим средствам — что составляет содержание автоматизации производственных процессов (первые автоматические устройства создавались с древности: пневмоавтоматы для открывания дверей храма, для ловушек грабителей пирамид и т. п.; в XII в. философ Болыцтадт построил робота для открывания дверей; в XVIII в. «театр автоматов» русского механика И. Кулибина; первые промышленные автоматы в XVIII в.: регулятор уровня воды в котле паровой машины, регулятор вращения вала паровой машины). В XX в. созданы электронные регулирующие приборы, автоматизированные технологические системы, автоматизированные системы управления (АСУ), системы дистанционного управления. Развитие капитализма, конкуренция, стремление произвести более дешевые товары стимулировали рационализацию производства, создание и внедрение новой техники. Развитие науки является одним из главных условий развития техники. Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиции: - наука играет определяющую роль: наука — производство знаний, а техника — применение полученных знаний; - наука и техника независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития: наука стремится к истине, а техника развивается для решения практических проблем; - ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники. Мельница, часы, насосы, паровой двигатель создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств. Человек в древности научился выплавлять металл, не зная физических и химических законов. Знания «как делать» могут приходить от предков и богов, без понимания научных законов. Человек может использовать законы природы, не зная, не понимая их, не сумев отделить закономерное от случайного. Если заменить человека техническим устройством, то результат зависит от устройства машины, действие механизма всегда приводит к однозначному результату, а механизм можно изучать, как он работает, выявить закономерности. В технике моделируются связи природы, а наука их исследует и описывает в теориях. Наука, с точки зрения этого подхода, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств, и выявляют знание о реальных связях в природе. Так возникает наука механики — первая из естественных наук. Наука вплоть до конца XIX в. шла вслед за техникой, за изобретениями практиков (часовщик Уайт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную машину, ювелир Фултон — пароход). В конце XIX в. ситуация меняется: целые отрасли промышленности и техники создаются на основе открытий науки: электротехническая, электронная, химическая, различные виды машиностроения; В настоящее время создание новых видов техническихустройств опирается на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: от первенства техники к первенству науки. Начало научно-технической революции относят к середине 40-х гг. XX в.: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развития общества. НТР изменяет: • условия, характер и содержание труда; • структуру производительных сил и общественное разделение труда; • отраслевую и профессиональную структуру общества; • вызывает рост производительности труда; (например производительность труда в обрабатывающей промышленности США в 1995 г. в 5 раз выше, чем в 1950 г., производительность труда в сельском хозяйстве США в 35 раз возросла по сравнению с 1900г.); • оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей; • оказывает влияние на взаимоотношения общества, человека и Главные научно-технические направления НТР: • комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; • открытие и использование новых видов энергии; • создание и применение новых конструкционных материалов; • биотехнология; • информатизация. Знания и информация становятся основным ресурсом современного производства. Овладение электрической энергией и атомной энергией в XX в. обусловило революционные изменения в технике. В начале 90-х гг. XX в. по научно-техническому потенциалу первое место занимали США (1 млн ученых, 2,8 % валового национального продукта на научные работы), второе место — СССР (2 млн ученых, 3,5 % валового национального продукта СССР на науку). За время рыночных реформ в России(1990—2000 гг.) к 2000 году количество ученых сократилось в 2 раза, затраты на науку составляют менее 1 % ВНП, фактическая сумма затрат на науку в современной России в тысячи раз меньше затрат США (в США в год на науку — 200 млрд долларов, в России в год 115 млн долларов), научно-технический потенциал утрачен во многих областях науки и техники. Философия техники изучает: • природу и сущность техники и ее значение для судеб человеческой культуры; • проводит оценку технических проектов, прогнозы развития техники и инженерного образования; Зарубежные философы техники вслед за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфордом связывают с техникой кризис европейской культуры и цивилизации. Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу себе и природу, и самого человека. Ясперс утверждает, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, разрушаются, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины — поставляющего производства. Мэмфорт видит причину кризиса в чрезмерном усилении в культуре значения «мегамашин» — сложных иерархических организаций человеческой деятельности. Но Хайдеггер и Мэмфорт верят, что можно решить проблемы, порожденные техникой, опять же с помощью техники, но более гуманной и совершенной: выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой. Философия техники — это широкая рефлексия над техникой, включающая не только философские, но и методологические, аксиологические, символические, проектные формы анализа. Техника — это не просто орудия, машины, механизмы, сооружения (некая субстанция), а прежде всего предстает как глубинный и глобальный аспект человеческой деятельности и культуры. Изучение техники предполагает признание неблагополучия, кризис культуры, требование понять технику как момент этого неблагополучия. Техника является неотъемлемой стороной современной культуры и цивилизации, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями. В технике Нового времени человек видит действие законов природы и свое собственное техническое творчество. Само выделение техники в современной культуре происходило при одновременном формировании особого культурного замысла: описать в естественной науке законы природы, а затем, опираясь на эти законы, создать такие условия, в которых бы «высвобождались» и целенаправленно использовались силы и энергии природы (это задача инженерной деятельности), и наконец на основе инженерных разработок создать промышленность, которая бы обеспечила потребности человека. Современные исследования показывают, что отрицательные последствия развития современной техники делают вклады в три основные кризиса: • разрушение и изменение природы (экологический кризис); • изменение и разрушение человека (антропологический кризис); • неконтролируемые изменения деятельности организаций, социальных инфраструктур; Влияние техники на человека и его образ жизни менее заметно, чем негативное влияние техники на природу. Тем не менее оно существенно. Здесь и полная зависимость человека от технических систем обеспечения, и технические ритмы, которым должен подчиняться человек (производственные ритмы и циклы, транспортные, коммуникационные ритмы, скорости процессов), и потребности, которые исподволь или явно формируют технические новации. Человек и природа не успевают адаптироваться к стремительному развитию технической цивилизации. Изучение техники должно помочь в разрешении кризиса нашей культуры, должно исходить из идей ограничения экстенсивного развития техники (или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса), трансформации технического мира, концепций создания принципиально новой техники, которая обеспечивает безопасное развитие и существование человека, природы, техники. Наряду с минимизацией потребностей и их разумным развитием, отказа от инженерных проектов, эффект и последствия которых невозможно точно определить, должно измениться и само понимание техники. Должно прийти новое понимание техники, с одной стороны, как проявление сложных интеллектуальных и социокультурных процессов (познания, исследования, инженерной и проектировочной деятельности, развития технологий и т. д.), с другой стороны, как особой среды обитания человека, навязывающей ему архетипы, ритмы функционирования, эстетические образы и т. п. Техника включена в человеческое существование и влияет значительно на него. Техника событийна, в технике человек встречается с самим собой, со своими замыслами и идеями, но такими, которые выступают в форме отчужденной технической реальности. В отношении к технике человеку надо решать не только проблемы эффективности или надежности, но и такие проблемы, как судьба техники, смысл техники, сосуществование с техникой, освобождение от технической обусловленности и т. п. То есть необходимо решать сугубо философские и гуманитарные проблемы, связана самостоятельная реальность, техника дается сознанию в форме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются людьми как благо или напротив как несвобода, угроза существованию. Техника XX в. поставила человека перед выбором либо ты - личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. Человек не должен в технике забывать самого себя.
Рекомендуемая литература:
Вопросы для закрепления знаний: 1. Что такое наука? Назовите ее основные задачи и функции. 2. Какова роль науки в формировании картины мира? 3. Какова роль науки в современном обществе? 4. Дайте определение понятием сциентизм и антисциентизм? 5. Способен ли научный прогресс привести к концу света?
Лекция №2. «Как создать научную работу» План: 1. Научно-исследовательская работа студентов и ее особенности 2. Формы организации научного труда студентов в КФ ГОУВПО «ЧелГУ»: научно-исследовательские группы, научные лаборатории, СНО. Цель: Изучить особенности научно-исследовательской работы студентов и основные формы организации их научного труда, способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач Ключевые слова: научная работа, научно-исследовательская группа, научная лаборатория, студенческое научное общество.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|